Курс "За страницами учебника географии" 6класс
элективный курс по географии ( класс) на тему
Данный курс предназначен для внеурочной деятельности учащихся 6 классов. Цель курса: обобщить и систематизировать знания по основам географического образования учащихся. Данный курс формирует у учащихся систему знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_6klass._za_stranitsami_uchebnika_geografii.docx | 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «За страницами учебника географии»
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2008 г.
- авторская программа по географии. 6-10 классы \ Под редакцией О.А. Климановой, авт. Сост. Т.К. Торопова, И.В. Кривоногова. Волгоград: Учитель, 2012.
Используемый УМК для учителя
- География. Землеведение. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений\ О.А. Климанова и др.; под ред. О.А.Климановой.- М.: Дрофа, 2011 .
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2013
- География. Землеведение. 6 класс: атлас.- М.: ДИК, Дрофа, 2011
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю)
Цель курса:обобщить и систематизировать знания по основам географического образования учащихся.
Задачи:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Общая характеристика
Данный курс формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Особенности организации образовательного процесса.
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум. В завершение каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
Усвоение материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых и самостоятельной работой учащихся.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью деятельности: письменные работы.
Применяются варианты индивидуального и группового способа обучения.
Материально – техническое обеспечение
Литература
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2013.
Атлас мира. – М.: Астрель: АСТ, 2009.
География в таблицах. 6-10 класс: Справочное пособие/ авт.- сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова.- М: Дрофа, 2010.
Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. 6 класс: учебник/ О.В.Крылова. – М.: Просвещение, 2010
Пятунин В.Б. Тестовые задания по географии. 6-10 классы / В.Б.Пятунин, Ю.А.Симагин – М.: Просвещение, 2009
Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2010.
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.
Губарев В.К. – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2011.
Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 2013.
Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2013.
География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины / авт.-сост. Н.Н.Зинченко, Л.А.Звонцова. – Волгоград: Учитель, 2011
Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии 6-10 классы: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 2013.
Мультимедийные обучающие программы:
ТСО:
Компьютер
Проектор,
Принтер
Мультимедийная обучающая программа: География 6 класс.
Интернет ресурсы:
http://www.Kremlin.ru/- официальный веб-сайт Президента РФ
http://www.mon.gov.ru/ - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru/- федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru/- российский общеобразовательный Портал
www.geo.ru
Интерактивная доска
Коллекции минералов и горных пород
Карты по темам
Карта полушарий
Политическая карта мира
Физическая карта мира
Политико-административная карта РФ.
Физическая карта РФ.
Тектоника и минеральные ресурсы.
Климатическая карта.
Карта растительности.
Экологическая карта.
Содержание программы
Раздел. Земля во Вселенной. Путешественники
Глобус. План местности .Географическая карта.
Практические работы:
- Определение направлений на местности направлений, азимутов, расстояний;
- Чтение планов местности;
- Определение географических координат.
Раздел. Природа Земли и человек
Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли.
Практические работы:
- Обозначение на карте объектов рельефа;
- Описание форм рельефа;
Гидросфера - кровеносная система Земли
Практические работы:
- Составление характеристики реки
Атмосфера и климаты Земли
Практические работы:
- Наблюдение за погодой и обработка данных.
Раздел. Географическая оболочка - среда жизни
Географическая оболочка и ее закономерности
Население Земли
Природа и человек
Итоговое тестирование
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
Уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- определять на плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно-тематический план по географии в 6 классе
№ раздела | Наименование разделов | количество часов | Практические работы |
Введение. | 2 | ||
1 | План местности и географическая карта | 7 | №1. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний №2.Чтение плана местности. №3.Определение географических координат. |
2. | Природа Земли. | 22 | №4.Обозначение на к/карте объектов рельефа №5. Описание форм рельефа №6. Составление характеристики реки №7. Наблюдение за погодой и обработка собранных данных. |
3. | Население Земли | 2 | |
4 | Влияние природы на здоровье людей | 1 | |
5 | Итоговое тестирование | 1 | |
ИТОГО | 35 | 9 |
Формы контроля:
- Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, решение задач, практические работы, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
- Итоговый контроль в форме выполнения итогового контрольного теста.
Методы контроля:
Письменный контроль, самостоятельная работа, практическая работа, тест,
нетрадиционные виды контроля: кроссворды, головоломки, ребусы, шарады, викторины.
Критерии оценки учебной деятельности курса:
Выполнение более 50% работы – зачет.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
Любимые страницы учебника
Учащимся было предложено нарисовать иллюстрацию к материалу из учебника на выбор: мультфильму, любому рассказу, стихотворению и т.д., но с одним условием - рисунок на физическую тему!...
"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.
Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....
Образовательная программа дополнительного образования детей "За страницами учебника математики" (9 класс)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙестественно - научной направленности«За страницами учебника математики»Срок реализации: 1 год.Возраст обучающихс...
" По страницам учебника "Алгебра - 7" 1 часть
Презентация позволит в интересной , занимательной форме закрепить основные знания, умения и навыки обучающихся по курсу алгебры 7 класса....
"По страницам учебника "Алгебра-7" 2часть
Данная презентация позволит с помощью интересных и познавательных заданий закрепить или повторить несколько тем из курса "Алгебра" 7 класс....
Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"
Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает тематическое планирование и материал для контроля знаний по каждой теме....