Программа по географии.
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» составлена для 5Н класса на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, с учетом примерной программы по географии 5-6 классы под редакцией В.П. Дронова, Л.Е Савельевой. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_n_geografiya_lozhnikova_si.doc | 445 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга «Невская школа»
193318, Санкт-Петербург, Союзный пр., д. 5, к. 2, стр. 1
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета Протокол от «27» августа 2018 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНА Приказом от «27» августа 2018г. № 15-од ____________________ И.Л.Карпицкая |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 5 Н класса
2019-2020 учебный год
Составитель:Келина Ю.А
учитель географии
Санкт-Петербург
2019
- Пояснительная записка
- Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по географии для 5Н класса составлена в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказы Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253, от 08.06.2015г. № 576; от 14.08.2015 г. № 825; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. № 38; от 21.04. 2016 г. № 459;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189) с изменениями от 29.04 2015 г.;
Региональный уровень:
- Распоряжение Комитета по образованию от 21 марта 2018 года N 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/19 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 21 марта 2018 г. N 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
Уровень образовательного учреждения:
- Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы) ГБОУ школы № 691 с углублённым изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга «Невская школа»;
- Устав ГБОУ школы № 691 с углублённым изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга «Невская школа» (далее - ОУ), распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2017 № 3144-р.;
- Учебный план ОУ;
- Положение ОУ «О разработке рабочих программ учебных предметов».
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» составлена для 5Н класса на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, с учетом примерной программы по географии 5-6 классы под редакцией В.П. Дронова, Л.Е Савельевой. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся 5 класса.
- Цели изучения учебного предмета
Основная цель географии в системе общего образования- сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде;
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира.
1.2. Общая характеристика учебного предмета:
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов ,протекающих в географическом пространстве ,проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
В соответствии с учебным планом ОУ выделяется 34 часа (из расчѐта – 1 час в неделю) на овладение основными компонентами учебной программы по географии.
1.5. Информация о внесенных изменениях в примерную основную
образовательную программу и их обоснование
Особенности отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой: логика изложения и содержание примерной программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта основного образования, поэтому в рабочую программу не внесены изменения
2. Основное содержание учебного курса
2.1. Содержание учебного курса по географии
№ п/п | № урока | Наименование раздела программы, тема урока | Основные изучаемые вопросы темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Из них |
практические | |||||
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. | 34 | 4 | |||
1. Введение | 2 | ||||
1 | 1.1 | География: древняя и современная наука | Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК. | ||
2 | 1.2 | География в современном мире | Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география. | ||
2. Развитие географических знаний о Земле | 7 | 1 | |||
3 | 2.1 | География в древности | Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия. | ||
4 | 2.2 | Географические знания в древней Европе | Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме. | ||
5 | 2.3 | География в эпоху Средневековья: Азия, Европа. | Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А.Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели. | ||
6 | 2.4 | Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий | Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф. Магеллан, Ф. Дрейк). Значение Великих географических открытий. | ||
7 | 2.5 | Эпоха Великих географических открытий Практическая работа № 1 по составлению презентации о великих путешественниках. | 1 | ||
8 | 2.6 | Открытие Австралии и Антарктиды | Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). | ||
9 | 2.7. | Современные географические исследования. | Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев). Первое русское | ||
Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | |||||
3. Изображения земной поверхности и их использование | 12 | 3 | |||
10 | 3.1 | Изображения земной поверхности | Виды изображений земной поверхности | ||
11 | 3.2 | Масштаб | Виды масштаба | ||
12 | 3.3 | Условные знаки | Применение условных знаков, их значение | ||
13 | 3.4 | Способы изображения неровностей земной поверхности | Особенности изображения земной поверхности на планах и картах | ||
14 | 3.5 | Стороны горизонта. Ориентирование | Основные и промежуточные стороны горизонта. Понятие ориентирования. | ||
15 | 3.6 | Съёмка местности. Практическая работа №2 по ориентированию и определению азимутов на местности и плане. | Формирование умения ориентирования по сторонам горизонта на местности. | 1 | |
16 | 3.7 | Составление плана местности. Практическая работа № 3 по проведению полярной съёмки местности | Практическое применение умения составления простейшего плана местности. | 1 | |
17 | 3.8 | Географические карты | Выделение отличий географических карт от планов местности, особенностей видов карт, искажения на картах. | ||
18 | 3.9 | Параллели и меридианы | Формирование понятия «градусная сетка», что такое параллели и меридианы | ||
19 | 3.10 | Географические координаты | Географическая широта и долгота, измерение расстояний с помощью географической сетки. | ||
20 | 3.11 | Географические информационные системы | Понятие «географические информационные системы», возможности географии при применении информационных систем. | ||
21 | 3.12 | Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование» Практическая работа № 4 «Составление маршрута воображаемой экспедиции». | 1 | ||
4. Земля – планета Солнечной системы | 5 | ||||
22 | 4.1 | Земля в Солнечной системе | Положение планеты Земля в солнечной системе, влияние Луны на земные процессы, следствия формы и размеров Земли. | ||
23 | 4.2 | Осевое вращение Земли | Вращение Земли вокруг своей оси, следствие осевого вращения Земли, всемирное и поясное время | ||
24 | 4.3 | Орбитальное движение Земли | Вращение Земли вокруг Солца и последствия этого вращения. Пояса освещенности, тропики, полярные круги. | ||
25 | 4.4 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Метеоры, метеориты, кометы. Значение космических тел для природы Земли. | ||
26 | 4.5 | Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы» | Закрепление общих понятий, практических знаний | ||
5. Литосфера – каменная оболочка Земли | 8 | 2 | |||
27 | 5.1 | Строение Земли. Горные породы | Взаимосвязь строения Земли и особенности горных пород, значение оболочек Земли. | ||
28 | 5.2 | Строение Земли. Горные Породы Практическая работа №5 по определению горных пород и описанию их свойств. | Составление описания особенностей горных пород по их происхождению | 1 | |
29 | 5.3 | Земная кора и литосфера | Типы земной коры, литосферные плиты, взаимосвязь литосферных плит между собой. | ||
30 | 5.4 | Рельеф Земли | Основные формы рельефа поверхности Земли – равнины и горы. Рельеф дна Мирового океана. | ||
31 | 5.5 | Внутренние силы Земли | Формирование рельефа Земли внутренними силами, последствие и значение движения литосферных плит. | ||
32 | 5.6 | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа | Внешние силы Земли, формирование рельефа Земли под их влиянием, мели, оползни, пещеры. | ||
33 | 5.8 | Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли» Практическая работа № 6 «Построение профиля рельефа». | 1 | ||
34 | 5.8. | Резервное время | 6 | ||
ИТОГО: | 34 |
2.2. Планируемые результаты изучения учебного курса
География как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины;
- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
Метапредметные результаты:
Результатами изучения курса «Планета Земля» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном уровне – житель планета Земля;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс географии 5 класса
К уровню подготовки учащихся за курс географии 5 класс предъявляются следующие требования:
Учащиеся должны знать:
Форма и размеры Земли, их географические следствия; Движения Земли, их географические следствия; Влияние космоса на Землю и жизнь людей; Внутреннее строение Земли; Горные породы, их классификация по генетическому признаку; Земная кора и литосфера; Состав земной коры, её строение под материками и океанами; Литосферные плиты, их движение и взаимодействие; Рельеф Земли, основные формы рельефа суши и дна Мирового океана; Различия гор и равнин по высоте. Землетрясения и вулканизм, обеспечение безопасности населения; Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Человек и литосфера. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля.
Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».
Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности». Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги. Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом составления текста как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдений, его результаты, выводы;
- получать географическую информацию из разных источников;
- определять существенные признаки объекта
- выполнять практические работы под руководством учителя;
- находить информацию об изучаемых объектах в научно-популярной литературе, географических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую географическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с географией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2.3. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Оценка знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
- самостоятельность ответа;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка «5» ставится учащемуся, если ответ полный, правильный, отражающий материал курса, правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
ответ самостоятельный;
ученик умеет пользоваться картами, умеет быстро и безошибочно показывать объекты на картах.
Оценка «4» ставится ученику, если ответ удовлетворяет выше названным
требованиям, он полный, правильный, но есть неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка «3» ставится школьнику, если ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятие, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей или непоследовательно излагает факты, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если ответ неправильный,
показывает незнание основного фактического материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.
Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний:
Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнением и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Оценка «4» - правильные и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Оценивание практических и самостоятельных работ.
Оценка «5» ставится ученику, когда практическая или самостоятельная работа:
выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Ученик работал полностью самостоятельно: подобрал необходимые для выполнения работы источники знаний, показал необходимые для проведения практических и самостоятельных работ знания, умения и навыки, сформулировал выводы. Работа оформлена аккуратно.
Оценка «4» выставляется учащемуся, если практическая или самостоятельная работа:
выполнена учеником самостоятельно и в полном объёме. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Ученик правильно отобрал и использовал источники знаний.
Работа показала знание теоретического материала и владение умениями, необходимыми для выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка «3» ставится, если практическая работа выполнена и оформлена учеником с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. Учащиеся показали знание теоретического материала, но испытывали затруднения при работе с картами атласа, статистическими материалами.
Допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление.
Оценка «2» ставится в том случае, когда ученик оказался не подготовленным к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки ученика.
Оценка выполнения тестовых заданий, диктантов:
Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.
Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве.
Оценка «5» - правильно, по плану проведено наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Оценка «4» - правильно, по плану проведено наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Оценка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Оценка «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.
2.4. Информация об используемом учебно-методическом комплекте
Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 классов:
1. Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2018г.;
2.Котляр Ольга Геннадьевна. Тетрадь- практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2018г.;
3.Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2018 г.;
4. Барабанов Вадим Владимирович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2018 г.;
5. Савельева Людмила Евгеньевна, Котляр Ольга Геннадьевна, Григорьева Марина Александровна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас Просвещение УМК «Сферы», 2018 г.;
6. Котляр Ольга Геннадьевна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2018г.
3.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учащихся:
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2018
География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. М.: Просвещение,2018
4. География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. М.: Просвещение,2018
Литература для учителя:
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2018
Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. М.: Просвещение,2018
4. География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. М.: Просвещение,2018
Дополнительная литература для учителя
Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011
6. Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000
7. Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002
8. Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007
9. Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010
10. Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006
11. Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009
12. Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010
13. Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008
14. Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008
Медиаресурсы
География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. М.: Просвещение,2016
Интернет ресурсы, цифровые образовательные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
*http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
*http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
Материально-техническое обеспечение:
- комплект стеллажей с ячейками 1шт.
- стол учительский угловой– 1 шт.
- кресло учителя – 1 шт.
- моноблок AQUARIUS T763D– 1 комплектов
- стол ученический – 35 шт.
- стул ученический – 35 шт.
- интерактивный ТV– 1 шт.
- доска классная магнитная – 1 шт.
- доска классная магнитная передвижная (двухсторонняя) – большая – 1 шт. (мел/маркер)
- доска классная магнитная передвижная (двухсторонняя)– малая – 2 шт.
Интерактивные учебные пособия
- электронные средства обучения тип 13
- комплект учебных видеофильмов по географии (5-8 класс)
- набор глобусов и демонстрационных материалов
4. Календарно – тематическое планирование
№п/п | Дата | Темы уроков | Основное содержание | Практические работы | Планируемые результаты изучения темы | Ресурсы урока | Номенклатура | Д-З | ||
личностные | метапредметные | предметные |
| |||||||
География, Планета Земля(35 часов) | ||||||||||
Раздел 1. Источники географической информации-21 |
Введение. (2ч)
1. | 06. 09. | География: древняя и современная наука | Понятие о науке географии, о том, что изучает данная наука | Становление основ новых знаний, принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний. | Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. | Установить этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определить понятие «география» | Физическая карта полушарий, атласы и контурные карты. Электронное приложение к учебнику | П.1 Тр. с. 3; Пр, с. 3; | ||
2. | 13. 09. | География в современном мире | Знания о модели Земли- глобусе, понятие о географической карте | Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту. | Выявлять уникальность географических объектов. Самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных и учебных задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ. | Выявить особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Установить географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные географические объекты | Физическая карта полушарий, глобус, компасы, коллекции горных пород. Атлас, с. 2, 22, 28, 32;тетрадь- тренажер, с.4 (№2), с.7 (№1,2); Электронное приложение к учебнику | Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка. Океаны: АтлантическийИндийский, Северный Ледовитый, Тихий. | П.2 |
Развитие географических знаний о Земле (7ч)
3 | 20. 09. | География в древности | Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия | Анализировать и обобщать, делать выводы, Представлять информацию в разных формах | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию о накопленных географических знаниях в древних государств Востока. | Физическая карта полушарий. Атлас, с. 12, 13 Электронное приложение к учебнику | Части Света: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа. | П.3 | |
4 | 27. 09. | Географические знания в древней Европе | Как люди открывали Землю? Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме | . | Анализировать и обобщать, делать выводы, Представлять информацию в разных формах | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов | Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме. | Физическая карта полушарий, атласы, портреты путешественников. Атлас, с. 12-13; Тетрадь-тренажёр, с.14 (№ 1), с.22 (.№ 5);Электронное приложение к учебнику | П.4 | |
5 | 04. 10 | География в эпоху Средневековья: Азия, Европа | Арабский Восток. Путешествие арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А.Никитина. состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко поло. Португальские мореплаватели | . | Развитие этических чувств ( понимание страданий и морального напряжения первопроходцев), гордости за выдающихся географов России. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию и обсуждать значение открытий А. Никитина, викингов, Марко Поло. | Физическая карта полушарий, атласы, портреты путешественников. Атлас, с. 12-13; Тетрадь-тренажёр, с.14 (№ 2), с.16 (.№ 2); Электр. прил. | П.5 | |
6 -7 | 11. 10 | Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий | Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветное путешествия (Ф.Магеллана, Ф.Дрейка). значение Великих географических открытий. | Практическая работа №1 по составлению презентации о великих путешественниках | Осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир. Моделирование с использованием ИКТ | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий | Физическая карта полушарий, атласы, портреты путешественников. Атлас, с. 12-13; Тетрадь-тренажёр, с. 14-15 (№ 4-6), с. 16 (.№ 1), с. 18 (.№ 4), с.20 (№1), с 23 (№2); Электронное приложение к учебнику | П.6 П.7 | |
7 | 18. 10. | Открытие Австралии и Антарктиды | . Открытие и исследование Австралии (А.Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследова-ния Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосвет. путешествие Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. | Практическая работа №1 по составлению презентации о великих путешественниках | Находить информацию, осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир, излагать свое мнение | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт, умение анализировать данную информацию | Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Наносить маршруты путешествий на к/к Находить информацию и обсуждать значение Первого русского кругосветного путешествия. | Физическая карта полушарий, атласы, портреты путешественников. Атлас, с. 12-13;тетрадь- тренажёр, с.15 (№9-10), с 17(№3), с. 18 (№ 1), с. 23 (№3); Электронное приложение к учебнику | П.8 | |
8 | 25. 10 | Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | Выдающиеся люди разных эпох | Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы. | Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. | Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | Физическая карта полушарий, атласы, портреты путешественников. Атлас, с. 12-13, 2-3, 22-23, 28-29, 32-35; Тетрадь-тренажёр, с. 16 (№11-12), с. 20 (№4), с. 21 (№3), с. 23 (№4), Тетрадь- экзаменатор, с. 12-17 Электронное приложение к учебнику | П.9 |
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (12 ч)
9 | 08. 11 | Изображение земной поверхности | Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки. | Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике. | Физическая карта полушарий, атласы и контурные карты. Атлас; Тетрадь-тренажёр, с. 4 (№ 1,3), с.9 (№ 1), с. 10 (№ 3). | П.10 | ||
10 | 15. 11 | Масштаб и его виды | Понятие о масштабе Что показывает масштаб. Виды записи масштаба. Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба. | Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; | Определять по топографической карте расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. | Атлас, план местности атлас с. 2-3; контурные карты, с. 3 (№1);тетрадь-тренажёр, с. 4 (№5), с.5 (№1),с. 11-13(№1-10), электронное приложение к учебнику | П.11 | ||
11 | 22. 11. | Условные знаки | Знания простейших условных знаков. Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи. | Представлять информацию в разных формах | Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации | Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные записи. Наносить условные знаки на к/к и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте с помощью чтения условных знаков | Атлас, план местности атлас, с. 2-3; контурные карты, с.3 (№3-5), тетрадь- тренажёр, с. 5- (№7); электронное приложение к учебнику | П.12 | ||
12 | 29. 11. | Способы изображения рельефа земной поверхности | Формы рельефа земной поверхности Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин. | Практическая работа №2 Построение профиля рельефа | Планировать деятельность, оценивать способы достижения цели | Умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на к/к самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначение ее глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга. | Атлас, план местности атлас, с. 2-3, 6-7, 10-11; контурные карты, с.3 (№2), с. 10-11 (№1,2);тетрадь- тренажёр, с. 34 (№4), с.38 (№4); электронное приложение к учебнику; тетрадь- практикум, с. 6-7 | П.13 | |
13 | 06. 12. | Стороны горизонта. Ориентирование | Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на | Практическая работа №3 Ориентирование и определение азимутов на местности и плане «Определение на местности направлений и расстояний» | Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог | Владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы. | Определять по компасу направления на стороны горизонта Определять углы с помощью транспортира | Атлас, план местности, транспортир, линейка, компас тетрадь-тренажёр, с. 5(№9), тетрадь- практикум, с. 6-7 электронное приложение к учебнику | П.14 | |
14-15 | 13. 12. 20. 12. | Съемка местности. Составление плана местности | Практическая работа №4 «По проведению полярной съемки местности», «Построение схемы маршрута» | Представлять информацию в разных формах | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов Ориентироваться по плану местности Определять азимуты по компасу на местности и на плане Определять стороны горизонта на плане. Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейший план местности небольшого участка местности | Планшет, линейка, компас, цветные карандаши, ластик атлас с.2-3; тетрадь-тренажёр, с.5 (№10), с.6 (№ 2), с.7 (№1); тетрадь- практикум, с. 8- 9 | П.15 16 | ||
16 | 27. 12. | Географические карты | Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах. | Сравнивать объекты, находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. | Читать карты различных видов на основе анализа легенды Определять зависимость подробности карты от ее масштаба Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов | Атлас, физическая карта полушарий атлас, с. 6-9, 12-13, 26-27, 29, 33, 44-45; тетрадь- тренажёр, с. 38-39 (№5-6), с. 44(№2), электронное приложение к учебнику | П.17 | ||
17 | 24. 01 | Параллели и меридианы | Понятие «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. | Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки | Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы Географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснить назначение сетки параллелей и меридианов | Глобус, физическая карта полушарий атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3); тетрадь- тренажёр, с. 4(№6), с.7 (№ 3), с. 8 (№ 5), с.9(№2), с.10 (№4), с. 11 (№5), электронное приложение к учебнику | П.18 | ||
18 | 31. 01 | Географические координаты. Градусная сетка | Географическая широта и географическая долгота, способы их определения Измерение расстояний с помощью градусной сетки | Практическая работа №5 Составление маршрута путешествия, | Осознавать ценность географических знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач. | Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач по определению географических координат | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами | Атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1, 4-5); тетрадь- тренажёр, с.5 (№7-9), с. 8-9 (№4,6-8), с. 11 (№6) с. 13 (№11-12); электронное приложение к учебнику, тетрадь- практикум, с. 12-13 | П.19 | |
19 | 07. 02. | Географические информационные системы Картографический метод в географии | Понятие о Гис. Возможности современных ГИС и их практическое применение | Практическая работа №6 «Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов» | Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах | Смысловое чтение текста, умение анализировать информацию | Выполнение практической работы «Составление маршрута воображаемой экспедиции» | Тетрадь- тренажер, с.20 (№18), тетрадь- практикум, с. 14-15 | П.20 | |
20 | 14. 02. | Обобщающий урок «Изображение земной поверхности и их использование» | Глобус, географическая карта | Планировать деятельность, оценивать способы достижения цели | Умение работать индивидуально и в группе | атлас; тетрадь-экзаменатор, с. 4-11; тетрадь- практикум, с. 12-13; | П. | |||
Раздел 2. Природа Земли и человек13+1 |
ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. (5ч)
21 | 21. 02. | Земля в Солнечной системе | Форма Земли, планеты в составе Солнечной системы. | Осознавать ценность географических знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач. | Умение работать с моделями и схемами для решения познавательных задач | Анализировать иллюстративно – справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли» | Глобус, схема строения Солнечной системы. атлас с. 14-15 тетрадь-тренажер, с. 24-25(№1-2); 29(№1-3); 30-31(№4-6,8); 32 (№2); | П.21 | ||
22 | 28. 02. | Осевое вращение Земли | Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса | . | Анализировать, обобщать, доказывать. Устанавливать причинно-следственные связи | Добывать знания о поясах освещенности, вращении Земли вокруг своей оси. Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. | Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | Глобус, карта «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси», теллурий. Модель «Земля - Луна – Солнце». атлас, с. 14-17; контурные карты, с. 8-9; тетрадь- тренажёр, с. 24-25 (№7-9), с. 27 (№1-3), с. 28 (№ 7-8), с. 32 (№1), с. 33 (№3); электронное приложение к учебнику | П.22 | |
23 | 07. 03 | Орбитальное движение Земли | Вращение Земли вокруг Солнца. Времена года. Движение Земли по орбите и смена времен года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещенности | . | Создавать модели для понимания закономерностей, устанавливать причинно-следственные связи | Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца , природными сезонами и временами года. Объяснять географические следствия движения Земли. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. | Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснить смену времен года. Показать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещенности. | Глобус, теллурий, атлас, с. 14-15; тетрадь- тренажёр, с. 24-25 (№5-6,10-11), с. 26 (№3-4), с.27 (№ 4-5), с. 2 (№6), с. 33 (№5); электронное приложение к учебнику | П.23 | |
24 | 14. 03 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Космические тела и их влияние на жизнь планеты Земля. Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры, метеориты, кометы. | Создавать устные тексты, излагать свое мнение | Умение находить взаимосвязи между процессами, аргументировать свою точку зрения | Составлять описания происшествий на земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. | Глобус, схема строения Солнечной системы, снимки Земли из космоса атлас, с. 14-15; тетрадь- тренажёр, с. 25 (№ 12), с. 26 (№5), электронное приложение к учебнику | П.24 | ||
25 | 21. 03 | Обобщающий урок «Земля – планета Солнечной систе- мы» | Форма Земли, планеты в составе Солнечной системы. | Организовывать работу в паре, планировать деятельность, оценивать | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Глобус, схема строения Солнечной системы. атлас, с. 14-17; тетрадь- экзаменатор, с. 18-23; электронное приложение к учебнику |
ЛИТОСФЕРА – КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (9ч)
26 | 28. 03 | Внутреннее строение Земли. Горные породы | Представление о форме Земли. Понятия о горных породах и минералах, слагающих земную кору. | Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах | Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли». | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнить оболочки между собой Анализировать схему преобразования горных пород | Схема «Классификация горных пород по происхождению», коллекция горных пород атлас, с.20-21,24-25; тетрадь- тренажер, с. 34 (1-2); | П.25 | ||
27 | 04. 04. | Практическая работа по определению горных пород и описанию их свойств | Практическая работа №7 по определению горных пород и описанию их свойств | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствами | коллекция горных пород тетрадь практикум, с. 16-19,электронное приложение к учебнику | П.25 | ||||
28 | 11. 04 | Земная кора и литосфера | Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие | Создавать модели для понимания закономерностей Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи | Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора литосферных плит. | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствами | Карта «Строение земной коры», атласы атлас, с. 20-21; тетрадь- тренажёр, с. 34 (№3), с. 36 (№1), электронное приложение | П.26 | ||
29 | 18. 04 | Рельеф Земли | Представление о неровностях земной поверхности. Понятия о равнинах (плоских и холмистых) и горах, разных по высоте. | Создавать модели для понимания закономерностей Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи | Умение находить информацию в тексте и нетекстовом материале, обобщать информацию делать выводы | Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана и показывать их. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Ульяновской области. Фотоколлаж «Горы и равнины мира». атлас, с. 6-9, 18-21, 26-27; контурные карты, с. 10-11 (№ 1-3, 5); тетрадь- тренажёр, с. 35 (№5-8),с. 37 (№ 5,6), с.38 (№2-3), с. 40 (№1), с. 41 (№3), с. 44 (№ 3); электронное приложение к учебнику | Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенностьСреднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские. Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида. | П.27 | |
30 | 18. 04. | Внутренние силы Земли | Представление о вулкане как об «огнедышащей» горе. Вулканы действующие и потухшие. Строение вулкана. | Создавать модели для понимания закономерностей Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи | Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих-составить презентацию о вулканах и землетрясениях. | Выявлять по географическим картам закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма. | Карта «Строение земной коры» атлас, с. 8-9, 20-23; контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); тетрадь- тренажёр, с.35 (№9-10), с. 36 (№2), с. 39(№ 7-8), с. 40 (№ 9-10) с. 42 (№ 5-6); электронное приложение к учебнику | Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна. Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские. | П.28 | |
32-31 | 25. 04 02. 05. | Внешние силы, как разрушители и созидатели рельефа | Формы рельефа земной поверхности Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф. | Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах | Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих-составить презентацию о формирование форм рельефа созданных ветром, водой и пр. внешними силами. | Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. | Презентация с картинками разнообразных форм рельефа, формирующихся под влиянием внешних сил рельефа атлас, с. 8-9; тетрадь- тренажёр, с.36 (№11), с. 37 (№ 3), электронное приложение к учебнику | П.29 | ||
33 | 16. 05. | Человек и мир камня Обобщение по теме «Литосфе- ра- каменная оболочка Земли» | Понятие о минералах и горных породах Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы | Практическая №2 «построение профиля рельефа» | Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, находить собственные пути решения задачи (проблемы) | Умение определять горные породы своей местности | Коллекции горных пород и минералов атлас, с. 6-11, 18-25; контурные карты, с. 23-24 (№ 4); тетрадь-тренажёр, с. 36 (№ 12), с. 43 (№7-8), . 60-61 (№8-10); тетрадь- с. 24—31; электронное приложение к учебнику | П.30 | |
34 | 23. 05. | Резерв-ный час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Программа по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»
МАОУ Нижнеманайская ООШ Составила учитель географии Михайлова Маргарита АлександровнаПрограмма по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...