Работа с географическими текстами
статья по географии (7 класс)
Способы работы с географическими текстами в курсе географии материков и океанов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с географическими текстами
Плево Л.Л. учитель географии ГБОУ СОШ № 512 г. Санкт- Петербург
Мои многолетние наблюдения за техникой чтения учащихся наводят на грустную мысль, что большая группа людей, усваивая в начальных классах основы техники чтения, постепенное теряет или, по крайней мере, не улучшает их в V-IX классах. Причин много. Думаю, то одна из них кроется в формах поведения устных уроков: истории, биологии, географии, где стали преобладать тестирование, письменное воспроизведение опорных схем и конспектов и т.д., т.е. те формы, которые не дают возможности учащимся работать с текстом учебника, другими книгами ..В своей работе я применяю различные тексты, в том числе и тексты викторин, которые раздают всем учащимся ..Предлагаю викторины «Природные комплексы Африки» и природные комплексы «Северной Америки», которые, надеюсь, будут интересны и учащимся и учителям.
Природные комплексы Северной Америки
- Здесь господство принадлежит хвойным породам. Деревья: туя гигантская, дуглассия, ель, гигантская пихта-достигают высоты 45-60 метров. Особенно хорошо секвойя. Диаметр отдельных ее видов достигает 20 метров.
- Осадки здесь бывают не каждый год. Путешествовать летом здесь опасно. При такой жаре человек теряет 1 литр воды в час. Это быстро ведет к обезвоживанию организма.
- Этой местности свойственны низкие травы с преобладанием ковыля, мятлика, пырея. По ним бродят стада бизонов, олени, койоты, лисицы.
- Разнообразие гейзеров сложно передать словами. Здесь есть мощные гиганты, выбрасывающие воду на высоту 30-этажного дома, есть и небольшие пульсирующие фонтанчики. Олени, лани, горные бараны, лисицы, зайцы, куницы свободно подходят к человеку и берут корм из его рук. Охота здесь запрещена.
- Повсюду здесь неоспоримые свидетельства оледенения. «Бараньи лбы», «курчавые скалы», песчаные гряды с валунчиками и галечником чередуются с озерными котловинами, явно выпаханными ледником.
- 85% территории занимает ледяной щит, остальные 15%-береговое окаймление, покрытое мхами, лишайниками, ковром из цветов. Иногда встречаются жалкие березы, карликовые стелющиеся ивы.
- Здесь можно встретить разнообразие лиственных и хвойных пород. Поистине в этих местах собралась прекрасная компания: дубы, орешник, буки, осины, ясени, липы, березы, кедры, ели, пихты, сосны.
- Стены каньона, сложенные горизонтальными пластами известняка, зеленоватых глин, песчаника и других осадочных пород. Река, как нож хирурга, прорезала все мощные отложения некогда существовавшего на этом месте глубокого моря.
- В длину остров вытянулся на 1200 км, а ширина всего 40-100 км. Иногда его называют Антильской жемчужиной за разнообразную красоту природы, чудесный климат, плодородные почвы, на которых выращивают сахарный тростник, табак, ананасы, грейпфруты.
- Этот штат-самый большой из северо-американских штатов. Здесь вообще много «самого большого». Самые высокие в Северной Америке горы, самая длинная и самая холодная зима, самые большие медведи, которые любят охотиться на лососевых рыб, идущих на нерест по многочисленным рекам этого края.
- То справа, то слева поодиночке и группами растут высоченные агавы, видны серо-зеленые лепешки кактусов, опунций. Издали те, что поменьше, напоминают зреющие арбузы. Но есть и покрупнее-по метру в диаметре. Все утыканы острыми тонкими колючками. Рядом, словно буквы гигантской азбуки, стоят кактусы, напоминающие по форме буквы Ш, К, Г.
- Для лета, как и для зим, характерны сильные ветры. В отдельные годы на протяжении всего лета преобладает засуха, и тогда гибнут посевы зерновых, травянистый покров выгорает, а ветры, достигающие ураганной силы, уносят сотни тонн пыли с обнаженной поверхности.
Природные комплексы Африки.
- На западе-пески. На востоке-пески. А посередине, между безводным песками и обожженными солнцем скалами, тянется узкая полоска плодороднейшей в мире земли с густой сетью оросительных каналов, с цветущими садами и пальмовыми рощами, с шумными городами и величаво-безмолвными пирамидами.
- Как темные погреба или подземные пещеры, бедны светом эти леса. Если днем в лесу темно, то как же мрачны здесь ночи! Кроме того, ночью над лесом часто собираются тяжелые грозовые тучи и дождь, как сорвавшийся с цепи бешеный зверь, низвергается на землю.
- Весь этот горный массив необычайно красив. Высокий, гордый, со сверкающей снежной вершиной на фоне яркой, сочной растительности, он выглядит совершеннейшим чудом природы. Недаром народы, живущие у его подножья и на склонах, почитали его священным.
- День был жарким. По тропинкам среди высокой травы и редких деревьев к водопою стали подходить животные: бабуины, жирафы, различные антилопы. За несколько минут у водопою собралось несколько сот зверей.
- В самом низу-царство мхов и ползучих растений. Выше поднимаются кустарники и молодые деревья. Над ними образуют лесной свод деревья высотой до 20-30 метров, перевитые многочисленными вьющимися деревьями. А из этого моря зелени вздымаются деревья-великаны, достигающие высоты 70 метров.
- В раскаленном воздухе чувствовалось приближение чего-то ужасного. Огромная дюна была еще неподвижной, но вершин ее уже ожила. Затем из-за пыли померк горизонт; исчезла прозрачность воздуха. Нечем было дышать. Люди и животные задыхались.
- С животным миром Африки здесь мало общего. Африка-это слоны, жирафы, антилопы, львы, бегемоты, обезьяны. А здесь их нет. Здесь много лемуров, похожих одновременно на кошку и обезьяну. Встречаются крокодилы-наиболее крупные хищники. Здесь можно встретить самую большую на земле бабочку, дерево равенелу -«дерево путешественников».
- Ночь была холодной. Слабый ветерок доносил близкое покашливание львов. Фырканье буйволов, пронзительный вой шакалов нарушали таинственную тишину. Свет луны как будто инеем посеребрил высыхавшую траву. Причудливо торчали из-за травы деревья, сбросившие листву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования".
В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиб...
Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)
Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...
«Форматирование текста». Практическая работа №9 «Форматирование текста».
План-конспект урока по инфоратике «Форматирование текста». Практическая работа №9 «Форматирование текста», с применением электронных образовательных ресурсов...
АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ. РАБОТА С ОДНИМ ТЕКСТОМ ПО РАЗНЫМ ПРОБЛЕМАМ.
Урок анализа художественного текста...
Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)
Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...
"Подготовка к ОГЭ по географии: географическая номенклатура как одно из средств работы с географической картой"
В статье отражены наиболее эффективные приёмы работы по изучению и повторению географической номенклатуры. Географическая номенклатура основа содержания карт, а карты - язык географии....
Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам
Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...