Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС
рабочая программа по географии (8 класс)

Горбачева Светлана Андреевна

Рабочая  программа  по  учебному  предмету  география  8  класс  по  новым  ФГОС,  классическая  линия,  к  учебнику  И.И. Бариновой,  рассчитана  на  68  часов  в  год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\Изображение 5.jpg

          Рабочая  программа по географии  для  8  класса соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по географии, отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

          Настоящая рабочая программа составлена  на основании следующих нормативных документов:  

     - Федерального   закона   от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  

     - Федерального  государственного  образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (с  изменениями  и  дополнениями);  

     - Примерных  программ по учебным предметам. География. 5-9 классы [Текст]. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 75 с. --  (Стандарты второго поколения).

          Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

Основные задачи данного курса:

     -  формирование  географического  образа  своей  страны,  представления  о  России  как целостном  географическом  регионе  и  одновременно  как  о  субъекте  глобального

географического пространства;

     -  формирование  позитивного  географического  образа  России  как  огромной  территории  с уникальными  природными  условиями  и  ресурсами,  многообразными  традициями населяющих ее народов;

     -  развитие  умений  анализировать,  сравнивать,  использовать  в  повседневной  жизни

информацию  из  различных  источников  —  карт,  учебников,  статистических  данных,

интернет ресурсов;

     -  развитие  умений  и  навыков  вести  наблюдения  за  объектами,  процессами  и  явлениями географической  среды,  их  изменениями  в  результате  деятельности  человека,  принимать простейшие меры по защите и охране природы;

     -  создание образа своего родного края.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

          Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

          Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

          Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

          Формы организации работы учащихся: индивидуальная,  коллективная  (фронтальная,  парная,  групповая).

Виды деятельности учащихся:  устные сообщения, обсуждения,  мини – сочинения,  работа с источниками,  доклады,  защита презентаций,  рефлексия.

          Программа «География  России.  Природа» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».  В примерном учебном плане 5-9 классов  общеобразовательных  организаций Брянской области на 2018-2019 учебный  год на изучение  географии в 8 классе выделено  2 часа  в неделю в  качестве  обязательной  части.   В  учебном  плане  МБОУ  Колюдовская  СОШ  на  изучение  географии  в  8  классе  отводится  также  2  часа  в  неделю,  всего  68  учебных  часов  в  год. 

          Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. География. География  России:  Природа. 8кл.: учебник / И.И. Баринова.  – 5-е изд., стереотип.  – М. : Дрофа, 2018. – 333, [3] с. : ил., карт. – (Российский  учебник).
  2. География:География России:  Природа.8кл. : рабочая тетрадь к  учебнику И.И. Бариновой  «География.  География  России. Природа. 8 класс» / И.И. Баринова.  4-е изд., пересмотр. – М. : Дрофа, 2018. - 127, [1] с. : ил., карт.
  3. География.Диагностические  работы. 8кл.: учебно-методическое  пособие к учебнику  И.И. Бариновой  «География  России.  Природа. 8 класс»  /  И.И. Баринова, М.С. Соловьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 158, [2] с.: ил. – (Российский  учебник).
  4. Принь  О.Н. Поурочные  разработки по  географии.  8  класс. -  М. : ВАКО, 2018. – 416 с. – (В помощь  школьному  учителю).

          В календарно–поурочный план по географии для 8 класса включен региональный компонент.

          Основная  цель регионального компонента в курсе «География России.  Природа»  8 класса:

     -создать у школьников целостное представление о своей малой Родине – Брянской области;

     -раскрыть своеобразие ее природных условий и ресурсов;

     -познакомить учащихся с основными этапами заселения и освоения территории Брянской области, условиями жизни и деятельности населения, с изменениями окружающей природы под воздействием антропогенного фактора.

          География Брянской области изучается в конце раздела II «Природные комплексы России»

I.  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА  «ГЕОГРАФИЯ»

     Требования  к  результатам  освоения  курса  географии   в  8  классе  определяются  ключевыми  задачами  общего  образования,  отражающими  индивидуальные,  общественные  и  государственные  потребности,  и  включают  личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты  освоения  предмета.

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

 •  осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

 •  ответственное отношение к учению;

 •  готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

 •  приобретение опыта участия в социально значимом труде;

 •  развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

 •  осознание ценности здорового образа жизни;

 •  понимание основ экологической культуры.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 •  ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

 •  планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

 •  работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

 •  работать в соответствии с предложенным планом;

 •  сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

 •  владеть основами самоконтроля и самооценки;

 • осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

 •  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

 •  оценивать работу одноклассников;

 •  в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

 •  проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

 •  критично относиться к своему мнению.

Познавательные УУД:

 •  выделять главное, существенные признаки понятий;

 •  устанавливать причинно-следственные связи;

 •  определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

 •  сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

 •  классифицировать информацию по заданным признакам;

 •  решать проблемные задачи;

 • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

 •  работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

 •  создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

 •  объяснять значение ключевых понятий курса;

 •  работать с основными источниками географической информации;

 •  определять географическое положение России и ее регионов;

 •  определять время в различных пунктах страны;

 •  называть и показывать основные географические объекты;

 •  называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;

 •  работать с контурной картой;

 •  составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;

 •  приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

 •  давать комплексную физико-географическуюхарактеристику объектов;

 •  приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

 •  приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

 •  объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

 •  определять экологические проблемы природных регионов;

 •  называть меры по охране природы.

II.   СОДЕРЖАНИЕ    УЧЕБНОГО    ПРЕДМЕТА  «ГЕОГРАФИЯ»

68  часов

     В процессе изучения предмета «География» в 8 классе учащиеся осваивают следующие основные знания и выполняют практические работы.

Тема.  Что изучает физическая география России (1 час)

     Что изучает физическая география России.  Зачем следует изучать географию своей

страны? Знакомство с учебником, атласом.

Тема.  Наша родина на карте мира (5 часов)

     Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира.

Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения

России.

     Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей.

Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

     Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России.

Реформа системы исчисления времени в России.

     Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера

новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические

открытия XVI—начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII—

XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.

Практические работы:

1. «Характеристика географического положения России».

2. «Определение поясного времени для различных пунктов России».

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 часов)

Тема. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 часа)

     Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы

геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей

страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.

     Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных

ископаемых.

     Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на

территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность

человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.

Практическая работа:

3. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений

полезных ископаемых от строения земной коры».

Тема.  Климат и климатические ресурсы (4 часа)

     От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние

географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние

подстилающей поверхности.

     Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на

территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.

Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический;

умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный

климат умеренного пояса.

     Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на

жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные

климатические условия. Неблагоприятные климатические явления.

Практические работы:

4. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,

радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур

января и июля, годового количества осадков на территории страны».

5. «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

Тема.  Внутренние воды и водные ресурсы России (3 часа)

     Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека.

Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные

с реками.

     Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера

России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность

сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека.

Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России,

причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

     Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности

человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления,

связанные с водой.

Тема.  Почвы и почвенные ресурсы (3 часа)

     Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв.

Разнообразие почв.

     Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундро-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

     Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От

чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана

почв.

Практическая работа:

6. «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их

плодородия».

Тема.  Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (4 часа)

     Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы

растительности России. Разнообразие животного мира России.

     Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль

живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни

человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир

родного края.

     Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные

ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.

Практические работы:

7. «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении

других компонентов природного комплекса».

8. «Определение роли  особо  охраняемых  природных  территорий  в сохранении

природы России».

Раздел II. Природные комплексы России (37 часов)

Тема.  Природное районирование (6 часов)

     Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природныхтерриториальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

     Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей

на примере Белого моря. Ресурсы морей.

     Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины:

арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса,

лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

     Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и

высоты гор.

Практические работы:

      9. «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории

России».

     10. «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)».

Тема.  Природа регионов России (31 час),  

в  том  числе  Брянская  область – 6 часов

     Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения.

История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы

Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы

равнины и проблемы их рационального использования.

     Крым.  Географическое  положение.  Особенности  природы  Крыма:  рельеф,  климат,  внутренние  воды,  почвы,  растительный и животный  мир.

     Кавказ – самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф,

геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы

высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население

Северного Кавказа.

     Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения,

история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные

уникумы. Экологические проблемы Урала.

     Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности

природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины.

Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

     Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического

положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной

Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал.

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

     Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического положения.

История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы

Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение

их человеком.

     Брянская  область.  Особенности  географического  положения.  Тектоническое  строение,  рельеф  и  полезные  ископаемые  Брянской  области. Климат  и  агроклиматические  ресурсы.  Внутренние  воды  и водные  ресурсы.  Почвы  и  почвенные  ресурсы.  Природные  зоны  Брянской  области.  Особо  охраняемые  природные  территории  Брянской  области.  

Практические работы:

11. «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из

регионов».

12. «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионовРоссии.

Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности».

Раздел III. Человек и природа (7 часов)

Тема.  Человек  и  природа  (6  часов)

     Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия

для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями.

Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры

борьбы со стихийными природными явлениями.

     Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за

счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные

ландшафты.

     Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического

прогноза.

     Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за

состоянием природной среды.

     Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор

здоровья.

     География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и

географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины

экологического кризиса.

Практические работы:

13. «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов

России».

14. «Характеристика экологического состояния одного из регионов России».

Итоговый урок по курсу «География России. Природа» (1 час)

Учебно-тематический  план

п/п

Название  темы,  раздела

Количество  часов

Количество  практических  работ

1

Что  изучает  география  России.

1

---

2

Наша  Родина  на  карте  мира.

5

2

3

Раздел  I.  Особенности  природы  и  природные  ресурсы  России  (18  ч.)

4

Рельеф,  геологическое  строение и  минеральные  ресурсы.

4

1

5

Климат  и  климатические  ресурсы.

4

2

6

Внутренние  воды  и  водные  ресурсы.

3

---

7

Почвы  и  почвенные  ресурсы.

3

1

8

Растительный  и  животный  мир.  Биологические  ресурсы.

4

2

9

Раздел  II.  Природные  комплексы  России  (37 ч.)

10

Природное районирование.

6

2

11

Природа  регионов  России  (в т.ч. Брянская область)

31

2

12

Раздел  III.   Человек  и  природа  (7 ч.)

13

Человек  и  природа.

6

2

14

Итоговый  урок  по  курсу  «География  России.  Природа».

1

---

15

ИТОГО

68

14

III.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ   УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА  «ГЕОГРАФИЯ»    8  КЛАСС

п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Основные  виды  учебной  деятельности

Дата  проведения

по  плану

факти-чески

Тема.  Что  изучает  география  России  (1  час)

1

Почему  необходимо  изучать  географию  своей  страны?   Знакомство  со  структурой  учебника  и  атласом.

1

Называют  методы  получения  географической  информации,  различные  источники  географической  информации.Объясняют  значение  географических  знаний  в  повседневной  жизни  и  профессиональной  деятельности.  Приводят  примеры  источников  различной  географической  информации.

Тема.  Наша  Родина  на  карте  мира  (5  часов)

2

Географическое положение России. Пр. работа  № 1 «Характеристика географического положения России».

1

Объясняют  влияние  географического  положения  и величины  территории  на  природу  и жизнь людей. Называют  крайние  точки  России.Приводят  примеры  изменения  значения  границ  во  времени.Показывают  на  карте  границы  и  крайние  т очки  России,  приграничные  страны.Выполняю  практическую  работу.

3

Моря, омывающие   берега  России.

1

Объясняют  типичные  черты природы  морей  России.Определяют  принадлежность  морей  к  океаническим  бассейнам.Приводят  примеры  использования  ресурсов  морей.Называют  экологические  проблемы  морей  России.Показывают  на  карте  моря,  омывающие  территорию  России.

4

Россия на карте часовых поясов. Пр. работа  № 2 «Определение поясного времени для различных пунктов России».

1

Дают  определение  понятий:  местное  время,  поясное  время.  Называют  причины  разницы  во  времени  на  территории  страны.  Определяют  по  карте  время  в  различных  пунктах  России.  Выполняют  практическую  работу.  

5

Как  осваивали  и  изучали  территорию  России.

1

Объясняют  роль  русских  землепроходцев  и  исследователей  в  освоении  и  изучении  территории  России. Показывают  на  карте  географические  объекты,  носящие  имена  русских  путешественников.  Называют  территории  России,  открытые  в  разное  время.

6

Обобщение  и  контроль  знаний  по  теме   «Наша  Родина  на  карте  мира».

1

Систематизируют  и обобщают  знания  по  теме  «Наша  Родина  на  карте  мира».  Решают  географические  задачи,  представленные  в  разной  форме.

РАЗДЕЛ I.  ОСОБЕННОСТИ  ПРИРОДЫ  И  ПРИРОДНЫЕ  РЕСУРСЫ  РОССИИ  (18 часов)

Тема.  Рельеф,  геологические  строение  и минеральные  ресурсы  (4  часа)

7

Особенности  рельефа  России.

1

Объясняют  особенности  рельефа  России,  влияние  рельефа  на  компоненты  природы  и  жизнь  человека.  Называют  главные  черты  рельефа  России.  Приводят  примеры различных форм рельефа.  Показывают  на  карте  основные  формы  рельефа  страны.  Обозначают  на  контурной  карте  крупнейшие  формы  рельефа.

8

Геологическое  строение  территории  России.

1

Объясняют  особенности    строения  литосферы,  зависимость  размещения  форм  рельефа  от  строения  литосферы.  Называют  науки,  изучающие  литосферу.  Приводят  примеры  и  показывают  на  карте  различные  тектонические  структуры.

9

Минеральные  ресурсы  России.  Пр.  работа  № 3   «Объяснение  зависимости  расположения  крупных  форм  рельефа  и  месторождений  полезных  ископаемых  от  строения  земной  коры».

1

Объясняют  закономерности размещения  полезных  ископаемых.  Называют  основные  минерально-сырьевые  базы  России.  Приводят  примеры  и  показывают  на  карте  месторождения  различных  полезных  ископаемых.  Обозначают  на  контурной  карте  крупнейшие  месторождения  полезных  ископаемых.  Выполняют  практическую  работу.

10

Развитие  форм  рельефа.

1

Объясняют  воздействие  различных  факторов  на  формирование  рельефа.  Называют  основные  рельефообразующие  факторы.  Приводят  примеры  и  показывают  на  карте  районы  России с  различными  факторами  рельефообразования.  Обозначают  на  контурной  карте  районы  страны  с  возможными  стихийными  бедствиями,  связанными  с  литосферой.

Тема.  Климат  и  климатические  ресурсы  (4  часа)

11

От  чего  зависит  климат  нашей  страны.

1

Дают  определение  понятий:  солнечная  радиация,  циклон,  антициклон,  атмосферный  фронт.  Называют  и  показывают  на  карте  основные  районы  действия  циклонов  и  антициклонов.  Называют  факторы,  влияющие  на  климат  России.  Приводят  примеры  влияния  различных  факторов  на  климат  страны.

12

Распределение  тепла  и  влаги  на  территории  России.  

Пр.  работа  № 4  «Определение  по  картам  закономерностей  распределения  солнечной  радиации,  радиационного  баланса,  выявление  особенностей  распределения  средних  температур  января  и  июля,  годового  количества  осадков  на  территории  страны»

1

Объясняют  значение  понятий:  испаряемость,  коэффициент  увлажнения.  Выявляют  особенности  распределения  тепла  и  влаги  на  территории  страны.   Работают  с  контурными,  тематическими  картами  и  таблицами.  Выполняют  практическую  работу.

13

Разнообразие  климата  России.

1

Называют  основные  типы  климатов  России.  Определяют  по  карте  основные  климатические  показатели. Работают  с  контурными,  тематическими  картами  и  таблицами.  

14

Зависимость  человека  от  климата.  Агроклиматические  ресурсы.  

Пр. работа  № 5   «Оценка  основных  климатических  показателей  одного  из  регионов  страны».

1

Объясняют  значение  понятия  агроклиматические  ресурсы.  Приводят  примеры  влияния  климата  на  здоровье  и  деятельность  человека.  Называют  неблагоприятные  климатические  явления.  Показывают  на  карте  районы  распространения  неблагоприятных  климатических  явлений.  Выполняют  практическую  работу.

Тема.   Внутренние  воды  и  водные  ресурсы  (3  часа)

15

Разнообразие  внутренних  вод  России.  Реки.

1

Дают  определение  понятий:  падение  реки,  уклон  реки,  половодье,  межень,  паводок,  наводнение.  Объясняют  зависимость  рек  от  компонентов  природы.  Называют  и  показывают  на  карте  реки,  относящиеся  к  разным  бассейнам.  Приводят  примеры  рек  с  различным  режимом.  

16

Озера,  болота,  подземные  воды,  ледники,  многолетняя  мерзлота.

1

Называют  типы  озерных  котловин  по  происхождению.  Устанавливают  закономерность  в  их  размещении.  Называют  и  показывают  на  карте  крупные  озера  страны.  Перечисляют  причины  образования  болот.  Определяют  значение  подземных  вод  для  жизни  и  хозяйственной  деятельности  человека.  Называют  причины  образования  ледников  и  многолетней  мерзлоты, определяют  их  влияние  на  природу,  жизнь  и  деятельность  человека.  

17

Водные  ресурсы.  Роль воды  в  жизни  человека.

1

Дают  определение  понятия  «водные  ресурсы». Определяют  значение  воды  в  жизни  человека.  Выявляют  причины  возникновения  стихийных  явлений,  связанных с  гидросферой.  Называют  меры  по  охране  и  восстановлению  водных   ресурсов.    

Тема.   Почвы  и  почвенные  ресурсы  (3  часа)

18

Образование  почв  и  их  разнообразие.

1

Объясняют  значение  понятий:  почва,  почвенный  горизонт.  Называют  факторы  почвообразования  и  свойства  почв.  

19

Закономерности  распространения  почв.  

Пр.  работа  № 6 «Выявление  условий  почвообразования  основных  типов  почв.  Оценка  их  плодородия».

1

Определяют  по  карте  характерные  типы  почв  на  отдельных  территориях  России.  Называют  основные  типы  почв  страны.  Составляют  характеристику  различных  типов  почв  и  условий  их  образования.  Работают  с  тематическими  картами.  Выполняют  практическую  работу.

20

Почвенные  ресурсы  России.

1

Объясняют  значение  понятия  «мелиорация».  Определяют  значение  почв  для  жизни  и  деятельности  человека.  Называют  основные  факторы  эрозии  почв  и  меры  по  охране  почв.  

Тема.   Растительный  и  животный  мир.  Биологические  ресурсы  (4  часа)

21

Растительный  и  животный  мир  России. Пр.  работа  № 7   «Составление  прогноза  изменений  растительного  и  животного  мира  при  изменении  других  компонентов  природного  комплекса».

1

Объясняют  приспособление  животных  и  растений  к  условиям  окружающей  среды.  Называют  основные  типы  растительности  и  показывают  на  карте  районы  их  распространения.  Приводят  примеры  видов  растений  и  животных  России.  Выполняют  практическую  работу.

22

Биологические  ресурсы.  Особо  охраняемые  природные  территории  (ООПТ).  Пр.  работа  № 8  «Определение  роли  особо  охраняемых  природных  территорий  в  сохранении  природы  России».

1

Объясняют  роль  живых  организмов  в  природе  и  жизни  человека.  Определяют  влияние  человека  на  растительный  и  животный  мир.  Называют  типы  ООПТ.  Приводят  примеры  ООПТ  России.  Выполняют  практическую  работу.

23

Природно-ресурсный  потенциал  России.

1

Объясняют  значение  понятий:  природные  условия,  природные  ресурсы.  Определяют  особенности  размещения  природных  ресурсов.  Называют  виды  природных  ресурсов.  Оценивают  природно-ресурсный  потенциал  страны.

24

Обобщение  знаний  по  разделу  «Особенности  природы  и  природные  ресурсы  России».

1

Систематизируют  и  обобщают  знания  по  теме  «Особенности  природы и  природные  ресурсы  России».  Решают  географические  задачи,  представленные  в  разной  форме.

РАЗДЕЛ  II.  ПРИРОДНЫЕ   КОМПЛЕКСЫ  РОССИИ  (37  часов)

Тема.  Природное  районирование  (6  часов)

25

Разнообразие  природных  комплексов  России.  Пр.  работа  № 9   «Объяснение  принципов  выделения  крупных  природных  регионов  на  территории  России».

1

Объясняют  значение  понятий:  природный  территориальный  комплекс,  антропогенный  комплекс.  Устанавливают  взаимосвязи  между  компонентами  в  ПТК.  Определяют  формирование  облика  ландшафта  в  зависимости  от  ФГП.  Приводят  примеры  природных  комплексов  различных  рангов.  Оценивают  влияние  хозяйственной  деятельности  человека  на  компоненты  природы  и  изменение  ПТК.  Выполняют  практическую  работу.

26

Моря  как  крупные  природные  комплексы.

1

Называют  основные  компоненты  и  свойства  моря  как  природного  комплекса.  Составляют  краткую  характеристику  ПК  моря.  Работают  с  тематическими  картами.

27

Природные  зоны  России:  арктическая  пустыня,  тундра,  лесотундра.

1

Объясняют  причины  смены  природных  зон.  Устанавливают  взаимосвязь  компонентов  природных  зон.  Называют  природные  зоны  России  и  их  типичные  черты.  Приводят  примеры  типичных  представителей  зоны  арктических  пустынь,  тундр  и  лесотундр  России.  Показывают  на  карте  расположение  природных  зон  России.  Составляют  характеристику  природной  зоны.  Работают  с  тематическими  картами.  

28

Разнообразие  лесов  России.

1

Объясняют  разнообразие  лесов  России.  Называют  лесные  зоны  России  и  их  типичные  черты. Приводят  примеры  типичных  представителей  зоны  тайги,  смешанных  и  широколиственных  лесов  России.  Показывают  на  карте  расположение  лесных  зон  России.  Работают  с  тематическими  и  контурными  картами.  

29

Безлесные  зоны  на  юге  России.  Пр.  работа  № 10   «Сравнительная  характеристика  двух  природных  зон  России  (по  выбору)».

1

Сравнивают  компоненты  природы  двух  природных  зон.  Называют  безлесные  зоны  юга  России  и  их  типичные  черты.  Приводят  примеры  типичных  представителей  зоны  степей,  полупустынь  и  пустынь  России.  Показывают  на  карте  расположение  безлесных  зон  юга  России.  Работают  с  тематическими  картами.  Выполняют  практическую  работу.

30

Высотная  поясность.

1

Дают  определение   понятия  «высотная  поясность».  Объясняют  зависимость  «набора»  высотных  поясов  от  географического  положения  и  высоты  гор.  Составляют  схему  высотной  поясности  для  разных  гор.  Работают  с  тематическими  картами.

Тема.  Природа  регионов  России  (31  час),  в т.ч.  Брянская  область  6  часов

31

Восточно-Европейская  (Русская)  равнина.                                                                  

1

Составляют  по  картам  географическую  характеристику  территорий.  Называют  и  показывают  на  карте  древние  города  Руси.  Объясняют  особенности  природы  территории.  Составляют  картосхему  территории. Работают  с  тематическими  и  контурными  картами.

32

Природные  комплексы  Восточно-Европейской  равнины.

1

Называют  и  показывают  на  карте  природные  комплексы  Восточно-Европейской  равнины.  Рассказывают  об  изменении  ПК  в  результате  деятельности  человека.  Составляют  краткие  описания  природы  различных  территорий.

33

Памятники  природы  Восточно-Европейской  равнины.

1

Называют  и  показывают  на  карте  памятники  природы  Восточно-Европейской  равнины.  Рассказывают  об  уникальности  памятников  природы.  

34

Природные  ресурсы  Восточно-Европейской  равнины  и  проблемы  их  рационального  использования.  Пр.  работа  № 11 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов».

1

Рассказывают  о  природных  ресурсах  Восточно-Европейской  равнины.  Объясняют  проблемы  их  использования.  Показывают  на  карте  основные  районы  их  распространения.  Приводят  примеры  мер  по  охране  природных  ресурсов.  Работают  с  тематическими  картами.  Выполняют  практическую  работу.

35

Природа  Крыма.

1

Объясняют  особенности  природы  Крыма,  называют  причины,  их  обусловившие. Дают  определение  понятия  «куэст».   Показывают  на  карте  основные  объекты  региона.  

36

Кавказ – самые  высокие  горы  России.

1

Составляют  характеристику  географического  положения  Кавказа. Объясняют  особенности  природы  Кавказа,  называют  причины,  их  обусловившие. Показывают  на  карте  основные  объекты  региона.  Составляют  картосхему  региона.  Работают  с  тематическими  и  контурными  картами.

37

Особенности  природы  высокогорий.

1

Называют  основные  черты  природы  высокогорий  и  причины,  их обусловившие.  Объясняют  причины  образования  местных  ветров,  особенности  высотной  поясности  Большого  Кавказа.  

38

Природные  комплексы  Северного  Кавказа.

1

Составляют  сравнительную  характеристику  разных  ПТК  региона.  Называют  и  показывают  на  карте  природные  уникумы  Северного  Кавказа.  

39

Урал – «каменный  пояс  земли  Русской».

1

Объясняют  особенности  географического  положения  Урала.  Показывают  на  карте  основные  объекты  региона.  Составляют  картосхему  Урала.  Работают  с  тематическими и контурными  картами.  Рассказывают  историю  освоения  и  изучения  Урала.  

40

Природные  ресурсы  Урала.

1

Объясняют  причины  богатства  недр  Урала.  Называют  и  показывают  на  карте  основные  месторождения  полезных  ископаемых.

41

Своеобразие  природы  Урала.

1

Объясняют  причины  своеобразия  природы  разных  частей  Урала.  Называют  и  показывают   на  карте  части  Урала.  Называют  отличительные  черты  природы  разных  частей  Урала.

42

Природные  уникумы.  Экологические  проблемы  Урала.  

Пр. работа № 12 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности».

1

Называют  и  показывают  на  карте  природные  уникумы  Урала.  Называют  меры,  предпринимаемые  для  их  охраны. Выявляют  экологические  проблемы  Урала.  Объясняют  причины  их  возникновения.  Предлагают  меры  для  улучшения  экологической  ситуации  в  регионе.  Работают  с  текстом,  тематическими  картами.  Выполняют  практическую  работу.

43

Западно-Сибирская  равнина:  особенности  природы.

1

Называют  основные  черты  географического  положения  и  природы  Западной  Сибири.  Сравнивают  ГП  Западной  Сибири  и  других  регионов. Объясняют  причины  суровости  природы  региона.  Показывают  на  карте  основные  объекты  региона.  Работают  с  тематическими  и  контурными   картами.  

44

Природные  зоны  Западно-Сибирской  равнины.

1

Называют  и  показывают  на  карте  природные  зоны  Западной  Сибири.  Объясняют  причины  своеобразия  природных  зон  региона.  Объясняют  значение  понятий:  урманы,  гривы,  колки.  Составляют  характеристику  природной  зоны  по  плану.  Работают  с  тематическими  картами.

45

Природные  ресурсы  Западно-Сибирской  равнины  и  условия  их  освоения.

1

Называют  природные  ресурсы  Западной  Сибири.  Объясняют  проблемы  их  освоения.  Показывают  на  карте  крупнейшие  месторождения  полезных  ископаемых  Западной  Сибири.  Работают  с  тематическими  картами.

46

Восточная  Сибирь:  величие  и  суровость  природы.

1

Называют  основные  черты  географического  положения  и  природы  Восточной  Сибири.  Показывают  на  карте  основные  объекты  региона.  Сравнивают  ГП  Восточной  Сибири  и  других  регионов. Работают  с  тематическими  и  контурными  картами.  Объясняют  историю  освоения  региона.  Называют  имена  русских  землепроходцев,  осваивающих  пространства  Восточной  Сибири.  Называют  и  показывают  на  карте   древние  города  Восточной  Сибири.

47

Климат  Восточной  Сибири.

1

Называют  основные  особенности  климата  Восточной  Сибири.  Объясняют  причины,  их  обусловившие.  Устанавливают  местоположение  полюса  холода  северного  полушария.  Объясняют  значение  понятий:  гидролакколиты  или  булгунняхи,  термокарстовые  котловины,  отуряхи,  тарыны.

48

Природные  районы  Восточной  Сибири.

1

Называют  природные  районы  Восточной  Сибири.  Объясняют  особенности  природы    районов  Восточной  Сибири.  Называют  и  показывают  на  карте  природные  районы  Восточной  Сибири.

49

Жемчужина  Сибири – Байкал.

1

Называют  особенности  природы  Байкала.  Объясняют  значение  Байкала  в  природе  и  жизни  человека.  Работают  с  тематическими  картами.

50

Природные  ресурсы  Восточной  Сибири  и  проблемы их  освоения.

1

Называют  виды  природных  ресурсов  Восточной  Сибири.  Рассказывают  об  особенностях  их  использования.  Называют  и  показывают  на карте  крупнейшие  месторождения  полезных  ископаемых   и  основные  районы  распространения  природных  ресурсов  Восточной  Сибири.  

51

Дальний  Восток – край  контрастов.

1

Называют  основные  черты  географического  положения  и  природы   Дальнего  Востока.  Объясняют  причины,  их  обусловившие.  Рассказывают  об  исследовании  территории  Дальнего  Востока.  Показывают  на карте  основные  объекты  региона.  Сравнивают  ГП  Дальнего  Востока  и  других  регионов.  Работают  с  тематическими  и контурными  картами.

52

Природные  комплексы  Дальнего  Востока.

1

Называют  и  показывают  на  карте    природные  районы  Дальнего  Востока.  Объясняют  особенности  природы  районов  Дальнего  Востока.  

53

Природные  уникумы  Дальнего  Востока.

1

Рассказывают  о  природных  уникумах  Дальнего  Востока.  Называют  меры,  предпринимаемые  для  их  охраны.

54

Природные  ресурсы  Дальнего  Востока,  освоение  их  человеком.

1

Называют  виды  природных  ресурсов  Дальнего  Востока.  Рассказывают  об  особенностях  их  использования.  Называют  и  показывают  на  карте  крупнейшие  месторождения  полезных  ископаемых  и  основные  районы  распространения  природных  ресурсов  дальнего  Востока.

55

Географическое  положение  Брянской  области.

1

Объясняют  особенности  географического  положения  Брянской  области.  Показывают  на  карте  основные  объекты  региона.  Составляют  картосхему  Брянской  области.  Работают  с  тематическими и контурными  картами.  

56

Тектоническое  строение,  особенности  рельефа  и  полезные  ископаемые  Брянской  области.

1

Объясняют  особенности  тектонического  строения  Брянской  области,  зависимость  размещения  форм  рельефа и  полезных  ископаемых  от  строения  литосферы.  Объясняют  особенности  рельефа  Брянской  области,  влияние  рельефа  на  компоненты  природы  и  жизнь  человека.  Называют  главные  черты  рельефа  региона.  Приводят  примеры  различных  форм  рельефа.  Показывают  на  карте  основные  формы  рельефа  области.  Обозначают  на  контурной  карте  крупнейшие  формы  рельефа. Приводят  примеры  и  показывают  на  карте  месторождения  различных  полезных  ископаемых  Брянской  области.  

57

Климат,  агроклиматические  ресурсы  Брянской  области.

1

Составляют  характеристику  климата  Брянской  области.  Оценивают  климатические  условия  для  здоровья  и  деятельности  человека.  Работают  с  тематическими  картами.

58

Внутренние  воды  и  водные  ресурсы  Брянской  области.

1

Называют  виды  внутренних  вод  Брянской области,  объясняют  их  значение  в  жизни  и  хозяйственной  деятельности  человека. Показывают  на  карте  наиболее  крупные  водные  объекты  Брянской  области. Работают  с  текстовым  материалом  и  таблицами,   делают  выводы  об  обеспеченности  водными  ресурсами  Брянской  области. Называют  приходную  и  расходную  части  водного  баланса  региона.  Предлагают  меры  по  охране  внутренних  вод  своего  региона.

59

Почвы  и  почвенные  ресурсы  Брянской  области.

1

Называют  и  показывают  на  карте  почвы  Брянской  области.  Дают  краткую  характеристику  типов   почв  региона.  Объясняют  влияние  хозяйственной  деятельности  человека  на  плодородие  почв.  Перечисляют  виды  мелиорации   и  рекультивации  почв,  проводимые    в  Брянской  области.

60

Природные  зоны.  Особо  охраняемые  природные  территории  Брянской  области.

1

Называют  природные  зоны  Брянской  области  и  их  типичные  черты.  Приводят  примеры  типичных  представителей  природных  зон  Брянской  области.  Показывают  на  карте  расположение  природных  зон  области.  Дают  характеристику  природных  зон.  Называют  виды  и  примеры  ООПТ  Брянской  области,  показывают их  на  карте.

61

Обобщение  и  контроль  знаний  по  разделу  «Природные  комплексы  России»

1

Систематизируют  и  обобщают  знания    по  разделу  «Природные  комплексы  России».  Решают  географические  задачи,  представленные  в  разной  форме.

РАЗДЕЛ  III.   ЧЕЛОВЕК  И  ПРИРОДА  (7  часов)

Тема.   Человек  и  природа  (6  часов)

62

Влияние  природных  условий  на  жизнь  и  здоровье  человека.  

1

Называют  стихийные  природные  явления  России  и  своей  местности,  предлагают  меры  борьбы  с  ними.  Рассказывают  о  влиянии  природных  условий  на  жизнь  и  здоровье  человека.  Называют  и  показывают  на  карте  территории  с  благоприятными  и  экстремальными  природными  условиями.  

63

Воздействие  человека  на  природу.

Пр. работа № 13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России».

1

Приводят  примеры  видов  антропогенных  ландшафтов.  Объясняют  влияние  человека  на  природные  комплексы.  Работают  с  тематическими  картами.  

Выполняют  практическую  работу.

64

Рациональное  природопользование.

1

Объясняют  значение  понятий:  природопользование,  рациональное  природопользование,  охрана  природы, географический  прогноз.  Называют  мероприятия  по  борьбе  с  негативными  последствиями  антропогенного  влияния  на  природу.  

65

Россия  на  экологической  карте  мира.  

Пр.  работа  № 14 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России».

1

Называют  источники  экологической  опасности.  Оценивают  экологическую  ситуацию  в  разных  районах  страны.  Объясняют  влияние  экологии  на  здоровье  человека.  Работают  с  тематическими  картами.  Выполняют  практическую  работу.

66

Экология  и  здоровье  человека.

1

Объясняют  значение понятий:  качество  жизни,  экзогенные  факторы,  эндогенные  факторы, предельно допустимая концентрация (ПДК).  Устанавливают  зависимость  здоровья  человека  от состояния  окружающей  среды.  Дают  прогноз  требованиям  к  условиям  жизни  людей  в  XXII  в.

67

География  для  природы  и  общества.

1

Объясняют  историю  взаимоотношений  человека  и  природы.  Объясняют  значение  понятий:  географический  детерминизм,  географический  нигилизм.  

Итоговый  урок  по  курсу  «География  России.  Природа»  (1  час)

68

Итоговый  урок  по  курсу  «География  России.  Природа»

1

Систематизируют  и обобщают  знания  по  курсу  географии  за  8  класс.  Решают  географические  задачи,  представленные  в  разной  форме.

G:\Изображение 6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...