СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ
рабочая программа по географии (10 класс)
Объем учебного времени, а также задача, которую решает профильная школа — специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором, стали главными факторами, учитывавшимися при построении концепции курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ
Раздел 1. География в современном мире (12 ч)
ТЕМА 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА (б ч)
Почему география — самостоятельная наука? Место географии в системе наук. География: от сбора фактов к поиску закономерностей. И. Кант и классификация наук (сущностные, хорологические и хронологические). Задачи географии. Карьера с географией. Возможности, которые дает география для жизни и работы. Географическое образование. Географические олимпиады.
Что изучает география? Пространство — объект изучения в географии. Законы размещения. Выбор места для размещения хозяйственных объектов. Географическое положение и местоположение. Роль ресурсных факторов в экономическом развитии. Пространственные ресурсы: абсолютные и относительные.
ТЕМА 2. МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (7 ч)
Какими были первые методы географических исследований? Традиционные методы географических исследований: экспедиционный, картографический, описательный. Карта — альфа и омега географии.
Что такое географические законы и модели? Географические законы и модели. Законы физической и экономической (общественной) географии. Модель Тюнена — первая теоретическая модель в географии. Идеальные условия выполнения модели. Закономерности размещения зон различной специализации сельского хозяйства в изолированном государстве. Проявление «колец Тюнена» на локальном, региональном и глобальном уровнях. Описательные и нормативные модели. Территориальная статистическая матрица данных (парадигма — устойчивая схема научной деятельности) экономической географии.
Каковы новейшие методы географических исследований? Современные методы исследований: территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космический мониторинг Земли, системы подспутникового позиционирования. Программа GoogleEarth.
Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (35 ч)
ТЕМА 1. ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА (14 ч)
Каковы основные черты независимых государств? Объекты политической карты мира. Формы правления независимых государств. Монархии и республики. Государства в составе Содружества (Британского). Французский союз.
Какие формы государственного устройства имеют независимые государства? Унитарные государства и федерации. Конфедерации. Географическое положение. Анализ размещения по регионам. Исторические особенности формирования.
Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашенные государства? Причины появления, географическое положение. Непризнанные государства в регионах мира — Азии, Африке, Европе, Америке, Австралии и Океании. Сепаратизм. «Горячие точки» на политической карте мира.
Что такое международные территории и акватории и каков их статус? Международные территории и акватории. Антарктика, Арктика. Международные проливы, реки, каналы.
Где и почему расположены территории с неопределенным статусом? Территории с неопределенным статусом: нейтральные, арендованные, оккупированные. Их отличительные особенности. Географическое положение. Перспективы развития. Статус международных территорий.
Когда и почему появились на политической карте несамоуправляющиеся территории? Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, подмандатные и подопечные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты. Территории, в отношении которых действует требование ООН о предоставлении независимости; их географическое положение (колониальный список ООН).
Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? ООН (история создания, страны-члены, значение в современном мире). Совет Безопасности ООН. Миротворческие операции ООН. Региональные политические и экономические организации.
ТЕМА 2. ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВ (4 ч)
Какие объекты входят в состав территории государства? Состав территории государства. Государственные границы и международные правила их проведения. Естественные рубежи как границы. Сухопутные и морские границы. Континентальный шельф, территориальные воды, прилегающая зона, исключительная экономическая зона, исключительная зона рыболовства.
Как проходят государственные границы? Выход к морю: преимущества географического положения.
Чем вызваны территориальные споры между государствами? Территориальные споры: исторические и географические причины. Основные способы решения споров: военные действия и политические переговоры.
ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ РЕГИОНОВ МИРА (11 ч)
Какие события повлияли на формирование политической карты мира? Этапы формирования политической карты мира. Великие географические открытия. Колониальные империи и их распад. Колонизация и деколонизация. Последние изменения на политической карте мира.
Как формировалась политическая карта Европы? Основные этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события XX — начала XXI вв. Межгосударственные договоры, закрепляющие изменения политической карты мира. Территориальные споры и этнические конфликты. Региональные организации.
Как формировалась политическая карта Азии? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события XX — начала XXI в. Региональные экономические и политические организации. Территориальные споры и этнические конфликты.
Как формировалась политическая карта Африки? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события XX — начала XXI в. Год Африки. Территориальные споры и этнические конфликты.
Как формировалась политическая карта Америки? История открытия и освоения. Формы государственного устройства и правления. Основные события XX — начала XXI в. Территориальные споры. Международные организации.
Как формировалась политическая карта Океании? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события XX — начала XXI в. Территориальные споры.
ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА (6 ч)
Каковы основные положения традиционных геополитических теорий? Основные понятия геополитики. Германская школа геополитики (Ф. Ратцель). Географические факторы мировой политики XX в. «Географическая ось истории» X. Маккиндера. Концепция географического предназначения Германии. Геополитические теории К. Хаусхофера как идейная база немецкой экспансии первой половины XX в.
Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей? Геополитическая модель мира С. Коэна. Геоэкономическая школа геополитики. Геополитические коды. Концепция мирового порядка. Евразийство.
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (26 ч)
ТЕМА 1. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА (13 ч)
Как оценить уровень развития и тип страны? Типологии и классификации стран мира. Показатели типологии: экономические, демографические, качества жизни. Измерение показателей. Взаимосвязь показателей: прямая, обратная. Валовый национальный доход (ВНД) — основа для классификации стран. С. Кузнец — нобелевский лауреат за разработку методики подсчета ВНД. Паритет покупательной способности валют. Индекс «Биг-Мак». Отраслевая структура ВВП. Соотношение доли сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг как показатель уровня развития страны. Структура ВВП для стран различных социально-экономических типов. Где и почему расположены «богатые» и «бедные» регионы мира? Анаморфированное картографическое изображение. Географическое положение «богатых» и «бедных» регионов мира («богатый Север» — «бедный Юг», модель «центр — периферия» на глобальном уровне).
Где найти статистические показатели об уровне и качестве жизни? Источники данных о макроэкономических показателях: издания международных организаций — Всемирного банка, ООН, Всемирной торговой организации. Группы стран Всемирного банка (классификация по ВНД на душу населения): страны с низким доходом, страны с доходом выше среднего, страны с высоким доходом. Ежегодное изменение классификации, практическое использование (при решении вопроса о предоставлении займов и кредитов). Место России в классификации Всемирного банка. Географическое положение групп стран и их характеристика.
Почему валовой национальный доход является основой для классификации стран? Классификации стран и территорий Всемирного банка, Международного валютного фонда; географические типологии. Географическое положение и содержательная характеристика социально-экономического положения стран, входящих в группы: 1) страны с низким доходом, 2) страны с доходом выше среднего, 3) страны с высоким доходом. Типологические особенности стран с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой: уровень и качество жизни, численность населения, перспективы экономического и политического развития.
Как самому составить классификацию стран? Многопризнаковые классификации: методика и области применения. Логическая основа классификации, методы отбора ключевых показателей. Методика ранжирования.
ТЕМА 2. ТИПЫ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА (13 ч)
Как различить более развитые и менее развитые страны? Типология стран мира ООН: более развитые и менее развитые страны в мировой экономике — отличительные черты и критерии выделения. Роль фактора географического положения в развитии стран. Географическое положение «богатых» и «бедных» стран и регионов («богатый Север» — «бедный Юг», модель «центр—периферия» на глобальном уровне). Более развитые и менее развитые страны в мировой экономике: отличительные черты.
Какую роль в мировой экономике играют экономически развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны? Типология Международного валютного фонда. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Наименее развитые страны. Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю. Малые островные и прибрежные развивающиеся страны и территории. Страны с переходной экономикой.
Какие типы стран выделяют географы? Экономико-географическая типология стран современного мира. Типы экономически развитых стран и их характеристика: главные капиталистические страны, экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы, страны переселенческого капитализма, страны со средним уровнем экономического развития. Страны с переходной экономикой. Типы развивающихся стран: ключевые страны, высокоурбанизированные переселенческие страны, страны анклавного развития, страны внешнеориентированного развития (новые индустриальные страны, страны-нефтеэкспортеры, страны плантационного хозяйства, страны концессионного развития, страны-«квартиросдатчики», крупные низкодоходные страны). Место России в международных и экономико-географических классификациях и типологиях. Глобальные проблемы человечества и их проявления в развивающихся странах.
Как формируется территориальная структура колониальной экономики? Пространственная динамика хозяйственных укладов. Причины проблем развивающихся стран. Цели развития третьего тысячелетия (ООН).
Раздел 4. Население и культура (31 ч)
ТЕМА 1. РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ (15 ч)
Где и когда появились на Земле первые люди? География населения в структуре общественной географии. Французская научная школа «географии человека» (ВидальделаБланш). Гипотезы появления человека. Восточная Африка — предполагаемая родина человечества. Расселение людей по планете Земля.
Как узнать точную численность людей? Динамика численности населения мира по регионам. Оценка численности населения: переписи, прогнозы. У. Петти— изобретатель «политической арифметики» (статистики). Особенности переписей в более развитых и менее развитых регионах.
Переписи в РФ. Страны и территории с наибольшей и наименьшей численностью населения.
Какие факторы определяют расселение людей? Закономерности размещения населения мира. Природные и общественные факторы размещения. Районы с высокой и низкой плотностью населения (по регионам мира).
Почему люди переезжают из одной страны в другую? Миграции. Экономические и политические причины миграций (экономические мигранты, экологические и политические беженцы). Динамика роста миграционных потоков и их влияние на экономику, политику, общественную жизнь в странах-донорах и странах-реципиентах.
Какие показатели используют для оценки количества и качества населения? Демографические показатели: абсолютные и относительные. Эмиграция и иммиграция, механический и естественный прирост. Демографические показатели стран различных социально-экономических типов (оценка уровня развития страны через систему демографических показателей). Взаимосвязь демографических показателей, уровня и социально-экономического типа развития страны. Страны (территории) с максимальной и минимальной численностью населения. Демографические прогнозы. Демографические пирамиды: источники информации, правила построения. Взаимосвязь формы демографической пирамиды и уровня социально-экономического развития страны.
Как изменялась численность населения по регионам мира? Динамика численности населения мира по регионам и типам стран. Демографический взрыв в развивающихся странах. Демографические проблемы менее развитых и более развитых стран.
Грозит ли Земле перенаселение? Модели динамики численности населения мира (гипотеза Т. Мальтуса, теория демографического перехода Ф. Ноутстайна). Прогнозы численности населения.
Как государство может регулировать число своих граждан? Демографическая политика в экономически развитых и развивающихся странах. Особенности демографической политики в Китае, Западной Европе, России и Индии.
ТЕМА 2. КУЛЬТУРНЫЕ РАЙОНЫ МИРА (16 ч)
Что такое культура и из каких элементов она состоит? Элементы культуры: ментифакты, социофакты, артефакты. Индикаторы культуры: стереотипы поведения, язык, религия, особенности хозяйственной деятельности.
Где и как формируются этносы как главные носители культуры? Расы и этносы. Этносы как носители культуры. Теория этногенеза JI. Н. Гумилева. Где и почему возникают этносы? Фазы этногенеза. Зоны пассионарных толчков. Этнический состав населения мира. Титульные нации, национальные меньшинства и этническая дискриминация.
Как формируются языки и как они влияют на образование этносов и государств? Язык — важнейшее связующее звено культуры. Территориальные различия в языках. Наиболее распространенные языки мира. Государственные языки. Национальные языки. Обособленные языки. Билингвизм. Языковые семьи и группы. Изменения в языках (качественные и вызванные внешними контактами). Жаргоны.
Как религии влияют на культуру регионов мира? География религий мира. Монотеистические и политеистические религии. Местные традиционные верования. Национальные и мировые религии: очаги происхождения и современного распространения. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Исламская экономика. Карьера — туризм. Религиозные конфликты.
Какие историко-культурные районы выделяют в мире? Историко-культурные районы мира, причины формирования территориальных различий в культуре. Этнографическая концепция хозяйственно-культурного районирования мира. Историко-культурные районы мира. Ж. Реклю об особенностях геоисторического подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)
Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...
Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)
Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...
Содержание учебного предмета.География 9 класс
Содержание учебного предмета География9 класс №Содержание предметаКол-во часов1Политическая карта Евразии12Европа. Западная Европа63Южная Европа54Северная Европа35Восточная...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
5 класс. Рабочая программа предмета География. Введение в географию.
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Программ основного общего образовани...
Программа предмета "География" для 5-9 классов.
Программа предмета "География" для 5-9 классов общеобразовательных учреждений составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образо...
Рабочая программа предмета "География"
Цели изучения географии в основной школе:1. Формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия сов...