К КРАЕЛЮБИЮ ЧЕРЕЗ «ВНЕУРОЧКУ»
статья по географии (9, 10, 11 класс)
В статье кратко изложен опыт по организации внеурочной деятельности старших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_novikova2.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
К КРАЕЛЮБИЮ ЧЕРЕЗ «ВНЕУРОЧКУ»
Познанию окружающей природной и социальной среды поможет краелюбие так неоднократно говорил прекрасный кузбасский учитель и методист, уникальный краевед, Леонид Иосифович Соловьев.
Познать родной край через путешествия, увидеть и найти решение проблем в отношениях человека природы – вот какие задачи ставились при основании юношеского экологического объединения (ЮнЭкО) в далёком 1995 году. Деятельность ЮнЭкО основывается на погружении школьников в такую образовательную среду, при которой ряд конкретных проблем родного края ребята увидели бы сами и сами же участвовали бы в их решении.
Эти условия педагог создаёт через проекты, главные мероприятия которых – исследовательские путешествия и экскурсии на природные или хозяйственные участки родного края. Объектом внимания юных экологов становятся река, берег, лес, население отдалённого села, плотина, промышленное предприятие, фермерское хозяйство…
Формирование краелюбия у подростков опирается на провозглашенный экологами мирового сообщества лозунг - «мыслить глобально, действовать локально». Школьники ведут исследования природы, изучают черты вмешательства в неё человека, вскрывают локальные экологические, социальные проблемы и участвуют в их решении. Результатом такой работы становится естественной чистоты берег, адресная помощь ветеранам и сельским школьникам, утилизированный мусор, высаженные деревья, проект закона, способный улучшить труд фермера, научная работа по оценке целесообразности плотины на реке, проекты по корректировке санитарно-защитных зон и по водоснабжению городов водой чистой таёжной реки, а также многие другие полезные дела и нужные обществу исследования.
В ходе работы над проектами подростки реализуют себя через различные социальные роли, такие как: учёный, эксперт, руководитель группы волонтёров, фотограф, журналист, бухгалтер, PR-менеджер, повар, проводник тургруппы, инспектор по охране природы и т.д. Это, безусловно, содействует выбору будущей профессии, формирует умения интеллектуального труда, развивает лидерские качества, коммуникативные, житейские навыки и также социализирует личность.
Летом 2018 года вместе с чиновниками, учёными и экологами наше экологическое объединение участвовало в разработке стратегии социально-экономического развития «Кузбасс 2035». Несомненно, через подобную деятельность в подростках формируется опыт самостоятельного общественного действия, чувство ответственности за будущее родного края, что также способствует краелюбию.
За многие годы участниками наших проектов стало около тысячи школьников. В отличие от традиционной учёбы, где критерием достижения образования является экзаменационная оценка, результат работы объединения – социализация детей. Однако успешность педагогической работы подтверждается и традиционными результатами. В этой связи одно из направлений деятельности объединения - участие в научно-исследовательских мероприятиях, в конкурсах социальных проектов, итог которых более ста индивидуальных и около тридцати коллективных побед в международных, российских, областных конкурсах и форумах, а также десятки награждённых муниципальными стипендиями, медалями «Надежда Кузбасса», дипломами губернатора «Достижения юных», премиями Президента РФ по поддержке талантливой молодёжи.
Обобщение накопленного опыта работы показывает, что привлечение школьников к волонтёрской работе, внеурочная деятельность в сфере экологии и краеведения даёт ученикам массу знаний и компетентностей, способствует выявлению одарённости, профориентации, становлению социально активных граждан, любящих свой край, способных решать стоящие перед Кузбассом разнообразные социальные и экологические проблемы.
О. Л. Новиков учитель географии, руководитель ЮнЭкО при МБОУ «Лицей№62», заслуженный учитель РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижения учащихся (внеурочка)
Аттестация...
Внеклассное мероприятие по биологии «Лекарственные растения в жизни человека и животных» (внеурочка)
Я веду внеурочку по курсу "Лекарственные растения". Проводя внеклассное мероприятие по теме «Лекарственные растения в жизни человека и животных», изучали лекарственные свойства тех растений, ко...
Рабочая программа по внеурочке
Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...
Внеурочка "Мин уонна Тенулу Эбэм"
Аан дойду алааскыттан саҕаланарноруот муудараһа Төрөөбүт төрүт буор, төрөөбүт Ийэ дойду киһиэхэ күндү, кэрэ. Т...
планирование внеурочка "Гандбол"
Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....
планирование внеурочка "Гандбол"
Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....
внеурочка по математике
внеурочка по математике 5 класс...