Урок-практикум. Составление плана местности. Полярная съёмка
план-конспект урока по географии (6 класс)
Материал состоит из конспекта урока и мультимедийной презентации, которая служит наглядным пособием для проведения урока географии в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока и мультимедийная презентация | 2.25 МБ |
e.yu_._nikkerova._multimediynaya_prezentatsiya.ppt | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | география | Класс | 6 класс | ||
Тема урока | «Составление плана местности. Полярная съёмка» | ||||
Тип урока | Комплексное применение знаний. | ||||
Формы работа на уроке | - фронтальная, индивидуальная, работа в парах. | ||||
Применяемые технологии и методы | - информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая. | ||||
Применяемые методы | - проблемный, словесный (беседа), наглядный, практический. | ||||
Используемое оборудование: | - мультимедийный проектор, компьютер, экран, рабочая тетрадь на печатной основе, инструктивные карточки, транспортиры, линейки, простой и цветные карандаши, ластик. | ||||
Цель: формирование у учащихся умения построения плана местности методом полярной съемки. | |||||
Задачи урока: | |||||
Образовательная | Развивающая | Воспитывающая | |||
Создать условия для применения знаний при построении простейшего плана местности. | Формирование умения производить съемку местности, фиксировать результаты проделанной работы. | Формирование у учащихся познавательного интереса к предмету.
| |||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Уметь давать определения понятиям «ориентирование», «полярная съемка», «стороны горизонта»; знать способы измерения расстояний на местности. | Развитие умений работать в соответствии с поставленной учебной задачей, предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников. | Овладение системой географических знаний и умений; навыками их применения в различных жизненных ситуациях. | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Авторская презентация | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. Организационный момент | |||||
Приветствует учащихся, производит их эмоциональный настрой: География – наука открытий. И вы обязательно сегодня откроете что-нибудь новое для себя. Попутного ветра! | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. | ||||
2. Актуализация опорных знаний. | |||||
Предлагает учащимся выполнить задания на проверку домашнего задания в парах. Используется мультимедийный фрагмент электронного наглядного пособия «География. 5-6 класс» издательства «Дрофа» (слайды 6-8). | Выполняют задания, осуществляют моментальную взаимопроверку с помощью электронных ключей (в идеале, при возможности работы в компьютерном классе) или ключей, представленных учителем. В некоторых случаях проверку осуществляют учащиеся-эксперты, которые заслужили это право, показав хорошие знания на предыдущем уроке. | ||||
3. Вызов. | |||||
На экране появляется картина (слайд 9), которую ребятам предлагается обсудить с помощью вопросов: 1. О чем говорит разбитая лодка на переднем плане картины? 2. Куда попали изображенные здесь люди? 3. Чем они занимаются? 4. Что бы вы сделали, попав на необитаемый остров? Вот такая необходимость возникла и у героев романа Жюля Верна «Таинственный остров». Волею случая они оказались на необитаемом острове, который назвали островом Линкольна (слайд 10), обжили его, изменив местность. Изменения необходимо было запечатлеть на плане. Инженер Сайрес Смит со своими товарищами взялся за дело: они произвели полярную съёмку местности и составили план Плато Дальнего вида. Мы последуем за героями романа и составим план местности в своих рабочих тетрадях. | Предполагаемые ответы учащихся: 1. Люди, плывшие в лодке, возможно спасшиеся после кораблекрушения, попали на необитаемый остров. 2. Люди пристали к незнакомому острову ля пополнения запасов воды и пищи и попытались исследовать его. 3. Люди открыли новые земли и изучают их. Хотят его описать. 4. Попытались сориентироваться на местности.
| ||||
4. Применение новых знаний на практике. | |||||
Учитель: Что значит составить план местности? Шаг 1. Ориентирование плана. Вы уже знаете, что на местности можно ориентироваться с помощью компаса. Но у героев уже известного нам романа его не было. Как же Сайрес Смит определил стороны горизонта без компаса? (слайд 12)(Чтение отрывка из романа «Таинственный остров» на с. 47 учебника). Какой прибор может заменить компас при работе над планом местности при уже имеющихся данных в кабинетных условиях? Вспомните, как географы условились обозначать на картах и планах стороны горизонта? Оформите это соответствующим образом (слайд 12, щелчок «мыши»). Шаг 2. Выбор масштаба плана. Нам необходимо изобразить участок местности протяжённостью примерно 500 м, а ширина листа для плана 10 см. Какой масштаб лучше подойдет для данной работы? Запишите его в именованном виде в нижнем правом углу плана (слайд 12, щелчок «мыши»). Шаг 3. Выбор точки – «полюса», откуда будет производиться съёмка. На рис. 29 учебника изображён вид плато Дальнего Вида. Какая точка, по-вашему, послужит «полюсом» для составления нашего плана? Отметьте её на плане в виде «звёздочки», обозначьте цифрой 1 (слайд 12, щелчок «мыши»). Шаг 4. Определение направлений на обозначаемые на плане объекты. Какие главные ориентиры нужно нанести на план? Какие, по вашему мнению, точки помогут сделать наш план ещё более точным? Шаг 5. Измерение расстояний, перенос на план расстояний, измеренных на местности. Вопросы учащимся: какими способами можно измерить расстояния на местности при отсутствии необходимых приборов)? Объясните, как вычислить расстояния на плане, зная их значение на местности? В таблице на с. 25 рабочей тетради имеются значения расстояний на местности от мельницы до объекта. Сейчас вашей задачей будет вычислить расстояние до объектов на плане и записать их в таблицу. При помощи управляющей кнопки происходит переход к слайду 13). Шаг 6. Перенесение точек местности на план. При помощи управляющей кнопки происходит возврат к слайду 12). Чтобы перенести на план любую точку местности, необходимо отметить направление на неё и расстояние до неё точки, с которой производится съёмка. Например, нанесём на план точку 2 – исток ручья Глицериновый. Наши действия: - с помощью транспортира, зная азимут – 200о, определяем азимут на объект (слайд 12, щелчок «мыши»); - проводим тонкую линию простым карандашом (слайд 12 щелчок «мыши»); - откладываем на ней расстояние, высчитанное нами – 2 см (слайд 12, щелчок «мыши»); - ставим точку, обозначаем её цифрой 2 (слайд 12, щелчок «мыши»); - аккуратно ластиком стираем лишние штрихи (слайд 12, щелчок «мыши»). Эту же процедуру проделываем с остальными шестью точками (слайд 12, все действия по щелчку «мыши»). Шаг 7. Оформление плана. 7.1. Соединяем плавной линией точки 1, 2 и 3 и продлеваем эту линию в северном направлении. У вас получится схематичное очертание озера Гранта (слайд 12, щелчок «мыши»). 7.2. Рисуем Глицериновый ручей, вытекающий из озера Гранта, проведя линию от его истока (точка 2) к мостику (точка 4) и далее на юго-восток (слайд 12, щелчок «мыши»). 7.3. Дорогу к загону для скота и к мельнице обозначаем знаком просёлочной дороги (слайд 12, щелчок «мыши»). 7.4. Чтобы обозначить поле и огород, где островитяне выращивали зерно и овощи, достаточно нарисовать прямоугольник, переведя его размеры в сантиметры согласно масштабу (длина стороны поля и огорода на местности – 200 м) (слайд 12, щелчок «мыши»). 7.5. Убираем все вспомогательные линии с помощью ластика (слайд 12, щелчок «мыши»). 7.6. Подписываем географические названия и заголовок плана (слайд 12, щелчок «мыши»). 7.7. Закрашиваем озеро Гранта в голубой цвет, при помощи условных знаков обозначаем, чем занята поверхность (луг, пашня, огород) (слайд 12, щелчок «мыши»). | Предполагаемые ответы учащихся: Составить план местности (или произвести съёмку местности) – значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков. Верхний край плана или карты всегда северный. Необходимо изобразить стрелку, указывающую на север в верхнем левом углу плана. Транспортир. В 1 см 50 м. Это будет водяная мельница на берегу озера. Четыре главных ориентира: южную оконечность озера Гранта, исток Глицеринового ручья, мостик через него и ближний угол распаханного поля. Можно добавить ещё несколько точек: юго-западный угол огорода, пересечение тропинок, границу между полем и огородом. Шагами. Измеренное на местности расстояние, поделенное на именованный масштаб плана (в 1 см – 50 м), даёт длину отрезка на плане (в см). Например: 150 м : 50 м = 3 см. Учащиеся делают расчёты в парах, затем производят самоконтроль при помощи таблицы на слайде 13. Действия учащихся: Под руководством учителя пошагово выполняют построение плана местности (точки 2-4), затем самостоятельно с помощью инструктивной карточки. С помощью условных знаков изображают объекты плана. Оформляют географические названия, наносят окраску. | ||||
5. Оценка результатов. | |||||
Предлагает учащимся оценить свои работы и работы товарищей. Учитель: Итак, ребята, мы проделали новую для вас работу. Возможно, она удалась не всем или не в полной мере, но все очень старались. Спасибо за творческую и плодотворную работу! | Учащиеся оценивают свои работы и работы товарищей, сравнивая их с планом на доске, выявляют недостатки, исправляют их. | ||||
6. Рефлексия. | Свои оценки они выражают в виде наклеивания разноцветных стикеров-«листочков» на специальное полотно: розовый цвет – работа имеет много недостатков, не пришло полное понимание содержания работы; зелёный цвет – работа сделана с ошибками, но её содержание и ход вполне понятен; жёлтый цвет – работа выполнена хорошо, её содержание и ход ясны. | ||||
6. Домашнее задание: В тетради составьте план вашего личного двора или его участка методом полярной съёмки, предварительно выбрав масштаб и «полюс» – точку, откуда будет производиться съёмка (слайд 14). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование у учащихся умения построения плана местности методом полярной съемки. Задачи урока: Образовательная Развивающая Воспитывающая Создать условия для применения знаний при построении простейшего плана местности. Формирование умения производить съемку местности , фиксировать результаты проделанной работы. Формирование у учащихся познавательного интереса к предмету.
Предметные Метапредметные Личностные Уметь давать определения понятиям «ориентирование», «полярная съемка», «стороны горизонта»; знать способы измерения расстояний на местности. Развитие умений работать в соответствии с поставленной учебной задачей, предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников. Овладение системой географических знаний и умений; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
О чем говорит разбитая лодка на переднем плане картины? Куда попали изображенные здесь люди? Чем они занимаются?
″ 5 4 Глицериновый ручей Плато Дальнего вида ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ 2 3 План плато Дальнего вида Масштаб: в 1 см 50 м 7 8 ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ ″ 6 Озеро Гранта С Ю А=200 о , Р=100 м А=190 о , Р=150 м А=170 о , Р=200 м А= 80 о , Р=200 м А= 130 о , Р=250 м А= 155 о , Р=125 м А= 105 о , Р=200 м 1
Азимут объектов от мельницы, о Расстояние до объектов на плане, см Объект Расстояние на местности от мельницы, м 200 190 4 3 2 200 105 200 250 200 170 155 130 80 125 150 100 4 2,5 5 4 Точка 1 – мельница; точка 2 – исток ручья Глицериновый Точка 3 – южная оконеч- ность озера Гранта Точка 4 – мост через ручей Глицериновый Точка 5 – ближний угол распаханного поля Точка 6 – юго-западный угол огорода Точка 7 – пересечение тропинок Точка 8 – граница между полем и огородом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практикум "Составление плана местности"
Работа соответствует возрасту учащихся 6 класса. Включает в себя : тренировочные задания в классе, инструкцию для заполнения к работе на местности, общие правила составления плана местности, примеры з...
Составление плана местности
Данная разработка предназначена для педагогов, занимающихся подготовкой туристских команд к туристическим слётам и соревнованиям. Целью занятия является составление плана местности простейшим сп...
Методическая разработка к уроку по теме «Составление простейшего плана местности способом полярной съемки».
Цель урока:Умение работать с планшетом и компасом для составления плана местностиУчастие в совместной деятельности по составлению простейшего плана местностиПривитие основ экологической культуры...
Урок географии в 5 классе. Учимся с «Полярной звездой». Составляем план местности
Урок географии в 5 классе "Составляем план местности" разработан в соответствии тематической структуре учебника для 5-6 классов линии "Полярная звезда". На уроке проводится работа с основными эл...
Практическая работа №3: «Составление плана макета местности способом глазомерной полярной съёмки»
Уважаемые коллеги!Вот уже 30 лет меня занимает вопрос, как советские и российские географы проводят с учащимися практическую работу «Составление плана местности»?!Парадокс в том, что в советских образ...
Практическая работа на тему "Составление плана местности"
География, 5 класс, раздел "Географические модели Земли"...