Внутренние воды Африки
план-конспект урока по географии (7 класс)

Внутренние воды Африки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u-22_7_kl._geogr.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

У-22, 7 класс

Внутренние воды

цель: организация процесса формирования умений самостоятельного усвоения новых знаний.

Задачи

Образовательная: сформировать представление о внутренних водах Африки; выяснить факторы, влияющие на внутренние воды материка; продолжить работу с геономенклатурой.

Развивающая: развивать общеучебные мыслительные операции: анализ, синтез, доказательство; продолжить развивать  навыки и умения сопоставлять разные тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы; развивать мыслительную деятельность суворовцев при работе с информационными источниками, картографическим материалом; развивать внимание, память, воображение.

Воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи; формировать опыт равноправного сотрудничества, терпимости и уважения.

Ход урока

Организационный момент

Взаимные приветствия; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния взвода и готовности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к работе.

II .Проверка подготовленности к уроку.

Цифровой диктант. (3минуты)                                                                

I вариант – экваториальный климатический пояс,

 II вариант - тропический климатический пояс.

Какие утверждения верны:

1.Этот пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш.
2. В этом поясе жарко и сухо в течение всего года.
3. Весь год преобладают влажные воздушные массы.
4. Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50°С.
5. Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.
6. Пояс располагается по обе стороны от экватора, на севере, образуя более широкую полосу.
7. Нет смены времен года.
8. У растений этого пояса не формируются годовые кольца.
9. В этом поясе находятся основные пустыни Африки.
10. Самум – ветер, несущий тучи песка частое явление в этом поясе.

Ключ:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I вариант

+

-

+

-

-

-

+

+

-

-

II вариант

-

+

-

+

+

+

-

-

+

+

 (взаимопроверка)

9-10 баллов- «5»

7-8 баллов- «4»

5-6 баллов-«3»

III. Изучение нового материала

– Открываем маршрутный лист, оформляем свои данные на титульном листе.

– О чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О реках и озерах Африки)

– Что еще, кроме рек относится к внутренним водам? (подземные воды, болота, искусственные водоёмы, ледники).

Внутренние воды

реки   озера   подземные воды          болота                 искусственные водоемы   ледники

1.Почему мы изучаем «Внутренние воды» после тем «Рельеф» и  «Климат»?

2.Что такое бассейн океана?

Откройте атлас на стр.24 и выполните задания:

3.К каким бассейнам относятся реки Африки?

I вариант: выписать названия рек бассейна Атлантического океана

II вариант: выписать названия рек бассейна Индийского океана

Рек, какого бассейна больше всего? Сделайте вывод. 

Реки Африки относятся к трём областям стока:

1. Атлантический океан – 51 %
2. Область внутреннего стока–  31%
3. Индийский океан – 18%

4.Что такое внутренний сток? Почему он  образуется?

5.Какая река пересекает экватор дважды?

Занимательное задание:

Попав в такое место, судно всей своей массой находится в морской воде, а винты – в лёгкой пресной. Где наблюдаются места с «мёртвой водой»?

Ответ: В устье самой многоводной реки Африки Конго. Огромные массы воды, выносимые рекой в Атлантический океан, опресняют его на 75 км от берега.

-Исходя из анализа этих графиков мы можем сделать вывод о главном факторе,  влияющем на режим рек. Это…(климат)

- Какой еще фактор, по вашему мнению, оказывает большое значение в формировании рек? (рельеф)

http://festival.1september.ru/articles/507543/img3.gif

Суворовцы с помощью  преподавателя восстанавливают схему, подбирая соответствие.

(Рельеф: - характер течения, пороги, водопады, работа рек, направление течения.

Климат: - многоводность, питание, режим, ледостав).             

IV. Лабораторная работа:                                                                

Используя материал §19учебника (стр.84-86), карты атласа заполните таблицу.

Задание выполняется по вариантам:

 1 вариант– Конго, 2 вариант– Замбези.

Демонстрация видеофрагмента о реке Замбези.

Преподаватель представляет алгоритм выполнения работы на примере Нила.

Название реки

Исток

Устье

Бассейн

Режим

Нил

Восточно – Африканское плоскогорье

Средиземное море

Атлантического океана

Полноводна весь год

Конго (Заир)

 

 

 

 

Замбези

Анализ результатов заполнения таблицы. 

Физкультминутка!!!

Самостоятельная работа с учебником:

Прочитать материал параграфа на стр.86-87 об озерах Африки, заполнить таблицу и быть готовым краткую устную характеристику озер Африки.

  Озеро  

  Происхождение  

  Характеристика  

Значение рек и озёр:                                                                            

1. Орошение
2. ГЭС
3. Лов рыбы
4. Водоснабжение на бытовые и хозяйственные нужды
5. Водные пути

V. Закрепление изученного материала:                                

На картосхемах маршрутных листов с помощью карт атласа обозначить и подписать названия рек и озер Африки, ответив предварительно на вопросы:

  1. Самая длинная река Африканского континента? (Нил)
    2. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)
    3. На какой реке находится водопад Виктория? (Замбези)
    4. Правый приток реки Конго. (Река Убанги)
    5. Древние египтяне называли её “священной рекой”, обожествляли её. (Нил)
    6. В этой строчке из стихотворения К.И. Чуковского есть название ещё одной африканской реки.“И сел на орла Айболит  И одно только слово твердит –  …, …, …” (Лимпопо)
    7. Какая река впадает в Гвинейский залив? (Нигер)
    8. Какая река впадает  в озеро Чад? (Шари)

Подведение итогов урока.

Выводы по целям:

1.Сформировали  представление о внутренних водах Африки.
2.Выяснили  факторы, влияющие на внутренние воды материка. 
3. Развивали умение работать с географической картой.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Внутренние воды Африки"

Презентация "Внутренние воды Африки" расчитана на весь урок в 7 классе, но использовать можно какие-то фрагменты по СанПину....

Внутренние воды Африки, 7 класс

1. Проверка домашнего задания по темам предыдуших уроков2. Общая характеристика внутренних вод и закономерности их размещения3. Новый материал по теме, обзор крупнейших речных и озерных систем4. Практ...

Внутренние воды Африки

Для проведения урока в 7 классе...

Конспект Урока- путешествия"Внутренние воды Африки"

В уроке отражены современные требования к уроку, представлен интересный содержательный материал о крупнейших реках и озерах Африки....

Презентация "Внутренние воды Африки"

В презентации рассматриваются внутренние воды Африки....

Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки».

Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки».Цель: изучить внутренние воды Африки.Задачи:1. в процессе работы над учебным элементом вы должны знать крупнейшие речные и озер...