Урок географии в 7 классе по теме «Климат и внутренние воды Австралии»
план-конспект урока по географии (7 класс)
Технологическая карта урока географии в 7 классе "Климат и внутренние воды Австралии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок географии в 7 классе | 36.07 КБ |
blanki_razdatochnogo_materiala.docx | 14.06 КБ |
klimat_i_vnutrennie_vody_avstralii.ppt | 976 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Углова Елена Александровна, учитель географии, МОУ гимназия № 20, г. Люберцы Московской области | |||
Предмет | География материков и океанов | |||
Класс | 7 | |||
Номер урока | 2 урок в теме «Австралия и Океания» | |||
Тип урока | Урок изучения нового материала | |||
Педагогические технологии: | Игровые технологии, технологии критического мышления, информационные технологии, групповые технологии, здоровьесберегающие технологии. | |||
Тема | « Климат и внутренние воды Австралии» | |||
Цель | Создать представление о своеобразии и уникальности материка, выявить особенности климата, внутренних вод. | |||
Задачи | Образовательные: - формировать у школьников комплексного подхода в изучении природы материка с умением применять полученные знания в жизни; - дать возможность оценить важность экологических проблем. | Развивающие: - продолжить развитие умений и навыков работы с различными источниками географической информации; - развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией; - стимулировать творческую и мыслительную деятельность учащихся, привлекать к решению познавательных задач. | Воспитательные: - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; - продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций; - формировать коммуникативные навыки через работу в группах; - формировать убеждённость в необходимости сохранения уникальности природы материков. | |
Планируемые результаты | Познавательные УУД: - выделение и формулирование познавательной цели; - структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач; - анализ и работа с картографическим материалом, и другими источниками информации; - продолжить формировать умение сравнивать природные условия материков; - продолжить формировать умение на основе анализа решать проблемные задачи; - рефлексия. | Личностные УУД: - организация целенаправленной познавательной деятельности; - воспитание самостоятельности, ответственности; - расширять кругозор учащихся; - формирование экологического самосознание; - аргументировано оценивать ситуации, опираясь на природоохранные направленности. | Коммуникативные и РегулятивныеУУД: - умение работать в микрогруппе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, уважительно относиться к другому человеку, прислушиваться к его мнению; - формирование коммуникативных компетенций в общении и представлении информации; умение свободно отвечать у доски (на публику); - выработка умений работать с учебной информацией. | |
УМК | В.А. Коринская, И. В. Душина, В.А. Щенёв. География материков и океанов. 7 кл.: учебник.- М.: Дрофа, 2014. География. 7 кл.: Атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014. Н.П. Смирнова «По материкам и океанам». М.: Просвещение, 1988. Википедия. Интернет-энциклопедия. | |||
Ресурсы (оснащение) | презентация, раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в группах, параграф 29 учебника, географический атлас для 7 класса. |
Таблица-схема "План урока".
№ | Этапы | Время | Содержание этапа | Основная форма работы | УУД | |
деятельность учителя | деятельность учащихся | |||||
1. | Организационный этап | 3 мин | Приветствует учеников, настраивает на успешное сотрудничество, начинает урок с решения заданий. Слайд 1. Где логика? (история формирования материков) Слайд 2. Какого материка не хватает? (по конфигурации определяют недостающий континент) | Настраиваются на предстоящую работу, решают поставленные задачи | фронтальная | личностные
|
2. | Постановка цели и задач урока | 4 мин | Мотивирует учащихся на понимание важности изучения предмета Как вы думаете, зачем нужно изучать географию? Нам важно знать природу материков Земли? - По окончанию урока мы вернёмся к обсуждению поставленных вопросов. | Отвечая на вопросы учителя, выражают своё отношение к предмету | фронтальная | личностные
регулятивные
коммуникативные
|
3. | Актуализация знаний | 3 мин | Актуализирует знания уч-ся в форме «блиц-опрос». Вопросы:
| Отвечают на вопросы «блиц-опроса» при необходимости использую физическую карту Австралии(Атлас, стр.28). | фронтальная | регулятивные
коммуникативные
познавательные
|
4. | Первичное усвоение новых знаний Физкульт-разминка | 10-15 мин 1 мин | Слайд 3. Читает стихотворение «Австралия – страна наоборот» Г. Усовой. Организует и координирует деятельность групп и участников микрогрупп; при необходимости оказывает помощь; Слайд 4. Задания для групп: Африка является самым жарким материком, Южная Америка – самым влажным…. «Климатологи» - подбирают эпитет (прилагательное) для Австралии, характеризующий данный материк. «Гидрологи» - объект исследования являются 6-7 строки стихотворения Г. Усовой «Австралия» Проводит комплексную гимнастику | Осмысливание текста стихотворения. Совместно с учителем составляют план исследовательской деятельности; Заполняют бланки раздаточного материала, сопоставляют и анализируют карты атласа и информацию на бумажных носителях, составляют схемы (таблицы), наносят объекты на контурную карту, составляют обобщенную характеристику по заданной тематике. Выполняют предлагаемые упражнения | Фронтальная групповая Фронтальная | регулятивные
коммуникативные
познавательные
работа с картографическим материалом |
5. | Первичная проверка понимания и первичное закрепление | 20 мин | Демонстрирует информационные слайды. Слайд 5. «Австралийская шутка». Просит учащихся определить тему урока. Слайд 6. «Тема урока».
Координирует выступления групп, при необходимости задает вопрос, предлагает учащимся воспользоваться информацией на Слайдах 7-8. - Как изменился бы климат внутренних районов Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет находился на западе этого материка? (область засушливого климата уменьшилась бы) -Есть ли связь между климатом и водными ресурсами на материке?-- Слайд 9-10. (карта+р.Муррей) Слайд 11. (Артезианские воды) Слайд 12. Обсуждение проблемы: В Австралии существуют ограничения на расход воды… (Нам важно знать природу материков Земли?) Слайд 13 Формулирует проблемный вопрос: При каких условиях в странах мира возможно возникновение проблемы с нехваткой питьевой воды? Слайд 14. Агитационный слайд | Формулируют тему рока. Выступление групп учащихся. Дают развёрнутые, аргументированные ответы по теме, оформив его в виде схемы или таблицы. Объекты исследования нанесены на контурную карту. Используют карты слайда для своего ответа. Отвечают на вопросы учителя. Осознают важность экологического благополучия (охраны лесов и водоёмов ) для сохранения жизни в России и на всей планете Земля. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | регулятивные
коммуникативные
познавательные
|
6. | Рефлексия (подведение итогов занятия) | 4 мин | Предлагает, каждому учащемуся, индивидуально оценить уровень освоения темы урока и собственной активности на уроке, при выполнении заданий, по 5-ти бальной системе, сумму балов делят на 2. | Самоанализ работы в группе и уровня усвоения учебного материала- оценивают по 5-ти балльной системе, полученную сумму балов делят на 2 – это и есть оценка за работу на уроке. | Фронтальная индивидуальная | коммуникативные
познавательные
личностные
|
7. | Информация о д/з | 2 мин | Задает вопрос о д/з: Изучить параграф 29, заполнить технологическую карту учащегося. | Записывают домашнее задание | индивидуальная | личностные
познавательные
коммуникативные
|
Большая часть Австралии лежит в тропическом поясе, поэтому там преобладает сухой тропический климат. Поэтому Австралия – очень жаркий и засушливый материк.
Только восточные склоны Большого водораздельного хребта и прибрежные равнины находятся под влиянием пассатов с Тихого океана и теплого океанического течения, отличаются большим количеством осадков.
В субэкваториальной Австралии дождливое лето и сухая зима.
Преобладание засушливого климата определяет бедность поверхностных вод. Все внутренние районы материка пустынны, так как большую часть года они безводны.
Для этих районов характерна сеть временных пересекающих рек – криков. Крупнейший из них – Купер, или Куперс-Крик.
Самая большая речная система Австралии – Муррей с крупным притоком Дарлинг. Эти реки берут начало на Большом Водораздельном хребте.
Во время дождей река сильно разливается на плоской равнине. Дарлинг в нижнем течении во время засухи пересыхает и распадается на отдельные водоемы. Муррей не пересыхает, но уровень ее резко понижается. Из-за резкого колебания уровня воды на Муррее и Дарлинге судоходство по ним затруднено.
В Австралии существуют ограничения на расход воды
Несмотря на свое романтическое название — «Зеленый континент» — Австралия остается самой засушливой страной в мире. Годовых осадков в Австралии выпадает меньше, чем в Африке. В жаркое время года реки и озера пересыхают, и на континенте наблюдается дефицит воды. В качестве источников водоснабжения австралийцы используют некоторые крупные реки и озера, непересыхающие летом, и скважины. Подземные воды имеют большое экономическое значение для сельского хозяйства страны.
Туристам, отправляющимся в путешествие по Австралии, настоятельно рекомендуют запастись водой. В отдаленных районах и засушливых областях найти источник с питьевой водой практически невозможно. Да и в городах власти ввели ограничения на расход воды. За полив сада и мойку автомобиля могут оштрафовать.
Система обратного водоснабжения
Инженеры ищут технические решения, которые помогут сэкономить водные ресурсы. Они технологию повторного использования воды. Она позволит сократить расход воды на 60-70%.
- Горы восточной Австралии (Большой Водораздельный хребет)
- Полоса коралловых рифов (Большой Барьерный риф)
- Залив на юге Австралии (Большой Австралийский залив)
- Залив на севере Австралии (Карпентария)
- Остров на юге Австралии (о. Тасмания)
- Пустыня расположена южнее тропика (Большая пустыня Виктория)
- Пролив между Австралией и о. Тасмания (Басов пролив)
- Пролив между Новой Гвинеей и Австралией (Торресов пр-в)
- Море, имеющее название небольших морских животных (Коралловое море)
- Большой остров на севере Австралии (о. Новая Гвинея)
- Перечислите климатообразующие факторы ( г/п; океан; течения;. в/м; ветры; рельеф)
- В чем разница между понятиями: «Воды суши» и «воды Мирового океана»?
Предварительный просмотр:
I группа «КЛИМАТОЛОГИ»
Африка является самым жарким материком, Южная Америка –самым влажным….
- Подберите соответствующий эпитет (прилагательное) для Австралии, характеризующий данный материк.
- Прочитайте текст учебника (стр. 152-155) и дополнительный материал, проанализируйте климатическую и физическую карты Австралии (Атлас стр.8-12, 28-29).
- Подготовьте развёрнутый и обоснованный ответ по вашей теме, оформите его в виде схемы, таблицы или кластера, которые можно будет предложить всему классу. Объекты исследования нанесите на контурную карту.
- Назначьте учащегося, который сможет воспроизвести ваш ответ у доски.
Наводящие вопросы:
1.Какие показатели климата надо рассматривать, чтобы определить степень сухости или влажности климата?
2. Найдите территории с наибольшим и с наименьшим количеством осадков на материке. Охарактеризуйте их.
II группа «ГИДРОЛОГИ»
Объектом вашего исследования являются 6-7 строки стихотворения.
- Определите цель своего исследования (Что вы должны изучить?)
- Прочитайте текст учебника (стр. 152-155) и дополнительный материал, проанализируйте климатическую и физическую карты Австралии (Атлас стр.8-12, 28-29).
- Поясните смысл данных строк стихотворения. Подготовьте развёрнутый ответ по вашей теме, оформите его в виде схемы или таблицы, которые можно будет предложить всему классу. Объекты исследования нанесите на контурную карту.
- Назначьте учащегося, который сможет воспроизвести ваш ответ у доски.
Наводящие вопросы:
- Чем представлены внутренние воды Австралии? Перечислите и охарактеризуйте их.
- Для каких районов характерна сеть временно пересыхающих рек? Как эти реки называются?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой континент отсутствует?
Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья. Австралия — страна наоборот. Ее исток — на лондонском причале: Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. Австралия — страна наоборот. «Австралия» ( Г. Усова)
Задания для групп: «Климатологи» - подберите эпитет (прилагательное) для Австралии, характеризующий данный материк. Объясните и обоснуйте свой выбор. «Гидрологи» - объектом исследования являются 6-7 строки стихотворения «Австралия ». Определите цель своего исследования. Поясните смысл данных строк. Африка является самым жарким материком, Южная Америка –самым влажным…. Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то)...
Почему фермер упал в обморок? Обозначьте тему урока. Есть такая шутка. Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя , и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство , брызгая на лицо холодную воду , но безуспешно. И наконец , один из них догадался - «выплеснуть» в лицо несчастному 2 ведра пыли. И фермер тот час же пришел в себя.
климат и внутренние воды Австралии
ЭВМ П А С С А т Теплые течения Холодные течения сухо Алис Спринг t + 45 влажно
? Субэкваториальный Пустынный тропический Субтропический
Из-за жаркого и сухого климата на большей части Австралии слабо развиты внутренние воды (реки и озера). Крупная река Муррей с притоком Дарлинг. Озеро Эйр – его площадь изменяется в зависимости от осадков.
Муррей начинается в Австралийских Альпах на юго-востоке страны, впадает в Индийский океан. Чтобы в Муррей не проникала соленая вода океана, воздвигнуты запруды длиной около 20 км. Получилось неглубокое озеро, на песчаных берегах которого гнездятся пеликаны. От Муррея, словно щупальца осьминога, тянутся длинные белые трубы к городам и дальше в пустыню. Муррей оделяет живительной влагой большую часть Южной Австралии. Дело в том, что в Муррей впадают притоки — Дарлинг и др. Его бассейн составляет 1/7 часть территории континента. Чтобы пропорционально распределить необходимую для развития хозяйства воду, по всему течению реки построены плотины и запруды. Для регулирования расхода воды вырыто огромное искусственное озеро. Когда дождей много, в озере накапливается вода, ее используют в засушливое время. Большая площадь материка покрыта сухими руслами ( крики) они ненадолго после редких дождей наполняются водой. С какой целью проложены трубы к городам?
Отличительная особенность Австралии – обилие подземных вод. Подземные водоносные слои залегают от 20-2000м. Некоторые артезианские колодцы дают теплую и даже горячую воду. Этот район Большого артезианского бассейна. Буровая установка
В Австралии существуют ограничения на расход воды… … Туристам, отправляющимся в путешествие по Австралии, настоятельно рекомендуют запастись водой. В отдаленных районах и засушливых областях найти источник с питьевой водой практически невозможно. Да и в городах власти ввели ограничения на расход воды. За полив сада и мойку автомобиля могут оштрафовать. Применяют технологии повторного использования воды…
При каких условиях в странах мира, в том числе и в России, возможно возникновение проблем опустынивания и нехватки питьевой воды?
Ради жизни на Земле…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"
Разработка урока географии( с практическим заданием)...
технологическая карта урока Климат и внутренние воды Австралии
Для учащихся...
Тест по географии (8 класс) по теме: Проверочная работа. Внутренние воды России.
На контурной карте подписать названия крупных рек и озер России....
открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.
Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...
Климат и внутренние воды Австралии
презентация по географии 7 класс на тему климат и внутренние воды австралии...
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Конспект урока по теме: Климат и внутренние воды Австралии", 7 класс
Цель: продолжить формировать новые и углубить известные из начального курса физической географии 6 класса общие климатологические понятия. Продолжить учиться работать с различными источниками географи...