Природно-заповедный фонд Украины
план-конспект урока по географии (8 класс)

Оринская Ирина Викторовна

Целями конспекта урока есть углубление и систематизация экологических знаний и знаний учащихся о природно-заповедном фонде  Украины; сформировать умения различать категории природно-заповедного фонда Украины; усовершенствовать практические умения и навыки работы с картой атласа «Природно-заповедный фонд Украины», контурной картой Украины и таблицами; воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok_zapovednyy_fond_ukrainy.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Донецкая средняя школа №15

Конспект открытого урока

(8 класс)

«Природно-заповедный фонд Украины»

Подготовила:

Оринская И.В.

Учитель географии

г. Донецк

2014 год

Тема. Природно-заповедный фонд Украины.

Цели: углубить и систематизировать экологические знания и знания учащихся о природно-заповедном фонде  Украины; сформировать умения различать категории природно-заповедного фонда Украины; усовершенствовать практические умения и навыки работы с картой атласа «Природно-заповедный фонд Украины», контурной картой Украины и таблицами; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта Украины, атлас Украины, Конституция Украины, учебники, контурные карты, ватман.

Тип урока: расширение знаний, умений и навыков.

Структура урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

ІV. Изучение нового материала.

  1. Развитие заповедного дела в Украине.
  2. Категории природно-заповедного фонда Украины.

V.  Закрепление новых знаний и умений учащихся.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Рассказ учителя.

Природные ландшафты, сформировавшиеся на территории Украины, благодаря своим оптимально благоприятным для жизни человека условиям получили значительную антропогенную нагрузку. Во время длительной «войны» с природной средой уничтожено много видов растений и животных, вырублены значительные массивы лесов, осушены болота, уничтожены малые реки, подтоплены значительные площади плодородных земель; гигантские территории загрязнены радиоактивными веществами, коммунальными, промышленными и сельскохозяйственными стоками.

Такая деятельность оставила в Украине очень мало не тронутых или малоизмененных участков природных угодий, которые в условиях критического состояния природной среды стали настоящим национальным богатством, золотым фондом Украины. Вот почему вопрос сохранения этих в природном и культурном отношении уголков Украины в тоже время с разработкой научных основ рационального природопользования становится одним из приоритетных направлений современной внутренней политики нашего государства.

ІV. Изучение нового материала.

  1. Развитие заповедного дела в Украине.

Рассказ учителя.

Одним из главных и эффективных методов охраны окружающей среды является заповедывание. Более чем сто лет назад прошло со времен введения активной формы сохранения и воссоздания не тронутых ландшафтов Украины. Уже на 1 января 1928г. на территории Украины существовало шесть государственных заповедников.

Аскания-Нова (1898г.), Гористое (1919г.), Конча-Заспа (1919 г.), Лесостепной им. Т.Г. Шевченко (1923г.), Приморские заповедники (1927г.), Песчаные заповедники (1927г.).

Общая площадь заповедников тогда составляла 68,5тыс. га, а со строительством независимой Украины природно-заповедный фонд государства увеличился на 767тыс. га – это 523 объекта.  Основанием этого процесса является мощная законодательная база: Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины», Закон Украины «Об общегосударственной программе формирования национальной экологической сети на 2000-2005 г.г.».  Заповедывание изменяется не только количественно, но и качественно: значительно стали разнообразнее функции природноохранных территорий, сохраняется генофонд живых организмов, возобновляются природные ресурсы, регулируется состояние природной среды, которая используется с рекреационной и исследовательской целью. В состав ПЗФ Украины входят: 15  природных заповедников, 4 биосферных заповедника, 12 национальных парков, 2292 заказника, 22 ботанических сада, 11 зоологических парка, 36 дендрологических парка и 510 парков-памятников садово-паркового искусства, 25 региональных ландшафтных парка, 741 заповедное урочище. В целом общая площадь ПЗФ Украины составляет 3,72 % от общей площади территории гсударства.

  1. Категории природно-заповедного фонда Украины.

Работа с таблицей в учебнике на с. 238.

К  ПЗФ принадлежат природные и биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, ботанические сады, зоологические парки, дендрологические парки и парки-памятники садово-паркового искусства.

Прием «Географический практикум»

Природные заповедники – территории или акватории, которые выделены для сохранения и охраны типичных или уникальных природных комплексов и объектов. Любая хозяйственная деятельность в их приделах запрещена.

Задание. По карте атласа «Природно-заповедный фонд» определите, какие природные заповедники созданы в Украине.

Биосферные заповедники – это природоохранные научно-исследовательские учреждения с международным статусом. В пределах биосферных заповедников в зависимости от функций использования территории выделяют несколько зон, в т.ч. зону антропогенных ландшафтов.

Задание. По карте атласа «Природно-заповедный фонд» определите, какие биосферные заповедники созданы в Украине.

Национальные природные парки – территории, которые выделяют для сохранения, воспроизводства, рационального использования природных комплексов и объектов, которые имеют особенную экологическую, историко-культурную, эстетическую и образовательную ценность. В организации НПП как и в БЗ выделяют функциональные зоны.

Задание. По карте атласа «Природно-заповедный фонд» определите, какие национальные природные парки созданы в Украине.

Заказники – это природные территории или акватории, в которых сохраняются и воссоздаются природные комплексы или их компоненты. По режиму охраны организовывают: лесные, зоологические, гидрологические, геологические, ландшафтные заказники.

Памятники природы – отдельные уникальные природные образования, имеющие особое природоохранное, научно-эстетическое и познавательное значение, и создающиеся с целью сохранения их в природном состоянии.

Ботанические сады – это учреждения, которые создаются с целью сохранения, изучения, акклиматизации, размножения и хозяйственного использования редких и типичных видов местной и мировой флоры. На территории садов в зависимости от цели использования выделяют несколько участков, в т.ч. заповедную.

Дендрологические парки – это учреждения, которые создаются для сохранения и изучения в специально созданных условиях разнообразных видов деревьев и кустарников и их композиций с целью научного, культурного, рекреационного и других видов использования.

Прием «Картографическая лаборатория».

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.

Прием «Картографический практикум». Практическая работа «Нанесение на контурную карту основных природоохранных объектов».

VI. Итог урока.

Прием «Я научился..», «Мне понравилось…», «Я могу…»

VII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэт-трибун Михаил Сеспель и Украина

Исследование связи чувашского поэта  Михаила Сеспеля и украинского народа....

Презентация к уроку по теме республика Украина

Презентация к уроку по теме республика Украина в 11 классе общественно-гуманитарного направления автор Увалиев, Ахметов....

Украина

Призентация посвящена Украине. Знакомство с культурой , обычаями украинского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...

Рассмотрение основных направлений и теоретических основ деятельности государственных внебюджетных фондов на интегрированных уроках права и обществознания (на примере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации)

Пенсионный фонд - наиболее крупный из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов....

КРЫМСКИЕ ЗАПОВЕДНИКИ КАК ОСНОВА ПРИРОДНО – ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА ПОЛУОСТРОВА

В данной работе рассматриваются основные объекты природно-заповедного фонда Крыма.  Согласно закону РФ «Об особо охраняемых природных территориях» на определенных участках территории заповедника ...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении фестиваля детского творчества «Во имя грядущего дня», посвященного Дню Героев Отечества в рамках празднования 60-летия Международного общественного фонда «Российский фонд мира»

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении фестиваля детского творчества «Во имя грядущего дня»,посвященного Дню Героев Отечествав рамках празднования 60-летия Международного общественного фонда «Россий...