Рабочая программа "Занимательная география 7 класс"
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс)
Рабочая программа по курсу «Родные просторы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Курс «Родные просторы» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности.
На изучение отведено 35 часов в год (1 час в неделю).
Актуальность внеурочной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Данная программа актуальна тем, что позволяет дать целостное представление о природе, населении и хозяйстве республики.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_geografiya_7_klass_2018.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Жилино»
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета протокол №__________ от «______»_______________2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ п.Жилино _____________________Н.К.Щур Приказ №__________ от «____»_______________2018г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по внеурочной деятельности
«Занимательная география. Родные просторы»
в 7 классе
Направление: общеинтеллектуальное
(с учетом психофизических возможностей, особенностей обучающихся (воспитанников) c ограниченными возможностями здоровья)
Срок реализации: 1 год
учителя географии
Малушиной Ульяны Хайдеровны
2018 год
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Родные просторы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Курс «Родные просторы» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности.
На изучение отведено 35 часов в год (1 час в неделю).
Актуальность внеурочной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Данная программа актуальна тем, что позволяет дать целостное представление о природе, населении и хозяйстве республики.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы создать условия для развития географических знаний, умений, опыта, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к своей республике.
Основными задачами являются
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов и явлений;
- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы;
- формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту;
- развивать практические умения при работе с картой Калининградской области, планом местности для получения необходимой географической информации.
II. Место учебного предмета
Программа рассчитана на 35 учебных часа в 7 классе, из расчета 1 час в неделю.
Изучение ведётся по четырем разделам:
1. Физическая география Калининградской области – 14 часов
2. Экономическая география Калининградской области – 6 часов
3. Природа и экономика своего района – 6 часов
4. Рельеф Калининградской области. Экология. – 4 часа
5.Итоговые занятия- 5часов
В первом разделе – раскрываются основные природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, почва), взаимодействие между ними и охрана.
Во втором разделе – раскрываются природные и трудовые ресурсы региона, территориальная структура хозяйства, география важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, основ природопользования и охрана природы.
В третьем разделе – представлено комплексное изучение Неманского района, на территории которого мы проживаем (экономика, природные ресурсы, население)
В четвертом разделе – рассматривается природа, рельеф и экология своей области. В ходе занятий предусматриваются экскурсии.
Цель которых поближе познакомить учащихся с окружающей средой, вызвать желание беречь и сохранять её природные ресурсы.
Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, экскурсий, а также с использованием компьютеров и имеющихся на рынке готовых программных продуктов и электронных карт и атласов.
III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
- Иметь представления о состоянии географической науки своего региона, источниках географической информации, о компонентах природы и хозяйства, пространственной организации хозяйства и населения республики, района.
- Знать основные черты устройства земной поверхности своей местности.
- Уметь объяснять связи между компонентами природного комплекса, отраслями хозяйства региона, анализировать влияние природных условий на деятельность человека, оценивать место и роль республики (района) в территориальном разделении труда, ориентироваться на местности по картам республики.
- Понимать: суть экологических проблем; принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание внеурочной деятельности:
I Физическая география Калининградской области (14ч)
Раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.
Географическое положение и границы. Площадь. Сравнение географического положения Калининградской области с географическим положением других республик. Географические координаты крайних точек. Тектоника, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.
Основные тектонические структуры, время их возникновения. Особенности геологического строения. Горные породы и их возраст. Развитие форм рельефа. Карст, оползни, оврагообразование, эрозия, выветривание. Меры предупреждения этих явлений. Полезные ископаемые и их размещение по территории. Охрана недр.
Понятие о почве. Факторы почвообразования. Основные типы почв и их плодородие. Свойства, закономерности пространственного распространения почв. Охрана почв от ветровой и водной эрозии. Мелиорация почв.
Климат. Значение климата в природе и жизни человека. Исследование связи времен года и народных примет.
Внутренние воды и их хозяйственное значение. Основные речные системы, питание и водный режим рек. Реки как природные комплексы. Озера, их генезис и морфологические характеристики. Географическое распространение озер и их рациональное использование.
Физико-географическое районирование Калининградской области в целях научного обоснования размещения промышленного, сельскохозяйственного производства и рационального использования природных ресурсов. Основные таксономические единицы. Область равнин и предгорий, горно-лесная область. Физико-географические районы. Природно-ресурсное районирование Калининградской области. Взаимодействие природы и общества. Антропогенные изменения природных условий. Экологические и хозяйственно-экономические последствия загрязнения окружающей среды. Охрана природных ресурсов: вод, земель, недр, воздуха, растительности, животного мира. Охрана природных комплексов. Охраняемые природные объекты и территории. Памятники природы. Калининградский биосферный заповедник. Заказники. Экологические проблемы и пути их решения. Основные правила поведения в природе. Формирование экологической культуры.
II Экономическая география Калининградской области (6ч) Местное, поясное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История географических исследований.
Трудовые ресурсы. Размещение населения и трудовых ресурсов. Рынок труда и занятость населения.
Национальный состав населения. Районы компактного проживания различных народов. Быт и религия народов. Этнокультура.
Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, инфраструктура. Межотраслевые и межрайонные производственные связи. Инвестиционная деятельность.
Транспорт - материальная основа хозяйства и социальных связей. География транспорта: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, авиационный. Современное взаимодействие всех видов транспорта. Возможные варианты развития транспорта. Транспортные узлы.
Развитие сельского хозяйства Калининградской области и его тенденции. Формирование рыночных отношений. Приватизация предприятий и организация фермерских хозяйств.
III Природа и экономика своего района(6ч)
Географическое положение и границы. Площадь. Основные типы почв и их плодородие.
Влияние природных ресурсов на хозяйственную деятельность жителей района.
Национальный состав населения района
Экологические проблемы и пути их решения.
Кавказский биосферный заповедник его цели и задачи.
IV Рельеф Калининградской области (5ч)
Изучение месторасположения станицы. Особенности рельефа. Влияние людей и природных факторов на рельеф.
Составление топографической карты с нанесением водоемов: озер, прудов, родников.
V Итоговые занятия(4ч)
IV.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Всего часов | Тема уроков | Дата план. | Дата факт. |
I Физическая география Калининградской области (14ч) | ||||
1 | 1 | Физико-географическое положение, территории и границы. | ||
2 | 1 | Государственно административное устройство. | ||
3 | 1 | Геология родного края | ||
4 | 1 | Рельеф | ||
5 | 1 | Полезные ископаемые | ||
6 | 1 | Климат. | ||
7 | 1 | Значение климата в природе и жизни человека | ||
8 | 1 | Времена года и народные приметы | ||
9 | 1 | Внутренние воды и водные ресурсы. | ||
10 | 1 | Экскурсия. | ||
11 | 1 | Почвы и земельные ресурсы. Рассмотреть на примере почв станицы. Экскурсия по окрестностям. | ||
12 | 1 | Природные комплексы. Ландшафты. | ||
13 | 1 | Физико-географическое районирование. | ||
14 | 1 | Охрана природных ресурсов республики | ||
II Экономическая география Калининградской области (6ч) | ||||
15 | 1 | История формирования современной территории и населения | ||
16 | 1 | Национальный состав населения. | ||
17 | 1 | Трудовые ресурсы. | ||
18 | 1 | Ведущие отрасли промышленности. | ||
19 | 1 | Общая характеристика народного хозяйства. Территориальная организация народного хозяйства. | ||
20 | 1 | Перспективы развития Калининградской области | ||
III Природа и экономика своего района(6ч) | ||||
21 | 1 | Географическое положение. Природно-ресурсные факторы развития. | ||
22 | 1 | Природно-ресурсные факторы развития. | ||
23 | 1 | Народонаселение. | ||
24 | 1 | Хозяйство. | ||
25 | 1 | Калининградский областной биосферный заповедник. | ||
26 | 1 | Охрана природной среды района | ||
IV Рельеф с(4ч) | ||||
27 | 1 | Географическое положение района. | ||
28 | 1 | Природный рельеф. | ||
29 | 1 | Влияние людей на рельеф | ||
30 | 1 | Водные ресурсы станицы. | ||
V Итоговые занятия(5ч) | ||||
31 | 1 | Викторина «Наш край» | ||
32 | 1 | Подготовка проектов "Родные просторы" | ||
33 | 1 | Защита проектов "Родные просторы" | ||
34 | 1 | Мои земляки в истории России | ||
35 | 1 | Подведение итогов по курсу Родные просторы 7 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...
Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.
Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...
Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...
Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...