Статья "Проблемы реализации ФГОС и возможности их решения".
статья по географии (6 класс)

Андреева Наталия Александровна

Из личного опыта реализации ФГОС на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья. Андреева Н.А.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы реализации ФГОС и возможности их решения.

Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным  распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р.  С сентября 2011 г. к обучению по новым ФГОС перешла начальная школа, c 1 сентября 2012 г. все российские школы по мере их готовности могли осуществить переход на ФГОС основного общего образования. А с 1 сентября 2015 г. ФГОС основного общего образования вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Как утверждают авторы стандарта, он является одним из ключевых элементов модернизации российской школы. Идея, положенная в основу Стандарта нового поколения, заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда»[3]. Поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно- ­деятельностный подход.

Введение федерального государственного образовательного стандарта образования (ФГОС) предполагает кардинальную перестройку организационной, методической деятельности,  как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в конкретном классе. В связи с этим меняются функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Главным субъектом, ответственным за эффективное внедрение ФГОС является учитель.

Концепция обучения с учетом требований ФГОС стимулирует к изменениям профессиональной осознанной деятельности педагога.  Успешная реализация ФГОС  зависит от способности и готовности педагогов работать в новых условиях.

Педагогическая деятельность педагога становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к профессионализму специалистов этой сферы. Сегодня педагогу необходимо уметь организовывать учебный процесс на основе современных методологических теорий, используя  новые образовательные технологии.

 Учителя нашей школы № 331 города Санкт-Петербурга  уже сделан большой шаг по внедрению стандартов нового поколения. Данные стандарты показали свою эффективность в системе начального образования. Однако  введение ФГОС в основную школу вызывало у меня как учителя старшей школы ряд тревог и опасений. Одна из причин этого наличие обилия неизвестных терминов и понятий – «основная образовательная программа», «компетенции», «универсальные учебные действия», «технологическая карта» и др. Большое количество неизвестных терминов всегда пугает и вызывает чувство недоверия. Но непонимание стало уходить после более детального ознакомления с содержанием нового стандарта и посещения курсов повышения квалификации по данной тематике.

        Однако даже хорошо зная свой предмет, владея разнообразными методическими средствами и имея основательную психолого-педагогическую подготовку, на стадии реализации требований нового образовательного стандарта в учебном процессе я столкнулась еще с рядом проблем.

Одна из которых заключалась в том, чтобы выработать  модель поведения, соответствующую требованиям нового стандарта. Так как идеология нового стандарта подразумевает, что учитель не является теперь источником знаний, а выступает лишь как организатор учебной деятельности школьников.

Современный учитель должен перестроить свое сознание и перейти от «носителя» знаний, умений и навыков по своему предмету к  деятельности «организатора  или проводника» по развитию ключевых компетенций, которые позволят ребенку легко ориентироваться в мире, информационной среде, научат, отобрать нужную информацию, интерпретировать, использовать ее  как для личностного развития, так и для решения практических и социальных задач.

Другие очень непростые проблемы – как  использовать большой объем теоретических знаний на практике, а также спланировать и организовать учебный процесс в условия ФГОС.

           В 2014-2015 учебном году я обучалась на курсах повышения квалификации по программе «Подготовка педагога реализации ФГОС основной школы (Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности педагога (ТРИИК)».

           Технология развития информационно - интеллектуальной компетентности представляет собой систему по организации освоения учебного содержания предмета, которая включает две подсистемы: горизонтальную и вертикальную [2].

Структура вертикальной подсистемы представлена последовательными этапами деятельности:

I этап «Самоопределение в деятельности»

II этап «Учебно-познавательная деятельность»

III этап «Интеллектуально – преобразовательная деятельность»

IV этап «Рефлективная деятельность»

Выстраивание процесса обучения в данной технологии в соответствии с предложенной  структурой позволяет осознать новую модель практической деятельности для работы по новому стандарту.

 В процессе обучения на курсах «ТРИИК» мне удалось найти пути решения проблем,  с которыми я столкнулась в процессе апробации модели методической разработки, отвечающей требования ФГОС, так как ТРИИК базируется на развивающем, логико-информационном, системно-деятельностном, интегративном, компетентностном подходах. Обучение на курсах позволило  осознать мне  роль учителя в новых условиях и выработать алгоритм действий работы в рамках ФГОС.

        Применение технологии ТРИИК в процессе апробации модели методической разработки на  уроках географии в 6 классе позволило мне на первом этапе «Самоопределение в деятельности» стимулировать интерес учащихся к изучению темы «Биосфера» посредством ситуативного задания, в котором предлагалось помочь девочке Маше найти ошибки,  допущенные при выполнении олимпиадного задания. Отсутствие знаний и умений,  необходимых для выполнения  данного задания,  вызвало желание у обучающихся осваивать материал, осознавая личную заинтересованность в изучении темы.

На втором этапе организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для решения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.  Средством обучения является модель инновационного методического инструментария: технологическая карта (ТК) и дидактическое электронное сопровождение (ДЭС) изучаемой темы. Технологическая карта дала  мне возможность тщательно спланировать каждый этап деятельности, максимально отразить последовательность всех осуществляемых операций, приводящих к намеченному результату, а также координировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности, что в итоге позволило мне эффективно организовать учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), выполнять диагностику достижения планируемых результатов. Диагностические задания  представляют цикл последовательного выполнения учебных заданий на «знание», «понимание», «умение» и формируются с учетом критериев логико-информационной корректности. Пошаговое выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умения работать с информацией, что соответствует требованиям ФГОС.

На каждом содержательном блоке предлагаются диагностические задания, по качеству выполнения которых можно определить степень освоения учебной темы.

  • Результаты выполнения диагностических и контрольных заданий, которые выполняли 25 школьников, показали:
  • - 15  выполнили успешно;
  • - 7 выполнили, но допустили исправления;
  • - 3 не выполнили, потому что, в классах обучаются ученики с различным уровнем развития.

Учащиеся обучались так впервые, поэтому  я считаю, что это хороший результат. Можно предположить, если продолжать обучение в такой системе, то результаты будут выше у всех школьников.

На третьем этапе осуществляется выполнение ситуативного задания, при этом учащимся предлагается выбрать уровень выполнения  (информативный, импровизационный, эвристический).

  • Информативный вариант выбрали  21 человека,
  • Импровизационный - 0 школьников
  • Эвристический – 1  ученик.

Данный выбор также можно объяснить тем, что учащиеся впервые выполняли такое задание и испытывали неуверенность при принятии решения.

        На этапе «Рефлексивной деятельности» школьники соотнесли цель и полученные результаты. Высокий уровень самоанализа и самооценки проявили 16 учащихся. Эти показатели свидетельствуют о том что, ~93 % учащихся способны анализировать результаты своей деятельности и адекватно их оценивать. Безусловно, если осуществлять рефлексивную деятельность систематически, то остальные учащиеся со временем научатся выполнять  адекватную оценку своей учебной деятельности.

       В результате апробации были очевидны изменения школьников:

  • - повышение интереса к обучению;
  • - повышение самостоятельности;
  • - повышение учебной активности.

Хочется сказать, что уроки, которые я проводила с использованием ТРИИК  и технологической карты были эффективными. Наличие уже разработанной технологической карты, дидактического электронного сопровождения и контрольно-измерительного материала по изучаемой теме существенно сокращает  время на подготовку учителя к уроку, повышает  качество обучения; раскрывает  творческий потенциал школьников, а также способствует  целенаправленному развитию  информационно-интеллектуальной компетентности  учащихся; позволяет объективно оценивать результаты обучения; продуктивно расходует учебное время и как следствие сохраняет  здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки; обеспечить успешную самореализацию личности, в соответствии с требованиями ФГОС  второго поколения.

         Я считаю, основное, что нужно изменить в своей педагогической деятельности для эффективной реализации ФГОС, это систематически применять системно - деятельностный подход в обучении. Если до введения документа это было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Сначала всем было страшно, но, изучив все нормативные документы: учебники, рабочие тетради, стало понятно, что все не так страшно на самом деле.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

        Таким образом, применение в профессиональной практике собственных разработок по ТРИИК помогло мне освоить новую модель практической деятельности для работы по новому стандарту.

Список литературы

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, М.: Просвещение, 2009, - 39с.

 2. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК): научно-методическое пособие / Л.Г. Панфилова, Т.Е. Матвеева, С.А. Сапон. – Великий Новгород, 2010.- 93 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г., № 1897.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по коррекции развития познавательных способностей в рамках реализации ФГОС в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)

Материалы по проведению занятий по коррекции развития познавательных способностей в рамках реализации ФГОС в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)...

Возможности технологического компонента основной образовательной программы в реализации ФГОС НОО (из опыта работы школы)

В статье представлен перечень технологий,применяемых в начальной школе. Дана характеристика и методические возможности технологическому компоненту основной образовательной программы ФГОС НОО....

Мастер-класс на тему «Возможности использования интерактивных комплексов в условиях реализации ФГОС НОО»

Вашему вниманию предлагаются некоторые приемы использования интерактивной доски в условиях реализации ФГОС НОО. Представленные материалы, выполненны в программе Activ Inspire и предназначены для учите...

«Возможность использования приемов эйдетики на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

«Возможность использования приемов эйдетики на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»...

Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

методическая работа по теме "Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"...