План - конспект урока "Гидросфера"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Кудашева Раиса Егоровна

Цель:  сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidrosfera._reki.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

                      ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 
Тема урока: Реки. Практическая работа «Описание реки»    

ФИО (полностью)

Кудашева Раиса Егоровна

2.

Место работы

МБОУ «Мордовско-Полянская СОШ»

3.

Должность

Учитель географии

4.

Предмет

География

5.

Класс

6

6.

Тема и номер урока в теме

№3 Гидросфера. №21 Реки

7.

Базовый учебник

Начальный курс географии. Т.П.Герасимова,               Н.П. Неклюкова М.; Дрофа.2010.

8. Цель и задачи урока

Цель:  сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины.

Задачи:

 Обучающие:  формирование умения работать с картой, определять географическое положение реки, площадь речных бассейнов; находить водоразделы рек; формирование умения составлять описание географического объекта, навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».

Развивающие:  научить измерять длину реки по географической карте, определять правый и левый берега, определять практическое  значение рек, развивает навыки использования, обработки информационных ресурсов.

Воспитательные:  воспитывать любовь к природе своего края, страны, рекам , видеть красоту горной и равнинной реки.

9.Тип урока:  комбинированный урок с практической  работой

10.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

11. Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, карты атласа, контурные карты, демонстрационная таблица «Речная долина»; рельефная карта России, иллюстрации с изображением рек, макеты: «Водораздел», компьютерная презентация

 Требования ФГОС ООО:

Достижение  метапредметных  результатов:

Умения  вести самостоятельный анализ, отбор информации, ее преобразование, передачу с помощью технических средств и информационных технологий.

Достижение предметных результатов:

Представление о современной географической картине мира и владение основами научных географических знаний (базовых понятий).

Умение выделять, описывать и объяснять географические объекты и явления.

картографическая грамотность.

Умение вести наблюдения за объектами, процессами географической среды, их изменениям.

Умение применять географические знания в повседневной жизни.

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.

Метапредметные:  При помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. С помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках. Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

Предметные: Преобразование и применение предметных знаний. Формирование навыка наблюдения, сравнения, обобщения.

 Методы обучения: Наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Методы познания: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, картографический.

Структура и ход  урока

I Организационный момент.

Сообщение целей и задач урока

II Вопросы и задания для повторения и проверки изученного материала

Индивидуальные задания по карточкам

1-я карточка

-Что такое планктон?

2-я карточка

                                                                                                                                                            - Что такое бентос?

3-я карточка

-Что такое нектон?

Вопросы для беседы

- Что такое течение?

- На какие группы делятся океанические течения?

- Назовите основные причины образования океанических течений?

- Как вы можете определить на карте теплое течение или холодное? Приведите примеры.

- Какую роль играют океанические течения в природе?

- Назовите и покажите на карте самое мощное течение в Мировом океане

- На какие группы подразделяется органический мир Мирового океана?

- Сколько видов животных обитает в океане? А сколько видов растений?

- В каких широтах более богат океан живыми организмами? Почему?

- От чего нужно охранять океан?

III Изучение нового материала

План

  1. Что такое река?
  2.  Бассейн реки и водораздел
  3. Исследовательская работа  «Описание реки»
  4. Питание и режим реки
  5. Реки равнинные и горные
  6. Пороги и водопады
  7. Значение рек
  8. Реки Мордовии

1 Вводная беседа

- Темой урока сегодня будет отгадка следующих загадок

- Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

          - Не конь, а бежит,

          Не лес, а шумит.

Между гор, между дол

Бежит белый конь

- Да, это река. И эта тема нашего урока на сегодня. Река такое творение природы, которую воспевают в своих произведениях поэты, писатели, художники, музыканты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты..

О, Волга! колыбель моя, 
Любил ли кто тебя, как я? (Некрасов)

Нева всю ночь рвалась к морю..
.
 И спорить стало ей невмочь...
... Но силой ветра от залива
Прегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова. (А.С. Пушкин)

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят. (М.Ю. Лермонтов)

1 Объяснительный рассказ учителя  «Речная система» с элементами беседы

- Так что такое река? (Дети дают свои определения). Давайте сравним ваши высказывания с точным определением реки по учебнику.     

  Далее по определению: Постоянные потоки – сплошной линией, временные – штрихами. В Африке они называются вади, В Австралии  - криками.

--Когда показывают реки на карте, то указку перемещают вдоль линии – от истоков к устью.

Исток-начало реки. (По схеме речной системы). http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html 
Это может быть простой родник, ледник, болото, другая река.

(По карте) Совершим воображаемое путешествие по реке Волга от её истока к устью. Справа от нас будет располагаться правый берег, с лева, соответственно, левый берег. Река на своём бегу принимает притоки; правые и левые. Для Волги река Ока – правый приток, Кама – левый приток. Приток, запишем в тетрадь.

 Главная река и её притоки образуют речную систему.

Река собирает свои воды с ручьёв, с подземных вод. И эту территорию суши, с площади которой все воды текут в реку называют бассейном реки. Самый большой бассейн в мире у реки Амазонка – 7180 кв. км; в России – у реки Обь – 2990 кв. км. Мы проживаем на территории  бассейна великой реки Волги.                                                                              Между 2-мя соседними бассейнами проходит линия водораздела. http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html 
В горах она ярко выражена и совпадает с линией главного хребта. Например, Верхоянский хребет является водоразделом рек Лена и Яна. (По карте показать и на рельефной карте, макете «Водораздел») На равнинах водораздел находится на плоских возвышенностях.

    И вот река заканчивает свой путь. Путь у рек различен. Самая длинная река в мире (по карте показать)

Нил – 6671 км,  далее по порядку:

Амазонка -  6420 км

Миссисипи – 6400 км

Янцзы – 5800 км

Обь с Иртышом – 5510 км

Хуанхэ – 4845 км

Волга – 3531 км

Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – называют устьем. Основные типы устьев рек – простые устья, эстуарии, дельты. http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html 
 Основными типами устьев  являются: простые, эстуарии и дельты. Эстуарии – воронкообразные устья, расширяющие в сторону моря и имеют большие глубины. Устье в виде эстуария имеют российские реки Амур и Енисей. Дельта реки – низменность. Сложенная речными наносами и прорезанная многочисленными протоками. Дельта реки формируется постепенно. Дельту имеют реки     Амазонка,  Лена, Волга, Нил.

2.Запись новых понятий в тетрадь:   речная система, устье, исток, речная долина, пойма, порог, водопад, русло, половодье, паводок, приток, дельта, водопад. Анхель, водопад. Ниагарский, реки: Амозонка, Конго, Волга, Нил. Реки Мордовии: Мокша, Сура, Алатырь.       3 Описание географического положения реки Волги.(Описывает ученик с помощью учителя)

План

  1. Название
  2.  Положение реки на градусной сетке
  3. Начало (исток) реки
  4. В каком направлении течет
  5.  Куда впадает. Тип устья
  6. Примерная длина
  7. К бассейну какой реки (моря, озера) относится

4 Аналогичное выполнение практической работы учащимися. ( Название реки по

выбору)

5 Объяснительный рассказ учителя

А) Питание и режим рек. Работа с рисунком учебника 59. График изменения уровня

Волги у города Ярославля до и после возведения плотин.

Б) Реки горные и равнинные с использованием иллюстраций и рис. Учебника 57. 

В) Пороги и водопады с использованием иллюстраций http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html 

Г) Значение рек

     Д) Реки Мордовии.

Вопросы для беседы

- Перечислите наиболее крупные реки Мордовии.

- По характеру течения какие эти реки?

- Какое питание имеют?

- В какое время года бывает половодье на реках Мордовии?

- Притоком какой реки является наша речка Лундан?

- К бассейну какой реки относится? Проследим его путь.

Лундан ---- Парца ---- Вад ---- Мокша ---- Ока ---- Волга.

IV Вопросы и задания для закрепления изученного материала

    1.Тесты   http://yandex.ru/yandsearch?text=scool-collection.edu.ru&clid=1923017&lr=47 

2 Работа с контурными картами

- Подпишите на контурной карте реки: Нил, Конго, Амазонка, Волга, Енисей, Лена

V. Задание на дом: прочитать § 30 учебника, ответить на вопросы в конце текста данного параграфа

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

-Какую новую информацию получили о реках?

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Схема речной системы  рис.№2

Изображение.

иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html 

2

Водораздел равнинной и горной рек рис. №15  

Изображение,

иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html 

3

Дельта и эстуарий рис. №4

Изображение,

иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html 

4

Пороги и водопады рис. №12 и рис. №14

Изображение,

иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html 

5

Тесты  

Тесты,

тесты

http://yandex.ru/yandsearch?text=scool-collection.edu.ru&clid=1923017&lr=47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...