Рабочая программа курса экология 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Разработка курса внеурочной деятельности по экологии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курс по экологии 5 класс29.31 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

Природа как совокупность естественных условий существования человеческого общества. Необходимость изучения природы, ее компонентов, явлений, взаимосвязей и законов.

Тема 1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРИРОДЫ

Из чего состоит природа. Неживые компоненты природы: литосфера, гидросфера и атмосфера. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, человек, микроорганизмы.

Тема 2. ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ

Вода – особый вид ресурсов. Ее свойства. Круговорот воды. Реки и озера в Кемеровской области. Влияние Томи на природные условия в Кемеровской области. Жизнь в воде. Вода и растения. Природные условия поймы Томи. Животный мир поймы. Природные взаимосвязи. Роль водных систем Томи в сохранении природного разнообразия.

Тема 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ ЧЕЛОВЕКОМ. ЗАЩИТА ВОДЫ И ЖИЗНИ В НЕЙ.

Пресная вода на нашей планете. Водопотребление. Вода в доме. Чистая вода – основа здоровья и красоты. Загрязнение воды бытовыми отходами.

Использование воды в промышленности. Загрязнение воды промышленными отходами. Нефть и вода. Определение загрязнения воды по внешним показателям.

Очистка воды в природе. Как очищает воду человек. Получение питьевой воды. Как помочь воде? Способы правильного использования воды в быту.

Использование реки. Влияние судоходства на состояние рек. Электростанции на реках. Плотины и водохранилища. Их влияние на состояние окружающей природы. Путь рыбы через препятствия. Рыбозащитные устройства. Защита водных угодий.

Тема 4. ВОЗДУХ И ЕГО РОЛЬ В ПРИРОДЕ

Что такое воздух. Основные составляющие воздуха. Роль кислорода. Как влияет пар на свойства воздуха. Движение воздуха. Причины движения. Как ветер помогает круговороту веществ.

Дыхание, как процесс потребления организмами кислорода и выделения углекислого газа. Как воздух помогает растениям. Влияние растений на качество воздуха.

Тема 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗДУХА ЧЕЛОВЕКОМ. ЗАЩИТА ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Воздух и жизнь. Чистый воздух. Использование воздуха в промышленности и транспорте. Загрязнение воздуха. Определение загрязнения воздуха. Роль леса в воспроизводстве и очистке воздуха. Защита воздуха от загрязнения.

Ветер на службе у человека. Ветряные электростанции.

Тема 6. ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА ПЛАНЕТЫ. ПОЧВА, ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ

Твердая поверхность планеты. Какой она бывает. Рельеф поверхности. Состав почвы. Взаимодействие почвы, воды, воздуха и растений. Образование почвы. Почва и ее обитатели. Роль почвы в природе.

Тема 7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЧВЫ ЧЕЛОВЕКОМ. ЗАЩИТА ПОЧВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Использование почвы человеком. Сельское хозяйство и его влияние на почву. Градостроительство и его влияние на состояние почвы. Загрязнение почвы промышленными отходами и нефтепродуктами. Определение загрязнения почвы. Защита почв от загрязнения.

Тема 8. ЖИВАЯ ПРИРОДА

Что такое живой организм. Многообразие живых организмов на Земле (растения, грибы, животные, человек, микроорганизмы). Условия жизни: свет, тепло, воздух, вода, пища. Пищевые цепи. Переработка отходов жизни. Роль растений в создании жизненной продукции. Роль микроорганизмов в создании условий для жизни. Образование природных систем. Защита природных систем.

Тема 9. ПРИРОДА – ИСТОЧНИК ДУХОВНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

Воздействие природы на чувство человека. Природа – вдохновитель творчества поэтов, художников, музыкантов. Роль природы в умственном развитии человека. Необходимость изучения природных закономерностей. Науки, изучающие природу. Чему учит природа.

Тема 10. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

Красота камня. Минералы. Изготовление моделей природных ландшафтов из камней. Совершенство живой природы. Разнообразие цвета и формы. Искусство составления букета. Использование природных форм и материалов для украшения домов и земельных участков. Изготовление поделок из природных материалов.

Основные формы и виды деятельности: игра, соревнование, экскурсия, лекции, конкурсы, проекты.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название тем курса

Количество часов

1

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРИРОДЫ (3 часа)

2

Из чего состоит природа

1

3

Неживые компоненты природы

1

4

Живые компоненты природы

1

Тема 2. ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ (4 часа)

5

Вода – особый вид ресурсов

1

6

Влияние реки Томи на природные условия в Кемеровской области

1

7

Жизнь в воде

1

8

Роль водных систем Томи в сохранении природного разнообразия

1

Тема 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ ЧЕЛОВЕКОМ. ЗАЩИТА ВОДЫ И ЖИЗНИ В НЕЙ (6 часов)

9

Пресная вода на нашей планете

1

10

Загрязнение воды бытовыми отходами

1

11

Использование воды в промышленности

1

12

Очистка воды в природе

1

13

Использование реки

1

14

Защита водных угодий

1

Тема 4. ВОЗДУХ И ЕГО РОЛЬ В ПРИРОДЕ (3 часа)

15

Что такое воздух

1

16

Движение воздуха

1

17

Дыхание, как процесс потребления организмами кислорода и выделения углекислого газа

1

Тема 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗДУХА ЧЕЛОВЕКОМ. ЗАЩИТА ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ (3 часа)

18

Воздух и жизнь

1

19

Загрязнение воздуха

1

20

Ветер на службе человека

1

Тема 6. ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА ПЛАНЕТЫ. ПОЧВА, ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ (3 часа)

21

Твердая поверхность планеты

1

22

Взаимодействие земли, воды, воздуха и растений

1

23

Почва и ее обитатели

1

Тема 7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЧВЫ ЧЕЛОВЕКОМ. ЗАЩИТА ПОЧВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ (2 часа)

24

Использование почвы человеком

1

25

Градостроительство и его влияние на состояние почвы

1

Тема 8. ЖИВАЯ ПРИРОДА (3 часа)

26

Что такое живой организм

1

27

Переработка отходов жизни

1

28

Образование природных систем

1

Тема 9. ПРИРОДА – ИСТОЧНИК ДУХОВНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА (2 часа)

29

Воздействие природы на чувства человека

1

30

Необходимость изучения природных закономерностей

1

Тема 10. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА (6 часов)

31

Красота камня

1

32

Разнообразие цвета и формы

1

2

33

Использование природных форм и материалов для украшения домов и земельных участков

1

3

34

Изготовление поделок из природных материалов

1

35

Искусство составления букетов

2

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии 8 класс (элективный курс)

Данный материал включает в себя полностью разработанную рабочую программу по экологии человека....

Рабочая программа курса 10 класса "Методы решения задач по химии"

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов ...

Рабочая программа курса 11 класса "Направление химических реакций"

Одной из целей естественнонаучного образования является формирование систематического подхода к рассмотрению химических процессов. Для учащихся, выбравших данное направление недостаточно простой конст...

Рабочая программа кружка экологии по курсу «Организм и среда»

Рабочая программа предназначена для организации экологического образования школьников общеобразовательных школ. Основное внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии. В курсе предлагается рассмотрет...

Рабочая программа курса 8 класса Практикум по решению задач

Рабочая программа курса 8 класса  Практикум по решению задач...