Творческие работы учащихся
творческая работа учащихся по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат | 2.7 МБ |
bam.docx | 16.59 КБ |
volshebnaya_nit.docx | 15.35 КБ |
dnevniki_moey_babushki.doc | 44 КБ |
nitraty.docx | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ»
Школьная НПК «Мы – будущее ХХI века»
Удивительная «страна» БАМ
Секция литература
Выполнила: Турчановская Елизавета 10 в класс
Руководитель: Белявская Ю.Н.
г. Улан-Удэ
2016 г
Удивительная «страна» БАМ
У каждого человека своя история жизни. Он появляется на свет, делает первые шаги по земле, растет вместе со своими сверстниками, учится, взрослеет, трудится. Быстро летят годы. И вот уже у него подрастают детишки, которым ему хочется рассказать о своем детстве, о той самой беззаботной и счастливой поре своей жизни.
Много чего интересного я знаю из уст моей мамы, чье детство прошло на БАМе, в городе Северобайкальске. Здесь она пошла в первый класс. Люблю слушать её воспоминания, в них вижу мою маму маленькой девочкой, непоседой с забавными косичками. Вижу зеленый щитовой дом, в котором она прожила пять лет. Почти со всех сторон дом окружен островками густого леса, куда заходить совсем не страшно, не заблудишься, хотя всё, как в настоящей тайге. Само название города говорит уже о многом. Бамовцы заложили первый камень у самого берега священного моря, в красивейшем уголке природы. Мама всегда восторженно говорит о Байкале, о северобайкальских красотах, о весенней поре, когда цвел душистый багульник и распускала нежную хвою лиственница. А летом в лесу, прямо за домом, можно было собирать брусничку, которую тут же с ладошки – и в рот! Пролетело короткое северное лето, и с наступлением осени пришла пора идти в школу, в незабываемый первый класс. Бамовская деревянная школа в два этажа, переполненные классы. Её одноклашки-«первоклашки» - это дети из самых разных союзных республик, с непривычными именами, которые не сразу запоминались: Мадина, Ивар… После уроков все шумной толпой бежали в школу искусств, в театральную студию. Их там ждали молодые педагоги, две выпускницы института культуры, приехавшие из Улан-Удэ. Сколько было ярких выступлений: пантомим, сценок, спектаклей! После репетиций той же дружной ватагой мчались они на стройку, которая становилась для них центром вселенной. Здесь они были во власти своих фантазий! Как весело и «всерьез» они играли в этих недостроенных зданиях в «домики», в «войнушку» и в «казаков-разбойников». Потом спешили домой, ведь каждый из них имел свои обязанности по хозяйству, которые, «кровь из носу», выполнялись до прихода родителей с работы. А родители у всех были молодые, бамовцы-первопроходцы, комсомольцы-добровольцы, которые ехали в Сибирь за романтикой, «за запахом тайги». «И мы, их дети, чувствовали свою причастность к великой стройке века, считали себя маленькими строителями магистрали, любили тайгу и мечтали стать когда-нибудь дружной комсомольской бригадой настоящих бамовцев», - с улыбкой говорит мама.
Слушаю её и думаю, какая же это удивительная и прекрасная «страна» БАМ!
Много книг написано об этой стройке, но она продолжает жить в сердцах людей, которые когда-то соприкоснулись с ней. И вот моя мама передала мне свою любовь к стране её далекого детства, слушала бы её бесконечно…
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ»
Школьная НПК «ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ АНАИСЫ»
Секция литертура
Выполнила: Турчановская Евгений 5 Г класс
Руководитель: Белявская Ю.Н.
г. Улан-Удэ
2016 г
Автор: Турчановский Евгений
В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жили муж и жена, и было у них три дочери.
Две старшие дочери были хитрые, а младшая дочь, Анаис, была бесхитростная и наивная. Старшие сестры, зная это, пользовались добротой и наивностью Анаис. Они заставляли ее готовить, стирать и убирать в доме. Бедная девушка очень уставала.
И вот в один из вечеров она поднялась на чердак, чтобы отдохнуть и побыть одной. Перебирая старые вещи в сундуке, Анаиса увидела старую кисть для рисования. Рисовать девушке было нечем и не на чем, и она провела кистью в воздухе. И произошло чудо! Анаиса нарисовала цветок, и он появился! Девушка попробовала еще и еще – получился целый букет. Она поняла: кисть оказалась волшебной!
С тех самых пор жизнь Анаис изменилась. Она стала рисовать маленьких человечков. и они стали ей помощниками и друзьями. Девушка быстро справлялась со своими делами и могла теперь подольше гулять у реки. Там она и встретила прекрасного принца Александра.
Анаис и Александр полюбили друг друга с первого взгляда, сыграли веселую свадьбу. Жили они долго и счастливо, растили детей, радовались жизни. А злые сестры так и не нашли себе мужей. Да и кто полюбит таких злых и ленивых девушек!?
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ»
Школьная НПК «Мы – будущее ХХI века»
Дневники моей прабабушки
Выполнила: Турчановская Елизавета 10 в класс
Руководитель: Белявская Ю.Н.
г. Улан-Удэ
2016 г
Дневники моей прабабушки.
Каждая семья – это своеобразный мир, в котором, в котором царят свои нормы и традиции, есть свои ценности. Не материальные ценности, духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые письма и вещи, дневники и растения, посаженные ещё нашими бабушками, и дома построенные нашими дедами.
Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой. История любой семьи неразрывно связана с историей её Родины. Каждое поколение своим трудом старалось сделать будущее своей Родины лучше, счастливее. Мои прадеды родились в конце 19 века, а за это время произошло множество перемен.
Мой прадедушка Белявский Фрол, родился в 1898 г. и жил в Крыму. Его семья имела своё имение в Крым , он получил хорошее образование. После революции был репрессирован , а имущество их семьи было изъято. Вернувшись из мест заключения, работал в совхозе «Лесная поляна» бухгалтером. В годы войны воевал, был в плену, бежал из плена и продолжал воевать, став участником санитарного Обоза (убирал тела бойцов с полей сражения) . Мой прадедушка Фрол был очень образованным, интеллигентным и трудолюбивым человеком, прожил нелёгкую жизнь. Умер в возрасте 68 лет. В 1964 году он приезжал в Улан – Удэ, в гости к своему сыну ( моему дедушке ). Очень удивлялся, что вокруг лес, и очень много снега.
Моя прабабушка – Белявская Лукерья (в девичестве Виноградова) 1904 года рождения. Семья Виноградовых имела помещечье хозяйство. Её мать была очень крупной, физически развитой и очень хорошо боролась. Во время празднования «Сабантуя» с мужчинами, могла пять раз проиграть, а затем выигрывала своё имение.
После революции прабабушка Лукерья Вышла замуж за Белявского Фрола и в браке у них родились трое детей: Фёдор, Анатолий и младший Николай (мой дедушка). В годы войны, одна с тремя детьми, она жила в окупированной немцами деревне «Николаевка». У них был красивый, большой, добротный дом. И потому он приглянулся немецкому офицеру. Он поселился в нём, а прабабушка Лукерья и трое сыновей жили в сарае. Своего мужа Фрола она с войны дождалась, но прожила после войны недолго, умерла в возрасте 36 лет. Поэтому моего дедушку воспитывала мачеха Анна Лысенко.
У моих прапрабабушке Шеляковской Мальвины Викентьевны (полячки) 1897 года рождения и прапрадедушки Муран Константина Николаевича 1895 года рождения в браке родилась моя прабабушка Муран Анна Константиновна 1920 года рождения. Родилась в Белоруссии в городе Себеж. В возрасте 20 лет, в 1940 году она с сестрой и матерью, завербовалась на работу в Якутию, в посёлок Тикси. Это счастливое, как выяснилось обстоятельство, спасло им жизнь. В годы войны в Белоруссии зверствовали фашистские захватчики. Подруги моей прабабушки были либо убиты, либо угнаны в плен. В Якутии, она встретила Петровского Антона и у них родилось трое детей. Их семейная жизнь не сложилась, они разошлись. Прабабушка встретила Мангут Алексея Николаевича 1910 года рождения. Он работал механиком на барже с 1926 года по 1947 год и женился на моей прабабушке Анне Константиновне, несмотря на то, что у нее было уже трое детей. После войны мои прабабушка и прадедушка через Северный Ледовитый и Тихий океан с тремя детьми поехали в Иркутск на родину прадеда. Но в поезде у них украли все деньги и трёхдневный голод заставил их выйти в городе Улан – Удэ. Так они здесь и остались. В последствие у них родилось ещё пятеро совместных детей. Вышло так, что мою бабушку воспитывал отчим прадедушка Алексей. Мой прадедушка Алексей Николаевич до самой пенсии работал шофёром на молоковозе. Семья была большая, семеро детей и поэтому жили они бедно, голодно, в доме из одной комнаты и кухоньки. В возрасте 66 лет он скончался.
Моя прабабушка Анна Константиновна воспитывала семерых детей. Всю большую семью нужно было накормить, обстирать, но несмотря на это она ещё и работала билетёром в клубе имени Серова, вахтёром в кафе «Саяны» и няней в детском саду. Старшие дети помогали по дому и с младшими детьми. Анна Константиновна была хорошей хозяйкой, любила порядок, чистоту. Дети были в старой, штопанной, но всегда в чистой одежде. Жили они в поселке Комушка, где проживало много офицерских семей. Они отдавали прабабушке поношенные вещи своих детей, и она всегда с благодарностью их принимала.
Поздним вечером, когда все дети засыпали, прабабушка садилась за кухонный стол и писала дневник. В нём очень подробно описывала события прошедшего дня. За всю её жизнь накопилось около двадцати общих тетрадей, одна тетрадь – один год. Эти дневники хранятся у её детей, и они с интересом их перечитывают снова и снова. Свои сокровенные мысли она писала на польском языке. Нелегко пришлось её моей прабабушке, но она вырастила достойных детей, которыми могла гордиться. Умерла она в возрасте 84 лет.
Моя бабушка Белявская Татьяна Петровна (в девичестве Муран) 1943 года рождения. Родилась в Якутии. В Улан-Удэ, закончила школу №35 (7 классов). Росла в большой семье, летом нанималась работать няней в семьи офицеров за еду. Окончив семилетку работала на Молокозаводе. Вышла замуж за Белявского Николая Фроловича, в то время солдата ракетных войск, которая располагалась в поселке Комушка. Родился сын Валерий, затем дочь Юлия – моя мама. У них была замечательная, дружная семья. Они всегда были вместе – вместе строили БАМ, вместе каждый лето уезжали в Крым – на родину дедушки.
Трудное детство досталось моему дедушке – Белявскому Николаю Фроловичу 1939 года рождения. Родился он в Крыму. Дедушка помнил войну, ведь село Николаевка была оккупирована немцами, помнил послевоенный голод, нищету. Когда умерла его мама, дедушке было 10 лет, а старшим братьям 12 и 14 лет. Их воспитывала мачеха. Закончив школу дедушка выучился на сварщика и тракториста. Затем армия, дедушка служил в Улан-Удэ, где и повстречал мою бабушку. Будучи молодой семьей, с двумя детьми, 6 лет они жили на БАМе, в Северобайкальске. Дедушка работал на Камазе и Магирусе, перевозил топливо и взрывчатку. Дедушка всю жизнь был полон сил, со всем энтузиазмом отдавался работе и общественным делам, работал дедушка до 70 лет. За период своей трудовой биографии имеет много наград, в том числе и правительственных. Не так давно моего дедушки не стало, но нам все напоминает о нем. Дедушка сам построил дом, где каждую реечку, каждый гвоздь он прибил своими руками, которые умели делать все.
Моя мама, Белявская Юлия Николаевна, окончила среднюю школу №49. Поступила и закончила БГПИ. После окончания института более 20 лет работала учителем географии в школе № 19. Я горжусь своей мамой. Она хороший учитель и самая лучшая мама.
У меня есть младший брат Женя, ему 9 лет. Он очень ласковый и смышленый мальчик. Он пошел в школу, я ему во всем помогаю. Я учусь в 10 классе. Мне есть с кого брать пример в жизни. И я думаю, что если каждый человек будет честно жить, хорошо учиться и трудиться, любить свою Родину, то история нашей страны станет еще лучшею, светлее и богаче.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ»
Школьная НПК «Мы – будущее ХХI века»
Нитраты в продуктах питания
Секция экология
Выполнила: Турчановская Елизавета 10 в класс
Руководитель: Белявская Ю.Н.
г. Улан-Удэ
2016 г
Реферат
Нитраты в продуктах питания. Физические, физико-химические, химические методы определения нитратов в этих продуктах
Научная новизна.
Содержание нитратов в продуктах питания Республики Бурятия не определяется систематически, учитывая географическое положение республики и связанный с этим очень разнонаправленный трафик поступления продуктов растениеводства в республику, это влечет за собой недостоверный контроль за содержанием опасного вещества в продуктах, оказывающихся за нашим столом.
Проводимый мониторинг по содержанию нитратов не доводится до населения, общественность не информируется о случаях превышения вредных элементов, рядовой потребитель не ориентируется в качестве продуктов от разных производителей и поставщиков.
Актуальность.
Нитраты, как компоненты азотных удобрений, выступают тройственным фактором:
- В условиях рискованного земледелия Бурятии (450 м над уровнем моря, высокий уровень солнечной радиации, засушливый климат, большое распространение неплодородных песчаных и супесчаных почв) обеспечивают урожай растениеводческой продукции;
- Выступают как ядовитое вещество при повышенном содержании в продуктах питания для организма человека;
- При применении в сельском хозяйстве неминуемо попадают в окружающую среду и оказывают негативное воздействие на экосистему.
- Цель:
- Выявить содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.
- Задачи:
- Рассмотреть степени негативного воздействия нитратов и нитритовна организм человека и окружающую среду;
- Определить содержание нитратов и нитритов в распространённых продуктах растениеводства от различных производителей;
- Введение
Каждый человек хоть раз слышал о нитратах и нитритах в продуктах питания, о и их воздействие на организм человека. Часто можно увидеть, как в новостях рассказывают про отравления нитратами, рекламируют приборы, измеряющие содержание нитратов. Для чего же нужны эти приборы, что такое нитраты, нитриты, как они влияют на человека?
Информационная справка.
Нитрат – соль, производная азотной кислоты, содержит ион NO3-. Часто используется в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Нитрит – соль азотистой кислоты HNO2, токсичен.
В повседневной жизни людей существует 3 основных проблемы, – вследствие которых возникают различные заболевания, какие-либо экономические и экологические преграды – курение, алкоголизм, наркотики. Но не стоит забывать и об употреблении в быту минеральных удобрений, в состав которых могут входить различные вещества. Почти каждый человек ежедневно использует пищевые продукты, которые содержат нитраты, и не задумывается о том, к каким последствиям это может привести.
- Что такое нитраты. Природные источники нитратов
Нитраты – это соли азотной кислоты, которые накапливаются в продуктах и воде при избыточном содержании в почве азотных удобрений, а также попадании кислотных дождей. Азотная кислота, прародитель нитратов, является самым сильным окислителем. На первый взгляд она покажется безобидной жидкостью, однако, при добавлении некоторого количества соляной кислоты, мы получим так называемую «царскую водку», в которой растворяется само золото, и свинец. Так что говорить о нитратах, раз у них такой предок. Кроме того, нитраты являются самыми часто используемыми веществами, в производстве удобрений.
Основные источники нитратов – органическое вещество почвы, минерализация которого обеспечивает постоянное образование нитратов. Сельскохозяйственное использование почвы приводит к уменьшению запасов органического азота. В этой связи роль почвенного азота в загрязнении природных вод нитратами и в накоплении растениями, по-видимому, более существенная, чем считалось до сих пор.
Антропогенные источники нитратов подразделяются на аграрные (минеральные и органические удобрения, животноводческое производство), индустриальные (отходы промышленного производства и сточные воды) и коммунально-бытовые. Азотные удобрения представляют собой главный антропогенный источник азота, который по своим масштабам приближается к биологической его фиксации на суше и по некоторым прогнозам уже в ближайшие десятилетия превысит ее.
- Воздействие нитратов и нитритов на организм человека.
Норма нитратов в организме человека.
Сначала цифры. По нормам ВОЗ, допустимой суточной дозой нитратов
для человека считается 5 мг на каждый килограмм его веса. При среднем
весе 70 кг и получается "допустимый дневной максимум" - 350 мг. Если
же за один раз принять 600-650 мг нитратов, то у взрослых уже
развивается выраженное отравление.
Вред нитритов для организма человека.
Для нашего организма нитраты сами по себе безвредны. Но часть их
превращается в нитриты (соли азотистой кислоты), которые блокируют
дыхание клеток. Связывается гемоглобин, возрастает содержание холестерина и молочной кислоты. То есть нитриты - яд. Особенно опасны нитраты для грудных детей, т.к. их ферментная основа несовершенна и восстановление метгемоглобина в гемоглобин идёт медленно. Нитраты способствуют развитию патогенной (вредной) кишечной микрофлоры, которая выделяет в организм человека ядовитые вещества токсины, в результате чего идёт отравление организма. В здоровом теле превращение нитратов в нитриты существенно
замедлено по сравнению с ослабленным организмом. Значительная часть
нитратов просто выводится, немало их преобразуется в полезные
соединения. Защитные механизмы на нитраты в общем-то предусмотрены
природой, нормальный обмен даже предполагает какое-то наличие этих
солей. Весь вопрос в дозах.
Чувствительность к нитратам повышают все факторы, вызывающие кислородное голодание: высокогорье, наличие в воздухе окислов азота, угарного газа, углекислоты, употребление спиртных напитков.
При отравлении высоконитратными продуктами поражаются желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистая и центральная нервная системы; нитратной водой — сердечно-сосудистая, дыхательная и центральная нервная системы.
Признаки отравления появляются через 1—6 часов после поступления нитратов в организм. Острое отравление начинается с тошноты, рвоты, поноса. Увеличивается и болезненно реагирует на пальпацию печень. Снижается артериальное давление. Пульс неровный, слабого наполнения, конечности холодные. Отмечается синусоидальная аритмия. Дыхание учащается. Появляются головная боль, шум в ушах, слабость, судороги мышц лица, отсутствие координации движений, потеря сознания, кома. В легких случаях отравления преобладает сонливость и общая депрессия.
- Нитраты в продуктах питания
В процессе хранения и переработки продукции количество нитратов, как правило, несколько снижается, однако при нарушении режимов хранения их содержание может расти, и довольно существенно. Образованию нитратов и нитритов в процессе хранения продукции способствуют различные виды микроорганизмов.
Чем выше содержание нитратов в убранном урожае, тем больше нитритов образуется в ходе хранения. Риск образования нитритов в продукции возрастает при повышении температуры хранения с 10 до 35.°С, недостаточной аэрации складированной продукции, сильной загрязненности листовых овощей и корнеплодов, наличии механических повреждений продукции, оттаивании свежезамороженных овощей в течение длительного времени при комнатной температуре.
Хранение свежих овощей при низкой температуре предотвращает образование нитритов. В глубоко замороженных овощах накопления нитратного азота не происходит. Однако при размораживании происходит повышение нитратов.
Нитраты попадают в организм человека через продукты питания растительного и животного происхождения, через питьевую воду и через лекарственные препараты.
Основная масса нитратов попадает в организм человека с консервами и свежими овощами (40-80% суточного количества нитратов).
Незначительное количество нитратов поступает с хлебо-булочными изделиями и фруктами; с молочными продуктами попадает их - 1% (10-100мг на литр).
Часть нитратов может образоваться в самом организме человека при его обмене веществ.
Также нитраты поступают в организм человека с водой, которая является одним из основных условий нормальной жизни человека.человека. Нитраты попадают в подземные воды через различные химические удобрения (нитратные, аммонийные), с полей и от химических предприятий по производству этих удобрений. Наибольшее количество нитратов содержится в грунтовых водах. Обычно жители городов пьют воду, где содержится до 20мг/л нитратов, жители же сельской местности - 20-80мг/л нитратов.
Нитраты содержатся и в животной пище. Рыбная и мясная продукция в натуральном виде содержит немного нитратов (5-25мг/кг в мясе, и 2-15мг/кг в рыбе). Но нитраты и нитриты добавляют в готовую мясную продукцию с целью улучшения её потребительских свойств и для более длительного её хранения (особенно в колбасных изделиях). В сырокопчёной колбасе содержится нитритов 150мг/кг, а в варёной колбасе - 50-60мг/кг.
Также нитраты попадают в организм человека через табак. Выяснено, что некоторые сорта табака содержат до 500мг нитратов на 100г сухого вещества.
Распределение нитратов в растениях
Знание особенностей распределения нитратов в товарной части урожая продукции представляет особый интерес для потребителя, так как позволяет рационально использовать продукцию как на переработку (варка, приготовление соков, квашение, соление, консервирование), так и в пищу в свежем виде. Это, в свою очередь, обеспечивает снижение количества нитратов, поступающих в организм человека.
Распределение нитратов связано с физиологической специализацией и морфологическими особенностями отдельных органов возделываемых культур, типом и расположением листьев, размером листовых черешков и жилок, диаметром центрального цилиндра в корнеплодах. Распределение нитратов тесно связано с видом растения. Так, нитраты практически отсутствуют в зерне злаковых культур и в основном сосредоточены в стеблях и листьях. Зеленые культуры накапливают большое количество нитратов, как правило, в стеблях и черешках листьев. В листовой пластинке зеленых культур нитратов содержится в 4—10 раз меньше, чем в стеблях. Высокое содержание нитратов в стеблях и черешках вызвано тем, что они являются местом транспорта нитратов к другим органам растений, где они ассимилируются до органических соединении азота. Способность же ткани накапливать нитраты связана с целым комплексом факторов как внутренних, так и внешних. Наибольшее их количество находится в нижней 11 части листа, минимальное — в его верхушке.
Накопление нитратов меняется в зависимости от типа органа растения. В клубнях картофеля низкий уровень нитратов обнаружен в мякоти клубня, тогда как в кожуре и сердцевине их содержание возрастало о 1,1—1.3 раза. Сердцевина, кончик и верхушка столовой свеклы отличаются от остальных его частей повышенным содержанием нитратов. Поэтому у столовой свеклы необходимо отрезать верхнюю и нижнюю части корнеплода.
В белокочанной капусте наибольшее количество нитратов находится в верхушке стебля (кочерыжке). Верхние листья кочана содержат их в 2 раза больше, чем внутренние. И так же как у зеленых овощей, черешки листьев капусты отличаются более высоким содержанием нитратного азота, чем листовые пластинки.
Зоны с разным содержанием нитратов и в корнеплодах моркови. Их высокое содержание обнаружено в верхушке и кончике корнеплода. В сердцевине корнеплода уровень нитрата выше, чем в коре. Уровень нитратов в сердцевине уменьшается от кончика корнеплода к верхушке Круглоплодные сорта редиса (тип Рубин) содержат нитратов значительно меньше, чем сорта типа Красный великан. В середине корнеплода их содержание значительно меньше.
Представители семейства тыквенных (кабачки, огурцы, патиссоны, арбузы, дыни, тыква) широко представлены в ассортименте продуктов питания человека. Содержание нитратов в огурцах и кабачках уменьшается от плодоножки к верхушке плода, их больше в кожице, чем в семенной камере и мякоти. Поэтому перед употреблением в пищу необходимо отрезать часть плода, примыкающую к хвостику. То же самое необходимо еде дать и с плодами патиссона, поскольку больше всего нитратов находится в этой зоне плода. Больше нитратов сосредоточено по периферии плодов, чем в их середине.
Исследователями США, Германии, Чехословакии, России установлено, что нитраты и нитриты вызывают у человека метгемоглобинемию, рак желудка, отрицательно влияют на нервную и сердечно-сосудистую системы, на развитие эмбрионов. Метгемоглобинемия — это кислородное голодание (гипоксия), вызванное переходом гемоглобина крови в метгемоглобин, не способный переносить кислород. Метгемоглобин образуется при поступлении нитритов в кровь. При содержании метгемоглобина в крови около 15% появляется вялость, сонливость, при содержании более 50% наступает смерть, похожая на смерть от удушья. Заболевание характеризуется одышкой, тахикардией, цианозом в тяжелых случаях — потерей сознания, судорогами, смертью.
Отравления происходили при употреблении воды и продуктов растительного и животного происхождения с высоким содержанием нитратов или нитритов. Наиболее чувствительны к избытку нитратов дети первых месяцев жизни. Р. Д. Габович, ссылаясь на зарубежные источники, сообщает об отравлениях детей овощными соками и овощамисповышенным содержанием нитратов, в частности соком моркови. Источником отравления был сок, который пили через 1—2 суток после приготовления. В 1 л сока накапливалось до 770 мг нитритов.
Если матери употребляют высоконитратные овощи, нитраты попадают в грудное молоко: молочная железа не является барьером для нитратов. В организме матери существует механизм защиты от нитратов, но возможности его ограниченны. Если мать употребляет продукты с высоким содержанием нитратов (капуста, морковь, огурцы, кабачки, укроп, шпинат), то они неизбежно попадают в грудное молоко. Противонитратные механизмы у ребенка формируются только к одному году.)
Нитраты проникают как в грудное, так и в коровье молоко. Е. И. Мишустин сообщает, что когда коров кормили силосом, в килограмме которого содержался 21 г нитратов, то в 1 л молока нитратов было около 800 мг. Даже при отсутствии нитратов в воде и пище суточное потребление такого молока людьми не должно превышать 1 стакана.
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация. Самая ранняя продукция (зеленые овощи, лук, редис, огурцы) стоят всегда дороже, хотя в ней содержится в 3—5 раз нитратов больше, чем в более поздней. То же самое происходит с овощами, выращенными в парниках и теплицах. Хорошо известно, что овощи, выращенные в закрытом грунте, содержат в 3—4 раза больше нитратов, чем те же овощи, выращенные в поле. Овощи закрытого грунта хуже и по другим качественным показателям. Так за что же мы платим больше? Только за то, что “ранние”, только потому, что “первые”?
- Как выбрать малонитратные овощи?
Они отличаются прежде всего размером: минимальное содержание нитратов чаще бывает в овощах среднего размера, Большинство мелких плодов — преимущественно молодые растения, для которых характерен избыток нитратов, как запас на будущее. Необычно крупные плоды — часто результат избыточного питания, в том числе и азотного. После этого следует оценить содержание нитратов индикаторными бумагами.
По количеству нитратов овощи сильно отличаются как внутри одной партии, так в разных партиях. Поэтому выбрать малонитратные овощи можно всегда, особенно в период массовой уборки.
При хранении и в сухих, проветриваемых хранилищах уровень нитратов в свежих овощах снижается. В соленых и маринованных овощах он снижается за счет перехода в рассол.
В первую неделю соленья не рекомендуется употреблять; в них образуется много нитритов, потом за 1 —2 недели количество их снижается. Оценивать содержание нитратов в растениях лучше всего по наиболее нитратным частям. Определить эти части легко—основная масса нитратов поступает в растения через корневую систему и по сосудам движется к листьям. Вот и нужно оценивать концентрацию нитратов на этих путях: у капусты — в кочерыжке и прожилках листьев, у огурца, щавеля, укропа — в черешке (хвостике), у моркови, редьки — в нижней части корня. На рынке с разрешения продавцов из корешков моркови, например, выдавите сок на индикаторную бумагу и покупайте у того продавца, у кого морковь наименее нитратная.
Чтобы избежать образования нитритов, необходимо закладывать на хранение чистые сухие овощи без механических повреждении. На чистых овощах мало микроорганизмов, сухость ограничивает их перемещение, а отсутствие повреждений затрудняет получение ими питательных веществ, в том числе и нитратов, из клеток растений.
Кулинарная обработка. На этом этапе можно снизить содержание нитратов, подавить образование нитритов и нейтрализовать их.
Содержание нитратов снижается при чистке, вымачивании, отваривании. При чистке от растения отделяют и выбрасывают наиболее нитратные части: у капусты— кочерыжку, верхние листья и прожилки листьев, у огурца—заднюю (черешковую) часть и кожуру. Концентрацию нитратов в разных частях растения легко определить с помощью индикаторных бумаг. При высоких содержаниях нитратов растения приобретают горьковатый привкус.
Оставшиеся малонитратные части растений вымачивают в воде, что позволяет снизить концентрацию нитратов еще на 25%. Вымачивают так: очищенные от прожилок листья (капусты) замачивают в большом количестве воды на 1—2 часа, затем воду сливают и наливают новую, снова вымачивают 1—2 часа, в третьей воде овощи оставляют на ночь.
К сожалению, вымачивание эффективно лишь для листовых овощей: капусты, щавеля, петрушки и так далее.
Более эффективна горячая водная вытяжка (отваривание), извлекающая до 85% нитратов из овощей, в том числе из корнеплодов (моркови, свеклы). Отвар необходимо сливать горячим, так как при остывании часть нитратов возвращается из отвара в корнеплод — происходит адсорбция.
Предотвращение образования нитритов сводится к угнетению жизнедеятельности микроорганизмов, к сокращению длительности хранения готовых продуктов. Сложность в том, что при кулинарной обработке создаются наиболее благоприятные условия для развития микроорганизмов — овощи измельчаются, истираются, отвариваются в бульоне.
В этом случае основное средство профилактики — сокращение сроков хранения. Все салаты, а особенно овощные соки и пюре для детей, следует готовить или вскрывать консервированные непосредственно перед употреблением, При необходимости готовые продукты хранить лучше в холодильнике, и не больше суток. Заболеваемость раком желудка в экономически развитых странах снизилась благодаря хранению продуктов в домашних холодильниках. Стерилизация (кипячение) соков, супов, убивая микрофлору, также подавляет образование нитритов.
- Вывод
Стоит ли питаться “химизированными” продуктами, чтобы потом болеть? Нужны ли нам за такую цепу “дары” агрохимии?
Как ни странно.но пока большинство населения страны, теоретически осуждая применение минеральных удобрений и ядохимикатов, широко использует их в своих жилищах и на огородах. Рядового потребителя прельщает очевидная “эффективность” химии: брызнул дихлофосом, и на глазах десяток тараканов “протягивает ноги”, влил селитры — и помидоры растут, как на дрожжах. А то, что через несколько лет появляются аллергия, остеохондроз, рак — не столь очевидно, да и вообще врачи виноваты — лечить не умеют. Но почему же 30—40 лет назад и аллергия, и хондроз, и рак встречались гораздо реже?
В силу какой-то страшной логики в нашем сознании живет надежда на чудо, что яды убивают только “вредные” организмы, а для человека они безопасны. Кроме того, рядового потребителя прельщает дешевизна и красивая упаковка опасных ядов. Пока мы будем придерживаться принципа — “числом поболее, ценою подешевле”, агрохимии нечего беспокоиться за свою судьбу.
Дешевизна интенсивно химизированных сельхозпродуктов объясняется неоплаченными долгами природе (загрязнение окружающей среды и продуктов).
Эти долги и их проценты оплачивает все общество собственным здоровьем и будущим своих детей.
Литература
1. Боговский П.А. Азотные удобрения и проблемы рака. 1980
2. Борисов В.А. Экологические проблемы накопления нитратов в окружающей среде. 1990
3. Волкова Н. В. Гигиенические значения нитратов и нитритов в плане отдаленных последствий их действия на организм. 1980.
Список используемых источников.
1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/3081/НИТРАТ
2. http://prodobavki.com/modules.php?name=articles&article_id=95
3. ru.wikipedia.org/wiki/Нитраты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие работы учащихся
Творческие работы учащихся...
Творческие работы учащихся по геометрии, 6 класс
Представлены две работы учащихся 6 класса. Геометрический конструктор и пластилиновая геометрия....
Творческие работы учащихся
Сюда включены исследовательские работы, презентации,рефераты учащихся...
Творческая работа учащегося
Сочинение по теме " Безопасность труда профессии моих родителей".Каждая профессия налагает определенные требования, и каждый добросовестный работник обязан их выполнять. Безопасность труда- это особый...
Творческие работы учащихся и для работы с учащимися
Материал может быть использован на уроках истории и МХК...
Проектная работа - эффективное средство организации самостоятельной, творческой работы учащихся.
В своей работе я применяю метод проектов уже несколько лет и вижу, что он приносит свои положительные результаты. Тема работы, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уро...
Тема работы: «Символ верности, любви и надежды» - творческая работа учащихся
XVII городскаяолимпиада пошкольному краеведению,посвящённая 70-летиюПрохоровскоготанкового сражения...