Использование ИКТ на уроках географии
статья по географии

Логинова Татьяна Вячеславна

В статье рассматриваются два направления использования ИКТ на уроках географии. Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам  в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся репродуктивным характером образовательного процесса.  Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения  по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_geografii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логинова  Т. В.

Использование ИКТ на уроках географии.

В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения:

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам  в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.
          Уроки географии и истории с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют   еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных  практических целей
  • овладение современными информационнo-коммуникационными технологиями  (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Три  основные формы работы с ИКТ на уроках  географии:

1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.

2. Во-вторых, это применение ИКТ  для организации  самостоятельной работы  учащихся  по географии вне  школьных  занятий.

 3. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными  средствами обучения.

К наиболее часто используемым элементам   ИКТ в учебном процессе относятся: 

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты.
  • дистанционное обучение

           Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам.  Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.  Интересны различные  энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в  таких  учебниках можно найти то, что действительно нужно  в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки  с ИКТ.
        В зависимости от дидактических целей и специфики курса истории и географии, как учебных  предметов можно выделить такие
виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе  я использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные  при помощи Power Point.
Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты:
изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов.
Эффективность  работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
Урок  закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования   с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого  презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала          
После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Чаще всего в своей практике учитель проводит
уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее.
Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.
Программа разработки презентаций  Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал  для записи учащимся в удобной форме;
2) уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,  
3) уроки-наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать  учащимся подобные работы самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии

В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....

Методы и приемы использования СОТ на уроках географии

Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.     Применение информационных компьютерных технологий н...

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

Использование ЭОР на уроках географии

Применение электронных образовательных ресурсов на уроке географии...

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...