ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «НАШ ЗЕМЛЯК АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУРКОВ»
методическая разработка по географии (5 класс)
Цель работы:
1) Провести изучение литературных и дополнительных источников о жизни и деятельности Алексея Александровича Суркова
2) Создать презентацию о его жизни и деятельности
3) Провести классные часы в школе по данной тематике
4) совершить экскурсию с одноклассниками по местам жизни и деятельности Алексея Александровича Суркова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_a._surkov4464464.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сабанеевские чтения
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №28
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«НАШ ЗЕМЛЯК АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУРКОВ»
Работу выполнили:
Сторожилова Ульяна Сергеевна
Колбина Ксения Олеговна,
ученицы 5-В класса, СШ№28
Руководители проекта:
Кузнецова Ульяна Григорьевна,
учитель русского языка и
литературы, СШ №28,
Самолетникова
Маргарита Аркадьевна,
учитель географии и
экономики, СШ №28
Ярославль
2016
- Содержание
1. Содержание стр.2
2. Цель работы стр.3
3. Задачи работы стр.3
4. Введение стр.5
5. Основное содержание стр.6 - 14
«Наш земляк Алексей Александрович Сурков»
- Вывод стр.14
- Заключение стр. 15
7. Используемая литература стр.16
2. Цель работы:
1) Провести изучение литературных и дополнительных источников о жизни и деятельности Алексея Александровича Суркова
2) Создать презентацию о его жизни и деятельности
3) Провести классные часы в школе по данной тематике
4) совершить экскурсию с одноклассниками по местам жизни и деятельности Алексея Александровича Суркова
- Задачи:
- Выяснить, в каких источниках информации можно узнать о жизни и деятельности поэта
- Овладеть первичными навыками поисково-исследовательской деятельности
- Собрать информацию о жизненном пути А. Суркова
4) Создать презентацию «Алексей Александрович Сурков»
5) Провести классные часы в школе и использованием собранного материала с использованием созданной презентации
Объект исследования: творчество А.А. Суркова
Область исследования: литературное чтение материалов по творчеству А.А. Суркова
Методы исследования: изучение и анализ литературного текста, литературных источников и Интернет-ресурсов;
Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают творчество А. А. Суркова, знакомятся с его биографией .
Этапы проекта:
- Подготовительный (проблематизация, целеполагание, планирование, сбор материала).
- Основной (реализация намеченного плана, материалы проекта).
- Защита проекта (представление презентации), выступление на конференции и перед одноклассниками.
Погружение в проект
Тема актуальна. Определены цели и сформированы задачи проекта. Затем произошло определение самого названия проекта, намечен план работы. Намечены возможные источники информации.
Реализация плана
Предварительная информация по интересующей теме была получена из разговоров со взрослыми, учителями, библиотекарями, родителями. Было запланировано посещение школьных и районных библиотек, а также было решено воспользоваться ресурсами интернета.
- ВВЕДЕНИЕ
Мы гордимся нашим городом, любим его, хотим знать о нем как можно больше о его истории и о людях, которые делали город более известным в нашей стране и мире. Изучая на уроках литературы поэтов, на стихи которых создавались песни, ставшие известные всем, мы захотели выяснить, а есть ли такие поэты в нашем ярославском крае. Изучив литературу в школьной библиотеке, библиотеке имени А. Суркова, побеседовав с учителями, работавшими в нашей школе, мы узнали, что такие поэты есть и у нас на нашей ярославской земле. Она Родина талантливых прозаиков и поэтов, произведения которых знают и любят. Среди них и Алексей Александрович Сурков. Нас это заинтересовало, и мы решили выяснить, какой путь прошел Алексей Сурков, чтобы стать известным поэтом, чьи стихи становились песнями. Познакомившись с его творчеством, мы пришли к выводу, что каждый человек, живущий в нашем городе, может сделать многое, чтобы сделать наш город стал известным, чтобы ярославская земля с каждым годом привлекала как можно больше туристов.
- Основное содержание
«Наш земляк Алексей Александрович Сурков»
1 (13) октября 1899 году в деревне Середнево (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье родился будущий поэт. Его предки были крепостными дворян Михалковых. Учился в Середневской школе.
Рис.1
Семья отца Алексея Рубцова.
На фото слева отец, Михаил Николаевич Рубцов.
Читать Алёша начал раньше, чем пошёл в школу.
« Мать моя в школе не училась и самоучкой кое-как приладилась писать и читать. От грамотных ли теток, от старших ли ребят-школьников выучился и я читать раньше, чем пошел в школу», - писал поэт.
«Школа навсегда пристрастила к книге и вывела меня в большой мир из маленького, кончавшегося на нашем выгоне деревенского мирка. Пусть в тогдашней школе были ненужные строгости и самодурство нашего законоучителя, сердитого отца Алексея, который мог ударить ребенка линейкой по рукам и голове. Пусть иногда за шалости и невнимание ставили «столбом», «в угол» и на колени и даже выгоняли из класса, деревенская школа со всем: с товарищами, с учительницами и учителем Иваном Ивановичем Нагорным осталась для меня светлым оазисом в темной, часто голодной, всегда омраченной молчаливой тоской одинокой матери, детской моей жизни. Там добрые умные люди пристрастили меня к чтению. Дали малые, но важные в трудовой жизни человека зачатки знаний, растравили в детской душе жажду познания мира, неистребимую, неутолимую любознательность. Может быть это и определило мой жизненный путь, помогли полюбить чудесную музыку певучей русской речи — такой, как она звучит и переливается тысячами тонов и оттенков в стихах Пушкина, Лермонтова и самого любимого поэта моего детства — Николая Алексеевича Некрасова. С книжкой Некрасова, подаренной за «отличные успехи» в нехитрых науках, и перешагнул я порог нашей старой школы в нелегкую «взрослую» жизнь. Четыре класса сельской школы только разбудили жажду знания. Но по исстари установленному обычаю, как было с дедами и отцами, надо было в новом круге повторять их жизненный путь. Трех мальчуганов из трех соседних деревень, сверстников и «однокупельников» (в один день крестили), посадили на нанятую за целковый подводу и отвезли в город Рыбинск на вокзал. Купили нам по взрослому билету (шесть рублей двадцать копеек), дали по полтиннику в руки, поплакали, попричитали на перроне и в вагоне и отправили «на чужую сторону», унеся, домой глухую, как ночь, материнскую печаль»,- так вспоминал о своем детстве сам Алексей Александрович Сурков.
Рис.2
Дом в Чистополе, где жили Сурковы. Дети: Наташа, Кирилл, Алёша. Взрослые: Софья Суркова, хозяйка «бабка Наталья», мать и отец С.А. Сурковой – Мария Михайловна и Антон Петрович Кревс, между ними с бородой – хозяин «дед Николай»
Шесть с половиной лет будущий поэт служил в «людях». Переходил от хозяина к хозяину, менял профессии. В 1912—1918 годах работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту.
Печататься начал в 1918 году под псевдонимом А. Гутуевский.
Началом поэтической деятельности был 1930 год, когда вышел сборник стихов «Запев».
Затем публикуются сборники:
- «Стихи» и «На подступах к песне» (1931),
- «Наступление» (1932),
- «Последняя война» (1933),
- «Ровесники» (1934),
- «Родина мужественных» (1935),
- «Путем песни»(1937),
- «Так мы росли» (1940).
Идет активная революционная работа. В 1918 поэт уходит на фронт. Служит до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком. Участвует в боях на Северо-Западном фронте и против банд А. С. Антонова. Попадает в плен к белоэстонцам, где пробудет один год. По окончании гражданской войны вернулся в деревню.
В 1922—1924 годах работал секретарём волисполкома, избачом - работником избы-читальни в соседнем селе Волково, политпросветорганизатором, селькором в уездной газете.
В 1924—1926 годах - комсомольская работа в Рыбинске первым секретарём.
В 1926—1931 годах в Ярославле редактировал губернскую газету «Северный комсомолец». При редакции создается литературная группа.
Избирается в руководство Российской Ассоциации Пролетарских Писателей (1928 г.)
В 1931—1934 годах учился на факультете литературы в Институте красной профессуры, по окончании которого защитил диссертацию.
Женился Алексей Сурков на Софье Антоновне Кревс, которую встретил в литературных кругах. У них родились дочь и сын.
«Это был неспокойный союз двух совершенно противоположных по духу людей, у них были какие-то нескончаемые отношения. Папа, человек искусства, был очень лёгкий на подъём, увлекающийся, весёлый, любил людей, при этом добряк, настоящая русская деревня. А мама не любила компаний, была закрытым человеком со сложным характером, очень трезвой по духу. Но папино письмо у неё не сохранилось…», - писала Наталья Алексеевна, дочь поэта.
«У отца был прямодушный русский характер. Очень цельный и словно сошедший из русских сказок. Герой, который преодолевал невозможные препятствия, верный, любящий. Голодный — он все равно отпускает щуку в воду, чтобы сохранить ей жизнь. Это о моем отце. Мама была иной. Более капризной, своенравной, избалованной. А ее зеленые глаза — точь-в-точь как у Скарлетт О. Хары! О, она была настоящая писательская жена. Это нужно уметь — состояться как жена поэта. Не каждому это удается, те же роковые отношения Симонова и Серовой скорее подтверждают правило. Прочитайте симоновское стихотворение «Если Бог нас своим могуществом после смерти отправит в рай» — и вы многое поймете. Они были наши соседи, и во дворе как черный жук все время маячил серовский черный «бьюик». Но Симонов был моложе папы на целое поколение, и это было совершенно другое поколение, другие отношения, другая лирика. Мой отец — из эпохи идеалистов-реалистов, пытавшихся построить рай на земле, общество справедливости, равенства и любви. Папа с мамой прожили вместе 60 лет и все это время были замкнуты только друг на друге. Сейчас, в свои 73, я понимаю, что была, наверное, не самым любимым ребенком. Надо мной не сюсюкали. Папе нужна была мама. Маме позволялось все. У нас была домработница, нанималась на даче для этой цели простая деревенская баба. На дом приходили косметичка и маникюрша — к маме, папа открывал им дверь и кричал вглубь квартиры: «Сонечка, к тебе пришли из общества по борьбе с неумолимой матерью-природой!», - узнаем мы из записок дочери.
В 1931—1934 годах учился на факультете литературы в ИКП, по окончании которого защитил диссертацию.
С 1934—1939 преподавал в Редакционно-издательском институте и Литературном институте СП СССР; был заместителем редактора журнала «Литературная учёба», где работал под непосредственным руководством А. М. Горького. В журнале выступал в качестве критика и редактора. Автор ряда статей по вопросам поэзии и статей о песне (преимущественно оборонной).
Принимал участие в походе в Западную Белоруссию и в Финской кампании, где был сотрудником армейской газеты «Героический поход»; вернувшись, выпустил посвящённый этой войне «Декабрьский дневник».
В 1940—1941 годах работал главным редактором журнала «Новый мир».
После одного из тяжелейших боев, длившихся 4 дня, родилась знаменитая песня «В землянке». Он отправил ее в письме к своей жене. И сегодня песня продолжает волновать сердца людей и является нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.
Рис.3 Письмо с фронта жене.
а) место рождения песни
Деревня Кашино (Истринский р-н) Московской области - здесь 27 ноября 1941 г. располагался штаб 258 полка 9 гвардейской дивизии 16 армии. Поэт А.А.Сурков вместе с бойцами этого полка выходил из окружения через минное поле. Под впечатлениям этих событий им были написаны стихи, а весной 1942 года композитор К.Я.Листов написал музыку песни "В землянке" ("Бьется в тесной печурке огонь..."), и с тех пор это любимая песня фронтовиков. В Кашино установлен памятный знак. ("Памятные места Битвы за Москву 1941-1942 гг.")
б) воспоминания автора песни поэта А.А.Суркова
«Песня «В землянке» родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой.10-я немецкая танковая дивизия после сильнейшей артподготовки атаковала оборону 258-го полка. Враг рвался на восток через деревни Кашино и Дарну. Я, корреспондент газеты Западного фронта "Красноармейская правда", и группа работников Политуправления Западного фронта прибыли в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, чтобы поздравить ее бойцов и командиров с только что присвоенным им гвардейским званием, написать о боевых делах героев. Во второй половине дня мы оказались в деревне Кашино, в штабе полка. Вскоре фашистские танки прорвались на дорогу и отрезали штаб от батальонов. Бой шел на деревенской улице, вражеские автоматчики вели огонь по блиндажу, где вместе с подполковником Сухановым оказался и я. Штаб Суханова прорвался из окружения только вечером, когда стемнело. Но самое тяжелое испытание ожидало впереди. Когда уже вышли из деревни Кашино в поле, присмотрелись. Да, сомнений нет, минное поле. Осторожно, друг за другом, ступая след в след, выбрались из опасной зоны, где смерть действительно сторожила в четырех шагах. А может, и ближе. Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки…»
Коротко о том, как сложилась песня "В землянке".
Из сборника "Истра, 1941"
М. "Московский рабочий", 1975
в) «Как родилась песня", воспоминание композитора песни К. Я. Листова
В феврале 1942 года в Москву из эвакуации на несколько дней заехал композитор К. Листов.
— Я позвонил Алексею Суркову, — рассказывал композитор, — и попросил дать что-нибудь «певческое». В ответ Сурков сказал: « А вот я написал тут один стишок — письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится...» Стихи Суркова захватили меня своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце. Через неделю в редакции я под гитару спел только что написанную песню и назвал её «В землянке». Редактор газеты попросил оставить песню, нотной бумаги у меня не было, и я взял обыкновенный лист бумаги, начертил на нем пять линеек, записал мелодию и ушел.
Откровенно говоря, я не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны были песни, зовущие на бой с врагом, а я написал музыку лирическую, немного грустную...»
Летом 1942 года на песню был объявлен негласный запрет. Поэту рекомендовали убрать упоминания о смерти — Сурков отказался. Тогда Главное политическое управление наложило запрет на трансляцию песни по фронтовому радио, и её исполнение творческими коллективами. Всё же «оптимистичные» изменения в песне были сделаны — без ведома автора (встречается утверждение, что их осуществил Константин Симонов).
Родной город Алексей Александрович посещал часто, помогал молодым местным поэтам, публиковался в городских газетах. Встречи с читателями-земляками были традицией. Встречался со школьниками, рабочими городских предприятий в клубах и домах культуры, с библиотечными работниками.
В 1976 году поэту присвоили звание Почетного гражданина города Рыбинска с вручением специальной ленты, диплома и удостоверения. Имя А. А. Суркова носит одна из улиц г. Рыбинска, школа №28 г. Рыбинска, библиотека в г. Ярославле.
В честь поэта названа и улица областного центра, которая ранее носила название Школьная и Благовещенская, расположенная в Кировском районе г. Ярославля, библиотека районе во Фрунзенском районе носит его имя. Создана Комната-музей А.А. Суркова, в которой собраны материалы, связанные с жизнью поэта в Рыбинске и его творчеством. Материалы оформлены на стендах, которые регулярно обновляются. Часть фотографий и документов распределены по тематическим папкам. На базе комнаты А.А. Суркова работает кружок. Учащиеся знакомятся со страницами жизни поэта, его творчеством, готовят и проводят экскурсии по комнате для учеников школы и гостей из других учреждений.
Ежегодно ко дню рождения Алексея Суркова в школе проводится конкурс выразительного чтения. Готовятся медийные презентации, литературно-музыкальные композиции, литературные гостиные.
Рис.4 Книги, изданные А. Сурковым:
Наследие поэта стихи, ставшие песнями:
« Чапаевская»,
«То не тучи, грозовые облака»,
«Рано-раненько»,
«На просторах Родины чудесной»,
«Бьётся в тесной печурке огонь…»,
«В землянке»,
«Конармейская»,
«Песня смелых»,
«Марш защитников Москвы».
За время своей жизни Сурков издал более 10 сборников стихов.
Несокрушимой волей «остановить, отбросить врага», суровостью маршевого ритма отличается «Песня защитников Москвы». Она родилась, когда советские войска остановили натиск фашистов на подступах к нашей столице. Решено было сделать кинофильм о разгроме немцев под Москвой. В один строй с фронтовиками встали и кинооператоры, которые снимали смертельные схватки с фашистами. Одновременно на студии велась работа над монтажом фильма. Для картины нужна была песня, которая раскрывала бы боевой дух советского бойца, его беззаветную преданность Родине. Эта песня родилась из стихов Суркова.
Кроме стихов, он писал различные критические статьи, был публицистом. Также переводил стихи Мао Цзэдуна, Николаса Гильена, Янки Купалы, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Христо Ботева, Отона Жупанича и других поэтов и других поэтов.
Награды поэта:
- Сталинская премия первой степени (1946) — за общеизвестные стихи и песни
- Сталинская премия второй степени (1951) — за сборник стихов «Миру — мир !» (1950)
- Герой Социалистического Труда (1969) ,
- Четыре ордена Ленина (1959, 1967, 1969, 1979)
- Орден Красного Знамени (1945)
- Два ордена Красной Звезды
- Орден «Знак Почёта» (1939)
- Болгарский орден «Кирилл и Мефодий»
Международная Ботевская премия (1976)
- Почётный гражданин Рыбинска (1976)
- Его именем были назван новый четырёхпалубный речной теплоход, улицы в Рыбинске и Ярославле.
Стихотворение Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины», было посвящено поэту Константином Симоновым в 1941 году.
А. А. Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен был в Москве на Новодевичьем кладбище.
Вывод: Таким образом, в результате сбора и систематизации материалов мы приступили к их оформлению. Обладая достаточной информацией, была создана
презентация и выступление с ней перед учениками школы.
Заключение
В ходе исследования, мы пришли к выводу, что А. А. Сурков прожил достаточно большую, плодотворную жизнь. Участвовал в революционном движении, гражданской войне, был активным участником послевоенного строительства, воевал на фронтах в годы Великой Отечественной войны и создавал стихи и песни, поддерживающие боевой дух наших соотечественников и укрепляющие веру в победу над фашизмом.
- ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
2. Сборник "Советские писатели» Автобиографии в 2-х томах. Гос. изд-во худ. литературы, М., 1959 г.
3. Сурков А.А. // Краткая лит. энцикл. - М., 1972. - Т.7. - С.272 - 273.
4. Сурков А.А. // Русские писатели XX век: Биобиблиогр. словарь. В 2- ч. Ч. - 2. - М., 1998. - С.416 - 418.
5. Сурков А. А. Как сложилась песня // Истра, 1941. — М.: Московский рабочий, 1975. А.П. Белобородов. "Ворота столицы - на замке". сб.: "Война, народ, победа 1941-1945", книга 3, стр. 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
Исследовательская работа на тему: Наш земляк, Павел Гаврилович Куприянов - герой войны и труда.
Данное исследование знакомит учащихся с биографией нашего земляка П.Г.Куприянова, чью жизнь можно определить одним словом - подвиг и помогает задуматься над вопросом: Есть ли в современной жизни место...
Исследовательский проект на тему «Листая страницы истории» ( О земляке, Герое Советского Союза Александре Ивановиче Иванове)
Чем дальше мы уходим от войны. И чётче обнажаются вершины,Чем полнозвучней голос тишины, Тем всё понятней, что мы совершили ...
Проект "Моя земля - мои земляки"
Проект "Моя земля - мои земляки " развивает чувства уважения и благодарности за подвиг наших предков в Великой Отечественной войне; сохраняет память о героях для грядущего поколе...
Областной конкурс проектов «Моя земля – мои земляки». Проект озеленения пришкольного участка «Мой школьный двор»
Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в обучающихся чувство прекрасного, любовь к родному краю. Школьный участок – место, где обучающиеся проводят много времени на переменах, после...
Социальный проект «Великий Нижний. Великие земляки»
Цель проекта:Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное приобщение к истории и литературе ;Задачи проекта: 1...
Проект "Цветовые эпитеты в творчестве Сергея Александровича Есенина"
Материалы проекта предназначены для использованияна уроках литературы. посвященных творчеству С.А.Есенина....