Открытый урок в 6 классе по теме «Путешествие по гидросфере»
план-конспект урока по географии (6 класс)

Михайлова Светлана Николаевна

Урок обощения по теме "Гидросфера в 6 классе к учебнику автора Домогацких. Форма проведения-  квест-игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михайлова Светлана Николаевна

Технологическая карта урока                                                            

Тема «Путешествие по гидросфере»

Тип урока: обобщение изученного материала.

Цель урока:  актуализация знаний о Мировом океане, о его крупнейших частях, о единстве всех частей гидросферы, создание кластера «Значение воды».

Задачи:

Образовательная: создать условия для обобщения учащимися знаний о Мировом океане, о его крупнейших частях, подтвердить единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой, представить «Значение воды» в виде кластера.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся:

общеучебных умений – работа с атласом, контурными картами, ребусами, составление кластера.

специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);

интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы, развивать  мотивацию учения через интересные факты.

Воспитательная: воспитывать на  уроке  чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины,  воспитывать информационную культуру, взаимное сотрудничество, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: 

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

1. Умение  определять понятия, использовать  обобщения, устанавливать аналогии.

1. Умение использовать  географическую карту как источник информации  о Мировом океане и его составных частях.

2. Развивать память, речь, мышление, внимание у обучающихся.

2.Развивать познавательный интерес и творческие способности.

2. Развитие основных навыков и умений использовать  физическую карту для сбора информации  и ответов на вопросы,

 совершенствовать умение работать с картой, атласом.

3. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

3. Умение проявлять самостоятельность, инициативу.

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания на практике.

4. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

4. Навыки работы в команде, слушать собеседника.

4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями  природы.

5.  Совершенствовать умения отстаивать свою точку зрения, выделять главное.  

5. Развивать умение сравнивать, группировать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, делать выводы.

5. Умение владеть  терминологией, ключевыми понятиями.

6. Формирование ценностного отношения к воде.

6.Умение оценивать достигнутые результаты.

6.Умение оценивать роль воды для человека.

Познавательные УУД

  • освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах). 

Коммуникативные УУД

  •  излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
  • понимать и принимать позицию другого;
  • самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе;
  • создавать устные и письменные ответы для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Регулятивные УУД -  

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала,
  • овладеть умениями анализировать,
  • формирование умений у обучающихся организовывать свою деятельность,
  • контролировать и оценивать свои действия во время выполнения заданий,
  • осуществлять самоанализ деятельности, соотносить результат с поставленной целью.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая

Форма урока: географическая  квест-игра

Оборудование: физическая карта мира, атласы для 6 класса, конверты с заданиями, маршрутные листы, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран, ребусы, музыка, 3 литровые колбы пресной воды, 3 стаканчика  с морской солью, доска, ручки, названия команд,  учетный бланк для каждой команды (оценочные листы), стикеры для рефлексии.

Ход игры

1. Организационный этап урока

-Здравствуйте! Так обычно звучит приветствие, которое имеет глубокий смысл: «Здороваться – это значит желать здоровья»!

Антуант де Сент Экзюпери говорил: «Улыбка – объединяет». И это действительно так.

Считай, ты потерял день,

В который ты не улыбнулся.

А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок.

 Замечательно. Такое настроение мы сохраняем до конца урока.

2. Целеполагание и мотивация

Учитель: Мы с вами слышим какие-то звуки. Они очень приятные и успокаивающие. Скажите что это?

Уч-ся: это звуки воды (другие расширенные ответы).

Учитель: Ребята,  а какая оболочка Земли водная?

Уч-ся: Гидросфера.

Учитель: Я хочу вас пригласить в морское путешествие. Я знаю, что  многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое,  же путешествие может быть в это время учебного год? И вот я вспомнила слова А.Т.Твардовского.

Есть два разряда путешествий.

Один – пускаться с места вдаль.

Другой – сидеть себе на месте.

Листать обратно календарь.

Учитель: Скажите, а какая же  у нас будет тема урока, если мы отправляемся в морское путешествие?

Уч-ся: «Путешествие по гидросфере»

Учитель: Да,  сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на трёх  кораблях, и оно  будет проходить не только в пространстве, но и во времени.

Учитель:  У вас на столе названия ваших кораблей.  

(«Бесстрашный»        (зеленый цвет)

«Неуловимый»        (розовый цвет)

«Непобедимый»        (желтый цвет))

Учитель: Перед отплытием нужно выбрать  в каждой команде капитана. В его обязанности входит следить за выполнением заданий и сигнализировать мне в случае затруднений и вести бортовой журнал.

 (совещаются)

Учитель:  Сейчас командир корабля представляет  название команды, представляется сам и представляет состав своих команд.

(представления)

Учитель: Ребята, теперь носите гордое звание – капитан и юнга. Какими чертами характера они должны обладать?

(Ответы уч-ся)

Учитель:  Располагайтесь поудобнее на ваших кораблях, ведь вам предстоит долгое, но очень увлекательное путешествие. А теперь, в путь по океану знаний  к Острову успеха.

Давайте вспомним правила работы в команде

Правила работы в команде

  • Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.
  • Работаем в командах, которые между собой существенно не отличаются.
  • Стараемся, чтобы все члены команды достигли успеха.
  • Мы здесь для того, чтобы взаимно помогать друг другу.
  • Чтобы чему-то научиться, мы должны сотрудничать.
  • Если возникает какой-то вопрос - разберемся в нем. 

Учитель:  Команды проходят шесть станций, на которых выполняют задания:    

1. «Ребусная»

2. «Картографическая»

3. «Аукционная»

4. «Дешифровщик»

5.  «Практическая»

6. «Родная бухта»

Учитель: Моряки! На ваших столах  6 конвертов под номерами и названиями станций. Вы выполняете их по порядку по названиям станций.  После выполнения заданий капитан команды берет то количество жетонов, сколько было заданий  на данной станции. Максимальное количество – 33 балла. Капитаны заполняют в конце урока оценочные листы.

3.Актулизация знаний.

1станция «Ребусная»

Команды, ваша задача, как можно быстрее  разгадать ребусы, чтобы отправиться в путь. Перед вами страница 1 станции «Ребусная». В них по 2 ребуса. Кто быстрее справиться,  та команда и отвечает. За скорость выполнения дополнительный балл.

ОТВЕТЫ

Бесстрашный                №1 река                 №2 море

Неуловимый                № 3 океан                № 4 болото

Непобедимый                № 5 ледник                № 6 озеро

Учитель: Слова ребусов о чем нам напомнили ответы станции «Ребусная»? С какой оболочкой связаны эти слова?

Уч-ся: О частях гидросферы

2  станция «Картографическая»

Учитель: Ребята, мы с вами знаем, что без карты невозможно совершить ни одного путешествия. И поэтому сейчас мы покажем умения работы с географической картой. У вас на столах задания для каждой команды. Вам необходимо найти эти крупные объекты гидросферы и наклеить  стикеры-названия на физической  настенной карте.  

Максимальное количество баллов за правильные ответы – 8.

Итак, кто готов? Кто самый отважный?

Задания:

Бесстрашный

Океаны         (Тихий,         Атлантический,         Индийский,         Северный Ледовитый)

Озера         (Каспийское,         Байкал,         Виктория,         Мичиган)

Неуловимый

Моря                 (Черное,         Белое,         Красное,         Желтое)

Ледники         (Антарктиды (Ламберт-Фишера, длина со 515 км.)

Гренландии,         Гималаев,         Северной Земли)

Непобедимый

Реки                 (Амазонка,         Нил,         Лена,         Волга)

Болота 

(Западно-Сибирской равнины,         

Амазонской низменности,

Флориды,

Яно-Индигирской низменности)

3 станция «Аукционная» – Рекорды гидросферы

Учитель:

 В книге рекордов Гиннеса,

Рекорды морские есть.

Давайте мы с вами рекорды побьём!

И самое – самое,

Сейчас назовём.

Перед вами конверт Станции «Аукционная». Вам нужно определить рекорды объектов гидросферы. Ответы пишем на карточках. Мы  заслушаем каждую команду  по мере выполнения.

Задания  – Ответы

Бесстрашный

  1. Самый большой и самый глубокий океан  - Тихий (178,620 млн. км²)
  2. Самая длинная река  - Нил (6671 км).
  3. Самое глубокое озеро  -  Байкал (1642 метра)
  4. Самое большое озеро  -  Каспийское (392 000 км2)
  5. Самое большое теплое течение  - Гольфстрим (ширина 70—90 км)
  6. Самый большой остров   - Гренландия (2 131 600 км2)

Неуловимый

1. Самый маленький океан – Северный Ледовитый (14,75 млн. км2)

2. Самое соленое озеро - Мертвое море  (300—310 ‰,  до 350 ‰)

3. Самое соленое море  -  Красное (41‰)

4. Самая полноводная река  - Амазонка (6992,06 км)

5. Самое большое холодное течение  - Западных Ветров  (до 30 тыс. км)

6. Самый большой полуостров – Аравийский (3,25 млн. км²)

Непобедимый        

1. Самое глубокое место в МО– Марианский желоб  (11 022 м)

2.   Самый высокий водопад – Анхель (1054 метра)

3. Самое мелкое море  - Азовское (глубина не превышает 13,5 метров, средняя глубина около 7,4 м)

4. Самый длинный пролив – Мозамбикский (1760 километров)

5. Самый широкий  пролив – Дрейка (818 км)

6. Самый узкий пролив – Гибралтарский (ширина 14—44 км)

Учитель: А сейчас сделаем «динамическую» паузу и  немного отдохнем. 

Физминутка

Стало палубу качать. (Наклоны туловища)
Ноги к палубе прижать,
(ноги вместе)
Руки кверху поднимаем
(руки вверх)
И тихонько опускаем.
(Руки опустить) 
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.) 
Мы теперь плывём по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно,
Ходят по морскому пляжу.
(Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
(Дети садятся за парты.

 Станция 4 «Дешифровщик»

Учитель: Станция  «Дешифровщик»,  где нашим командам   предстоит расшифровать хитрые слова.

Бесстрашный

ДАВО (вода)        

        

ЛОВАН         (волна)        

        

ПОДАВОД  (водопад)

Неуловимый

КЕРА  (река)        

        

ТИЛОВ (отлив)

                        

ЕЧИНЕТЕ (течение)

Непобедимый        

ЕРОМ          (море)        

        

ЛИВПИР         (прилив)        

        

РЕГБАЙС (айсберг)

Станция 5 «Практическая» -  «Морские волшебники»

Учитель: Н этой станции мы с вами превратимся в морских волшебников. А для чего, вы сейчас знаете.

У каждой команды на столе конверт станции «Практическая». В нем определение солености.

Уч-ся: (зачитывают) Количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды, называют соленостью.

Учитель: Морская вода — это раствор 44 химических элементов, но первостепенную роль в ней играют соли. Поваренная соль придает воде соленый вкус, а магниевая — горький. Главным признаком, отличающим воды Мирового океана от вод суши, является их высокая соленость.

Эту величину измеряют в промилле. Это тысячная доля числа. В литре океанической воды растворено в среднем 35 граммов различных веществ, значит, соленость        будет 35%о.

Практическая работа «Морские волшебники».

Оборудование:

  1. 3 литровые колбы пресной воды
  2. 3 стаканчика  с морской солью
  3. пакет морской соли.
  4. 11 грамм - Балтийское море
  5. 34 грамма - средняя соленость вод мирового океана
  6. 42 грамма - Красное море

От команды приглашаются по 1 человеку, которые играют роль волшебников.   Ученики выходят к столу им предлагается попробовать совершить небольшое “чудо” - превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую.

  Нашим «волшебникам» необходимо превратить водопроводную воду в морскую воду.

Бесстрашный  - Средняя соленость вод мирового океана (34%о)

Неуловимый - вода Балтийское море (11%о)

Непобедимый        - вода  Красного моря (42%о)

Учащиеся должны выбрать колбу по своему заданию и насыпать в банку с водопроводной водой

в первом случае – 11г. соли,

 во втором – 34 г. соли,

 в третьем – 42 г. соли.

После выполнения задания учащемуся необходимо объяснить свои действия.

Станция 6  «Родная бухта»

Учитель: Давайте посмотрим на слайд  и прочитаем слова Антуана де Сент –Экзюпери.

(Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»)

«Вода!... У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете…»                                                       

Учитель: Чему посвящены эти слова. Что главное в этом высказывании. Как вы понимаете эти слова? Почему автор придаёт воде такое значение? (примерные ответы)

Какую роль для человека играют объекты гидросферы?

1)  источник питьевой воды;

2) моря, реки, озера, каналы и водохранилища являются широкой и удобной дорогой (транспортное значение);

3) на многих реках строятся ГЭС, которые дают электроэнергию;

4) моря, реки, озера, пруды, водохранилища имеют огромное промысловое значение;

5) подземные воды, содержащие минеральные вещества, являются лечебными и широко применяются в медицине;

6) пресная вода внутренних вод необходима для многих промышленных производств (пр-ва бумаги, тканей, металла, химических продуктов и т.д.);

7) Реки, образуя наносы, создают участки с плодородными землями и сочными травами для выпаса скота;

8) Побережья морей,  рек, озер, водохранилищ – прекрасные места для отдыха людей.

 (значение воды трудно переоценить для нашей планеты,  без воды исчезли бы все живые организмы, Земля единственная планета, где есть жизнь благодаря воде, вода разрушает горные породы, влияет на климат, согласно эволюционной теории жизнь на земле зародилась в водной среде организм человека состоит на 70% из воды, она используется  в быту, промышленности и сельском хозяйстве,  побережье океанов, морей, рек и озёр - это места отдыха миллионов людей.)

Учитель: Опираясь на имеющиеся знания и личный опыт, заполните пропуски в окошках кластера.

Кластер «Значение воды»

Рефлексия ОСТРОВА 

Учитель: Перед вами карта с изображением эмоциональных "островов":

о. Радости,

о. Грусти,

о. Недоумения,

о. Тревоги,

о. Ожидания,

о. Просветления,

о. Воодушевления,

о. Удовольствия,

о. Наслаждения,

Бермудский треугольник.

         Каждому из вас я предлагаю выйти к карте и наклеить стикеры-кораблики  в соответствующем районе карты, который отражает ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние после нашей игры. Например: "Мое состояние после игры  характеризуется положительными эмоциями, осознанием полезности дела. Я расположу  свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления." Каждый из участников имеет право располагать свой стикер в любом месте.

 Домашнее задание (по выбору или командам)

  • Нарисовать ребусы по теме "Гидросфера".

  • Написать небольшое сочинение на тему: « Где вода, там и жизнь».

  • Найти загадки о воде.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. С итогами оценочных листов нас познакомят капитаны.

(выступление капитанов)

Учитель: Ребята, мы сегодня нашли самое главное сокровище – это знания, ведь без них каждый человек беден.  У нас сегодня победила дружба. Я всех благодарю за активную работу   на уроке, с которого мы уходим с багажом знаний.

Учитель: И закончить наш урок я бы хотела словами:

О Океан! Он чудо из чудес!

Планеты свет!

Планеты жизнь!

А значит

Запомнить должен каждый человек

Сберечь его важнейшая задача

О Океан! Он – "жизни колыбель"

Со всем живым связующая нить,

В стихах и песнях мы его воспели

Пока он жив,

Мы тоже будем жить!

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

станция

Задания

баллы

Бесстрашный

Неуловимый

Непо

бедимый

Представление команды 

(Название, представление старшего юнги)

Максимально

 2 б

1. «Ребусная»

№ 1

№ 2

Максимально

2 б.

2.«Картографи-ческая»

№ 1

Максимально

8 б.

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№6

№7

№8

3. «Аукционная»

№ 1

Максимально

6 б

№ 2

№ 3  

 № 4

№ 5

№ 6

4. «Дешифровщик»

№ 1

Максимально  

3 б

№ 2

№ 3

5. «Практическая»

№ 1

Максимально

2 б

№ 2

6. «Родная бухта»

Максимально

 10 б

Сколько правильных ответов

 в кластере

сокровища

Итого 33  б.

Оценочный лист

команда 

«Бесстрашный»

Капитан команды: ______________________

Члены

команды

Оценка

за урок

1.

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

Оценочный лист

Команда

  «Неуловимый»

Капитан команды: ______________________

Члены

команды

Оценка

за урок

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

 

Оценочный лист

команда 

«Непобедимый»

Капитан команды: ______________________

Члены

команды

Оценка

за урок

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"

Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....

открытый урок в 7классе по теме "Путешествия"

Урок по теме "Travelling broadens the mind" построен как урок закрепление лексики по теме,   с обсуждением  микротем и  выходом на монологическое высказывание. На уроке прменены эл...

открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

открытый урок по географии на тему: Путешествие в Южную Америку"

Урок представлен в традиционной форме, в виде игры.   Цель урока : обобщение знаний и представлений учащихся о природе и населении материка .    Задачи :   - вы...

Методологическое обоснование и самоанализ открытого урока английского языка по теме "Путешествие по Великобритании"

Методологическое обоснование и самоанализ открытого урока английского языка по теме "Путешествие по Великобритании"...