Урок "Особо охраняемые природные территории РМЭ"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Биология и ИКН
Тема: “Особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл”
Класс: 7
Цель урока: Расширить и углубить знания об особо охраняемых природных территориях.
Задачи урока:
Образовательные:
- Изучить ООПТ Республики Марий Эл;
- Формировать целостное представление об особенностях природы ООПТ.
Развивающие:
- Развивать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, ее анализу и обобщению, использованию новых сведений для своего развития;
- Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность перед будущими поколениями за сохранение уникальной природы родного края;
- Воспитывать социально-ответственное поведение.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- коллективная.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстрированный;
- репродуктивный;
- исследовательский.
Оборудование: компьютер, карта Марий Эл, иллюстрации, изображения объектов охраны природы.
I. Организационный момент.
Распределение учащихся по группам. Эмоциональный настрой.
Учитель биологии (1 слайд)
Здравствуйте ребята, уважаемые гости, коллеги. Сегодня у нас необычный урок, интегрированный, урок биологии и ИКН МЭ. На уроке нам понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Сегодня вы будете работать в группах. Как источники информации, можно использовать учебники, карты, информационные листы, иллюстрации.
Актуализация знаний. Постановка темы урока. (2 слайд)
1 Ребята, вы изучаете географию, биологию, ИКН. Если мы попытаемся объединить эти предметы, то какой материал вы изучаете? (Ответы учащихся)
2 Как формировалась природа на Земле? (Ответы учащихся)
3 Что произошло с появлением человека? (Ответы учащихся)
4 Какие изменения произошли в природе в результате деятельности человека? (Ответы учащихся)
Уже многие виды растений и животных исчезли с лица Земли. Значит может наступить время, когда будущие поколения людей не увидят того, что мы видим с вами сегодня: еловые леса, березовые рощи, гвоздики, ландыши, лебедей, лосей. Возникает вопрос: Что же делать? (Ответы учащихся). Так какова тема нашего урока? (Особо охраняемые природные территории РМЭ) (3 слайд)
(4 слайд) Цель урока:
II. Новый материал.
Учитель ИКН (5 слайд)
Марийский край – это удивительная по красоте и разнообразию природа. Взгляните на карту республики.
Республика Марий Эл – это один из самых экологически чистых районов России. Территория республики расположена на границе степной и лесостепной зон. 57% территории – это смешанные леса.
(6 слайд) Марийский край – это сказочные пейзажи, гавань тишины, место, где богатый растительный мир, а так же царство зверей и птиц. Природа республики поражает своим великолепием и богатством.
(7 слайд) Своими пейзажами Марий Эл напоминает природу Альп. Здесь также есть множество рек, озер и заповедных лесов.
У вас на партах лежат словари Сергея Ивановича Ожегова, найдите, что означает слово «заповедный».
- Завещать сделать или исполнить что-нибудь как заповедь
Сыновьям беречь родную землю.
- Сделать заповедным озеро, лесное урочище
Сегодня мы понимаем слово «заповедный», как создать особо охраняемую территорию.
Учитель биологии (8 слайд)
По причинам воздействия человека многие виды животных и растений стали редкими, а некоторые полностью исчезли. Достоверно известно, что с 1900 г. полностью исчезло с лица Земли около 400 видов растений, 470 видов животных. Растения и животных, которые находятся на грани исчезновения, заносят в Красную Книгу. Она основана Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 г. Для сохранения всего природного комплекса и биологического разнообразия создаются ООПТ, где в установленном законом порядке полностью запрещена или ограниченна хозяйственная деятельность человека.
Учитель ИКН (9 слайд)
ООПТ называются территории, природные комплексы которых имеют большое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.
ООПТ являются
Заповедники Заказники Национальные природные Памятники
парки культуры
(10 слайд) В РМЭ по состоянию на январь 2015 года природно-заповедный фонд Республики Марий Эл включает 55 особо охраняемых природных объектов (ООПТ), в том числе:
- 2 ООПТ федерального значения:
Государственный природный заповедник «Большая Кокшага»;
Национальный парк «Марий Чодра»;
- 49 ООПТ регионального (республиканского) значения:
9 государственных природных заказников;
Учитель биологии (11 слайд)
Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний, мы с вами отправляемся в экспедицию по самым значимым заповедным местам РМЭ. Работать будем по плану, план у вас на столе. Вам необходимо создать мини-проект и защитить его. Все необходимое для работы на столе: ватман, демонстрационный материал, фломастеры.
1 группа отправляется по заповеднику Большая Кокшага.
2 группа по национальному парку Марий Чодра.
Задания для групп.
- Определение ООПТ (заповедника, национального парка)
- Географическое положение
- Площадь
- Дата основания
- Эмблема
- Растительный мир
- Животный мир
- Виды растений и животных, занесенных в Красную книгу. (для этого необходимо собрать пазл и найти интересные факты)
Учитель ИКН (слайд 13)
III Закрепление материала
Викторина
- ООПТ, расположена на территории Килемарского и Медведевского районов РМЭ (Большая Кокшага)
- Птица, занесенная в Красную книгу России (Черный аист)
- Любимая ягода А.С. Пушкина – реликт ледникового периода (Морошка приземистая)
- Какой геологический, водный памятник природы расположен у подножья Кленовой горы? (Зеленый ключ)
- В каком году основан заповедник Большая Кокшага? (14 марта 1993 года)
- В каком году основан национальный парк «Марий Чодра»? (2 декабря 1985 года)
- Памятник живой природы на Кленовой горе (Дуб Пугачева)
Учитель биологии (слайд 14)
IV Вывод:
Вот и закончилось наше путешествие по особо охраняемым природным местам. И мы хотим закончить урок словами: Помни! Нельзя защитить то, чего не любишь! Нельзя любить то, чего не знаешь. Природа – это великое чудо нашей планеты. Она бесконечно разнообразна и прекрасна.
Стихотворение о Марийском крае. Читает ученица.
Мой край — укрытая мечта.
И тот, кто сердце здесь оставил,
Себя оставил навсегда.
Укрыты тайной, околдованы,
Зардели гордые леса.
Безмолвны ели-великаны —
Их кроны «держат» небеса.
Листва пошепчется невнятно.
Прольются трели не спеша —
Душа мгновенно замирает —
И им я внемлю чуть дыша.
Поля, как в золоте пылают,
Журчит янтарная река,
И в даль забвения уносит
Мои мечтания она.
Одна ты, Родина, такая!
Прекрасней не сыскать тебя!
Люблю душой и воспеваю
Тебя, марийская земля!
Гимадеева Розалина («Мой край»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Особо охраняемая природная территория "ЖемчужИна"
Учащимися Юбилейной средней школы Баргузинского района Республики Бурятия создан проект "ЖемчужИна" как особо охраняемая природная территория. Активное участие в создании и реализации проекта принимае...
Особо охраняемые природные территории Астраханской области
Конспект урока экологии для 7 класса...
Особо охраняемые природные территории (“Мир заповедной природы”) (природоохранный курс для учащихся 5-7 классов)
Познавательный интерес к проблемам охраны заповедной территории, к задачам сохранения биологического разнообразия входящих в состав ООПТ экосистем развивается на региональном материале, фактах и...
Комплексное изучение ручья Рудки – особо охраняемой природной территории
Проведение комплексного эколого-географического исследования ручья, определение основных физико-химических свойств природной воды....
Презентация: Комплексное изучение ручья Рудки – особо охраняемой природной территории
Проведение комплексного эколого-географического исследования ручьяопределение основных физико-химических свойств природной воды....
Статья "Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Шимановского района как средство экологического образования учащихся
Данный доклад содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе учащихся МОБУ СОШ №3 города Шимановска....
Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга. Государственный природный заказник"Гладышевский."
Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Здесь, помимо кипящего жизнью мегап...