Использование ИКТ на уроках географии
статья по географии
В статье рассматриваются два направления использования ИКТ на уроках географии. Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся репродуктивным характером образовательного процесса. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_na_urokah_geografii.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логинова Т. В.
Использование ИКТ на уроках географии.
В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения:
Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.
Уроки географии и истории с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:
- получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей
- овладение современными информационнo-коммуникационными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Три основные формы работы с ИКТ на уроках географии:
1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.
2. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.
3. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
- интерактивные доски,
- электронные энциклопедии и справочники,
- тренажеры и программы тестирования,
- образовательные ресурсы Интернета,
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
- видео и аудиотехника,
- интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,
- интерактивные конференции и конкурсы,
- материалы для дистанционного обучения,
- научно-исследовательские работы и проекты.
- дистанционное обучение
Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ.
В зависимости от дидактических целей и специфики курса истории и географии, как учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе я использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point.
Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов.
Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала
После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее.
Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.
Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point
1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;
2) уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,
3) уроки-наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках географии
В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....
Методы и приемы использования СОТ на уроках географии
Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий н...
Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии
Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство развития детей....
Использование ЭОР на уроках географии
Применение электронных образовательных ресурсов на уроке географии...
Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"
Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...