«Внутренние воды Евразии»
методическая разработка по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Цель урока: сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии через знакомство с крупнейшими реками, озерами материка, их значением в хозяйственной деятельности человека на основе анализа карт атласа в процессе групповой работы по карточкам с привлечением дополнительного материала.
Задачи:
- Учащиеся знакомятся с крупными реками и озерами Евразии во время групповой работы с картами атласа на основе типового плана характеристики реки и озера с использованием дополнительных материалов и видеосюжета.
- Учащиеся определяют особенности распределения крупнейших рек на основе анализа текстового, картографического материала с опорой на ранее полученные знания.
- Учащиеся развивают умения выявлять причинно-следственные связи между рельефом, климатом и внутренними водами материка.
- Учащиеся развивают умения самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою учебную деятельность, выявлять главное при работе с текстом и подводить итоги выполненной работы в устной и письменной форме.
- Учащиеся формируют ценностное отношение к значимости и необходимости охраны внутренних вод материка.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок – путешествие)
Методы обучения:
1) по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий).
2) по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый с элементами исследования, эвристическая беседа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.
Учебное пособие: Коринская, В.А. География материков и океанов. 7кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений / В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. – М. : Дрофа, 2012.- 319с.,ил., карт.
Оборудование: инструктивные карточки, раздаточный материал, компьютерная презентация, физическая карта Евразии, атлас по географии для 7 класса, к/к
Ход урока:
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Методические комментарии |
1. Организационный момент | Приветствие. Учет посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку. | Реализация функциональных возможностей дежурных. Готовность класса к работе. | Создание положительного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе. |
2. Актуализация опорных знаний. | Загадывает загадки: 1)Течет, течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит.(Река) 2)Стоит корыто, полно воды налито (озеро) 3) Спрятано подо мхом – ни пройти пешком, ни проехать верхом? (болото) Просит вспомнить, к группе каких природных объектов относится реки, озера, болота? Просит назвать объекты, относящиеся к этой группе. Просит учащихся определить тему урока «Внутренние воды Евразии». | Отгадывают загадки Вспоминают и называют группу природных объектов – внутренние воды. Отвечают на вопрос, называя реки, озера, подземные воды, болота, ледники. Объявляют самостоятельно тему урока. Записывают в тетрадь, соблюдая орфографический режим. | Происходит активное включение учащихся в работу. Актуализируются знания. Используют знания алгоритма изучения природы материка. |
3. Изучение нового материала. | Предлагает начать путешествие по материку и познакомиться с внутренними водами Евразии. Наш маршрут пройдет по Европе и Азии и каждая наша станция будет посвящена одному из объектов внутренних вод. Раздает каждой команде маршрут (Приложение ). Проводит инструктаж. | Получают индивидуальный маршрут, справочный материал. | |
3.1. Станция « Реки» | Объявляет станцию «Реки». Просит вспомнить факторы, влияющие на размещение рек по материку. Проводит учебное исследование рек, рассказывает о них. Просит найти задание группе на станции. Предлагает охарактеризовать реку с использованием плана характеристики (Приложение в учебном пособии, стр. 312). | Отвечают на вопросы, называя климат и рельеф. Подписывают реки на к/к. В ходе групповой работы за 5 минут на основе анализа карт атласа, учебника составляют описание одной-двух рек Евразии. Представители команды рассказывают о своей реке. Другие команды слушают. | Формирование аналитических умений доказывать свои предположения на основе использования точной информации с целью постановки задач на урок и выполнения заданий для изучения нового материала. Развивают умения составлять краткий конспект в форме таблицы по теме, докладывать о результатах работы. |
Показывает иллюстрации главных рек Евразии в презентации. | Просматривают презентацию. | Развитие познавательного интереса к предмету через знание географической карты. Снятие интеллектуального напряжения. | |
3.2.Станция «Озера» | Объявляет станцию «Озера» Просит ответить на вопросы: -В какой части материка особенно велика численность озер? -Какие озера бывают по происхождение, свойствам воды? Предлагает с использованием инструктивных карточек охарактеризовать другие озера. -Предлагает заслушать сообщение об озере Балхаш -Предлагает просмотреть видеофрагмент «Байкал». | Отвечают на вопросы, называя часть материка с наибольшей численностью озер и рассказывают о происхождении озерных котловин. В ходе групповой работы на основе анализа карт атласа, статистических данных составляют описание озер Евразии. Рассказывают и показывают по карте. Выступает учащийся с сообщением Просматривают видеосюжет | Формируют умения самостоятельно давать характеристику водным объектам (озеру), осваивать приемы работы с картой, усвоить географическую номенклатуру. Участвуют в эвристической беседе, актуализируют свои знания об озерах, могут дополнить к сюжету ранее полученные знания. |
Станция 3.3. «Современное оледенение» Станция 3.4. «Многолетняя мерзлота». | Просит ответить на вопросы: -Что называют ледником -Какие ледники бывают? -Как образуются ледники? Рассказывает о современном оледенении. Рассказывает о многолетней мерзлоте. | Отвечают на вопросы, дают определение понятию «ледник», вспоминают виды ледников и причины их формирования Слушают, вносят предположения о формировании многолетней мерзлоты и современного оледенения | Участвуют в эвристической беседе, актуализируют свои знания о современном оледенении и многолетней мерзлоте |
Станция 3.5. «Наш дом» | Предлагает ответить на вопрос: -Чем представлены внутренние воды нашей местности? -К бассейну какого океана принадлежит Каменная Осмонька? Рассказывает о последствиях неразумного поведения человека с водными объектами. Предлагает ответить на вопрос: -Что вы можете сделать для защиты водных объектов нашей местности? | Отвечают на вопрос учителя. Слушают, вносят предположения о способах защиты от загрязнения рек и озер. Отвечают на вопрос учителя. | Применяют ранее полученные знания, демонстрируют свой жизненный опыт. |
Закрепление. | «Верите ли вы, что …» - диктант | Отвечают на вопросы (да, нет), проводят сразу взаимопроверку. | Одна из форм быстрой проверки полученных знаний, где нужно быть внимательным и четко фиксировать свой ответ, после чего быстро проверить и увидеть результат. |
Рефлексия. | Просит оценить свою работу на уроке и заполнить карточки оценки | Оценивают свою работу на уроке. | Помогает увидеть результаты своей работы на уроке всеми учащимися, подвести итог, провести самооценку. |
Д/з | Предлагает задания для выполнения, на доске. Параграф 63, к/к – реки и озера Евразии. | Записывают д/з в дневник |
Приложения
Индивидуальный маршрут путешествия по Евразии №1.
Фамилия, имя__________________________________________________________
Станция «Река»
Задание №1: Обозначить на к/к крупнейшие реки
Задание 2. Практическая работа «Составление характеристики реки»
Используя план, дать описание реки. 312с. (устно)
1-реки бассейна Тихого океана (Янцзы)
Станция «Озеро»:
Задание 1. Опишите озеро Байкал по плану
ПЛАН
1.Определите местоположение озера.
2.Происхождение озерной котловины
3.Площадь
4.Максимальная глубина
5.Пресное или соленое
6.Сточное или бессточное
7.Уникальность озера
Крупнейшие озера Евразии.
Название | Площадь, тыс.км2 | Наибольшая глубина, м |
Каспийское | 386 | 1025 |
Аральское | 36,5 | 61 |
Байкал | 31,5 | 1642 |
Балхаш | 22-17 | 26 |
Ладожское | 17,7 | 230 |
Онежское | 9,7 | 127 |
Иссык-Куль | 6,2 | 668 |
Таймыр | 4,6 | 26 |
Крупнейшие озера России
озера | Площадь, тыс.км2 | Наибольшая глубина, м | Впадающие реки | Вытекающие реки |
Каспийское | 376 | 1025 | Волга, Урал, Терек | - |
Байкал | 31,5 | 1642 | Селенга | Ангара |
Ладожское | 17,7 | 230 | Свирь, Волхов | Нева |
Онежское | 9,7 | 127 | Сунна, Шуя | Свирь |
Таймыр | 4,6 | 26 | Таймыра | Таймыра |
Ханка | 4,2 | 10 | Лефу, Синтуха | Сунгача |
Чудское | 3,5 | 15 | Великая, Жельча | Нарва |
Чаны | 3,6 | 12 | Каргат | - |
Ильмень | 2,1 | 10 | Мста, Ловать, Шелонь | Волхов |
Диктант «Верите ли Вы, что …» -
- Реки, озера, болота, ледники – это воды суши?
- Горные ледники дают начало многочисленным рекам?
- Янцзы – самая длинная река Евразии?
- Котловины озер Евразии имеют только тектоническое происхождение?
- Енисей – самая крупная река внутреннего стока?
- Тип питания и режим рек зависит от климатических условий, а характер течения – от рельефа территории, по которой течет река?
- Самое большое озеро Евразии – Байкал?
- Волга – самая длинна река Европы?
- Реки, впадающие в Тихий океан, разливаются весной?
- Многолетняя мерзлота - результат холодных и малоснежных зим ?
Ответы:
1 – 6 -
2 – 7 - ОЦЕНКА ЗА УРОК !
3 – 8 -
4 – 9 -
5 - 10 -
Индивидуальный маршрут путешествия по Евразии №2.
Фамилия, имя_________________________________________________________
Станция «Река»
Задание №1: Обозначить на к/к крупнейшие реки
Задание 2. Практическая работа «Составление характеристики реки»
Используя план, дать описание реки. 312с. (устно)
1-реки бассейна Северного Ледовитого океана (Обь)
Станция «Озеро»:
Задание 1. Опишите Каспийское озеро по плану
ПЛАН
1.Определите местоположение озера.
2.Происхождение озерной котловины
3.Площадь
4.Максимальная глубина
5.Пресное или соленое
6.Сточное или бессточное
7.Уникальность озера
Крупнейшие озера Евразии.
Название | Площадь, тыс.км2 | Наибольшая глубина, м |
Каспийское | 386 | 1025 |
Аральское | 36,5 | 61 |
Байкал | 31,5 | 1642 |
Балхаш | 22-17 | 26 |
Ладожское | 17,7 | 230 |
Онежское | 9,7 | 127 |
Иссык-Куль | 6,2 | 668 |
Таймыр | 4,6 | 26 |
Крупнейшие озера России
озера | Площадь, тыс.км2 | Наибольшая глубина, м | Впадающие реки | Вытекающие реки |
Каспийское | 376 | 1025 | Волга, Урал, Терек | - |
Байкал | 31,5 | 1642 | Селенга | Ангара |
Ладожское | 17,7 | 230 | Свирь, Волхов | Нева |
Онежское | 9,7 | 127 | Сунна, Шуя | Свирь |
Таймыр | 4,6 | 26 | Таймыра | Таймыра |
Ханка | 4,2 | 10 | Лефу, Синтуха | Сунгача |
Чудское | 3,5 | 15 | Великая, Жельча | Нарва |
Чаны | 3,6 | 12 | Каргат | - |
Ильмень | 2,1 | 10 | Мста, Ловать, Шелонь | Волхов |
Диктант «Верите ли Вы, что …» -
- Реки, озера, болота, ледники – это воды суши?
- Горные ледники дают начало многочисленным рекам?
- Янцзы – самая длинная река Евразии?
- Котловины озер Евразии имеют только тектоническое происхождение?
- Енисей – самая крупная река внутреннего стока?
- Тип питания и режим рек зависит от климатических условий, а характер течения – от рельефа территории, по которой течет река?
- Самое большое озеро Евразии – Байкал?
- Волга – самая длинна река Европы?
- Реки, впадающие в Тихий океан, разливаются весной?
- Многолетняя мерзлота - результат холодных и малоснежных зим ?
Ответы:
1 – 6 -
2 – 7 - ОЦЕНКА ЗА УРОК!
3 – 8 -
4 – 9 -
5 - 10 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 7 классе "Внутренние воды Евразии"
Урок формирует представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. знакомит с крупнейшими реками, озерами, болотами материка, а так же с современным оледен...
проверочная работа по теме "Внутренние воды Евразии"
задания на соответствие....
Конспект урока географии 7 класс. "Климат и внутренние воды Евразии"
Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» 7 класс...
Внутренние воды Евразии
Дунай - вторая по длине река в Европе....
Внутренние воды Евразии
Тест, выполненные к уроку в PowerPoint. Содержит фотографии и охватывает почти весь параграф по учебнику В.А.Коринской и др. "География материков и океанов" для 7 класса...
План открытого урока по географии в 7 классе на тему "Внутренние воды Евразии".
План урока составлен по всем методическим правилам ,которые предъявляяются к работам такого вида. Данная разработка приближена по своему содержанию к новым стандартам ФГОС и носит деятельностный...
Презентация по географии 7 класс "Внутренние воды Евразии"
Данная презентация является хорошей иллюстрацией к уроку географии в 7 классе по теме "Внутренние воды Евразии"....