Мастер - класс: "Консультация по географии к ОГЭ"
консультация по географии (9, 11 класс)
Мастер - класс: "Консультация по географии к ОГЭ" я провёл на муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2019" в городе Ртищево 13 февраля 2019 года. Размещаю примерный текст (работал без текста) + приложения+презентацию к мастерклассу "Применение элементов аналитического и других методов в работе учителя географии".
"Изюминки" мастер - класса:
1. В наших и советских школах практическую работу "Съёмка местности" по стране если проводили и проводят, то единицы географов.
2. За 20 минут показано, как детей подготовить к ГИА по 5 заданиям (в сумме на max 7 первичных баллов - одно задание оценивается 2-мя баллами).
3. Показано (исподволь - не напрямую), что обучающихся "с отклонениями" можно научить решать до 6 заданий из ЕГЭ методом исключения.
4. На фрагменте статистической таблицы показана эффективность её применения для мониторинга подготовки к ОГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс Данилова В.Н. на муниципальном
УГ 2019 в Ртищевском районе
Проведён 13.02.2019 в школе №5 г. Ртищево
«КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ГЕОГРАФИИ»
Приветствую Вас, уважаемое жюри, дорогие мои коллеги!
Приглашаю в фокус группу 4 – х коллег, которые участвуют в подготовке обучающихся к ОГЭ.
Индукция. Моделирую ситуацию: вы при подготовке к ОГЭ по географии выполняли входную диагностическую работу (демоверсию) и получились вот такие результаты [Слайд 2]. Привожу статистическую таблицу.
По таблице определите пожалуйста:
По каким темам Вы сегодня не нуждаетесь в дополнительной консультации?
По каким темам Вам будет нужна индивидуальная консультация?
По каким темам вся группа нуждается в консультации?
Анализируют таблицу и приходят к выводу, что весь «класс» нуждаются в дополнительной консультации по темам:
- план местности;
- плотность населения;
- синоптическая карта;
- (выбор страны по демографическим и экономическим показателям)
Прежде чем приступить к ??? КОНСУЛЬТАЦИИ, давайте проведём опорный спринт к проблемной теме №1.
Что вы делаете, чтобы сориентировать компас?
Что такое азимут ориентира и назовите азимуты основных сторон горизонта…[Слайд 3]
Самоконструкция. Предлагаю Вам произвести глазомерную съёмку макета местности и составить его план.
Существует два вида глазомерной съёмки: полярная и маршрутная – какой Вам сейчас будет удобнее?
Алгоритм действий при полярной съёмке макета местности [Слайд 4]:
1 этап – глазомерная съёмка. Встаём на мост, берём азимуты ориентиров, измеряем расстояния до ориентиров и записываем данные в таблицу.
2 этап – составление плана местности. Обозначьте точку (из которой проводили наблюдение) в середине листа.
Проведите через точку вертикальную линию С-Ю.
Последовательно, при помощи транспортира (показываю на доске), отметьте необходимые азимуты и из начальной точки проведите по взятым азимутам прямые линии – «лучи».
В соответствии с масштабом на «лучах» обозначьте условными знаками взятые ориентиры.[Слайд 5]
Ремарка.Вот уже 30 лет меня занимает вопрос, как советские и российские географы проводят с учащимися практическую работу «Составление плана местности»?!
Парадокс в том, что в советских образовательных программах данная тема «попадала» на ноябрь, а в российских по ФГОС – на январь…
Ну и как же в мороз и по снегу проводить практическую работу на местности?!
33 года зимой мы её проводим ВОТ ТАК… [Слайд 6], а затем в мае ВОТ ТАК…[Слайд 7]
И получаем вот такие результаты [Слайд 8],
Афиширование. Что у нас получилось?ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!
Теперь я Вас на Ваших планах прошу определить:
- азимут от домика на скалы;
- расстояние от башни до домика;
- выбрать участок для футбольного поля и обосновать свой выбор двумя доводами.
Решаем проблемы №2и №3. [Слайд 9]. Посмотрите пожалуйста карту плотности населения России на стр. … в атласе 9 класса. Теперь я рисую 2 схемы этой карты на доске и выделяю на них условно регионы России.
По этим схемам сформулируйте пожалуйста соответствующие задания ГИА
(на первой схеме указать регион с наименьшей плотностью населения, а на второй схеме с наибольшей плотностью населения.
Каким методом Вы решили задачу – МЕТОДОМ ИСКЛЮЧЕНИЯ. Следовательно, на ОГЭ вы можете этим методом ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ своего решения. Давайте попробуем этот метод в проблеме №3 [Слайд 10]. Перед вами синоптическая карта и вопрос «Какой из городов находится в зоне действия циклона, а у Вас просто «вылетело из головы» где тут циклон, а где антициклон. Каков будет правильный ответ? Ну и где же здесь циклон, а где антициклон? А теперь я прошу Вас встать друг против друга. Представьте, что Вы стоите на холоде. Обнимитесь, пожалуйста – Вам тепло? А теперь выставьте локти впереди себя вот так – Вам уже холоднее? Ну и догадайтесь, как на карте обозначаются тёплый и холодный атмосферные фронты. Так в каком городе ожидается потепление?!
Коллеги, сколько заданий из ГИА вы сейчас научились выполнять?
Шесть из 30 – ещё несколько консультаций и смело можете сдавать ГИА по географии (шутка).
Проблема №4 из ЕГЭ. Опорный спринт: Все страны по уровню развития делятся на постиндустриальные, индустриальные и развивающиеся или аграрные. К постиндустриальным относятся страны Большой восьмёрки, страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия и Израиль.
Определите правильный ответ на вопросы.
1-ый вопрос: 1. Япония. 2. Канада. 3. Алжир. 4. Франция.
2-ой вопрос: 1. Сомали. 2. Чили. 3. Вьетнам.4. Великобритания.
В части А в демоверсии ЕГЭ по географии, зная только постиндустриальные страны, обучающиеся методом исключения могут правильно ответить на
4 – 5 вопросов.
Возможно, кто-то из присутствующих сейчас подумал: «НО ЭТО НЕ ЗНАНИЯ – ЭТО ЖЕ «НАТАСКИВАНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ»!
Практика, дорогие коллеги, показала, что обучающиеся, начав решать некоторые задания методом исключения на первых консультациях в сентябре, быстрее приходят к пониманию сути данных заданий и в последующем (в феврале – марте) метод исключения используют только для проверки правильности своих ответов.
Очень надеюсь, что данные элементы АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА будут полезны вам в вашей работе…
Рефлексия.
Оборудование:
Макет местности
Компасы
Рулетки (линейки)
Карандаши ластики и фломастеры
Демоверсии ГИА и ЕГЭ
Атласы
Листы с условными обозначениями
Транспортиры
Лист «Инструкция»
Рамки 3 шт.
Презентация:
1. Заставка.
2. Диагностическая таблица.
3. Азимут ориентира и азимуты сторон горизонта.
4. Алгоритм действий.
5. Ремарка.
6. Работа детей в классе.
7. Работа детей на местности.
8. Результаты глазомерных съёмок детьми
9. Карта плотности населения России.
10. Синоптическая карта.
11. Немного о ЕГЭ
12. Спасибо за внимание
Извините, пожалуйста, за нарушение макета ПРОЕКТА!
Предварительный просмотр:
Приложения к мастер – классу на УГ 2019 Данилова В.Н.
М А Р Ш Р У Т Н Ы Й Л И С Т
глазомерной съёмки местности (макета местности) составлен
…………………………………………………………………………………………………………………
№ п/п | Наблюдаемый ориентир | Азимут ориентира | Расстояние до ориентира (фактическое на местности) | Расстояние в масштабе (для плана) |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 |
Инструкция по выполнению черновика плана макета местности:
- Обозначьте точку, из которой проводили наблюдение в середине (на краю) листа.
- Проведите через точку карандашом еле заметную вспомогательную вертикальную линию С-Ю.
- Установите транспортир на отмеченную точку и сориентируйте его.
- Последовательно при помощи транспортира отметьте необходимые азимуты и из начальной точки проведите по взятым азимутам карандашом еле заметные прямые линии – «лучи».
- В соответствии с масштабом отмерьте необходимые расстояния и обозначьте условными знаками взятые ориентиры.
План - схема
местности (макета местности) по маршрутному листу №___ составлен …………………………………………………………………….
С
Ю
Масштаб: 1:20
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОПОРНЫЙ СПРИНТ (КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ В РАБОТЕ ПОНЯТИЙ) Азимутом ориентира называется угол между направлением на Север и на данный ориентир
Алгоритм действий при полярной съёмке и выполнении плана местности (макета местности)
…в мае младшие составляют план Владыкинского парка, а старшие в краеведческих экспедициях составляют планы курганных групп и древних городищ…
ПРИМЕРЫ р езультатов работы поисковиков группы «Каскад» (приложения к конкурсным исследовательским работам)
С И Н О П Т И Ч Е С К А Я К А Р Т А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы мастер-класса для учителей географии.
Предлагаю Вам свой материал , проведенного мной мастер-класса для учителей географии....
Индивидуально-групповые занятия по математике 9 класс «Консультации по подготовке к экзаменам»
Цель ИГЗ: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по математике по уже пройденному курсу...
Проведение мастер-классов на уроках географии.
19 февраля 2018 года в МБОУ СОШ №3 учащиеся 10 б класса совместно с Гилевой Л.В., учителем географии, приняли участие в мастер-классе, который провел Руслан Михайлович Ильясов, специалист ГИС, г...
мастер- класс Моделирование урока географии в условиях ФГОС
опыт работы по данной теме...
Разработки мастер-классов, консультации из опыта работы
Разработки мастер-классов, консультации из опыта работы...
Мастер- класс "Роль учителя географии в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся"
Мастер- класс на Региональном проблемно- тематическом семинаре...
Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г
. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....