практические работы по географии воронежской области
методическая разработка по географии (8, 9 класс)

   Пояснительная записка и  методические указания к практическим занятиям по географии Воронежской области предназначены для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Методические указания предназначены для проведения 9 практических    работ различного уровня сложности и направлено на формирование практических знаний, умений и навыков в работе с картами, умения решать практические задачи , на развитие самостоятельного мышления  , умения сопоставлять, анализировать процессы и явления. Для каждого практического занятия определены: тема, вопросы для подготовки к занятию, цель, перечень умений и навыков, которые  учащиеся должны освоить в ходе выполнения заданий. К каждому занятию приведены оснащение и разновариантные задания разных типов и сложности. По окончании выполнения работ составляется «Визитная карточка» Воронежской области и Петропавловского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prilozhenie_no1.ppt2.42 МБ
Office presentation icon prilozhenieno2.ppt2.4 МБ
Файл vizitnaya_kartochka.docx12.94 КБ
Файл prakt_rab_1-9.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1964 33413 1967 32228 1979 29026 1980 27291 1982 26432 1991 21195 1992 25300 1993 25525 1994 25875 1995 25849 1996 25673 1997 25471 1998 25289 1999 25016 2000 24818 2001 24424 2002 24623 2003 24476 2004 24114 2005 23532 2006 23154 2007 22273 Таблица 1 Динамика численности населения Петропавловского района Рисунок 1 Сельский совет 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Березняги 1212 1122 1135 1125 1071 1023 957 919 Бычок 1802 1957 1853 1840 1777 1742 1680 1673 Красноселовка 1727 1688 1674 1652 1623 1620 1463 1576 Красный Флот 1708 1687 1650 1611 1549 1535 1340 1463 Новобогородицкое 1172 1146 1130 1086 1058 1054 915 785 Новый Лиман 1902 1725 1822 1776 1660 1669 1411 1335 Новотроицкое 1354 1286 1267 1201 1153 1136 1132 1080 Пески 1645 1570 1640 1660 1580 1486 1541 1509 Петропавловка 6090 5984 6068 6041 6031 5987 5966 5923 Старая Криуша 3266 3281 3118 3062 3019 2988 2945 2962 Старая Меловая 3547 3177 3166 3059 3005 2980 2950 2925 Итого 25585 24623 24476 24114 23532 23154 22273 22153 Число жителей по сельским поселениям

Слайд 2

«Вымывание» молодежи из сельской местности в города. Резкое отставание развития отраслей социальной сферы от отраслей материального производства. Завершение в Петропавловском районе демографического перехода и установление современного режима воспроизводства населения Глубокого системного кризиса в стране, как катализатора демографического спада.

Слайд 3

Таблица 2 Численности населения на период Рождаемости, человек на 1000 ‰ Смертности, человек на 1000 ‰ Естественного прироста(убыли ), человек на 1000 ‰ Сальдомиграции, человек на 1000 ‰ Брачности человек на 1000 ‰ Разводимости, человек на 1000 ‰ Доля пенсионеров % Коэффициент фертильности, человек на 1000 ‰ Брутто-коэффициент, человек на 1000 ‰ На 1.01.1999 25016 7,2 20,2 -13 0,07 6,8 2,2 28,5 0,034 0,31 На 1.01.2005 23532 6,8 21,4 -14,6 0,02 5,8 1,9 29,1 0,03 0,28 К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т Ы Сложившаяся демографическая обстановка в целом (по периодам)

Слайд 4

Показатели 1991 г 1999 г 2005 г 2007 г Численность родившихся 296 179 154 145 Численность умерших 491 505 482 459 Естественный прирост -195 -326 -328 -314 Общий коэффициент рождаемости ‰ 10 7,2 6,8 6,6 Общий коэффициент смертности ‰ 17,8 20,2 21,4 20,9 Коэффициент естественного прироста ‰ -12,1 -13 -14,6 -14,3 Таблица 3 Динамика естественного движения населения

Слайд 5

Годы Все население тыс.чел. Естественный прирост Коэф. естес. прироста ‰ Рождаемость Коэф. рождаемости ‰ Смертность Коэф. смертности ‰ Эмигранты Приб. Выбыли Браки Коэф. брачности ‰ Разводы Коэф разводимости ‰ Доля пенсионеров % 1991 25195 -195 -7,7 252 10 447 17,7 1063 600 163 6,46 64 2,5 23 1992 25300 -249 -9,9 237 9,3 487 19,2 1035 427 151 5,9 71 2,8 24,8 1993 25525 -294 -11,5 240 9,4 534 20,9 1132 468 151 6 52 2,8 24,8 1994 25875 -291 -11,2 214 8,3 505 19,5 820 518 142 5,4 69 2,6 25,1 1995 25849 -281 -10,8 240 9,3 521 20,1 649 543 147 5,6 74 2,8 25 1996 25673 -243 -9,5 237 9,2 480 18,6 654 566 131 5,1 68 2,6 26,9 1997 25471 -231 -9,1 219 8,5 450 17,6 549 398 133 5,2 77 3 27,4 1998 25289 -27- -10,6 202 7,9 472 20,2 527 385 120 4,7 81 3,2 27 1999 25016 -326 -13 179 7,2 505 20,1 585 409 140 5,5 79 3,1 28,5 2000 24818 -321 -12,9 179 7,2 500 21,9 490 367 131 5,2 71 2,9 28,4 2001 24424 -355 -14,6 180 7,3 535 19,4 346 385 117 4,7 67 2,7 28,9 2002 24623 -307 -12,3 177 7,1 479 19,9 395 395 110 4,4 78 3,2 29,1 2003 24476 -335 -13,7 153 6,2 488 20,7 317 301 123 5 75 3,06 28,9 2004 24114 -360 -14,9 141 5,8 501 21,4 285 299 111 4,6 60 2,5 29,1 2005 23532 -328 -14,6 154 6,8 482 21,4 357 295 109 4,6 79 3,4 29,3 2006 23154 -358 -15,6 139 6 497 20,5 317 281 116 5 83 3,6 29,4 2007 22273 -314 -14,4 145 6,5 459 20,9 270 329 120 5,3 80 3,6 29,7 Таблица 4 Сводная ведомость основных демографических показателей по Петропавловскому району

Слайд 6

Система показателей демографической типологии Численность населения. Коэффициент сальдо миграции населения. Доля лиц пенсионного возраста. Общий коэффициент рождаемости. Общий коэффициент смертности. Коэффициент естественного прироста. Брутто-коэффициент. Коэффициент фертильности. Коэффициент брачности. Коэффициент разводимости.

Слайд 7

Поселения Численность населения в % Рождаемость, человек на 1000 ‰ Смертность, человек на 1000 ‰ Естественный прирост, человек на 1000 ‰ Брачность, человек на 1000 ‰ Разводимость, человек на 1000 ‰ 1. Петропавловка Ст. Криуша Ст. Меловая 51,1 3,8 4,7 -4,5 2,4 1,1 2. Бычок Кр. Флот Красноселовка Пески 27,7 2,1 7,4 -4,8 2 0,5 3. Новотроицкое Новобогородицкое Новый Лиман Березняги 21,1 1,1 9,3 -5,3 1,4 0,3 Всего 23532 6,8 21,4 -14,6 5,8 1,9 Типы поселений по сложившейся в них демографической обстановке Таблица 5

Слайд 8

Возраст(лет) Оба пола Мужчины Женщины 0-4 741 372 369 5-9 844 442 402 10-14 1039 542 497 15-19 1483 776 707 20-24 1521 765 756 25-29 1126 584 542 30-34 1260 641 619 35-39 1280 641 639 40-44 1480 736 744 45-49 1964 1021 943 50-54 157 758 815 55-59 1458 701 757 60-64 769 332 437 65-69 1482 542 940 70 лет и выше 3717 1161 2556 Численность населения по полу и возрасту на начало 2008 года Петропавловский район Таблица 6 Возрастно-половая структура населения на 1.01.2008

Слайд 9

Поселения Численность населения в % Рождаемость, человек на 1000 ‰ Смертность, человек на 1000 ‰ Естественный прирост, человек на 1000 ‰ Брачность, человек на 1000 ‰ Разводимость, человек на 1000 ‰ Фертильность, человек на 1000 ‰ 1. Петропавловка Ст. Криуша Ст. Меловая 51,1 3,8 4,7 -4,5 2,4 1,1 2. Бычок Кр. Флот Красноселовка Пески 27,7 2,1 7,4 -4,8 2 0,5 3. Новотроицкое Новобогородицкое Новый Лиман Березняги 21,1 1,1 9,3 -5,3 1,4 0,3 Всего 23532 6,8 21,4 -14,6 5,8 1,9 Типы поселений по сложившейся в них демографической обстановке Таблица 5

Слайд 10

1. Тип 2. Тип 3. Тип Петропавловский район - предкризисный - неблагополучный - Крайне неб лагополуч ный Рисунок 4 Демографическая типологи зация Петропавловского р-на Условные знаки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: «ИЧР Петропавловского района села Новотроицкое». Цели: Исследовать качество жизни в Петропавловском районе и Новотроицком поселении. Проект разработали: Матлаева Екатерина Шулекина Юлия

Слайд 2

Основные показатели качества жизни: качество питания (состав продуктов, калорийность); доходы населения (реальные и номинальные доходы на душу населения, показатели номинальной и реальной средней заработной платы, размер пенсии, величина прожиточного минимума, минимальный размер пенсии и заработной платы и т. п.); модность и качество одежды; качество жилищных условий (площадь занимаемого жилья на одного жителя; качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей); качество услуг в социальной сфере (сфера услуг и отдых); качество образования (количество обучающихся, число учебных заведений); качество культурной сферы (культурные услуги, издание литературы, досуг); качество окружающей среды (степень экологичности регионов и территорий); качество сферы обслуживания; демографические показатели (средняя ожидаемая продолжительность жизни, тенденции в рождаемости, смертности, разводимости, брачности) безопасность жизнедеятельности

Слайд 4

Коэф. роста- 0,99 % Коэф. прир.- 0,006 Темп роста- 9,8 % Доля населения старше 65 лет- 48 % доля населения моложе 15 лет- 11% доля ЭАН- 58 %

Слайд 5

Владельцев сайтов -62 Интернет пользователей -397 ПК на 100 чел-18 Телефонная связь на 100 чел - 18/37

Слайд 6

Телевизоров на 1000 чел – 570 Питьевая вода- 100% Врачей на 100 чел-2 Автомобилей на 1000 чел- 216

Слайд 7

Средний брачный возраст –(м)- 21, (ж)- 19 В поисках лучшей жизни -329 чел Высшее образование -9,1 % Среднеспециальное -31,3 % Среднемесячная номинальная начисленная З / п- 5671 руб

Слайд 8

1. Количество автомобилей 137 2. Абонентов телефонной связи (проводных) 151 3. Персональных компьютеров 32 4. Линий интернета (в том числе 11 (5) 5.Количество электроэнергии на 1 человека 41,2 кВт 6. Кирпичных домов 56 7. Деревянных домов 361 8. Количество лиц, имеющих высшее образование 37 9. Количество лиц со среднеспециальным образованием 382 10. Газифицировано подворий 241 Качество жизни

Слайд 9

11. Подворий, имеющих центральный водопровод 126 12. Военнослужащих 6 13. Студентов ВУЗов 14 14. Студентов СУЗов 9 15. Осмотр флюрографии % 94 16. Онкоосмотры % 82 17. Привито (взрослые-дети) % 100 - 93 18. Льготников (федеральных-местных) 21 - 78 19. Младенческая смертность 0 20. ФАП 1 21. Почтовых отделений связи 1

Слайд 10

22. Филиалов Сбербанка 1 23. Школ 1 24. Библиотек 2 25. Домов Культуры 1 26. Спортивных площадок 2 27. Магазинов 3

Слайд 11

Анкета 1. Ф.И.О.Возраст. 2. Что в жизни для Вас наиболее значимо. 3. Какие проблемы стоят перед жителями Вашего населенного пункта. 4. Как можно решить проблему безработицы в селе Новотроицкое. 5. Какими качествами обладают жители Вашего села. 6. На основе личных впечатлений дайте описание дома Вашей сельской местности и его убранства. 7. Чем отличается психология сельских жителей от городских. 8. Хотите ли Вы сменить место жительства. Дайте подробный ответ. 9. Что такое по Вашему мнению «качественная жизнь», сделайте вывод о качестве нашей жизни. Спасибо за Ваши ответы. С уважением учащиеся МКОУ Новотроицкая СОШ.

Слайд 12

Район жилищ Район торговли Центральный деловой район



Предварительный просмотр:

Визитная карточка Воронежской области

Месторасположение_________________________________________________________________

Дата образования______________________________________________________________________

Площадь ___________________Административный центр________________________________

Расстояние до Москвы ____________________Численность населения______________________

Плотность_______________

Географическое положение____________________________________________________________

С какими субъектами России граничит_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Крайние точки, их координаты______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рельеф____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полезные ископаемые____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реки, их количество, наиболее крупные________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Климатический пояс____________________, среднегодовая температура________________, температура января__________________, июля_____________________. Среднегодовое количество осадков_________________. Почвы_____________________________________.

Природная зона____________________________

В состав Воронежской области входят______________сельских административных районов,______городских округов, _____________сельских поселений, в т. ч. городов

_________. Крупнейшие из них_________________________________________________________________________

Достопримечательности Воронежской области____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные отрасли промышленности________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные отрасли сельского хозяйства_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Визитная карточка  Петропавловского района

Месторасположение____________________________________________________________

Дата образования___________________________________________________________________

Площадь___________________Административныйцентр_____________________________

Расстояние до Воронежа________________, до Москвы______________________________

Численность населения______________________

Плотность_______________

Географическое положение____________________________________________________________

С какими субъектами России граничит________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Крайние точки, их координаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рельеф____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полезные ископаемые________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реки_________________________________________________________________________

Климатический пояс____________________, среднегодовая температура________________, температура января__________________, температура июля_____________________. Среднегодовое количество осадков_________________. Почвы_____________________________________

Природная зона____________________________

В состав Петропавловского района входят______________сельских административных районов, _____________сельских поселений_______________________________________

Основные отрасли промышленности________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные отрасли сельского хозяйства_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                                               ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

                                                         

                                                  ВАРИАНТ 1

1.По картам «Атласа Воронежской области» (с.6) выберите показатели ,характеризующие географическое  положение области.

2. Вспомните план характеристики   физика- экономика- географического  положение территории .

3. Используя  данные карт и типовые планы, постройте  логический рассказ о географическом положение Воронежской области.

4.По такому  плану составьте характеристику географического  положение своего населённого пункта, проделав  предварительно  все измерительные и вычислительные работы.

                                                    ВАРИАНТ 2

1.По данным карт «Атласа Воронежской области» (с.6) заполните таблицу:

План характеристики географического положения

                  Данные карт

                                                                ВАРИАНТ 3

  1. На основе карт «Атласа Воронежской области» (с.6), вставьте пропущенные слова:

         Воронежская область находится в ……. части России, на южном склоне ……. Равнины, входит в состав …… России и …… экономического района, находится  во …. Часовом  поясе. Площадь область ….. она превышает территорию ….. стран. Крайние точки ограничены координатами на севере -….., на юге-….,на востоке-… и на западе-…. Территория области простирается с севера на юг  на  ….. градусов, ….. км; с запада на восток – на …. градусов, … км. Область расположена в … и …. Природных зонах. Она граничит  на севере с …, юге-с …, востоке-с…. Территория области удалена от морей и океанов не … км, от столицы -на …км, от экватора –на …км, от Гринвичского меридиана- на … км. Через территорию области проходят …железнодорожные пути, газопровод …., нефтепровод … Область достаточно благоприятно расположена по отношению к следующим крупным сырьевым базам: …,…,… . Сама область обладает следующими ресурсами:……..Географическое положение области постоянно изменялось на протяжении многих веков и в ХХ столетии. В … веке область располагалась на … Российского государства, в … веке была в … европейской части Росси ,а затем  Союза. В настоящее  время область снова стала … .

  1. Заполнив  пропущенные данные, характеризуйте географического положение  области.
  2.   По такой же  схеме ставьте характеристику географического положение своего  населённого пункта.

                                           ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА № 2

                Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

     

    1.Используя карты атласа, заполните таблицу.

  Оценка природных условий  и ресурсов области

Основной компонент природы

Краткая характеристика

Оценка эффективности  хозяйственного использования

                          1

                         2

                           3

1. Рельеф

Основные формы абсолютные высоты

(Пример.  Способствует строительству городов, железных дорог, развитию сельского хозяйства.)

2. Полезные ископаемые

Виды и их  распространение по территории.  

3.Климат.

Средние температуры июля ,января. Годовое  количество осадков, основные направления ветров  ветров , сумма активных температур продолжительность  вегетативного периода.

                            1

                       2

                          3

4.внутренние воды

Средне годовой сток, режим стока  средняя глубина залегания  грунтовых ввод.

5.Почвы        

Зональные и  азональные типы почв, механический состав, содержание гумуса.

6.Растительность

Природные зоны, представители

7.Животный мир

Типичные представители.

    2.Пи выполнении работы используйте карты: «Полезные ископаемые» (с.8) , «Рельеф» (с.12), «Климат» (с14). «Климатические сезоны» (с.15) «Агроклиматические ресурсы»(с.16) «Почвы и почвенные ресурсы» (с.12) «Поверхностные воды» (с.18) «Подземные воды» (с.19) «Растительность»  (с.21) «животный мир» (с.22)

    3. По данным таблице составьте рассказ  о влиянии природных условий  и ресурсов  на экономическое развитее области.

     4.Сделайте вывод о характере использования  природных условий  и ресурсов Воронежской области.

      5.Приведите оценку  природных условий и ресурсов своего административного  района.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  №3

Анализ экологической ситуации территории и характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.

Вариант 1

     Используя текст учебника, карты атласа (с. 26, 25, 24, 29), заполните вторую и третью колонки таблицы.

                  Анализ экологической ситуации Воронежской области

Экологические проблемы

Причины, источники

Загрязнения, их география

Пути решения

(охрана природы)

  1. Загрязнение атмосферы.
  2. Радиационное загрязнение.
  3. Загрязнение водоёмов (малых рек), проблема чистой воды.
  4. Эрозия почв, сохранение плодородия гумусного горизонта.
  5. Исчезновение редких видов растений и животных.
  6.  Сохранение лесов.
  7. Шумы, вибрации, электромагнитные излучения.

2. Сделайте вывод об основных источниках загрязнения Воронеж - ской области, путях решения экологических проблем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Определение по картам плотности и особенности размещения населения

 

                                Вариант 1. Задания 1, 3, 5, 6.

                                Вариант 2. Задания 1, 2, 4, 6.

  1. Используя справочные данные (карты атласа, с. 7, 27, и дополнительные источники), вычислите среднюю плотность населения территории и заполните таблицу 1.

Таблица 1

Территория

Численность населения

Площадь

Средняя плотность

Россия

Воронежская область

Район

2. Запишите в таблицу 2 по 5 районов с высокой, низкой, средней плотностью населения.

Таблица 2

                          Районы с плотностью населения

Высокой

Средней

Низкой

 

3. Выделите по карте ареалы с высокой, средней и низкой плотностью населения. Нанесите ареалы на контурную карту.

4. В каких направлениях изменяется плотность населения на территории Воронежской области?

5. Выделите самые высокие и самые низкие показатели плотности населения в области. Найдите по каждому из показателей аналогичные территории в России и в мире (по картам плотности населения России и мира в соответствующих атласах).

6. По карте «Трудовые ресурсы» (с. 27) выделите районы с наибольшим удельным весом людей, занятых в производстве, - средним и низким. Запишите данные в таблицу 3 (не менее трёх районов). Сопоставьте с данными таблицы 2. Изложите свои рассуждения устно.

Таблица 3

 Районы с удельным весом людей, занятых в производстве

Высоким

Средним

Низким

Практическая работа№5

Обоснование развития отраслей сельского хозяйства

                                   Вариант 1

Район

Сложившаяся

специализация

         Почвы

Агроклиматические ресурсы

Рекомен-дуемые

культуры

Растениеводство

Животноводство

тип

Качко

пахотных

земель,

баллов

Сумма

t,

град.

Кол-во

Осадков в вегетационный период,

мм

Продолж.

Безморозного

Периода

дней

Для сенокосов и пастбищ %

Пример: восточный

Зерно свекла, подсолнечник

Овцы

Птица, крупный рогатый скот

Чернозем типичный; чернозем обычный

70-80

2600-2800

270

227-233

10-15

Кукуруза, свекла сахарная, подсолнечник

1.По карте “Территориальная организация агропромышленного комплекса” (с.34), “ Сельскохозяйственные угодья “(с.31), “Агроклиматические ресурсы” (с.16),”Почвы и почвенные ресурсы” (с.20) заполните таблицу:

2.Обоснуйте причины сложившейся сельскохозяйственной специализации исследуемого района и возможное её изменения.

Работу выполняйте по одному сельскохозяйственному или административному району, где расположена школа.

                                           Вариант 2

  На основе данных карт: «Территориальная организация АПК» (с.34),”Агроклиматические ресурсы» (с.16),”природно-сельскохозяйственное районирование”, ”Почвы” (с.20) , а также справочных данных (с.16)приведите доказательства зависимости сельскохозяйственной специализации от состояния природных условий и ресурсов (на примере одного сельскохозяйственного или своего административного района).

                 Пример выполнения практической работы№5

    Сельскохозяйственная специализация Восточного района сложилась под влиянием природных условий данной территории. В районе благоприятной для развития сельского хозяйства равнинный рельеф, чернозёмной почвы, высокое качество пахотных земель, сумма положительных температур является средней по области, количество осадков в вегетационный период меньше, чем в Северном районе, больше, чем на юге .Поэтому условия благоприятные для выращивания зерновых и технических культур умеренного пояса .Здесь  выращиваются пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник. В структуре сельскохозяйственных угодий сенокоса и пастбища занимают незначительное место. По этому в животноводстве преобладает овцеводство, птицеводство. Вместе с тем развивается скотоводство.

Практическая работа №6

Зоогеографическое районирование

Цель Выявить особенности зоогеографического районирования Воронежской области.

Задания:

  1. Какие причины обусловили разнообразие растительного и животного мира области.
  2. Как преобразованы растительность и животный мир под воздействием деятельности человека.
  3. Какие меры необходимы принять по его сохранности, и что уже предпринято
  4. Испльзуя карта атласа № 22, 23, заполните таблицу.

Природные зоны

Численность основных видов охотничьих угодий

Места обнаружения редких и ценных видов животных

Охраняемые животные

Основные биогеоценозы

Природные комплексы

Сделайте соответствующие выводы.

                      Практическая работа №7

Составление картосхемы внешних экономических связей области  с                                          другими районами

                                             Вариант 1

  1. По карте “Экономические связи области” (с.35)заполните

Экономические

 районы

Импорт в район из воронежской  

области

Экспорт из района в Воронежскую

область

таблицу:

Пример: Центрально      Химические и минеральные            Чёрные металлы, минеральные

Черноземный район      удобрения ,продукция Машино-      строительные материалы,

                                             строения, минеральной                       продукция лёгкого хозяйства.

                                              строительные материалы,                                              огнеупоры.

2.Сделайте вывод о характеризуйте внешних экономических связей Воронежской области с районами Росси.

3.По дополнительным источникам составьте схему международных экономических связей Воронежской области.

4.По характеру внешних экономических связей сделайте вывод о специализации Воронежской области.

                                                        Вариант 2

Составьте схему связей Воронежской области с одним из европейских и одним из азиатских районов Росси.

  1. Сделайте о характере внешних экономических связях Воронежской области.
  2. Назовите отрасли специализации Воронежской области.

                                 Дополнительное задание

Составьте схему внешних экономических связей своего района или своего населенного пункта.

Практическая работа №8

Демографическая характеристика Петропавловского района

Задачи:

  1. Изучить обширную информацию  о региональной демографической системе .
  2. Провести тщательный отбор показателей, характеризующий динамику  демографических процессов и структур.
  3. Выявить пространственные различия в демографической обстановке района. 
  4.  Изучить карту  адимнистративно территориального районирования.
  5. Наметить  пути решения выявленной  проблемы
  6. Предложить  программы действий  

Ход работы.

  1. Изучите презентацию.
  2. Численность и размещение населения Петропавловского района. Какие изменения произошли с численностью в данный промежуток времени.
  3. Назовите причины демографического кризисм.
  4. Как воздействует миграция на жизнь общества.
  5. Обоснуйте или опровергните мнение, что половозрастная структура населения района является «запечатленной демографической историей».
  6. Как на вашей семье отразились следы демографических потрясений.  Найдите подтверждение вашим словам в приложении №2

Практическая работа №9.

Исследование качества жизни населения села Новотроицкое

Цель: Выяснить качественная ли жизнь в нашем селе.

1.Заполните таблицу и объясните полученные результаты

Природные зоны

Особенности хозяйства нашей местности

Характер сельского расселения

Экологические проблемы

Пути их решения

2. Вы принимаете в дискуссии по теме «Сельские поселения, как феномен культуры». Согласны ли вы с такой постановкой вопроса. Найдите подтверждение вашим словам в приложении №1,2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»

Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...

Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...

Практическая работа «Географическое положение Кемеровской области»

Практическая работа «Географическое положение Кемеровской области»1. Где располагается Кем.обл. в Евразии и России?2. Как расположена относительно крупных природных объектов -равнин, рек?3. Опре...

Агроклиматические ресурсы Омской области. Практическая работа по географии для 8 класса (региональный компонент)

Агроклиматические ресурсы Омской области. Практическая работа по географии для 8 класса (региональный компонент)....

Обобщающий урок по краеведению в 7 класс "Знаешь ли ты географию Воронежской области?"

Презентация урока с использованием игровой технологии....

Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"

Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...

Проверочная работа по географии Иркутской области, раздел "Население области" 9 класс

Данная проверочная работа проверяет знания учащихся курса «Население» по географии Иркутской области и показывает результат освоения навыка работы...