урок "Биологические ресурсы.Особо охраняемые природные территории"
план-конспект урока по географии (8 класс)
урок по географии 8 класс "Биологические ресурсы.Особо охраняемые природные территории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8klass.docx | 29.21 КБ |
biologicheskie_resursy_-_kopiya.pptx | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Биологические ресурсы. Особо охраняемые территории (ООПТ)»
Урок географии-8класс.
Цели и задачи урока:
Расширить и углубить знания учащихся о роли растений и животных в природе и жизни человека.
Сформировать понятие «биологические ресурсы», «заповедник», «национальный парк», «заказник», «памятник природы», «памятники всемирного наследия».
Показать примеры рационального и нерационального использования биологических ресурсов; познакомить с картой «Особо охраняемые территории, памятники всемирного наследия».
Сформировать умение прогнозировать изменение растительности и животного мира в результате хозяйственной деятельности человека.
По завершении урока учащиеся должны знать:
о роли биологических ресурсов в жизни и деятельности человека;
о способах рационального использования биологических ресурсов и их охране.
Предметные:
осуществляют изучение охраняемых территорий России, обобщают и делают выводы об экологическом состоянии природной среды, формулируют собственное отношение к анализируемым охраняемым территориям, их оценке, создают самостоятельно устно монологические высказывания на предложенную тему.
Метапредметные:
- личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества;
- познавательные:
воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; приводят примеры и строят рассуждения;
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием;
- коммуникативные: умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока : изучение нового материала
Методы: словесный (диалог), практический, информационный, рефлексивный.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуально-коллективная самостоятельная работа, работа с картами
Оборудование: оснащение рабочих мест учащихся: учебник «география 8 класс», физическая карта России, атласы.
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран, дополнительная литература
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте уважаемые члены жюри, здравствуйте ребята. Сегодня урок для вас проведу я. Меня зовут Шафигуллина Наталья Рамильевна.
2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
В начале урока нужно три человека для работы с дополнительной информацией и подготовки небольших докладов.(биолог, зоолог, эколог).
Внимание на экран. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока и его цель
(На экране изображения растений и фотографии животных)ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ребята скажите ,что мы будем с вами сегодня изучать.(растения и животные, охрана природы)
-Вот вы и сформулировали тему урока. «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира»
- Что мы должны знать к концу урока?
( о значении биологических ресурсов в жизни человека, узнаем о формах охраны дикой природы).
3. Изучение нового материала (Рассказ учителя с элементами беседы)
План.
1.Биологические ресурсы.
2. Ресурсы растительного мира.
3. Ресурсы животного мира.
4. Особо охраняемые природные территории.
-Какие природные ресурсы использовали наши предки в первобытном обществе?
(Они занимались охотой и собирательством: ресурсы животного мира, коренья, плоды и т. п.). То есть биологические ресурсы. Запишем определение понятия «биологические ресурсы» .
Биологические ресурсы - это растения и животные, которые человек использует или может использовать для своих целей . (Определение записывается в тетрадь.)
А сейчас я предлагаю вам определить к какому виду ресурса относится раздаточный материал и сделать вывод ,где это используется.
Стр.113-114 работа в группах 2 мин.
Ресурсы растительного мира - это растения, используемые человеком в хозяйственной деятельности. Что же дают человеку растения?
Ресурсы животного мира- это животные, используемые человеком в хозяйственной деятельности.
Что же дают человеку животные?
Вид ресурса | Использование ресурса |
1. Растительные ресурсы | 1. Пища. 2. Корма для домашних животных. 3. Лекарственные растения. 4. Поделочная и строительная древесина. 5. Топливо. 6. Сырьё для целлюлозно-бумажной, химической, фармацевтической, мебельной промышленности. 7. Сырьё для производства музыкальных инструментов |
2. Ресурсы животного мира | 1. Пушнина. 2. Пища (мясо, жир) - лось, кабан, пернатая дичь и т. д. 3. Шкуры - копытные животные. 4. Лекарственное сырьё (панты - молодые рога оленей) - основа для получения лекарства «пантокрин». 5. Рыбный промысел 6.средство передвижения. |
Работа с информацией на слайде
Многие растения имеют лекарственные свойства. Какие растения вы можете назвать?
Их называют "Зеленая аптека": Кипрей (Иван чай),крапива, мокрица, зверобой, душица, малина, календула, ромашка, шиповник, солодка и многие другие.
- Женьшень- "корень жизни".Женьшень — уникальное растение, живущее до 100 лет и известное своими многочисленными лечебными свойствами. При этом чем старше трава, тем ценнее ее корень и разнообразнее свойства. Это ценное и полезное растение, которое широко применяется не только в медицине, но и в пищевой промышленности. Корень этого растения обладает целым рядом лечебных свойств — укрепляет иммунитет, тонизирует организм, уменьшает воспаление, стимулирует метаболические процессы. На основе этого лекарственного растения делают витамины и пищевые добавки. Это растение растет на Дальнем востоке.
-А какое известное дерево является символом России?(Береза)
- Береза. Ее использование человеком? Ботаник
Во время войны бересту сжигали, а дымом стерилизовали бинты
В Беларуси в одной из лесных типографий на березовой коре печаталась газета «Партизанская правда».
Береза символ России. ее душа. Ведь недаром так много поэтов, певцов посвятили ей свои произведения.
Ребята, вы знаете ,что в этом году исполняется 75 лет Победы. Как русского человека не сломить никому, так и нашей русской березке не страшны ни сильные ветры, ни сильные морозы, ни захватчики земли русской. Она как воин России.
В минуты затишья солдаты вспоминали свою семью, свой дом и русскую березку – символ Родины.
Очень красивая песня, полная любви к своей Родине.
К биологическим ресурсам относятся и ресурсы животного мира .И это прежде всего охотничье-промысловые животные
Ребята посмотрите в учебнике какие животные относятся к охотничье-промысловым? стр.115
-Наши деды и прадеды дали нам мирное небо над головой и возможность жить в нашей стане свободно. Мы обязаны помнить их подвиг и и сохранить то, что они нам завещали.
- Как человека может спасти растения и животных?
(охранять, не истреблять животных)
Уже в древние времена появились первые неписаные законы, запрещающие убивать некоторых животных и птиц. Основывались они на различных преданиях и легендах. У многих народов существовали тотемные животные, т. е. те, которых нельзя было убивать. Они считались священными, и убить их - значит навлечь беду на себя и на своих близких. Запрещалось убивать животных в период размножения, а также самок с детенышами.
Люди изучали свойства растений. Высоко ценили дуб, липу, лиственницу, знали целебные свойства многих трав. В начале XVI века в Московском Кремле был создан Аптекарский приказ, закупавший растительное лекарственное сырьё. При нем состояли «травники», разъезжавшие по стране для сбора растений и составлявшие первые гербарии. По приказу Петра I охранялись корабельные леса, места обитания животных».
- Один из путей – создание охраняемых территорий. В России закон о ООПТ был принят в 1995году. В России создана карта ООПТ и обьектов наследия. Слайд карты /открыть атлас на стр. ___________)
Работа с картой.
Какими бывают виды охраняемых территорий?
Основные типы ООПТ:
заповедники;
национальные парки;
заказники;
памятники природы;
Памятники всемирного наследия
санитарно-курортные зоны;
Работа с учебником стр.115
Заповедник (на территории РФ 112)– территории, где в них полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Цель: сохранение и исследование различных видов растений и животных, а так же уникальных природных образований. (Заповедники Астраханский, Баргузинский , Сихотэ-Алиньский, Таймырский и другие )
1.Астраханский заповедник был учреждён 11 апреля 1919 год. Расположен в дельте реки Волга. в Астраханском - большая белая цапля, лотос и водяной орех -чилим, которые занесены в Красную книгу. (Слайд )
2.Баргузинский заповедник на Байкале - эталон горно-таежного ландшафта, где обитает самый ценный по меху баргузинский соболь.
3.В Сихотэ-Алинском охраняются амурский тигр. (Слайд)
4.Государственный природный заповедник Кивач, охраняеися одноименный водопад. (Слайд)
Предлагаю вам решить такое задание.
Учёные-биологи должны исследовать места обитания амурского тигра, горала, пятнистого оленя, занесённых в Красную книгу.
1)Кроноцкий 2) Гыданский 3) Сихотэ-Алинский 4) Тебердинский
Группа студентов из Ростова-на-Дону занимается изучением экосистем крупных рек. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для изучения экосистем дельты одной из крупнейших рек Сибири?
1)Усть-Ленский 2) Печоро-Илычский 3) Тебердинский 4) Окский
А теперь мы послушаем нашего эколога.
1.Доклад о Ильменском заповеднике. (год основания ,где находится, что охраняется)
Исчезающие виды растений и животных занесены в Красную Книгу России.
Что такое Красная книга?
-Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, для охраны которых должны быть приняты особые меры. (Слайд)
Найдите в учебнике на стр.115-116 примеры растений и животных занесенных в Красную Книгу.
Красная книга Челябинской области.(2005г.издана первая Красная книга Челябинской области)
Доклад зоолога.
Поработаем с Атласом Челябинской области стр. 20, растения , занесенные в красную книгу Челябинской области.(2005г.издана первая Красная книга Челябинской области)
В национальных парках сочетается охрана природы и культурный отдых населения. Цель: природная и рекреационная. На территории России их более 40 (Слайд)На территории Челябинской области их 2, В 2019г Д.Медведев подписал указ о создании в Челябинской области нац. парка "Зигальда". Где будут охраняться древнеледниковые ландшафты, тундра и животные и растения Красной книги.
Памятник природы - это отдельный уникальный природный объект, имеющий научное, историческое и культурно-эстетическое значение. Их в России более 7000.(Слайд)
Памятники всемирного наследия – природные объекты, имеющие значение для всей планеты (слайды)
Закрепление.
Ответить на основополагающие вопросы.
- Каково значение биологических ресурсов в жизни человека?
-Почему некоторым видам животных и растений требуется срочная помощь человека?
Рефлексия
Заключение
Считалось, что дикая природа так же вечна, как ветер и солнечные закаты. Но вот она начала исчезать под натиском прогресса.
«Аэродромы, пирсы и перроны,
леса без птиц и земли без воды …
Всё меньше — окружающей природы,
Всё больше — окружающей среды».
Роберт Рождественский.
Домашнее задание: § 21.подготовить презентации (5 слайдов) лекарственные растения Челябинской области.
Ботаник.
1задание. С помощью дополнительной литературы составить доклад о березе стр.31-33.
Род:
Кора:
листья:
цветки:
Использование:
Зоолог.
1 задание. С помощью дополнительной литературы составить доклад о животном эндемике России -Русская выхухоль.Стр.11-12.
Семейство:
Внешний вид:
Образ жизни:
Место обитания:
В Челябинской области обитает на реке Уй.
Эколог.
Работа с картой Челябинской области и дополнительной литературой
1задание. Доклад о Ильменском заповеднике.
Год основания:
Где находится:
Площадь:
Что охраняют:
Виды минералов.
Растения:
животные:
Птицы:
Найдены древние стоянки первобытного человека эпохи неолита.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биологические ресурсы - это растения и животные, которые человек использует или может использовать для своих целей . (Определение записывается в тетрадь.)
Астраханский заповедник
Зюраткуль
Кунгурская Ледяная пещера-памятник природы
Байкал
Вулканы Камчатки
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга. Государственный природный заказник"Гладышевский."
Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Здесь, помимо кипящего жизнью мегап...
Презентация по теме "Охраняемые природные территории Архангельской области. Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник"
Презентация была подготовлена к очно-дистанционному семинару «Структура и содержание деятельности учителя химии и биологии в реализации ФГОС основного общего образования»....
Урок по экологии "Особо охраняемые природные территории - достояние человечества" (10 - 11 классы)
Данный урок является средством активизации познавательной (рефлексивной) деятельности старшеклассников и способствует актуализации межпредметных связей в системе наук «биология – география – экология»...
Приложение к уроку с использованием электронной формы учебника. Макет рабочей тетради по теме:"Особо охраняемые природные территории России".
Приложение к уроку географии в 8 классе по теме:"Особо охраняемые территории России". Представлен макет рабочей тетради для учащихся....
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ»
Цель: экологическое просвещение и популяризация знаний об особо охраняемых природных территориях Республики Татарстан, включая объекты федерального и регионального значения.Задачи:Обучающие:· ...
Урок "Особо охраняемые природные территории РМЭ"
Интегрированный урок биологии с ИКН Марий Эл....
Технологическая карта урока географии по теме: "Особо охраняемые природные территории"
Технологическая карта поможет при создании урока по теме ООПТ...