конспект урока географии в 5 классе Земля - планета солнечной системы
план-конспект урока по географии (5 класс)

Сухорукова Ирина Валерьевна

открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме

«Земля в Солнечной системе»

в 5 классе ФГОС

учитель географии

Сухорукова Ирина Валерьевна

Учебный предмет: география.

Учебная тема: Земля – планета Солнечной системы.

Возраст учащихся (класс) 11 лет (5 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

По завершению урока учащийся должен:

знать: особенности расположение и особенности планет Солнечной системы.

уметь: выделять особенности планет Солнечной системы.

Технологии: урок с использованием ИКТ.

Оборудование: Учебник А.А. Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016г., ЦОР - презентация «Земля в Солнечной системе» (Приложение 1), атлас, модель Солнечной системы, компьютер, проектор.

Цель: Доказать уникальность Земли среди других планет Солнечной системы.

Задачи:

образовательные: 

  1. Повторить строение Солнечной системы.
  2. Сформировать у обучающихся представление об особенностях планет Солнечной системы.
  3. Сформировать у обучающихся представление об уникальности планеты Земля.

развивающие: 

  1. Развивать умение выделять главные особенности;
  2. Развивать умение объяснять следствия особенностей планеты Земля;
  3. Формировать умение работать с различными источниками информации (карты атласа, учебник (текст параграфа и статистический материал приложений);

воспитательные: развивать интерес к предмету.

Предварительная подготовка:

  1. Разработка презентации.
  2. Подготовка маршрутных листов, презентации к уроку.

Этапы урока:

1. Организационный

2. Актуализация знаний

3. Изученного материала

4. Закрепление изученного материала

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Планируемые результаты: заполнен маршрутный лист «Земля – планета Солнечной системы», где учащиеся выделили главные понятия урока и особенности планеты Земля, заполнили таблицу «Планеты Солнечной системы».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

0

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку, приветствует

Выполняют требования учителя

1

1

Актуализация знаний

Предъявляет учебную задачу

Решает учебную задачу, формулирует тему и цель урока

1

2

Изученного материала

Наводящими вопросами и комментариями определяет ход изучения материала.

Физкультминутка

Организует работу с различными источниками информации

Отвечают на вопросы, рассуждают и аргументируют ответы.


Выполняют упражнения

Выполняют задания, оформляют маршрутный лист.

25



3

Закрепление изученного материала

Организует работу в парах

Выполняют поставленную задачу

10

4

Рефлексия

Оценка деятельности учащихся

Самооценка

2

5

Домашнее задание

Формулирует задания для выполнения учащимися

Записывают

1



Ход урока

Организационный момент.

Слайд 1. Приветствие:

Урок «Земля в Солнечной системе»

Приветствие.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Слайд 2.Актуализация знаний

загадка

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (земля)

Слайд 3. Тема урока (обучающиеся формулируют цель урока)

Слайд 4.Изучение нового материала.

Формулирование цели. (обучающиеся, при помощи наводящих вопросов, сформулируют цель урока)

Цель урока: Доказать уникальность Земли среди других планет Солнечной системы.

Что же такое Солнечная система? Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. На стр. 56 Прочитайте 1 пункт, прочтите его и выясните, что входит в состав Солнечной системы.

Слайд 5. Итак, солнечная система включает в себя Солнце, 8 планет, более 60 спутников, свыше 5000 астероидов и множество более мелких объектов – комет, космических обломков и космическая пыль.(Запишите в маршрутный лист).

Слайд 6.Часто солнечную систему называют Вселенной. Люди по-разному представляли себе Вселенную. Очень долго великие ученые утверждали, что все небесные тела вращаются вокруг Земли. И только Николай Коперник в 1543 году создал новую модель Вселенной, где в центре находится Солнце.

Слайд 7. Сегодня мы знаем, что все планеты вращаются вокруг Солнца. (Модель)

На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

МЕРКУРИЙ - раз,

ВЕНЕРА - два-с,

Три - ЗЕМЛЯ,

Четыре - МАРС,

Пять - ЮПИТЕР,

Шесть - САТУРН,

Семь - УРАН,

Восемь - НЕПТУН,

Девять - дальше всех ПЛУТОН,

Кто не видит - выйди вон! . На данной модели мы видим не все планеты. Здесь отсутствуют… (Уран и Нептун).К тому же, планета Плутон в 2006 году была исключена из числа планет . Теперь Плутон относится к числу малых планет. Но споры ученых по данному вопросу продолжаются.

Что вы можете сказать, наблюдая за планетами? (Вращаются с разной скоростью, находятся на разном удалении от Солнца, имеют разные размеры.)

Каждая планета движется вокруг Солнца по определенному пути. Как называется этот путь? (Орбита) Запишите определение в маршрутный лист.

Слайд 8. Земля относится к планетам земной группы. Её шарообразная форма и размеры имеют важное географическое значение. Давайте выясним эти географические следствия при помощи пункта 2 на стр. 56. И заполним схему в маршрутном листе.

Слайд 9. Земля имеет постоянный спутник.

Спутница Земли,

Круглолика и бледна

Ярко светит нежным светом

С неба тёмного… (Луна)

Землю с её спутником рассматривают как двойную планетную систему. В этой системе четко появляется тесная взаимосвязь планеты и спутника. Прочитав пункт 3 на стр. 57,выделите основную мысль в виде одного предложения и ответьте на вопрос «В чем проявляется взаимосвязь Земля – Луна?» (сила лунного притяжения и сила, возникающая при взаимном вращении, приводят к образованию приливов и отливов на Земле).

Физкультминутка.

Слайд 10- 11 Все планеты очень разные. Давайте проведем географическое исследование. При помощи карты в атласе «Земля во вселенной» заполним таблицу «Планеты Солнечной системы» в маршрутном листе. Внимательно изучите условные знаки карты и выпишите в таблицу нужную информацию. Отметив в последнем столбике самую уникальную особенность планеты.

Слайд 12. Земля планета, на которой мы живем. Она удивительна и уникальна. В чем же её уникальность? (стр. 57 пункт 4). (Земля – планета жизни. Атмосфера, пропускающая достаточное количество солнечного света. Вода существует в трех состояниях).

Слайд 13. Закрепление

Что такое Солнечная система?

Какая планета расположена ближе всех к Солнцу, какая- дальше всех от него?

Какая Планета самая маленькая, какая-самая большая?

Назовите главное отличие Земли от других планет.

Слайд 14 -16. Узнай планету (Загадки)

Слайд 17. Рефлексия.

Закончи предложение…

На уроке я узнал….

На уроке я научился…

На уроке мне понравилось…

Моё настроение…

Выбери смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке и назови его номер.

Слайд 18. Домашнее задание. Параграф 21.

Мини-сообщение (презентация 3-4 слайда) о любой планете (по желанию).

Слайд 19. Оценить (похвалить) и поблагодарить за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Земля-планета Солнечной системы"

Поурочный план по ФГОС. Различные формы урока, использование электроннго приложения, презентация повышают познавательный интерес учащихся....

Урок в 6 классе "Земля - планета Солнечной системы".

Урок по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии. 6 класс.Цель урока:►       Сформировать представление о солнечной системе и ее планетах;►...

Разработка урока географии в 5 классе "Земля - планета Солнечной системы"

В материале представлены конспект и презентация урока  "Земля - планета солнечной системы"  в соответствии с ФГОС....

Урок - игра по теме "Земля-планета Солнечной системы"(география, 5 класс, ФГОС ООО)

Данная презентация поможет провести обобщающий урок в 5 классе по географии в виде игры по изученному разделу "Земля- планета Солнечной системы" по авторской программе А.А. Летягина в рамках ФГОС ООО...

Конспект урока по ФГОС по географии 5 класс Земля - часть Солнечной системы

Данный урок  идет  6 по счету, и 1 в теме   раздела Земля – планета Солнечной системы...

презентация к занятию по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии по теме "Земля-планета Солнечной системы"

Презентация составлена в качестве иллюстративного материала к занятию по подготовке к ГИА по географии. Вопросы темы "Зекмля-планета Солнечной системы " можно отнести к категории самых сложн...

Конспект урока географии в 5 классе "Земля-планета Солнечной системы"

Научить различать планеты земной группы, измерять «земные окружности» с помощью глобуса, определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы, анализировать информацию, сам...