Рабочая программа по географии.
рабочая программа по географии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 « Физическая культура»
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 час;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geo_2017-2018.docx | 68.44 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 13 |
| 14 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 « Физическая культура»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Относится к общеобразовательному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений;
- слушать лекцию, уметь отражать ее отдельные положения в виде конспекта;
- наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические названия;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности,
- применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран.
- читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения
давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий;
- составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
- давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона);
- применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций
- находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
- давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
- различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда
- географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
- характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности
- географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 час;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | - |
| |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
реферат | |
презентация | |
работа в контурной карте | |
подготовка сообщений | |
Итоговая аттестация в форме защиты курсового проекта
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1 | Общая характеристика мира | 22 | |
Тема 1 Глобальные проблемы человечества | Содержание учебного материала | ||
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Сущность, причины возникновения и пути решения глобальных проблем. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Взаимосвязь глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 4 | ||
Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте регионы с наиболее неблагоприятной экологической ситуации» Самостоятельная работа 1.Заполнение таблицы «Регионы наиболее острых экологических проблем» (2часа) | 2 2 | ||
Тема 2 Политическая карта мира | Содержание учебного материала | ||
Территория государства и его границы. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран. | 4 | 1,2 | |
Практическая работа №2 «Определение зависимых территорий на политической карте мира» Практическая работа №3 Составление таблицы «Важнейшие международные организации» Самостоятельная работа 2.Работа с политической картой мира, сдача номенклатуры (2 часа) 3.Подготовка презентации «Страны «большой семерки» (2 часа) 4.Составление характеристики политико-географического положения одной страны (по выбору) (1 час) | 2 2
5 | ||
Тема 3 География мировых природных ресурсов | Содержание учебного материала | ||
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Этапы хозяйственной деятельности. Различные типы природопользования. Проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 4 | 1,3 | |
Практическая работа №4 Оценка ресурсообеспеченности различных регионов и стран топливными природными ресурсами. Самостоятельная работа 1. Составление картосхемы: обеспеченность различных стран мира энергетическими ресурсами(1,5 часа) 2.Нанесение на контурную карту крупнейших месторождений полезных ископаемых(1,5 часа) 3.Подготовка сообщений «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение литосферы», «Загрязнение гидросферы», «Загрязнение вод Мирового океана» (2 часа) | 2 5 | ||
Тема 4 География населения мира | Содержание учебного материала | ||
Численность населения мира и ее динамика. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения мира. Размещение населения по территории земного шара. С плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода», и мегалополисы | 4 | 1,3 | |
Практическая работа №5 «Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах» Практическая работа №6 «Нанесение на карту крупнейших агломераций мира» Самостоятельная работа 1. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира (1 час) Составление таблицы «Основные языковые семьи мира» (1 час) Обозначение на контурной карте районов распространения мировых религий (1 час) Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами (1 час) Заполнение таблицы «Страны с максимальной и минимальной долей городского населения» (2 часа) Обозначение на контурной карте стран с высоким уровнем урбанизации (1 час) | 2 2 7 | ||
Тема 5 Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда. | Содержание учебного материала | ||
Мировое хозяйство. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная специализация и кооперирование. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. | 4 | 1,2 | |
Практическая работа №7 Составление картосхемы "Международные экономические группировки стран мира" Самостоятельная работа 1.Влияние НТР на организацию мирового хозяйства (3 часа) | 2
3 | ||
Тема 6 География отраслей мирового хозяйства | Содержание учебного материала | ||
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства. Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной и легкой промышленности. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства. Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские, торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 4 | 1,2 | |
Практическая работа №8 «Составление экономико-географической характеристики отрасли промышленности» Практическая работа №9 Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Самостоятельная работа 1.Дополнение схем различных типов размещения металлургических баз (с примерами металлургических баз) (1час) 2.Нанесение на контурную карту крупнейших центров мира автомобилестроения (1 час) 3.Работа над рефератом «Зеленая революция: вчера, сегодня, завтра» (3 часа) 4.Составление таблицы «Особенности различных видов мирового транспорта» (1 час) 5.Выявление преобладающих видов транспорта в разных регионах, степень развития, прогноз (1час) | 2 2 7
| ||
Раздел 2. | Региональная характеристика мира | 20 | |
Тема 1. Зарубежная Европа | Содержание учебного материала | ||
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 4 | 1 | |
Практическая работа №10 «Составление характеристики экономико-географического положения страны (по выбору) Практическая работа №11 Нанесение на контурную карту основных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы» Самостоятельная работа 1.Географическая номенклатура «Зарубежная Европа: страны и столицы» (1 час) 2.Нанесение на контурную карту субрегионов Зарубежной Европы с указанием стран и их столиц (1 час) 3.Подготовка сообщений по странам Европы «Германия», «Великобритания» (2 часа) | 2 2 4 | ||
Тема 2. Зарубежная Азия | Содержание учебного материала | ||
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 4 | 1,3 | |
Практическая работа №12«Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая» Практическая работа №13 «Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии» Самостоятельная работа 1.Подготовка презентации «Горячие точки Зарубежной Азии» (2 часа) | 2 2 2 | ||
Тема 3. Австралия | Содержание учебного материала | ||
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 2 | 1,3 | |
Практическая работа №14 Составление картосхемы «Международные экономические связи Австралийского Союза» | 2 | ||
Тема 4. Африка | Содержание учебного материала | ||
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Интеграционные группировки. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа 1.Нанесение на контурную карту субрегионов Африки с указанием стран и их столиц (1 час) | 1 | ||
Тема 5. Северная Америка | Содержание учебного материала | ||
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсного потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. | 4 | 1,3 | |
Практическая работа №15 «Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий» Практическая работа №16 «Сравнительная характеристика США и Канады» Самостоятельная работа 1.Подготовка презентации « Мегалополисы США » (2 часа) | 2 2 2 | ||
Тема 6 Латинская Америка | Содержание учебного материала | ||
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 4 | 1 | |
Практическая работа №17 «Составление экономико-географической характеристики страны Латинской Америки» (по выбору) Самостоятельная работа 1.Нанесение на контурную карту субрегионов Латинской Америки с указанием стран и их столиц (1 час) | 2 1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета географии.
В кабинете имеется возможность обеспечения свободного доступа в Интернет. Помещение удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированно учебной мебелью и средствами обучения, достаточны ми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете представлено мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по географии, создавать презентации и видеоматериалы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины « География» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов, коллекций и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации;
- библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Родионова И.А.«Экономическая и социальная география мира» в 2 ч. Часть 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО-М.Юрайт.2017
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл.- М.:Просвещение,2015
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительное главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.-М.:Дрофа,2009
Гладкий Ю.Н.Лавров, Глобальная география.10-11 класс.-М.:Дрофа,2009
Дополнительные источники:
Атлас «Экономическая и социальная география мира».10 кл.
под ред.В.П.Максаковского.-М.:Дрофа,2015
Контурные карты «Экономическая и социальная география мира»
10 кл.-М. «Дрофа»,2010 Симагин Ю.А., Сиротин В.И.Экономическая и социальная география мира. Тестовые работы для проведения текущего контроля и самоконтроля по географии. Для учащихся 10 классов-М.:СпортАкадемпресс,2005.
Максаковский В.П. «Географическая картина мира»-Ярославль Верхне-Волжское издательство,2005.,в 3-х томах.
«Страны мира». Справочник, М.,2005.
Интернет-ресурсы
www.minerals.usgs.gov/mineral/pubs/county
www.scool-collection.edu.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. | Формы контроля знаний: текущий, тематический, рубежный, итоговый. Методы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, проверочная работа, тестирование. Работа с контурными картами и картами атласов. Практические занятия. Защита рефератов. Подготовка сообщений и презентаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...