Познавательная мотивация, ее формирование и развитие в образовательном процессе
консультация по географии

Перепечина Людмила Джаватовна

Мотивационный компонент выступает в качестве ведущего в познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная мотивация, ее формирование и развитие в образовательном процессе.

В числе компонентов учебной деятельности, как было отмечено, выделяются:

- мотивационный;

- ориентационный;

- содержательно-операционный;

- ценностно-волевой.

Мотивационный компонент, как видно из приведенной иерархии, выступает в качестве ведущего в познавательной деятельности. В этой связи возникает потребность более предметно рассмотреть явление «познавательная мотивация».

Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.

Структура познавательной мотивации включает следующие характеризующие ее сущностные элементы[4]:

- удовольствие от самой деятельности;

- значимость для личности результата деятельности;

- "мотивирующая" сила вознаграждения за деятельность;

- принуждающее давление на личность, если она не проявляет должных усилий для реализации поставленных целей, в том числе и учебных.

Учебная познавательная мотивация, как система мотивов, подразделяется на:

1. Непосредственно побуждающие мотивы.

2. Перспективно побуждающие мотивы.

3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного, инициативного поиска знания.

Эти мотивы формируются и развиваются в ходе познавательной активной деятельности обучающегося. В решении данной проблемы значима роль субъектов образовательной деятельности (преподавателя и обучающегося); используемых принципов, являющихся руководящим ориентиром для активной учебной деятельности, применяемых методов, способствующих активизации мыслительной деятельности, создаваемых условий, необходимых для повышения эффективности познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....

«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приорите...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"

Методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"...

Формирование правовой культуры участников образовательного процесса (из опыта работы учителя)

Анализ работы уполномоченного по правам участников образовательного процесса для выступления на семинаре правозащитников, проводился по инициативе представителя Уполномоченного по правам человека в Мо...

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современного образовательного учреждения

Толерантная образовательная среда в отдельно взятой группе является основой толерантной образовательной системы образовательного учреждения в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, кул...