«Географическое положение и природа Северо – Западного региона»
план-конспект урока по географии (9 класс)

Яскилка Елена Петровна

Методическая разработка урока географии

 

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egp_i_priroda_severo-zapada.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

9 класс

                                                                                                    Учитель: Яскилка Е. П., 

                                                                                                 учитель географии

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

«Географическое положение и природа Северо – Западного региона»

- организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению характеристики  географического положения и основных черт природы Северо-Западного региона;

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Урок повторения и обобщения

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый,  рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

  1. Учебник: География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс: / Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова; под общ. ред. В. П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Предметные:

- знать и объяснять общие характеристики Северо  – Западного региона;

- определять особенности географического положения Северо – Западного региона;

- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

 

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

 

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:         

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Почему Северо-Западный район можно назвать «окном в Европу»?

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Тема урока: «Географическое положение и природа Северо – Западного района».

Вспомните план изучения района?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель?

Цель: изучить географическое положение и основные черты природы Северо – Западного региона.

Как мы можем это сделать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

1. Используя атлас назвать и показать, какие области входят в состав Северо-Западного экономического района?

2. Что вы можете сказать о площади этого района?

3. Используя карты атласа, определите ЭГП района

План характеристики ЭГП района

  1. Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). Число и название пограничных государств.
  2. Экономическое окружение (соседние районы).
  3. Приморское или внутриконтинентальное положение. Наличие выхода к морям и океанам. Названия морей, условия навигации.
  4. Положение относительно крупнейших топливно-энергетических и сырьевых баз страны.
  5. Положение по отношению к транспортным магистралям (морским, речным, сухопутным).
  6. Изменение ЭГП района.
  7. Выводы о возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.

Площадь -196,5 тыс..км2 - 1,1% от площади России.

Природные условия и ресурсы северо –западного района.

  1. Каков рельеф Центрального района?
  2.  Каков климат района, внутренние воды?
  3.  В каких природных зонах расположен район?
  4.  Назовите топливные ресурсы Центра. 
  5. Особенности агроклиматических ресурсов?

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Ответы обучающихся 

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

1. Определите ресурсную базу экономики Северо-запада. Скажите, а достаточно ли здесь природных ресурсов?        

2. Определить месторождения полезных ископаемых.  (горючие сланцы  Сланцы,  фосфориты- Кингисепп,  бокситы- Бокситогорск (Тихвинское),  янтарь - Балтийск, Калининградская обл.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Сравнение ЭГП и двух столиц:

Москвы и Санкт-Петербурга” по плану:

  1. Географическое положение.
  2. Положение окраинное, центральное.
  3. Положение приморское, сухопутное.
  4. Транспортное положение.
  5. Положение на реке.
  6. Планировка города.
  7. Год основания и кем основан.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

П. 32, работа по карте

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока).

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Москва

Санкт-Петербург

1. Расположена в центре европейской части России.

1. Находится на северо-западе европейской части России.

2. Центральное положение.

2. Центральное положение.

3. Сухопутное положение.

3. Приморское положении, на берегу Финского залива.

4. Крупнейший транспортный узел от города расходятся много автомобильных и железных дорог, авиалинии.

4. Крупнейший транспортный узел, от города расходятся веером автомобильные и железнодорожные магистрали. Это город порт.

5. Находится на реке Москве. Через реки и каналы (им. Москвы, Волго-Донской, Волго-балтийский и Беломоро-Балтийский) имеет выход в 5 морей: Азовское, Черное, Каспийское, Белое, Балтийское.

5. Находится в устье реки Невы. Через судоходную Неву и Волго-Балтийский канал имеет выход в Белое море, в Волгу.

6. Радиально-кольцевая.

6. Радиально-дуговая.

7. Год основания 1147г. – Юрий Долгорукий.

7. Год основания 1703г. Петр 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Географическое положение и природа Омской области"

Работа выполнена в виде игры "Кто хочет стать миллионером". Отвечая на вопросы, надо набирать "знаки". Интересно проходит с учащимися 8 класса при обобщении знаний о своей территории. Используя данный...

Урок "Уральские горы: географическое положение и природа"

Урок изучения нового материала с использованием технологии критического мышления....

«Урал: географическое положение и природа».

сформировать целостную систему знаний об особенностях природы Урала, своеобразии природного района; раскрыть закономерности размещения полезных ископаемых и взаимосвязей природных компонентов...

разработка урока на тему: "Географическое положение и природа Австралии. "

Изучение географического положения и природы Австралии....

Тема урока: «Природа, экономико-географическое положение, хозяйство Европейского Севера» (Урок с элементами модульной технологии)

Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока  начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате...

Урок по географии в 9 классе "Природная специфика Северо-Западного региона"

Природа и ресурсы Северо-Западного экономического района....

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...