Личностный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
методическая разработка по географии
В практике применяю элементы личностно-ориентированной технологии.
Мною выработана собственная система использования технологии в практике «Формирование механизма самоопределения ученика в условиях выбора»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_mehanizma_saoopredeleniya.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование механизма самоопределения ученика в условиях выбора на уроках географии
Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
Основная цель формирование всесторонне и гармонично развитой личности, способной к активной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию.
В жизни каждому человеку приходится делать выбор.
- определяя, чего хочу, каждый делает выбор наиболее значимой для себя цели,
-затем он пытается решить, как этого достичь, выбирая наиболее оптимальные средства, пути достижения цели,
-и, наконец, что же получилось (конечный результат), необходимость ответа на вопрос «Почему?»
Анализ этого процесса показывает, что результат напрямую связан с тем, какой сделан выбор, умеет ли человек делать выбор. Выбор напрямую связан с самоопределением личности. Поэтому тема моей работы: «Формирование механизма самоопределения ученика в условиях выбора на уроках географии», цель которой создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
В своей педагогической деятельности я основывалась на теории личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской. «Она писала, что в процессе обучения и воспитания необходимо учитывать личностные качества учащихся, его субъективный метод, осуществлять дифференцированный личностный подход, позволяющий формировать целостную уникальную личность, которая открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях»
Одним из важнейших педагогических условий становления
индивидуальности ученика, его самоопределения в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость.
Однако создание ситуации выбора дело непростое. Чтобы данный элемент личностно-ориентированного урока был освоен и технологически обеспечен, сделала следующее:
- сначала определила понятие «ситуация выбора;
-выявила педагогические условия создания ситуации выбора на уроке;
-попыталась разработать алгоритм своей деятельности (деятельности педагога) по его моделированию и построению на учебном занятии;
-определить последовательность действий учащихся в условиях выбора.
Выбор в широком смысле есть не что иное, как предпочтение одного из вариантов. Применительно к учебному процессу выбор-это осуществление отдельны учеником или группой учащихся возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Под ситуацией чаще всего понимают систему внешних по отношению к человеку обстоятельств, побуждающих опосредующих его активность. Применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора-это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Исходя из определения, можно выделить следующие черты ситуации выбора:
- ограничение во времени, так как она занимает некоторую часть урока;
-наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения;
-предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора;
Проявление каждым школьникам своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания.
Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность.
Какие педагогические условия надо соблюдать при создании данной ситуации на учебном занятии?
1) Ситуация выбора должна находится в зоне ближайшего развития детей и затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся;
2) Эти ситуации должны постоянно включаться в систему жизнедеятельности ребенка по мере развития субъективных способностей, умений самостоятельно определять цель, средства ее достижения, нести ответственность за полученный результат;
3) Ситуация выбора должны быть включены в систему реальных отношений и деятельности ребенка, т.е. ученик должен получать реальное переживание за последствия своего выбора, что позволит ему выработать собственную систему ценностей;
4) Основанием для расширения свободы выбора должна быть успешность деятельности, следовательно, расширение свободы выбора должно сопровождаться формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной деятельностью;
5) несформированность качеств субъекта деятельности делает учителя и ученика неравными в ситуации выбора в смысле ответственности за результаты деятельности, поэтому должны быть продуманы механизмы защиты ученика от собственных ошибок.
В процессе работы пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие обстоятельства:
-готовность учащихся к выбору;
-педагогическую целесообразность создания ситуации выбора;
-стимулирование учащихся к выбору;
-аргументированность учащимися своего выбора;
-определение степени свободы выбора;
-успешность деятельности учащихся
-оценка результатов решения выбранного варианта.
Данную работу проводила в 2012-2014.Работала по следующим направлениям:
-ситуация выбора при целеполагании;
-при выборе задания по уровню сложности;
-по значимости;
- по форме выполнения;
-по степени самостоятельной деятельности учащихся;
-по выбору условий работы;
-по возможности использования при выполнении заданий различных источников информации;
-по степени свободы выбора ученика.
Учитывая индивидуальные особенности учащихся учащимся предложено выполнять задания учитывая степень самостоятельности. Ситуацию выбора создавала при индивидуальной, групповой и парной работе. В литературе нашла две памятки по индивидуальному и коллективному выбору задания.
На этапе презентации учебного материала предлагаю учащимся выбор: выслушать объяснение учителя, поработать с учебником и ответить на вопросы, приготовить индивидуальное сообщение, выступить в роли учителя на уроке, объясняющего новый материал.
Один из важнейших моментов в самоопределении учащихся- это выбор целей деятельности, поэтому целеполаганию уделяю большое внимание.
Для этого использую различные приемы. Предлагаю учащимся продолжить предложение (например: Сегодня на уроке я….): заполнить таблицу: я знаю, , я узнаю, я узнал. Из предложенных учителем целей выбирать те, которые подходят ученику.
В конце каждого урока проходит этап рефлексии, где обязательно учащиеся возвращаются к целям, поставленным в начале урока, и анализирую, что получилось, что не получилось, почему.
В процессе работы были подобраны в литературе и созданы памятки, которые помогают учащимся сделать выбор. Такая работа привела к тому, 94% учащихся умеют формировать цель урока, 84,6% учащихся выбирают форму работы на уроке, 96% задание, 87,4% форму ответа, 98,7% учащиеся аргументировать свой выбор, 76,5% учащихся могут оценить результат выбранного вариант, навыками рефлексии владеют 89%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4.2 Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания. Приложение 13.
Воспитание патриотизма и интереса к истории и культуре родного края с использованием краеведческого материала...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...
Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
Результаты профессиональной деятельности учителя информатики Пантелеевой О.В."Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания"...
4.2. Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
3.1. Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания...
Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчес...