Сочинение по картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Сочинение по картине М.В.Нестерова "Видение отроку Варфоломею" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_nesterova_videnie_otroku.8_klass.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Цели: - помочь учащимся понять идею картины;

        - обогатить словарь учащихся историзмами и архаизмами;

- формировать гражданские и нравственные чувства старшеклассников.

                                Ход урока:

1. Вступительное слово.

Каким представился вам этот святой, «просиявший в земле Русской»?

Человеком нравственной чистоты, мудрым, умным, посвятившим свою жизнь Богу и людям.

Кем было составлено «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца»?

В 1418 году учеником Епифанием.

Преподобный – максимально (очень) подобный высшему идеалу. Преподобными называют святых, которые своими подвигами и святостью жизни достигли высшего нравственного достоинства.

В какую историческую эпоху жил Сергий Радонежский?

В 1314-1392гг, во времена нашествия татаро-монгольских полчищ.

Расскажите о семье, в которой воспитывался Варфоломей, будущий Сергий Радонежский?

Родители Варфоломея были благочестивы и праведны. Будучи знатными ростовскими боярами, они тем не менее вели жизнь простую, с крепким укладом.

Что огорчало Варфоломея в период обучения его в церковной школе?

Не мог постичь грамоту, что огорчало и его самого, и родителей, и учителя.

Сумел ли художник на картине выразить черты характера, свойственные Варфоломею?

Да, художник запечатлел в созерцательной позе мечтательного, тихого и скромного мальчика.

2. Рассказ о художнике.

        Михаил Васильевич Нестеров родился в семье, жившей по старинному укладу: ходили в церковь, соблюдали посты, радовались праздникам. Все переживания детства Нестерова, его представления о высшей правде, о совершенной красоте связывались с религиозным чувством, что не могло не отразиться в его художественном творчестве.

В 1877 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Нестеров рано стал самобытным художником, сказавшим свое слово в искусстве. Героями своих картин художник выбрал людей особого склада, натуры, чистые в своих помыслах.

Картиной «Видение отроку Варфоломею» Нестеров начал ряд картин, посвященных жизни и трудам Сергия Радонежского, выдающегося деятеля древней Руси, способствовавшего ее объединению.

Нестеров вспоминал: «Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать».

В его картинах высказано свое понимание идеи русского народа, русского духа в крутые переломные эпохи истории.

3. Беседа по картине.

Какой момент легенды отражен на картине?

Отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания его молитвы.

Что вы видите в глазах мальчика?

Душевную чистоту, спокойствие, ожидание, но они печальны.

Как вы думаете, о чем диалог двух встретившихся людей?

Варфоломей поведал монаху свою печаль: он не может овладеть грамотой. Монах ему сказал, что теперь, по благословению Божьему, он научится читать и будет мудрым.

Каким изображен старец-монах?

Его лицо почти целиком закрыто капюшоном. Он стоит, слегка наклонив голову.

Что можно сказать про пейзаж картины?

Пейзаж в картине тесно связан с человеком, с настроением мальчика.

Изображена осень: нивы сжаты, покраснела рябина, облетают золотые листья берез.

Природа охвачена тишиной, в ней нет ярких красок.

- Нестерова, по его собственному выражению, в искусстве «всегда больше привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа». И в герое его картины угадывается жажда духовного совершенства, готового к испытаниям и лишениям.

4. Работа с текстом.

1. Все знают  картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами – белоголовый, худенький, в онучах – кажется олицетворением стародавней России – ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее неоглядных далей, тихих лесов, ее легенд и сказок.

Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.

Самое замечательное в этой картине – пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе видны каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка – березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы.

Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нем выражена прекрасная сущность русского характера. (К. Паустовский. «Заметки о живописи»)

Чем вас заинтересовал текст К.Паустовского?

Поэтичность описания картины, безграничная любовь автора к родной земле, язык писателя красив.

Какими художественно-изобразительными средствами языка пользуется писатель для описания картины и своих чувств?

Использует эпитеты: хрустальный светильник, синеглазые реки, тихая красота России; сравнения: чистый, как ключевая вода, воздух; девочка-березка; ударяет по сердцу, сдержать невольные слезы – оценочные словосочетания.

К какому стилю речи мы можем отнести этот текст?

Художественный стиль с элементами публицистического (обращение к читателям, стремление их убедить, эмоциональность)

- В тексте 154 слова, из них прилагательных – 26, причастий – 4, существительных – 52, глаголов – 9. Исходя из этого, можем сделать вывод, что текст представляет собой описание с некоторыми элементами повествования.

2. «Художник, часто живя недалеко от Троице-Сергиевского монастыря, хорошо знал природу этих мест. В основу будущей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890гг) легло множество пейзажных зарисовок, пронизанных тонким поэтическим чувством.

Маленькая болезненная девочка из деревни Комякина послужила моделью для отрока Варфоломея.

Мягкие очертания холмов, ритмически повторяемые первым и вторым планами, тонкие деревца, покрытые осенней листвой, прозрачный воздух создают особый мир, исполненный созерцательности и тишины. Хрупкая фигура отрока с молитвенно сложенными руками кажется трогательно-беззащитной. Но печально-проникновенное выражение глаз, в которых светятся непоколебимая вера и желание служения этой вере, поражают недетской силой убежденности.

Более лаконична фигура монаха. Капюшон почти целиком закрывает его лицо. Легкий наклон головы, тонкие пальцы, держащие ковчег, создают образ, лишенный зримой конкретности, несущей в себе некую отвлеченность, призванную открыть истину тому, к кому он послан.

Картина была экспонирована на 18 передвижной выставке. Она несла идею, которая еще не находила  в русском искусстве этой эпохи своего живописного выражения, идею, заключавшую в себе веру в возможность чудесных нравственных перевоплощений в духовной жизни человека». (П.А.Буевская)

Что нового о картине вы узнали из этого текста?

Художник писал картину недалеко от Троице-Сергиевого монастыря. Моделью образа Варфоломея послужила девочка из деревни. Обращено внимание на фигуру монаха.

Есть ли разница в языковом оформлении текстов и в чем она заключается?

Язык Паустовского поэтичен; он использует яркие образные средства для описания картины и передачи своих чувств.

Текст Буевской менее эмоционален, автор сообщает о содержании картины более спокойно, не выражая открыто своих чувств, впечатлений, поэтому язык ее текста не так красочен.

К какому стилю можно  отнести 2-ой текст?

К научно-популярному: популярно и доступно рассказано о картине, использованы искусствоведческие термины.

Какой тип речи присутствует в тексте?

Описание и повествование, но преобладает описание.

- В тексте несколько абзацев, разных по объему. Они выделяются по признаку единства и некоторой законченности содержания. Есть повествовательные элементы: в них сообщается о создании картины (используются предложения с причастными и деепричастными оборотами, употребляются глаголы прошедшего времени, много описательных слов)

- Мы убедились, что и писатель Паустовский, и искусствовед Буевская для раскрытия содержания картины и ее изобразительных средства используют описание, но стиль описания различен, поскольку авторы решали различные задачи: один стремился передать свое впечатление, восприятие, чувства, целью другого было раскрыть содержание и смысл картины.

5. Написание сочинения.

        -Приступая к работе, уясните, о чем вы хотели бы рассказать и как, в какой форме (тип, речь, стиль).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Урок развития речи в 7 классе. Сочинение по картине М.А.Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Данный урок может быть проведён как в 7, так и в 8 классе, предпочтительно после изучения жития св. Сергия Радонежского. В разработке представлена краткая биография художника, отрывки из жития преподо...

Урок-мастерская по литературе по картине М.В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Урок развития речи. Работа над описанием картины М.В.Нестерова "Видение отроку Варфоломею". урок проводится после изучения жанра жития, после прочтения произведения Б.Зайцева "Житие Сергия Радонежског...

Сочинение по картине М.В.Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Подробный план-конспект урока развития речи.Наглядный материал к уроку-репродукции картин художника....

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...

Сочинение по картине (структура сочинения)

Презентация предназначена для учащихся 5-6 классов как образец написания сочинения по картине...