Технологическая карта по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Ирина Николаевна Шебунова

Планируемые результаты

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

  • умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в группе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

 

Предметные:-научились давать определение понятий:  «атмосфера», «тропосфера», «мезосфера», «стратосфера», «ионосфера», выделяя их существенные признаки

  • - объяснять значение «озонового слоя» в жизни человека
  • - располагать в нужном порядке атмосферные слои (3-4)
  • - перечислять составные части атмосферного воздуха (3-4)
  • - формулировать вывод о значении атмосферы для жизни

 

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС)

Начальный курс: 5 класс / А. А. Летягин. - М.: Вентана - Граф, 2015.

Источники информации: Программа география ФГОС ООО 5-9 класс  М.: Вентана - Граф, 2015.  Дневник географа -  следопыта 5 класс / А. А. Летягин - М.: Вентана - Граф, 2017г

Материально-технические средства: учебник,  рабочая  тетрадь, компьютер, медиопроектор

Планируемые результаты

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: 

  • умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в группе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные:-научились давать определение понятий:  «атмосфера», «тропосфера», «мезосфера», «стратосфера», «ионосфера», выделяя их существенные признаки

  • - объяснять значение «озонового слоя» в жизни человека
  • - располагать в нужном порядке атмосферные слои (3-4)
  • - перечислять составные части атмосферного воздуха (3-4)
  • - формулировать вывод о значении атмосферы для жизни

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Этапы урока

 (цель)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

I.  Организационно-мотивационный  этап урока

Приветствие учащихся…

Создание атмосферы
успеха.

Организация  деятельности  на уроке.

А есть ли ,дети,  одеяло,

Чтоб всю  Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да при том не видно было?

Ни сложить ,  ни развернуть,

Ни пощупать , ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

И так отгадали о чем пойдёт речь?

Какие у Вас возникли ассоциации к термину  «Атмосфера»

Звучит   мелодия «У природы нет плохой  погоды» вы согласны со  славами  этой песни?

Ребята, у вас у всех на столах лежат  календари наблюдений за погодой. Сделайте вывод, какая погода была в течении недели.

Связаны ли все явления природы с воздушной оболочкой

( Определяют тему урока:)

Приветствие учителя и друг друга.

Учащиеся разгадывают   загадку.

Ответы учащихся: -Да,  воздушное одеяло –атмосфера.

Метод «кубик понятий»  Ответы учащихся: -Погода, осадки, температура

Ответы учащихся:

 Работают совместно с учителем.

Работа с учебником §12 стр 64.Ответить на вопросы перед  параграфом.

Определяют тему урока: «Воздушная оболочка  Земли- атмосфера»

Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.     


Коммуникативные: уметь общаться и развитие умения  общаться и слушать товарищей.

Выделять существенные признаки понятия «Погода», «Температура», «Осадки»

II Актуализация знаний

Учитель предлагает ученикам совершить космическое путешествие  по воздушной  оболочки Земли. Вы все, сегодня, на уроке будите космическими туристами.

Учитель обращает внимание  ребят на доску, на которой  написан  план путешествия.

Первая задача  космическая видеофрагмента удивительный вид на Землю из космоса.

Сравнить изображение воздушной оболочки из космоса с тем, что мы видим на поверхности Земли:

1.Какие географические объекты вы  видите?

2.Какие явления природы  вы наблюдали?

3. Что Вас  удивило, какие появились вопросы?

4.Сформулируйте цель нашего урока- путешествия

Формулирование  задач и урока:

Вторая  задача  космическая

1.Создают маршрутный лист вашего путешествия в космосе (Рабочая тетрадь -бортовой журнал)

Рефлексия

Чем вы пользовались при составления плана ?

 Какая задача стоит сегодня перед нами на уроке.?

Просмотр  видеофрагмента  удивительный вид на Землю из космоса.

Ответы учащихся: -

        *Материки,

 *Океаны

*Северное сияние

Определяют цель урока: «Изучить особенности воздушной  оболочки Земли»

Составление маршрутного листа путешествия в космосе.

План:

1.Атмосфера Земли

   2.Размеры атмосферы

 3.Состав атмосферного воздуха

4.Строение атмосферы Земли.

основной источник информации (учебник)

задачи

1.Исследовать понятие атмосфера

2.Определить состав атмосферы

3.Выявить особенности строения атмосферы

4. Научиться изучать атмосферу.

5.Прибор, измеряющий атмосферное давление.

Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.     

Смыслообразование, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Формулируют  цель урока

Построение речевого высказывания в устной форме

 Целеполагание как постановка  учебной задачи на основе того, что уже известно и  усвоено учащимися и того что неизвестно.

Коррекция,  внесение необходимых дополнений в план.

Физминутка

Упражнения «ветерок»

 

Ш

Инструктивно-методическийматериал

*Первая  остановка нашего коробля: Атмосфера Земли.

Работа с текстом учебника §12 стр 64-65 как источником информации

Подготовка  ответы на вопросы

*Представители  какой  профессии изучают атмосферу?

*Как  атмосферные процессы  влияют на жизнь людей?

  *Согласны ли вы с таким    выражением: «Необходим как воздух?»

Ребята, давайте обратимся к нашему навигатору  §12 стр 64-65

 

Рефлексия

С каким принципом науки географии  атмосфера выбрана для  дальнейшего  изучения геосфер?

*Следующая наша остановка нашего  космического коробля: 2.Размеры атмосферы Земли

Ребята, давайте обратимся к нашему навигатору  §12 стр 65  + Бортовой  журнал р/т 33 задание №2  как источник информации

Рефлексия

В какой форме мы представили текстовую информацию о размерах  атмосферы  Земли?

Почему такая  форма удобна?

*Следующая наша остановка нашего  космического коробля 

3.Состав  атмосферного воздуха

А что такое воздух?

Ребята, давайте обратимся к нашему навигатору  §12 стр 65 -66 + Бортовой  журнал Р/Т 33 задание №4 стр 34  как источник информации

Демонстрирую диаграмму

Рефлексия

Какой   способ  применили , чтобы  наглядно  представить  вещественный состав атмосферного воздуха?

Следующая наша остановка нашего  космического коробля 

4.строение  атмосферы Земли

Атмосфера состоит из нескольких слоев, (сообщение учащегося)

Ребята, давайте обратимся к нашему навигатору   Бортовой  журнал  Р/Т 33 задание №3 стр 33  как  источник информации

А коком слое атмосферы сейчас пойдет речь?

Слой снегов дождей и ветра-атмосферы слой живой,18 километров -это самый нижний слой.

Есть здесь все, но в большей  мере -кислород, азот,

В малых долях йод  и гелий, водород,неон,радон.

Какое  значение  тропосферы, каковы ее границы?

Ребята, давайте обратимся к нашему навигатору    стр 66-67  как  источнику  информации

1.Как на называется  летательный аппарат с  измерительной  аппаратурой,  который Леон де Бор  использовал  в своих исследованиях?

Какие наблюдения проводил  французский  метеоролог?

3.Как изменяется температура с высотой ?

4.Что послужило   причиной выделения слоев атмосферы?

5.Какие слои выделил де Бор?

 

Ответы учащихся: -высказывают свои мнения о значении воздуха

Ответы учащихся: -

Ответы учащихся: -

Исторический, который опирается на последовательность геосфер : Литосфера, атмосфера ,биосфера, гидросфера

Работают §12 стр 65  + р/т 33 задание №2  как источник информации

Ответы учащихся: -

Составили схематический рисунок,

наглядно представляет информацию

Ответы учащихся: -Воздух

Ответы учащихся: -Воздух-смесь газов

Составляют  свою диаграмму

Ответы учащихся: -

Построили площадную диаграмму изображения,  позволяющее  быстро оценить соотношение нескольких величин.

(сообщение учащегося по опережающему домашнему заданию) слушают  сообщение.

Самостоятельная работа

Ответы учащихся: -

Тропосфера

Ответы учащихся: -

Профессиональное, жизненное самоопределение.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Формирование научного мировоззрения

Формирование ответственного  отношения к учению.

Закрепить способности учащихся и к саморазвитию и самообразования  на основе мотивации  к обучению

 

Формирование  современных мировоззренческих   взглядов

Опора на опыт, знания учащихся.

Развитие монологической речи.

Работа с источником информации

Продолжить работу по формированию умения  работать с учебником и находить ответы на поставленные вопросы

Закрепления навыка построения площадной  диаграммы

Формирование  географических знаний,  как компонент научного картины  мира

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

Смысловое чтение

Строить логические рассуждения

Умение  соотносить Свои действия с планируемыми  результатами , осуществлять контроль  своей деятельности  в процессе достижения результата.

IV. Закрепление ипервичный контроль знаний

Учитель предлагает проверить себя. Карточка – задание.

На экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя ( ставят себе + за каждый правильный ответ).

Самопроверка.

Оценочный  лист выставляют свои результаты

Карточка – задание.
1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.
2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.
3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.
4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы.
5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.
6. Водяные пары атмосферы образуют _________ разной формы.
7. Облака могут отличаться _________, нести осадки или предвещать их.

Слова для отбора: высота, озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, облака, стратосфера.


Умение оценивать свою деятельность

Приобретение теоретических знаний и умение их применять

Формировать  умения оценивать правильность выполнения  учебной  задачи,  собственной  возможности ее решения, овладения основами  самоконтроля  самооценки.

v. Д/з

Школа географа следопыта  стр 67-68

  §12 стр 64 -67  знать  новые понятия,

Изготовления барометра

Написать синквей о воздухе.

V1. Рефлексия.

Закончите фразы:

На уроке я научился….

Мне было интересно…

Спасибо за урок.

Учащиеся отвечают на вопросы  учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

План-конспект урока в 6 классе "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Сегодня Международный проект Глобальная школьная лаборатория" - это обучающая среда поддержки преподавания географии. Методической основой проекта является так называемые МИМы. МИМы - это мультимедийн...

Тема урока: «Воздушная оболочка Земли – атмосфера».

Методическая разработка урока  по географии...

Учитель географии МОУ СОШ п. Учебный, Ершовского района Саратовской области, Молочко Наталья Ивановна, урока географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС)

Урок географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС)Начальный курс: 5 класс / А. А. Летягин. - М.: Вентана - Граф, 2012.Цели урока:Дидактические:   Формирова...

План-конспект урока географии по теме "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Целью урока является формирование понятия об атмосфере как внешней газовой оболочке, представление о строении атмосферы, ее составных частях....

Воздушная оболочка Земли - Атмосфера

Конспект урока географии в 5 классе...