Открытый урок по теме: "Земля и её внутреннее строение"
методическая разработка по географии (6 класс)

Исаева Вера Васильевна

Разработка открытого урока по теме: "Земля и её внутренее строение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx754.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока для 6 класса

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

Организационно – мотивационный этап урока.

Стадия вызова.

Эмоциональный настрой на предстоящую работу

-Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте ребята, садитесь.

-Сегодня у нас не обычный урок. У нас сегодня много гостей, но мы работаем в обычном режиме. А теперь проверьте все ли готово у вас к уроку. Отлично!

-  Настроимся на приятную работу. Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь возьмитесь за руки посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите друг другу частицу тепла. Молодцы.

     -Теперь вы готовы к работе. Я хочу пожелать вам удачи.

Учащиеся выполняют действия

Фронтальная

Актуализация знаний. Сообщение новой темы. Постановка целей

Постановка учебной задачи.

-Ребята, сегодня мы с вами работаем по группам.

-Посмотрите, у каждого на столах стоит ваза с разными предметами.

-У нас что, урок технологии?

-Мы будем что-то готовить?

-Или вы не завтракали?

-А тогда  для чего нам нужна эта ваза?  Вот на этот вопрос мы ответим с вами чуть позже.

А сейчас я приглашаю к доске трёх человек.

-Ребята, я предлагаю вам послушать рассказ, который называется «Конфета Земля». Все внимательно слушают, так как этот рассказ  поможет нам определить тему нашего урока.

Слайд 1-Итак, как будет звучать тема нашего урока? Слайд 2

-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? Слайд 3

Слушают учителя

(земля и её внутреннее строение)

(сформировать представление  о внутреннем строении Земли)

Фронтальная

Процессуально – содержательный этап урока.

Стадия познания.

Изучение нового материала

В прошлом году мы с вами уже знакомились с внутренним строением земли. Давайте вспомним, каково внутреннее строение земного шара? Внимание на экран Слайд 4

-С какими предметами можно сравнить внутреннее строение Земли? Вернем к вопросу в начале урока. Для чего нужна нам эта ваза?

-В чем сходство? Слайд 5

Итак, Земля имеет послойное строение.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие вглубь Земли, чтобы больше узнать о её внутреннем строении. А совершить это путешествие нам поможет современный корабль, но не для подводного путешествия, а для подземного. Ребята, так как мы отправляемся на корабле, вы будете вести бортовые журналы, в котором вы будете  выполнять письменные задания, зарабатывая баллы. За устные ответы вы будете получать дополнительный балл в виде жетона.  В конце вы сложите все баллы и найдёте в таблице  соответствия  свою  отметку  за  урок. У каждого корабля есть свой капитан. Поэтому в течение нескольких секундвыберите капитана вашего корабля.

Сегодня каждая группа,будет проводить исследование каждого слоя нашей ЗЕМЛИ.

1 группа –  земной коры

2 группа – мантии

3 группа – ядро

В конце вашего исследования капитан вашего корабля должен озвучить, что у вас получилось и на основе ваших высказываний мы обобщим полученный вами в ходе исследования материал.

У каждого нас столе лежит бортовой журнал. Подпишите фамилию и имя.А чтобы изучить все слои нашей земли выполняем задание № 1 в своих бортовых журналах.

Используя дополнительный материал, заполните таблицу «Характеристика внутреннего строения Земли».

Каждая группа заполняет только свою строку в таблице.

Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем.

 Время пошло.

Название оболочки

Мощность (толщина)

Состав

Температура

 слоя

1

Земная кора

5-80 км

твёрдая

14 °С.

2

Мантия

2 900 км

мантия твёрдая, но одновременно раскалённая

2 000 °С.

3

Ядро

3500 км

Внешняя часть жидком,

Внутренняя  часть в твердом

6 000 °С.

Отчет групп. Слайд 6-7-8

Слайд 9

Оцените вашу работу от 1 до 3 баллов. Если правильно заполнены 3 графы -3 балла, 2 графы – 2 балла, 1 графа  - 1 балл.

-На основании ваших исследований, можно четко сказать, однороден ли состав Земли?

Давайте это проверим.

Для наглядного представления о строении Земли предлагаю провести эксперимент.

У каждой группы на партах лежат 2 яйца одно сырое,  другое варенное. Положите яйца на стол и попытайтесь их раскрутить.

-К какому выводу вы пришли?

Вареное яйцо легко раскручивается и продолжает вращаться в течение нескольких секунд.

Сырое яйцо раскручивается плохо, болтается и быстро останавливается.

Почему?

На вращении  сказывается внутреннее строение яйца. В вареном яйце содержимое твердое и раскручивается вместе  со скорлупой. Сырое  яйцо – жидкое внутри, и  поэтому оно начинает вращаться не одновременно со скорлупой, а с запозданием и медленнее. Такое поведение жидкого содержимого заставляет вращающееся яйцо болтаться, и оно быстро останавливается.

В каких движениях участвует наша Земля?

-Как состав влияет на движение Земли?

Часть земной мантии и внешняя часть ядра тоже жидкие. Из-за того, что Земля внутри не твердая, как и сырое яйцо, она при вращении тоже болтается. Но если при вращении  яйца это сразу бросается в глаза, то болтание земного шара очень незначительно, и его можно заметить лишь в результате  многолетних наблюдений.

-Как изменяется температура в недрах Земли.

-А как же произошло разделение  Земли на 3 слоя?

Что бы ответить на этот вопрос, проведем простейший опыт.

Выполняем задание № 2 в бортовых журналах согласно инструкции.

У вас на столах стоит стакан, лежат опилки и снег.

1. Возьмите пустой стакан.

2. Насыпьте в стакан песка

3. Затем в стакан добавьте снег

4. Сверху насыпьте опилки

Что произойдет? К какому выводу вы придёте?

Если стакан заполнить смесью песка, опилок, снега или льда и поставить в тепло, то, что произойдет, ребята?

Под действием комнатной температуры снег начнет таять. Более легкие опилки окажутся наверху в виде земной коры, песок будет внизу, а вода равномерно заполнит оставшееся пространство.

Примерно так и происходило расслоение в Земле.

Разделение на оболочки, произошло благодаряразогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. 

ядро, мантия, земная кора

Абрикос, слива, конфета, яйцо

скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, белок - ядро.

(нет)

при движении внутрь Земли температура повышается

Физкультминутка

Снятие напряжения

А теперь мы тихо встали, дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело.                            

Формирование новых знаний

Создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.

Продолжаем наше путешествие.

-Ребята, посмотрите на глобус,  какого цвета больше?

Разделение земной поверхности на материки и океаны не случайно, оно зависит от строения земной коры. Для того, чтобы больше узнать о строении земной коры выполняем задание № 3 в своих бортовых журналах.Так как это групповая работа, поэтому  выполняя это задание вы приходите к единому выводу.

За каждый правильный ответ 1 балл. Порядок слоев не имеет значения. Максимальное количество баллов 5

К какому выводу вы пришли?

Внимание на экран проверяем Слайд 10

 -Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что находится  внутри Земли? А ответить на этот вопрос нам поможет видеосюжет.

Внимание на экран Слайд 11

Просмотр фрагмента видеоурока.

-Какая самая глубокая в мире скважина? На сколько метров?

-Какой метод изучения глубинного внутреннего строения Земли вы можете назвать, посмотрев данный видеосюжет?(Сейсмической разведки)

Он основан на изучении естественных или «искусственных землетрясений», вызываемых взрывами или ударными воздействиями на земную кору.

Назовите профессии людей, которые изучают или причастны к изучению недр земли (геологи, шахтёры, сейсмологи, геофизики, вулканологи.)

Материки и океаны

Мы выяснили, что земная кора бывает 2 видов (материковая и океаническая), в материковой коре выделяют 3 слоя – это гранитный, осадочный и базальтовый, а в океанической 2 слоя осадочный и базальтовый.  

Этап закрепления и первичной проверки

Стадия осмысления

Закрепить и проверить знания по данной теме.

Сейчас чтобы узнать насколько хорошо вы усвоили знания по сегодняшней теме,  я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Выполняем задание № 5 в бортовых журналах.

Заполните пропуски

В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая  и океаническая . Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3  слоя.

Давайте проведем взаимопроверку. Обменяемся в парах бланками ответов. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество 9 баллов.

Проверяем. Внимание на экран Слайд 12

Заполняем листы самооценки

Подсчитай общее количество баллов. Критерии на слайде.

Обратите внимание на домашнее задание у вас в бортовых журналах.

Самостоятельная работа.

Обязательное задание

Изучить § 16, с. 38 - 41 и ответить на вопросы после параграфа Слайд 13

Творческое задание (по желанию)

  1. Сделайте модель Земли из пластилина

Дополнительное задание (по желанию)

  1. Прочитайте произведение Ж. Верна «Путешествие к центру Земли.

Стадия рефлексии

Рефлексия деятельности

Ребята,какую цель сегодня на уроке мы ставили? (сформировать представление о внутреннем строении Земли)

Как вы думаете, мы справились с этой задачей? Да.

То есть цель урока достигнута? Да.

Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?

Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?

Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?

Слайд 14

Отвечают на вопросы

Осуществляют рефлексию деятельности на уроке.

Итог урока

Бортовые журналы сдаем. Я их проверю и поставлю итоговую оценку за урок. После выставления оценок и вам их верну. Бортовой журнал вы вклеите в свои тетради, так как здесь содержится много информации по этой теме и домашнее задание


Бортовой журнал

Группа № 1

Фамилия, имя____________________________________

1 задание

1. Прочитай внимательно текст.

Земная кора.

Поверх мантии наша планета покрыта корой. Состав - земная кора представляет собой верхний твёрдый слой Земли. По сравнению с ядром и мантией земная кора очень тонкая. Её толщина составляет лишь 5-80 км. Но это та земная твердь, по которой мы ходим, текут реки, на ней построены города.Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение. Строение и состав земной коры под океанами и на континентах очень сильно различаются. Поэтому и принято выделять два основных типа земной коры – океаническую и континентальную (материковую). Средняя температура 14 °С. Температура увеличивается по мере углубления.

2. Заполните таблицу «Характеристика внутреннего строения Земли».

«Характеристика внутреннего строения Земли».

Название оболочки

Мощность (толщина)

Состав

Температура

 слоя

1.

Земная кора

2

Мантия

2 900 км

мантия твёрдая, но одновременно раскалённая

2 000 °С.

3

Ядро

Радиус 3500 км

Внешняя часть вжидком,

внутренняя  часть в твердом

6 000 °С.

Количество баллов:

Вывод: Наша  группа работала над изучением __________________________

Изучив, мы пришли к выводу, чтоземная кораэто верхний __________________слой Земли. Её толщина составляет лишь _________км. Средняя температура_____°С.Температура увеличивается по мере углубления.

Оцените вашу работу от 1 до 3 баллов.

Если правильно заполнены

 3 графы -3 балла, 2 графы – 2 балла, 1 графа  - 1 балл.

2 задание

Разделение  Земли на 3 слоя

Опыт

1. Возьмите пустой стакан.

2. Насыпьте в стакан песка

3. Затем в стакан добавьте снег

4. Сверху насыпьте опилки

Что произойдет?Подчеркни нужное

Вывод:Более легкие опилки окажутся вверху (внизу)в виде земной коры, песок будет внизу (вверху)в виде ядра, а вода равномерно заполнит оставшееся пространство.

3 задание

1. Прочитай внимательно текст на стр. 39

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07fc/0001c933-dbd59ad9/1/img6.jpg

3. С помощью учебника и рисунка заполни схему «Земная кора».

За каждый правильный ответ 1 балл.

Порядок слоев не имеет значения.

Максимальное количество баллов 5

Количество баллов__________

Вывод:

Земная кора бывает______________________и_______________________.

4 задание

Заполните пропуски

В центре Земли находится ___________, радиус которого примерно равен _______ тыс. км, а температуры соответствуют  ______С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является _____________, температура которой ________ °С. Земная кора подразделяется на два основных типа: _____________ и __________________ . Под материками земная кора _____________ чем под океанами и имеет _____  слоя.

Взаимопроверка

За каждый правильный ответ 1 балл.

 Максимальное количество баллов 9 баллов.

Заполните лист самооценки

Таблица «Характеристика оболочек Земли»

Схема

«Земная кора»

Задание «Заполни пропуски»

Кол-во баллов

Оценка

ученика

Оценка учителя

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Мах – 3 б.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Мах - 5 б.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Мах - 9 б.

Критерии

19 – 23 баллов и более – оценка «5»

15 – 18 баллов – оценка «4»

10 – 14 баллов – оценка «3»

        

        Домашнее задание

Обязательное задание

Изучить § 16, с. 38 - 41 и ответить на вопросы после параграфа

Творческое задание (по желанию)

Сделайте модель Земли из пластилина

Дополнительное задание (по желанию)

Прочитайте произведение Ж.Верна «Путешествие к центру Земли.

Бортовой журнал

Группа № 2

Фамилия, имя____________________________________

1 задание

1. Прочитай внимательно текст.

Мантия.

Толщина мантии  составляет приблизительно 2 900 км. Мантия состоит из верхнего слоя, приближенного к земной коре и нижнего, приближенного к ядру.  Мантию, как и ядро, никто никогда не видел. Но предполагают, что чем ближе к центру Земли, тем давление в ней выше, а температура — достигает до 2 000 °С.По составу мантия  - это твёрдая, но одновременно раскалённая.

2. Заполните таблицу «Характеристика внутреннего строения Земли».

«Характеристика внутреннего строения Земли»

Название оболочки

Мощность (толщина)

Состав

Температура

 слоя

1.

Земная кора

5-80 км

твёрдая

14 °С.

2

Мантия

3

Ядро

Радиус 3500 км

Внешняя часть в жидком

Внутренняя  часть в твердом

6 000 °С.

Вывод: Наша  группа работала над изучением __________________________

Изучив, мы пришли к выводу,  что толщина мантии составляет _________км. Температура достигает до _______ °С. По составу мантия  - это ____________, но одновременно ______________.

Оцените вашу работу от 1 до 3 баллов.

Если правильно заполнены

3 графы -3 балла, 2 графы – 2 балла, 1 графа  - 1 балл.

2 задание

Разделение  Земли на 3 слоя

Опыт

1Опыт

1. Возьмите пустой стакан.

2. Насыпьте в стакан песка

3. Затем в стакан добавьте снег

4. Сверху насыпьте опилки

Что произойдет?Подчеркни нужное

Вывод:Более легкие опилки окажутся вверху (внизу)в виде земной коры, песок будет внизу (вверху)в виде ядра, а вода равномерно заполнит оставшееся пространство.

3 задание

1. Прочитай внимательно текст на стр. 39

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07fc/0001c933-dbd59ad9/1/img6.jpg

2. С помощью учебника и рисунка заполни схему «Земная кора».

За каждый правильный ответ 1 балл.

Порядок слоев не имеет значения.

Максимальное количество баллов 5

Количество баллов__________

Вывод:

В материковой коре выделяют____слоя – это________________,___________________ и________________________.

4 задание

Заполните пропуски

В центре Земли находится ___________, радиус которого примерно равен _______ тыс. км, а температуры соответствуют  ______С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является _____________, температура которой ________ °С. Земная кора подразделяется на два основных типа: _____________ и __________________ . Под материками земная кора _____________ чем под океанами и имеет _____  слоя.

Взаимопроверка

За каждый правильный ответ 1 балл.

Максимальное количество баллов 9 баллов.

Заполните лист самооценки

Таблица «Характеристика оболочек Земли»

Схема

«Земная кора»

Задание «Заполни пропуски»

Кол-во баллов

Оценка

ученика

Оценка учителя

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Мах - 3 б.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Мах - 5 б.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Мах - 9 б.

Критерии

19 – 23 баллов и более  – оценка «5»

15 – 18 баллов – оценка «4»

10 – 14 баллов – оценка «3»

Домашнее задание

Обязательное задание

Изучить § 16, с. 38 - 41 и ответить на вопросы после параграфа

Творческое задание (по желанию)

Сделайте модель Земли из пластилина

Дополнительное задание (по желанию)

Прочитайте произведение Ж.Верна «Путешествие к центру Земли.

Бортовой журнал

Группа № 3

Фамилия, имя____________________________________

1. Прочитай внимательно текст.

Ядро.

Центральная часть земного шара называется ядро. Его радиус составляет около 3 500 км. Состав ядра - внешняя часть ядра находится в расплавленно-жидком состоянии, а внутренняя — в твёрдом. Температура в нём достигает 6 000 °С. От ядра к поверхности Земли температура и давление постепенно снижаются.

2. Заполните таблицу «Характеристика внутреннего строения Земли».

 «Характеристика внутреннего строения Земли»

Название оболочки

Мощность (толщина)

Состав

Температура

 слоя

1.

Земная кора

5-80 км

твердый

14 °С.

2

Мантия

2 900 км

мантия твёрдая, но одновременно раскалённая

2 000 °С.

3

Ядро

Вывод: Наша  группа работала над изучением __________________________

Изучив, мы пришли к выводу, что радиус ядра составляет  _________км. Температура достигает до _______ °С. Состав ядра - внешняя часть ядра находится в _____________________ состоянии, а внутренняя — в ________________.

Оцените вашу работу от 1 до 3 баллов.

Если правильно заполнены

3 графы -3 балла, 2 графы – 2 балла, 1 графа  - 1 балл.

2 задание

Разделение  Земли на 3 слоя

Опыт

1. Возьмите пустой стакан.

2. Насыпьте в стакан песка

3. Затем в стакан добавьте снег

4. Сверху насыпьте опилки

Что произойдет?Подчеркни нужное

Вывод:Более легкие опилки окажутся вверху (внизу)в виде земной коры, песок будет внизу (вверху)в виде ядра, а вода равномерно заполнит оставшееся пространство.

3 задание

1. Прочитай внимательно текст на стр. 39

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07fc/0001c933-dbd59ad9/1/img6.jpg

2. С помощью учебника и рисунка заполни схему «Земная кора».

За каждый правильный ответ 1 балл.

Порядок слоев не имеет значения.

Максимальное количество баллов 5

Количество баллов__________

Вывод:

Вокеаническойвыделяют____слоя - это _____________________ и _________________

4 задание

Заполните пропуски

В центре Земли находится ___________, радиус которого примерно равен _______ тыс. км, а температуры соответствуют  ______С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является _____________, температура которой ________ °С. В её верхней части выделяется твердый слой, который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — ______________ Земная кора подразделяется на два основных типа: _____________ и __________________ . Под материками земная кора _____________ чем под океанами и имеет _____  слоя.

Взаимопроверка

За каждый правильный ответ 1 балл.

Максимальное количество баллов 9 баллов.

Заполните лист самооценки

Таблица «Характеристика оболочек Земли»

Схема

«Земная кора»

Задание «Заполни пропуски»

Кол-во баллов

Оценка

ученика

Оценка учителя

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Мах - 3 б.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Мах - 5 б.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Мах - 9 б.

Критерии

19 – 23 баллов и более  – оценка «5»

15 – 18 баллов – оценка «4»

10 – 14 баллов – оценка «3»

Домашнее задание

Обязательное задание

Изучить § 16, с. 38 - 41 и ответить на вопросы после параграфа

Творческое задание (по желанию)

Сделайте модель Земли из пластилина

Дополнительное задание (по желанию)

Прочитайте произведение Ж.Верна «Путешествие к центру Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."

При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...

Урок по географии в 6 классе "Внутреннее строение Земли"

Тема урока:  Внутреннее строение Земли.Цель урока: Сформировать представление о внутреннем строении Земли. ...

Открытый урок по теме"Лист. Внешнее и внутреннее строение"

Цель и задачи урока: обобщить  внешнее и внутреннее строение и листа. Виды листьев. Познакомится с листорасположением.Сабақтың жоспары:Сабақтың барасы:Ход урока: Регистрация учащихся Пр...

Урок в 5 классе по биологии "Внутреннее строение корня" (ФГОС)

Урок разработан  согласно  требованиям ФГОС. После проведенного урока обучающиеся  должны уметь:а) называть функции корня; ткани, образующие корень;б) распознавать виды корней и типы ко...

Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, пресмыкающихся и птиц”, 7 класс.

Цели урока: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса; учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложне...

Презентация к уроку в 5 классе по ФГОС "Внутреннее строение Земли"

Презентация к уроку в 5 классе по ФГОС "Внутреннее строение Земли"...

ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ). Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО

Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях  АМО...