Школьное краеведение и краеведческий принцип в обучение географии.
статья по географии

Ермолаева Валентина Алексеевна

Под школьным географическим краеведением обычно понимают всестороннее изучение учащимися в учебно-воспитательных целях природы, населения и хозяйства своего края. Понятие «край» не имеет точных и определенных границ  и означает лишь ту территорию, ту местность, в пределах которой расположена школа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Школьное краеведение и краеведческий принцип в обучение географии.

Под школьным географическим краеведением обычно понимают всестороннее изучение учащимися в учебно-воспитательных целях природы, населения и хозяйства своего края. Понятие «край» не имеет точных и определенных границ  и означает лишь ту территорию, ту местность, в пределах которой расположена школа. В одних условиях край охватывает только близлежащие окрестности школы, доступные постоянному и непосредственному наблюдению учащихся, в других же – территория края расширяется до границ  административного района или города, своей области или республики, или экономического района, в состав которого входит область. Свой край человек должен знать. Краеведческие знания учащихся имеют огромное образовательное и воспитательное значение, ибо как сказал М.И. Калинин, «Воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины». Изучая свой край, учащийся знакомится с жизнью и трудовой деятельностью населения, с предприятиями, на которых им, возможно, предстоит работать в дальнейшем. Краеведение предлагает не только  наблюдение, но и посильное участие в общественно полезном труде, особенно в мероприятиях по  охране и преобразованию природы. Все это придает школьному краеведению большое значение с точки зрения подготовки учащегося к трудовой деятельности, как одному из важных средств осуществления связи обучения с жизнью.

«Краеведение в школе – писал известный советский педагог-методист В.Кондаков, - имеет особенно большое значение, т.к. толкает учащегося на самостоятельную, исследовательского типа, работу; во-вторых краеведческое изучение местности заставляет учеников любить свою Родину; в-третьих, занятие краеведением создает разумный отдых; наконец, краеведческие работы, особенно если они приобретают практическое значение, повышают авторитет школы в районе, сильнее связывают школу с населением района». Необходимо, чтобы краеведение буквально пронизывало всю школьную географию. В этом смысле можно говорить о краеведческом принципе в обучение географии. Осуществление географического принципа предполагает не только систематическое ознакомление на всем протяжении курса со своим краем, но и постоянное использование краеведческих знаний учащегося в обучение географии, систематическое установление в процессе обучения ассоциативных связей  краеведческих знаний в изучение материала, а также привитие учащимися практических умений и навыков краеведческого характера.

Выше уже отмечалось, что многие общие географические понятия могут быть сформулированы у учащегося на основе представлений, получаемых при непосредственном наблюдении географических объектов и явлений в окрестностях школы ( например, понятие о холме, реке и т.д.).

Непосредственное наблюдение на местности окружающей школы, помогает учащемуся яснее осознать взаимные связи и зависимости, существующие в природе и в хозяйстве, приучает смотреть на свой край как на частицу всей страны.

Краеведческие знания учащегося играют важную роль и как база сравнения, как своеобразный эталон при изучение однородных объектов и явлений других частей мира или районов России. Таково, например, изучение климата какого-то района России в сравнение с климатом своего района.

Во всех этих случаях в краеведческом принципе ясно проявляются обще дидактические принципы: доступность и наглядность обучения – от известного к неизвестному, от близкого к далекому.

Школьное краеведение развивается в разнообразных формах и охватывает как изучение программного материала, так и внеклассную работу. Краеведческие знания и умения формируются у школьников в процессе учебных и внеклассных экскурсии на местности, в туристических походах, при проведение стационарных наблюдений, при выполнение разнообразных практических работ, в процессе чтения местной географической литературы, их помогают формировать рассказы учителей, местных жителей, радио и телевидение.

Эти знания используются на уроках при изучение программного материала, а также при проведение различных внеклассных мероприятий (географические вечера, конференции и т.д.). Собранный краеведческий материал экспонируется на выставках, в школьном краеведческом уголке, музее, используется в качестве наглядного материала на уроке.

Содержание географического краеведения

Учитель географии может самостоятельно, без помощи своих коллег заняться в порядке школьного краеведения географическими исследованиями близлежащей местности. Это будет микрогеография, как физическая, так и экономическая, или иначе географическое краеведение Ю.Г. Согушкин в свое работе «Географическое краеведение в школе» включал в понятие географического краеведения следующие разделы краеведения:

  1. Изучение взаимосвязи, взаимообусловленностей и взаимодействий отдельных элементов природы в географическом ландшафте (установление связей между рельефом, микроклиматом, характером горных пород, почвами, растительностью).
  2. Изучение процессов видоизменения природной среды человеческой деятельностью.
  3. Изучение естественных процессов видоизменения рельефа, совершающегося на глазах у человека и частично под его влиянием (карстовых процессов, оползней, роста речных долин, отмирания стариц и т.д.).
  4. Изучение географии населения и характеристика населенных пунктов (деревень, сел, поселков, городов).
  5. Изучение хозяйственной деятельности населения, его отдельных занятий, сезонности работы в сельском хозяйстве, промыслах и промышленности, связей между природной средой и хозяйством, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни, сезонных перемещений населения и т.д.
  6. Изучение хозяйства отдельных предприятий (фабрики, заводы, шахты и др.)
  7. Составление комплексной географической характеристики района.
  8. Составление физико-географических и экономических карт своей местности.

Из восьми пунктов этой программы только первый относится целиком к физической географии, четыре пункта ( второй, третий, седьмой и восьмой) относится и к физической и к экономической географии, а три (четвертый, пятый и шестой) относятся целиком к экономической географии и должны особенно интересовать учащихся 10 классов в их школьной краеведческой работе.

Работа по экономической географии своего края

 Первое, чем должен заняться учитель географии, приступая к организации школьного краеведения, это конечно самостоятельное краеведческое изучение ближайшего окружения школы; с этой целью учителю надо познакомиться с имеющейся литературой, самому находить и проделать минимально необходимые наблюдения, завести широкие знакомства со старожилами данной местности, с давнишними местными работниками-агрономами, хозяйственниками, статистиками и т.д.

Совершенно необходимо связаться с местной краеведческой организацией, а также с близлежащим отделение Всесоюзного географического общества, постараться выяснить, проделывалась ли здесь ранее какая-либо краеведческая работа, и если проделывалась, ознакомится с оставшимися от нее материалами.

Ближайшими объектами школьной краеведческой работы является вполне естественно свой город или свое село, с имеющимися в них промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, заводами, фабриками, фермами. В дальнейшем в  своем развертывании работа может охватить и целый административный район и даже выйти за его пределы. Главной задачей работы будет проследить жизнь и развитие данного участка территории во всех изменениях и отношениях, проследить, возможно, более точно с документацией. Особенности экономики изучаемого ареала следует рассматривать не изолированно, а в связи  с особенностями природной среды, положения, общественно-исторических условий, трудовых навыков и т.д.

Экономику-географу в занятиях краеведением особенно интересно конечно экономика, взятая «по возможности во всех опосредствованиях» и в пространственном выражении, т.е. с различиями от места к месту.

Для того, чтобы выявить географическую специфику территории, необходимо рассматривать изучаемый ареал не сам по себе, а на фоне его окружения, в характеристике изучаемого ареала стараться подметить, с одной стороны, черты, типичные для всего того большого района, к которому этот участок принадлежит, а с другой – ее черты своеобразия присущие только данному ареалу и выделяющие его из окружения. Эту географическую специфику следует выявлять не только в наличии тех или иных особых черт экономики, но и в сочетании экономики с определяющими ее факторами.

Исторический подход  в краеведческой работе  необходим для понимания современной действительности, а также для идейно-политического воспитания.

Более узкими, строго конкретными темами краеведческой работы экономико-географичсекого порядка могли быть, например, такие темы:

  1. Изучить в пределах своего района типы, производственное направление и связи определенных колхозов, кустарных артелей, промышленных предприятий.
  2. Изучить структуру доходов и расходов какого-либо хозяйства.
  3. Изучить земельный фонд и его использования.
  4. Составить крупномасштабную экономико-географическую карту своего района.

В связи с ведением политехнического обучения во всех такого рода краеведческих обследованиях должен быть, конечно, усилен технологический элемент, особенно по производствам, характерным для данной местности.

Более широкими и разносторонними темами были бы полные описания (или комплексные характеристиками) своего села, своего города (или определенной части его, если город большой) , своего района.

Конкретные формы школьной краеведческой работы в нашей практике сложились такие:

  1. Экскурсии учителя с учащимися в близлежащие окрестности школы.
  2. Более далекие и продолжительные экскурсии, имеющие целью осмотр каких-либо местных достопримечательностей.
  3. Краеведческие походы в каникулярное время, рассчитанные на несколько недель и связанные с определёнными практическими целями и участием молодежи в общественно полезном труде.
  4.   Сбор коллекций минералогических, ботанических и т.д.
  5. Производство глазомерной съемки (составление карты колхозных земель, ближайших к школе, может иметь в наших условиях немалое практическое значение).
  6. Проведение организованных под руководством учителя бесед на краеведческие темы с местными старожилами и знатоками края.
  7. Выполнение за каникулярное время индивидуальных заданий краеведческого порядка.

Современным необходимым условием успешности краеведческой работы является тщательное оформление, сбор и хранение всех материалов, как бы малы они не были.

Только в результате накопления разносторонних материалов за ряд лет могут развиться хорошо обоснованные и научно ценные обобщения. Только при этом условии, возможно, воспитать у учащегося серьезное и любовное отношение к занятиям краеведения.

Собранные и обработанные краеведческие материалы не должны лежать,  а должны по мере их накопления использоваться. Формы использования выработались на практике следующие:

  1. Устройство выставок постоянных и периодических.
  2. Устройство докладов на школьных вечерах с привлечением родителей, а также и докладов вне школы для населения.
  3. Составление рукописных альбомов, журналов, бюллетеней, сводных описаний своего села, города, района.
  4. Опубликование наиболее интересных результатов работы в местной газете.

Образовательное и политико-воспитательное значение школьного краеведения у нас общепризнанно и бесспорно. Развитие школьного краеведения играет, несомненно ведущую роль в провозглашенной борьбе с формализмом в преподавании географии.

В частности, было бы исключительно полезно организовать экскурсии на находящиеся в близи школы хозяйственные территории для достаточно обстоятельного ознакомления учащихся и с техникой этого предприятия и с его производственными связами, а тем самым и с его экономико-географическим значением. Такое непосредственное, собственными глазами осуществляемое ознакомление хотя бы с немногими предприятиями своей местности имело бы очень большое методическое значение. Оно повысило бы и интерес к предмету, и его понимание.

Ясно, что успешно обучать школьников приемами краеведческой работы может тот учитель, который сам хорошо знает родной край, регулярно его изучает, планомерно накапливает и обновляет факты и сведения о родных местах, систематизирует и обрабатывает краеведческие материалы.

Уроки географии в 8-9 классах, в содержании которых используется краеведческий материал.

Более глубокая связь преподавания с краеведением осуществляется в процессе изучения географии России. Большое значение применения краеведческого принципа при изучении географии России состоит в том, что он обеспечивает развитие у учащихся представлений о своем крае как о составной части страны и приучает видеть его через призму главных народнохозяйственных задач, что очень важно в образовательных и воспитательных целях.

В курсе географии России, накопленные раннее краеведческие сведения значительно расширяются и углубляются за счет привлечения дополнительного материала о природных особенностях, новых данных о промышленности и сельском хозяйстве, историческом прошлом и культурном развитии своего края. В течение учебных занятий школьникам даются  задания, связанные с краеведческими наблюдениями  и их обработкой. Многие программные работы по краеведению помещены в учебнике.

 Курс географии России очень содержателен и собранный школьниками материал вряд ли будет достаточным для размещения всех вопросов связи со своим краем. Учителю необходимо дополнять уроки собственными краеведческими познаниями из самых различных источников.

 В курсе географии России продолжаются и экскурсионное изучение края. Завершается  изучение родного края в 9 классе. Краеведческая основа должна проходить через весь курс географии России, но особенно в первой части (по общему обзору России). При ознакомление с географическими положением и границами России привлекаются данные о географическом положении родного края. Оценивается его положение по отношению к общему географическому положению страны.

В теме «Рельеф России» учащиеся находят и определяют связи местных форм с рельефом того крупного физико-географического района, в состав которого входит родной край. Используются описания конкретных местных форм рельефа для образных сравнений (по сходству или контрасту) при характеристиках отдельных частей поверхности всей страны. Выясняется доля ископаемых богатств края в общих республиканских ресурсах и его участие в разрешение задач по обеспечению минеральным и энергетическим сырьем народного хозяйства России. Производимые метеорологические наблюдения в районе школы и их данные о родном крае используются в теме «Климат России» для объяснения различных явлений, изменений погодных условий по временам года и связей хозяйства с климатом.

В теме «Внутренние воды России» данные об источниках питания, о режиме и хозяйственном использовании местных рек сопоставляется с аналогичными данными по рекам России. Такой же подход должен быть и при изучение озер и других водоемов.

В теме «Природные зоны» для характеристики зоны, в которой располагается край, привлекается весь материал по изучению местных почв, растительности и животного мира.

Опыт многих учителей подсказывает, что уроки следует начинать с вводной беседы о своей местности или с описания конкретного географического объекта, от которого переходить к объяснению общих понятий изучаемой темы.

При изучение темы «Население России» и темы «Народное хозяйство России» можно использовать многие факты из жизни местного населения и из практики строительства хозяйства и культуры в родном крае, которые могут служить иллюстрациями к текущему учебному материалу. При их помощи на уроках можно ярче показать все политические, экономические и культурные преобразования, совершаемые в России после Великой октябрьской революции, Великой Отечественной войны.

Обзор по республикам СНГ – имеет больше возможности для связи программного материала с краеведением, особенно при изучение крупного района, в который входит свой край. Допустимо изучение темы «Своя область» вместе со своим крупным районом. В этом имеется большой смысл.

В.А. Кондаковым описан пример, давший хорошие результаты изучения родной области перед темой о крупном районе в состав которого входит область. «Изучение темы «Урал» - пишет В.А. Кондаков – мы построили таким образом, чтобы учащиеся прежде всего ознакомились с географическими элементами и ландшафтами окрестностей родного города не на словах, а на преимущественно самостоятельно, наблюдая окружающую географическую среду или изучая местные географические объекты и явления по материалам музея, выставок и различных коллекций. После этого учащиеся по возможности также на конкретном примере изучают географию. Своей области, и наконец, географию всего Урала». Такой «тройственный» план построения географического изучения крупного района может разрешаться двумя путями. Первый путь - последовательное изучение каждого компонента в тройном аспекте, например, климат своей местности - климат своей области - климат района. Второй путь -  комплексное изучение последовательно каждого из трех объектов: география своей местности - география свой области- география крупного района. В том и другом случае краеведческие познания учащихся служат основой для прочных реальных представлений о географии крупного района, так при изучение других районов по аналогии можно будет воспроизводить прием сравнения районов со своей областью и с районом, в который она входит.

В курсе экономической географии России краеведческий принцип находит очень широкое применение, т.к. учащиеся обладают уже значительными знаниями по физической географии края. Большая часть краеведческой работы в этом курсе связывается главным образом с изучением местного производства. В городе это может быть небольшое промышленное предприятие, а в сельской местности – подсобные хозяйства, колхозы . Образовательное значение такого изучения заключается в том, что учащиеся на примере своего производства легче и полнее усваивают основы экономической географии России, лучше понимают принципы размещения хозяйства, экономического районирования и производственных связей.

Изучение местного промышленного производства дает наглядный материал для раскрытия таких понятий, как производительность труда, специализация и кооперирование предприятия, технологический процесс, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, себестоимость продукции, а по сельскому хозяйству – земельный фонд, сельскохозяйственные угодья, структура сельского хозяйства.

Весь собранный материал о местном производстве дает возможность проводить уроки, опираясь на представления, которые сложились у учащихся в процессе всей краеведческой работы. На примере собственного края могут быть показаны яснее те факторы, которые обусловили размещение и развитие производства, а затем от частных и конкретных выводов сделать переход к изучению общих принципов размещения хозяйства России.

Преподавание географии на краеведческой основе предполагает не только организацию исследований родного края и использование их результатов в процессе обучения, но и отдельного изучения на уроках самостоятельной темы «Своя область».

В программе подчеркивается особенно важное значение этой темы для укрепления связи обучения географии с жизнью, для развития у учащихся глубоких стимулов к общественно полезной деятельности.

Тема «Своя область» изучается в курсе географии России. По программе она изучается в конце. Однако в опыте работы школ известны случаи, когда эта тема изучалась вместе с крупными районами, в состав которого область включается, а также в начале обзора России по районам. В обоих этих случаях учащиеся знакомятся с отдельными компонентами природы и отраслями хозяйства области одновременно с соответствующими темами курса географии России. В теме «Своя область» задача учителя сводится к тому, чтобы привести в систему предварительно полученные знания, соединить и взаимоувязать отдельные сведения в комплексной географической характеристике области. Известная сложность при этом будет состоять в том, чтобы не повторить всех тех занятий и работ над местными материалами, которые выполнялись учащимися в связи с изучением отдельных тем по общей части курса географии России. Тема «Своя область» - это своеобразный итог всей краеведческой работы учащихся. В связи с этим все содержание работы должно быть связано с характеристикой области на основе выводов и обобщения знаний, полученных учащимися в процессе изучения школьной программы за все предшествующее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий подход в обучении географии

В статье Украйченко А.А. дан обзор организованных и проведенных комплексных экспедиций в разных уголках  России обучающихся МБОУ лицея №57 города Ростова-на-Дону. Высказывайте пожайлуста свои мыс...

Школьные учебники математики и принципы обучения

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...

Краеведческий подход в обучении географии (на чешском языке)

Статья "Краеведческий подход в обучении географии" на чешском языке...

Краеведческий подход в обучении географии

В статье дан обзор экскурсий и экспедиций, в том числе и по Бельгинским местам...

Краеведческий подход в обучении географии

В данной методической разработке  представлена система работы по формированию краеведческих знаний и умений средствами географии, проектной и исследовательской деятельности....

Краеведческий подход в обучении географии

Согласно новому Федеральному образовательному стандарту второго поколения предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в ...

Краеведческий принцип в изучении истории и географии.

Статья " Краеведческий принцип в изучении истории и географии. "...