Разработка урока географии в 9 классе "Северный Кавказ"
план-конспект урока по географии (9 класс)
Цельурока - оценить ФГП и ЭГП Северного Кавказа, выяснить особенности природных условий, природных ресурсов района и хозяйственной деятельности человека, определить национальный состав населения. Выполнить проблемные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnyy_kavkaz.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Северный Кавказ.
Цель: оценить ФГП и ЭГП Северного Кавказа, выяснить особенности природных условий, природных ресурсов района и хозяйственной деятельности человека, определить национальный состав населения.
Развивающие:
- Развивать умения работать с тематическими картами и текстом учебника.
- Развивать способности к анализу, сопоставлению.
- Развивать творческие способности, познавательную активность.
- Формировать интерес к предмету.
- Формировать навыки выступления перед аудиторией.
Тип урока: комбинированный урок, формирование новых знаний. Методы: Словесные, наглядные, практические, исследовательский.
Оборудование: физическая карта России, Административно-территориальное деление РФ, учебник, атлас, контурные карты, карточки - задания для обучающихся, компьютер с проектором.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Анализ проблемных ситуаций.
- Проведение физминутки.
- Просмотр видеофрагмента «Население Кавказа»
- Работа на контурной карте.
- Подведение итогов урока.
Настрой учащихся на урок. Сегодня мы с вами поговорим о новом районе. Познакомимся с особенностями ФГП и ЭГП района, природными условиями и ресурсами.
Но знакомиться мы будем, анализируя материал, который вы получили. Работать будем в парах.
Для анализа текста вам отводится 5 минут. Используя атласы, учебник постарайтесь, как можно точнее разобрать предложенную ситуацию, найти верное решение или предложить свои ответ.
Задание 1.
- Учащиеся 9 класса, изучая географическое положение Кавказа сделали следующие выводы:
«Кавказские горы расположены на огромном перешейке между Азовским и Каспийским морями. Это самая южная часть российской территории. По гребням Кавказа проходит граница РФ со странами Закавказья: Турция, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Армения. От Русской равнины Кавказ отделен Манычуйской впадиной, на месте которой в среднечетвертичное время существовал морской пролив».
- Со всеми ли выводами вы согласны?
Задание 2.
- В заметке одной малоизвестной газеты была небольшая статья о климате Кавказа.
- «Северный Кавказ – это самый живописный регион России, привлекающий к себе огромное количество желающих насладиться климатом и природой. Вспоминая уроки географии, мы знаем, что горы расположены в умеренном климатическом поясе, в области континентального климата. На побережье Каспийского моря с недавних пор стали выделять зону тропиков»
- Со всеми ли выводами вы согласны?
Задание 3.
- Семенов Иван Петрович получил письмо от друга детства, Калашникова Владимира Сергеевича, который проживает в настоящее время в республике Адыгея. Владимир Сергеевич приглашает в гости Ивана Петровича. Иван Петрович принял приглашение и завтра решил подать документы на загранпаспорт для въезда в республику.
- Понадобится ли загранпаспорт Ивану Петровичу?
Задание 4.
- Жителю Таймырского Автономного округа, Евгению Борисовичу Лоськину, предложили отдохнуть в санатории Ставропольского края. Евгений Борисович взял с собой самые теплые вещи: шубу, шапку-ушанку, валенки и др., так как на улице была зима.
- Пригодятся ли теплые вещи Евгению Борисовичу?
Задание 5.
- Семья Поповых решила отдохнуть летом на побережье Черного моря, только старшая дочь Ольга с ними поехать не сможет, так как у нее экзамены в университете. Оля слышала о знаменитой хохломской росписи и попросила подарок - сувенир с этой росписью.
- Привезут ли Оле сувенир с хохломской росписью? Какие сувениры можно привести из этого региона?
Задание 6.
- Семья Петровых летом хочет побывать на Кавказе. В одном из туристических агентств они получили следующий рекламный буклет:
«Только здесь Вас ожидает незабываемый отдых в Средиземноморье, здесь можно увидеть дельту крупнейшей реки России, побывать на самых больших склонах горы Белуха. Богатое морское побережье, горный ландшафт создали в нашем регионе идеальные условия для туризма».
- Какие неточности можно увидеть в этом буклете?
Задание 7.
- Катя с 13 лет занимается альпинизмом. Ее друзья собираются поехать в Приэльбрусье – район горного туризма. Катя боится с ними ехать, так как на Северном Кавказе возможны подземные толчки – землетрясения.
- Права Катя? Возможны ли на Северном Кавказе землетрясения?
Задание 8.
- Прочитайте внимательно текст и подумайте, все ли утверждения верны?
- «Сложная история геологического развития региона – причина богатств недр Кавказа различными полезными ископаемыми. Не даром в народе Кавказ называют «Каменный пояс земли». Главное богатство Предкавказья – колоссальные запасы медных руд. В центральной части Большого Кавказа добывают полиметаллические руды, железные руды, молибденовые руды. Особенно славится Кавказ большими запасами алмазов».
Задание 9.
- Изучая карту «Федеративное устройство России», учащиеся установили состав экономического района Европейский Юг:
7 республик – Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия –Алания, Ингушетия, Чечня, Калмыкия, Крым; 1 область, город федерального значения Симферополь.
- Вы согласны с этим составом?
Задание 10.
- Правильно ли утверждение?
- «На сравнительно небольшой территории проживает около 22 млн. человек. Доля городского населения значительно ниже, чем доля сельского населения. Это объясняется сложившейся специализацией сельского хозяйства. В животноводстве преобладает разведение верблюдов, т.к. район характеризуется обширными зелеными равнинами».
- Какие еще отрасли животноводства получили развитие в этом районе?
Задание 11.
- Иван Степанович для укрепления своего здоровья стал покупать в аптеке минеральную воду Кавказа: «Ессентуки», «Нарзан», но цена его не устраивала. В местном магазине он увидел минеральную воду «Астраханская», «Саянская», которые по цене его устраивали.
- Может ли эта вода производиться на Кавказе?
- Какими лечебными свойствами может обладать минеральная вода?
- Какое крупное месторождение минеральной воды находится на юге Ставропольского края?
Задание 12.
- Россия – морская держава. Она омывается водами четырех океанов (назовите каких). Европейский Юг России имеет выход к морям Атлантического океана. Азовское море является внутренним, и не имеет связи с Мировым океаном. Южная Россия – Северный Кавказ обладает протяженной береговой линией. Вдоль побережья расположены крупные города – порты: Севастополь, Новороссийск, Сухум, Владикавказ, Астрахань, Архангельск.
- Согласны ли вы с прочитанным текстом?
Задание 13.
- Учащиеся 8 класса, подготовили материал для классного часа. Вот что у них получилось:
«Россия – многонациональное государство. Каждый из народов России отличается по языку, укладу жизни, традициям, культуре, по трудовым навыкам. На территории Европейского Юга проживает довольно незначительное количество народов. Они исповедуют ислам, и являются приверженцами местных традиционных верований».
- С какими высказываниями вы согласны, и где вы можете предложить правильный вариант.
Задание 14.
- Крым — бо́льшая часть полуострова (за исключением северной части Арабатской стрелки) в результате событий февраля-марта 2014 года была присоединена к России с образованием новых субъектов федерации (Каких?). Согласно административно-территориальному делению Украины по прежнему входит в состав Украины (как Автономная Республика Крым и город со специальным статусом - Какой? ).
- Какие еще спорные территории можно выделить на территории Европейского Юга России?
Физминутка.
Просмотр видеофрагмента «Население Кавказа»
Работа на контурной карте: Показать состав экономического района «Европейский Юг», обозначить границы России, подписать береговую линию, города-порты.
Подведение итогов урока: Европейский ЮГ это:
- Он самый южный.
- Самый горный.
- Он самый многонациональный.
- Самый курортный.
- Самый нестабильный.
Домашнее задание: Пар.29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока географии 8 класс "Кавказ"
разработка урока по геогрфии России 8 класс по теме "Кавказ"...
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Разработка урока географии в сводном 8-9 классе по теме «Северный Кавказ».
разработка урока...