Конспект урока по теме "Транспорт России" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)
Конспект урока в 9классе по теме "Транспорт России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transport_rossii_9.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
География 9 класс
Урок по теме: «Транспорт России»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Транспорт России»
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами
Задачи урока:
- Обучающая - Способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта; познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.
- Развивающая- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.
- Воспитывающая–воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.
Оборудование: «География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса атлас 9 класс; презентация к уроку «Транспорт России», карточки со статистическими данными, индивидуальные задания.
ХОД УРОКА
- Орг. Момент. Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в
ходе урока.
Перед уроком на парты учащихся приклеиваются стикеры разного цвета с разноуровневым домашнем заданием.
- Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала.
Идёт утюжок Морщины и складки
С прокопчённой трубой, Ведёт за собой. (Пароход)
Спозаранку за окошком По прямым стальным дорожкам
Стук, и звон, и кутерьма. Ходят красные дома. (Трамвай)
За дымком,
За свистком, Братья бегают гуськом. (Поезд)
Я мчусь, держусь за провода, Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
Это что за башмаки? Встали на колечки -
То малы, то велики. В них едут человечки. (Автомобиль)
Ни дождя, ни града нет,
Только в небе рыхлый след. (Реактивный самолет)
Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу:
Изучая хозяйство России, вы уже знаете, что распространение отраслей промышленности по территории нашей страны неравномерное. На размещение отраслей промышленности и сельское хозяйство оказывают влияния различные факторы и один из ведущих – транспортный. Почему? Давайте представим ситуацию, когда крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальневосточного экономического района – построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности. С чего он начнёт решать свои проблемы? С оценки, как туда добраться. Опять – роль транспорта.
- Тема сегодняшнего урока? «Транспорт России». (запись темы в тетрадь)
- Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.
Изучить транспортный комплекс России, его роль в экономике страны.
Какие проблемы? Какой вид транспорта самый эффективный? Достаточно ли Россия обеспечена транспортной сетью?
- Проверка домашней работы.
Соревнование «Чей ряд лучше?» Географический диктант по цепочке. После выполнения задания решение заданий из ОГЭ. Задания на слайдах.
Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа.
Пассажирооборот транспорта общего пользования
в России в 2011 г., млрд пассажиро-км Ответ: 31.
Пассажирооборот транспорта общего пользования | 443,9 |
в том числе: | |
железнодорожного | 139,7 |
автомобильного (автобусы) | 136,9 |
воздушного (транспортная авиация) | 166,6 |
5.1. В каком из перечисленных регионов густота железных дорог наибольшая?
1) Красноярский край 2) Республика Коми 3) Республика Калмыкия 4) Тульская область
5.2. Основной судоходный речной бассейн России:
1) Волго-Камский; 2) Ангаро-Енисейский; 3) Амурский. 4) Лено - Вилюйский
- Изучение нового материала.
1. Задание по рядам. Характеристика основных видов транспорта по плану.
Вид транспорта | Грузооборот | Пассажирооборот | Основные грузы | Преимущества | Недостатки |
Ж/д | |||||
Автомоб. | |||||
Морской |
Подготовительная работа. Распределение отвечающих на вопросы.
1 – записывают данные на доску
2 – называют преимущества и недостатки
3 – география транспортных путей.
Остальные дополняют.
Обратить внимание на проблемы урока.
2. Ответы и выступление групп учащихся.
А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году. Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Особенности географии современной сети железных дорог страны. Беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.
Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.
Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.
В) Трубопроводный транспорт
Преимущества и недостатки данного вида транспорта, особенности его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы вследствие утечки газа или нефти.
Г) Воздушный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.
Рассказ об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.
Д) Водный транспорт (морской и речной)
Рассказ о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития. Обозначение крупнейших морских портов Северного бассейна (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон); Тихоокеанского бассейна (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград); Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа).
Сообщения учащихся о речном транспорте России.
Дополнения.учителя.
Учитель: с помощью какого-либо одного виды транспорта решить эти задачи невозможно, поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют друг с другом, дополняя друг друга, образую транспортную систему.
(Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, что крупные города на ней напоминают пауков, сидящих в центре или на краю раскинувшейся вокруг них паутины. Сюда сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы).
3. Выводы работы. Достаточно ли Россия обеспечена транспортной сетью?
Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.
Предлагаемые вопросы для обсуждения:
1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?
2. Где, что и как нужно строить?
3. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?
4. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?
5. Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?
6. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом?
7. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?
- Закрепление изученного материала.
работая с текстом параграфа, заполните таблицу «Анализ эффективности работы транспорта»
железнодорожный | автомобильный | морской | речной | воздушный | |
Низкая себестоимость | + | - | + | + | - |
Большая скорость транспортировки | + | + | |||
Большая дальность перевозок | + | + | + | + | |
Влияние на окружающую среду | + | ||||
Влияние природных условий на работу транспорта | + | + | |||
Возможность доставки груза непосредственно к потребителю | + |
Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей работе транспорта. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.
Вывод по таблице. – Какой вид транспорта набрал наибольшее количество положительных знаков
Из таблицы видно, что железнодорожный транспорт является ведущим в транспортной системе страны.Обоснуйте, почему? (Это обусловлено географическими особенностями нашей страны: протяженность с запада на восток; грузоподъемностью, надежностью, универсальностью, относительной дешевизной перевозок).
Основные черта географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. (работа с картой «Железнодорожный транспорт»)
- Какую форму имеют ж.д в Европейский и Азиатской частях страны? С чем это связано? (экономика России исторически концентрировалась в европейской части страны. Её основные связи, следовательно и потоки грузов ориентированы преимущественно на запад и юг. Там расположены порты и основные торговые партнеры. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали. Чем восточнее, тем их меньше.)
- В последнее время политика правительства направлена на развитие азиатского региона: разработку новых месторождений, строительство новых предприятий. Как вы думаете, эти идеи будут быстро воплощены в жизнь? (нет, быстро растет грузопоток между Сибирью, Дальнем Востоков и европейской частью, осуществлять эти перевозки стало труднее, так как недостаточное обеспечение транспортом.Поэтому строительство новых железных дорог на востоке России остается важнейшей задачей)
Вывод: чтобы развивать отрасли промышленности – необходимо сначала обеспечить территорию транспортными путями.
- Подведение итогов. Оцените эффективность своей работы по 10 бальной системе.
- Домашнее задание1 уровень – п.30,
- Уровень - п.30, составить таблицу «Влияние природных условий на транспорт»
3 уровень - П.30, подготовить сообщения «Транспорт и экология» (автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный)
Индивидуальное сообщение «Развитие железнодорожного транспорта в России»
«Анализ эффективности работы транспорта»
железнодорожный | автомобильный | морской | речной | воздушный | |
Низкая себестоимость | |||||
Большая скорость транспортировки | |||||
Большая дальность перевозок | |||||
Влияние на окружающую среду | |||||
Влияние природных условий на работу транспорта | |||||
Возможность доставки груза непосредственно к потребителю |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...