«Расы и народы»
методическая разработка по географии (5 класс)

Урок – путешествие. 

Цели и задачи

  • создать условия для усвоения терминов: «расы», «расовые признаки» и формирования знаний о влиянии условий окружающей среды на формирование расовых признаков;
  • создать условия для формирования умения выявлять расовые признаки, умения составлять портрет представителей различных рас;
  • создать условия для самостоятельного приобретения новых знаний из различных источников информации;
  • создать условия для формирования жизненной позиции о равенстве всех рас и толерантности по отношению к представителям всех человеческих рас;
  • создать условия для совершенствования навыков работы на компьютере и развития навыков информационной деятельности: поиск, обработка, хранение текстовой и графической информации, работа с текстовой информацией.
  • создать условия для развития умений организации поисковой и исследовательской работы.
  • создать условия для: развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasy_i_narody_klokova_irina_petrovna.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 5 классе. По теме «Расы и народы»

Урок – путешествие.

Цели и задачи

  • создать условия для усвоения терминов: «расы», «расовые признаки» и формирования знаний о влиянии условий окружающей среды на формирование расовых признаков;
  • создать условия для формирования умения выявлять расовые признаки, умения составлять портрет представителей различных рас;
  • создать условия для самостоятельного приобретения новых знаний из различных источников информации;
  • создать условия для формирования жизненной позиции о равенстве всех рас и толерантности по отношению к представителям всех человеческих рас;
  • создать условия для совершенствования навыков работы на компьютере и развития навыков информационной деятельности: поиск, обработка, хранение текстовой и графической информации, работа с текстовой информацией.
  • создать условия для развития умений организации поисковой и исследовательской работы.
  • создать условия для: развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности


Конспект урока

  1. Организационный момент

На доске (слайд1- название темы). Мне хочется начать урок со слов английского писателя Р.Киплинга

«Создал мир большим Творец:

Семь морей в один конец,

И народов на пути не перечесть.

То, о чем мечтали в Йорке,-

Проза будней на Майорке.

То, что в Лондоне  позор,

 В Рангуне честь»

На Земном шаре сегодня проживаент более 6,5 млрд. человек. Люди на земле заселяют почти всю территорию планеты. Неосвоенных территорий почти не осталось. Даже в суровой Антарктиде на научных станциях живут люди. Однако мы нередко задаем вопрос как люди расселялись на Земле.

  1. Опрос  
  2. - Покажите на карте Восточную Африку, Южную Азию, Северную Америку, Южную Америку. Северный Ледовитый океан, Индийский океан, Тихий океан, Австралия 

- Где и когда появились первые люди на земле? (Человек на Земле появился  около 30-40тысяч лет назад в Восточной Африке или в Южной Азии, где круглый год тепло)

-Как человек стал расселяться по Земле? (Сначала люди заселяли лучшие и удобные места для жизни- с самыми большими запасами пищи, с мягким климатом, с отсутствием хищников. Население росло, и приходила очередь расселяться и осваивать земли с более сухим и холодным климатом, где больше трудностей и опасности . Рост населения и поиск новых  источников существования заставлял людей заселять новые земли)

3.  Объяснение нового материала

Правильно, Расселяясь по планете, люди приспосабливались к различным природным условиям, создавая новые орудия труда, развивая науку, культуру, искусство.

Сегодня мы с вами совершим путешествие и познакомимся с человеческими расами. Во время путешествия мы будем вести дневники. На партах у вас лежат дневники путешественников- подпишите их. ( приложение1)

 Люди различаются внешними признаками: цветом кожи, разрезом глаз, особенностями волос. Все многообразие людей по внешним признакам можно объединить в три расы. А что же такое раса? Давайте заглянем в словарь и прочитаем.

Слайд 3 – термин Раса

 Ра́са — система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков. Первую классификацию человеческих рас опубликовал французский врач и путешественник Франсуа Бернье в 1684 г.

Слайд 4 -  с портретом Франсуа Бернье

Франсуа Бернье - Канадский пианист, дирижер, радио-продюсер, администратор и музыкальный педагог. С 1956 по 1960 год он был музыкальным директором Монреальского фестиваля (Montreal Festival); на протяжении 50-х и в начале 60-х был дирижером и продюсером CBC Radio; в 1960-1966 годах возглавлял Квебекский симфонический оркестр (Orchestre symphonique de Québec), а затем два года был его музыкальным руководителем. Несмотря на постоянную занятость, Бернье преподавал дирижирование в ряде университетов и был первым главой факультета музыки в Университете Оттавы

(5 слайд)

 Он выделил три расы: белую, черную и желтую.
       Проблема объяснения расовых различий не решена до конца. Поэтому существует несколько теорий, объясняющих эту проблему. Наиболее распространены две из них.

Слайд6– схема объяснение расовых различий

Слайд 7-  Писатель Антуан де Сент-Экзюпери

Как говорил известный французский писатель « Если я чем-то на тебя

не похож, я этим не оскорбляю тебя, а напротив, одобряю». Что подтверждает, что расовые отличия внешних признаков не влияют на способности, характер и  образованность людей. Среди лауреатов Нобелевской премии( высшей  международной награды ученых и писателей) есть представители всех человеческих  рас.

представители различных рас

 Всех людей на Земле можно разделить на три большие расы: негроидную, монголоидную, европеоидную

Настало время сделать следующую запись в наших дневниках.


Выполните задание
 2  Впишите названия человеческих рас.

Каждую расу можно охарактеризовать по многим признакам. Сейчас мы с вами послушаем сообщения учащихся, и одновременно будем заполнять задание в дневниках.

Слайд (8) –-негроидная раса ( +сообщение ученика)

 Негроидная раса. К этой расе относятся негры, австралийцы - аборигены, пигмеи, бушмены, папуасы. Признаки данной расы: темная кожа, темные глаза, жесткие курчавые волосы, широкий нос, толстые губы
Негроиды тысячелетиями существовали в приэкваториальных районах Африки, Австралии. Их темная кожа и темные глаза содержат много пигмента, который защищает их от обжигающих солнечных лучей. Жесткие курчавые волосы предохраняют голову от солнца

Слайд(9)–  – европеоидная раса (+ сообщение ученика)

 Европеоидная раса. К Европеоидной расе относятся: русские, перуанцы, венгры, датчане, арабы, индийцы, французы, греки. Большинство народов Евразии относится к этой расе. Признаки данной расы: светлая кожа, светлые глаза, узкий нос. Люди этой расы изначально обитали в умеренном поясе освещенности. Их кожа стала светлой, так как не нуждалась в большом количестве пигмента, защищающего от ультрафиолетовых лучей. Нос жителей холодных регионов узкий и сильно выступающий. Такой нос замедляет вдыхание холодного воздуха и согревает его.

Слайд (10 )монголоидная раса (+ сообщение ученика)

 Монголоидная раса. К монголоидной расе относятся: буряты, вьетнамцы, индейцы, китайцы, корейцы, тибетцы, японцы. Признаки данной расы :желтоватый цвет кожи, прямые черные волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы Монголоиды изначально обитали на открытых пространствах с суровыми ветрами. От слепящих пыльных и снежных бурь их разрез глаз постепенно стал уже, появилась дополнительная складка на веках – эпикантус. Выступающие скулы и особое строение глаз монголоидов защищают их глаза от попадания пыли и снега во время бурь.

Слайд 11(Вывод)

Человечество делится на 3 расы: 1)Европеоидная;2)Монголоидная;3)Негроидная

Представители разных рас различаются некоторыми особенностями своего организма, но эти различия несущественны, так что человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный.

Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы или национальности, а от воспитания, образования, целеустремленности, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека.

Домашнее задание:  §18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе "Расы и народы"

На уроке использованы элементы проблемного обучения, самостоятельная работа учащихся с учебником, медиа-пособием под руководством учителя.  Учащиеся заполняют таблицу, формируют определения понят...

Методическая разработка к уроку биологии на тему"Расы народов мира"

Данный урок проводится в форме групповой работы. Учащиеся выполняют разнообразные задания (составляют таблицу, работают с картой рас, работают с основными определениями в рамках данной темы.) В работе...

Урок географии 5 класс по теме "Расы и народы"

Урок географии 5 класс по теме "Расы и народы"...

«Расы и народы»

Презентация к уроку в 5 классе...

презентация 5 класс Расы и народы Полкачева Е.А.

наглядный материал для урока географии 5 класс...

Конспект урока "Расы и народы"

ПредметГеографияКласс5УМКАлексеев А.И. Линия «Полярная звезда», изд. «Просвещение»Тип урокаОткрытие новых знаний.Тема урокаРасы и народыЦель урокаСоздать условия для формирован...

План-конспект открытого урока географии на тему: «Расы и народы мира». 6 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Данный урок проведен по ходу изучения раздела «Население и расы&r...