Природно-заповедный фонд Украины
план-конспект урока по географии (8 класс)
Целями конспекта урока есть углубление и систематизация экологических знаний и знаний учащихся о природно-заповедном фонде Украины; сформировать умения различать категории природно-заповедного фонда Украины; усовершенствовать практические умения и навыки работы с картой атласа «Природно-заповедный фонд Украины», контурной картой Украины и таблицами; воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_zapovednyy_fond_ukrainy.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Донецкая средняя школа №15
Конспект открытого урока
(8 класс)
«Природно-заповедный фонд Украины»
Подготовила:
Оринская И.В.
Учитель географии
г. Донецк
2014 год
Тема. Природно-заповедный фонд Украины.
Цели: углубить и систематизировать экологические знания и знания учащихся о природно-заповедном фонде Украины; сформировать умения различать категории природно-заповедного фонда Украины; усовершенствовать практические умения и навыки работы с картой атласа «Природно-заповедный фонд Украины», контурной картой Украины и таблицами; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: физическая карта Украины, атлас Украины, Конституция Украины, учебники, контурные карты, ватман.
Тип урока: расширение знаний, умений и навыков.
Структура урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
ІV. Изучение нового материала.
- Развитие заповедного дела в Украине.
- Категории природно-заповедного фонда Украины.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
Рассказ учителя.
Природные ландшафты, сформировавшиеся на территории Украины, благодаря своим оптимально благоприятным для жизни человека условиям получили значительную антропогенную нагрузку. Во время длительной «войны» с природной средой уничтожено много видов растений и животных, вырублены значительные массивы лесов, осушены болота, уничтожены малые реки, подтоплены значительные площади плодородных земель; гигантские территории загрязнены радиоактивными веществами, коммунальными, промышленными и сельскохозяйственными стоками.
Такая деятельность оставила в Украине очень мало не тронутых или малоизмененных участков природных угодий, которые в условиях критического состояния природной среды стали настоящим национальным богатством, золотым фондом Украины. Вот почему вопрос сохранения этих в природном и культурном отношении уголков Украины в тоже время с разработкой научных основ рационального природопользования становится одним из приоритетных направлений современной внутренней политики нашего государства.
ІV. Изучение нового материала.
- Развитие заповедного дела в Украине.
Рассказ учителя.
Одним из главных и эффективных методов охраны окружающей среды является заповедывание. Более чем сто лет назад прошло со времен введения активной формы сохранения и воссоздания не тронутых ландшафтов Украины. Уже на 1 января 1928г. на территории Украины существовало шесть государственных заповедников.
Аскания-Нова (1898г.), Гористое (1919г.), Конча-Заспа (1919 г.), Лесостепной им. Т.Г. Шевченко (1923г.), Приморские заповедники (1927г.), Песчаные заповедники (1927г.).
Общая площадь заповедников тогда составляла 68,5тыс. га, а со строительством независимой Украины природно-заповедный фонд государства увеличился на 767тыс. га – это 523 объекта. Основанием этого процесса является мощная законодательная база: Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины», Закон Украины «Об общегосударственной программе формирования национальной экологической сети на 2000-2005 г.г.». Заповедывание изменяется не только количественно, но и качественно: значительно стали разнообразнее функции природноохранных территорий, сохраняется генофонд живых организмов, возобновляются природные ресурсы, регулируется состояние природной среды, которая используется с рекреационной и исследовательской целью. В состав ПЗФ Украины входят: 15 природных заповедников, 4 биосферных заповедника, 12 национальных парков, 2292 заказника, 22 ботанических сада, 11 зоологических парка, 36 дендрологических парка и 510 парков-памятников садово-паркового искусства, 25 региональных ландшафтных парка, 741 заповедное урочище. В целом общая площадь ПЗФ Украины составляет 3,72 % от общей площади территории гсударства.
- Категории природно-заповедного фонда Украины.
Работа с таблицей в учебнике на с. 238.
К ПЗФ принадлежат природные и биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, ботанические сады, зоологические парки, дендрологические парки и парки-памятники садово-паркового искусства.
Прием «Географический практикум»
Природные заповедники – территории или акватории, которые выделены для сохранения и охраны типичных или уникальных природных комплексов и объектов. Любая хозяйственная деятельность в их приделах запрещена.
Задание. По карте атласа «Природно-заповедный фонд» определите, какие природные заповедники созданы в Украине.
Биосферные заповедники – это природоохранные научно-исследовательские учреждения с международным статусом. В пределах биосферных заповедников в зависимости от функций использования территории выделяют несколько зон, в т.ч. зону антропогенных ландшафтов.
Задание. По карте атласа «Природно-заповедный фонд» определите, какие биосферные заповедники созданы в Украине.
Национальные природные парки – территории, которые выделяют для сохранения, воспроизводства, рационального использования природных комплексов и объектов, которые имеют особенную экологическую, историко-культурную, эстетическую и образовательную ценность. В организации НПП как и в БЗ выделяют функциональные зоны.
Задание. По карте атласа «Природно-заповедный фонд» определите, какие национальные природные парки созданы в Украине.
Заказники – это природные территории или акватории, в которых сохраняются и воссоздаются природные комплексы или их компоненты. По режиму охраны организовывают: лесные, зоологические, гидрологические, геологические, ландшафтные заказники.
Памятники природы – отдельные уникальные природные образования, имеющие особое природоохранное, научно-эстетическое и познавательное значение, и создающиеся с целью сохранения их в природном состоянии.
Ботанические сады – это учреждения, которые создаются с целью сохранения, изучения, акклиматизации, размножения и хозяйственного использования редких и типичных видов местной и мировой флоры. На территории садов в зависимости от цели использования выделяют несколько участков, в т.ч. заповедную.
Дендрологические парки – это учреждения, которые создаются для сохранения и изучения в специально созданных условиях разнообразных видов деревьев и кустарников и их композиций с целью научного, культурного, рекреационного и других видов использования.
Прием «Картографическая лаборатория».
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Прием «Картографический практикум». Практическая работа «Нанесение на контурную карту основных природоохранных объектов».
VI. Итог урока.
Прием «Я научился..», «Мне понравилось…», «Я могу…»
VII. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэт-трибун Михаил Сеспель и Украина
Исследование связи чувашского поэта Михаила Сеспеля и украинского народа....
Презентация к уроку по теме республика Украина
Презентация к уроку по теме республика Украина в 11 классе общественно-гуманитарного направления автор Увалиев, Ахметов....
Украина
Призентация посвящена Украине. Знакомство с культурой , обычаями украинского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...
Рассмотрение основных направлений и теоретических основ деятельности государственных внебюджетных фондов на интегрированных уроках права и обществознания (на примере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации)
Пенсионный фонд - наиболее крупный из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов....
КРЫМСКИЕ ЗАПОВЕДНИКИ КАК ОСНОВА ПРИРОДНО – ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА ПОЛУОСТРОВА
В данной работе рассматриваются основные объекты природно-заповедного фонда Крыма. Согласно закону РФ «Об особо охраняемых природных территориях» на определенных участках территории заповедника ...
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении фестиваля детского творчества «Во имя грядущего дня», посвященного Дню Героев Отечества в рамках празднования 60-летия Международного общественного фонда «Российский фонд мира»
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении фестиваля детского творчества «Во имя грядущего дня»,посвященного Дню Героев Отечествав рамках празднования 60-летия Международного общественного фонда «Россий...