Рабочая программа География 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Пастушок Ирина Брониславовна

Рабочая программа по географии 5 класс. Учебник География начальный курс И.И.Баринова, А.А.Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа 5 класс82.5 КБ
Microsoft Office document icon КТП 5 класс166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «География. Начальный курс. 5 класс» 34 часа-1 ч в неделю.

Пояснительная записка.

- рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 140, [4]с.: ил., карт.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География.  Начальный курс» систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №12 г.Пушкино.

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 час, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Результаты изучения учебного предмета.

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «География. Начальный курс. 5 класс».

Личностными результатами являются следующие умения:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской

Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность

их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии

посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной

деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях

гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и

антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы

жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Содержание учебного предмета.

Что изучает география (4 часа).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы:

  1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы;
  2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной (6 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (6 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практические работы:

  1. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты;
  2. Самостоятельное построение простейшего плана

Природа Земли (13 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Практические работы:

  1. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Практические работы:

  1. Составление карты стихийных природных явлений.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговый (1 ч)

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Практические работы

1

Тема 1. Что изучает география

5

2

Тема 2. Как люди открывали Землю

5

2

3

Тема 3. Земля во Вселенной

9

4

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли

4

2

5

Тема 5. Природа Земли

10

3

6

Итоговый тест за 2 полугодие

1

итого

34

7

                                



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе по учебнику И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «География. Начальный курс.» 34 часа-1 ч в неделю (ФГОС)


п/п

Тема раздела, урока.

Кол-во
часов.

Деятельность
учащегося.

Материально
техническое
оснащение.

Планируемые результаты.

Дом.
задание.

Дата
проведения
(план)

Фактич.
дата

метапредметные

предметные

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Что изучает география 4 часа

1

Мир, в котором мы живем.

1

Индивидуальная, фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Эвристичес-кая беседа

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

Коммуникативные УУД: продолжить обучение в эвристической беседе

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно выделять познавательную цель

ПознавательныеУУД: уметь объяснять особенности планета Земля

Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.

Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»

Формирование ответственного отношения к учёбе.

§ 1, вопросы стр.10

1 неделя сентября
01.09-10.09

2

Науки о природе

1

Индивидуальная, фронтальная. Путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами Анализ текста и иллюстраций

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику

Коммуникативные УУД: уметь отображать информацию в графической форме;

Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию;

Познавательные УУД:  уметь выделять сходство естественных наук

Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

§ 2,  вопросы стр.17

2 неделя сентября
11.09-17.09

3

География – наука о Земле.

1

Индивидуальная, фронтальная. Эвристичес-кая беседа, рассказ учителя Анализ текста и иллюстраций.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику

Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение); Регулятивные УУД: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; Познавательные УУД:  уметь выявлять различия двух частей географии.

Объяснять значение понятий: география, разделы географии.

Приводить примеры географических наук. Формирование умения ставить учебную цель.

 Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.

§ 3, вопросы стр.21

3 неделя сентября
18.09-24.09

4

Методы географических исследований.

1

Индивидуальная, фронтальная. Эвристичес-кая беседа, рассказ учителя.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска;  Познавательные УУД: показывать ценность географической информации для человечества.

Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).

Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях

§ 4 Работа по составлению вопросов по теме.

4 неделя сентября
25.09-01.10

Как люди открывали Землю  4 часа

5

Географические открытия древности и Средневековья.

1

Индивидуальная, фронтальная, парная. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник

Коммуникатив-ные УУД: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника); Познавательные УУД:  уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества

Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

§ 5, вопросы стр.29

5 неделя октября
02.10-08.10

6

Важнейшие географические открытия.

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая. Путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию в электронном приложении; Регулятивные УУД; самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения; Познавательные УУД: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли

Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира

§ 6, вопросы стр.34

6 неделя октября
09.10-15.10

7

Открытия русских путешественников.

1

Индивидуальная, фронтальная, парная.  Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами

Карта с маршрутами путешественников. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию в электронном приложении; Регулятивные УУД: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения; Предметные УУД:  выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

§ 7, вопросы стр.40

7 неделя октября
16.10-22.10

8

Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая. Подведение итогов

Карта с маршрутами путешественников. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы; Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска; Познавательные УУД:  уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса

Уметь: называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Формирование ответственно -го отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Ответы на вопросы.

8 неделя октября
23.10-29.10

Земля во Вселенной  6 часов

9

Изучение Вселенной

1

Индивидуальная, фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью.

Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств; Познавательные УУД: объяснять представления древних людей о Вселенной

Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Умения управлять своей познавательной деятельностью

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

§ 8,9, вопросы стр.45, 51

9 неделя ноября
07.11-12.11

10

Соседи Солнца. Планеты-гиганты

1

Индивидуальная, фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Беседа. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью.

Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Знать особенности всех планет Солнечной системы

Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов. Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками  в процессе образовательной деятельности.

§ 10,11, вопросы стр.56,  60

10 неделя ноября
13.11-19.11

11

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный.

Видеофильм Вселенная.

Коммуникативные УУД:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  объяснять особенности различия небесных тел

Объяснять значение понятий:

небесные тела, метеоры и метеориты

Уметь называть малые небесные тела и их характерные черты. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты

Земля)

§ 12, вопросы стр.65

11 неделя ноября
20.11-26.11

12

Мир звезд

1

Индивидуальная, фронтальная.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;  Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба.

Объяснять значение понятия звезда, созвездия.

Знать на какие группы звёзды делятся.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

§ 13 Составить схему Звёзды по размерам  по цвету.

12 неделя ноября
27.11-03.12

13

Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса

1

Индивидуальная, фронтальная. Проверка знаний (взаимопро-верка в парах). Эвристичес-кая беседа.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник

Коммуникативнык УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  выделять условия. Необходимые для возникновения жизни на Земле.

Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

Объяснять значение понятий: астрономия, её задачи. Формирование способностей к самостоятельном у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты.

Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.

§ 14,15, вопросы стр.72,  76

13 неделя декабря
04.12-10.12

14

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая Беседа по теме. Подведение итогов.

Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа.

. Знать, какой вклад внесли отечественные учёные:К.Э.Циалковский, С.П.Королёв,

Ю.А.Гагарин

Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам. Оценивание работы одноклассников

Ответы на вопросы стр.77

14 неделя декабря
11.12-17.12

Виды изображений поверхности Земли 6 часов

15

Стороны горизонта

1

Индивидуальная, фронтальная, парная. Объяснение учителя, работа с компасом и рабочей тетрадью.

Компас, плакаты по ориентированию

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; Познавательные УУД: находить основные и промежуточные стороны горизонта

Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок.

§ 16 Определение сторон горизонта по растениям во дворе.

15 неделя декабря
18.12-24.12

16

Ориентирование

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая Рассказ учителя. Практическая деятельность учащихся.

Практическое занятие на местности.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Познавательные УУД: формулировать алгоритм работы с компасом

Объяснять значение понятий: ориентирование, компас.

Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности из различных источников.

§ 17  Ориентирование по Полярной звезде.

16 неделя декабря
25.12-29.12

17

План местности

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая Мини-лекция. Самостоятельная работа с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность учащихся

План, карты: топографическая, физическая.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: сравнивать план местности и географическую карту. делать описание местности с помощью условных знаков.

Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий: план,

масштаб, условные знаки Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности

Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради.

Нарисовать условные знаки.

17 неделя января
15.01-21.01

18

Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию»

1

Индивидуальная и групповая практическая деятельность учащихся. Беседа по теме. Подведение итогов. Практикум.

План, карты: топографическая, физическая.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД;  осознавать себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий; Познавательные УУД:  составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности

Глазомерная съёмка.

Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков.

Формирование умения выбирать средства реализации цели и  применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Оформление плана в цвете.

18 неделя января
22.01-28.01

19

Географическая карта

1

Индивидуальная и групповая практическая деятельность учащихся. Беседа по теме. Подведение итогов. Практикум.

План, карты: топографическая, физическая.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД;  осознавать себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий; Познавательные УУД:  составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности

Объяснять значение понятий: географическая карта,  градусная сеть, меридианы, параллели, экватор. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Выделять, описывать существенные признаки геогфических карт, их различия.

§ 18, , вопросы стр.87

19 неделя февраля
29.01-04.02

20

Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»

1

Индивидуальная и групповая практическая деятельность учащихся. Беседа по теме. Подведение итогов. Практикум.

План местности, физическая карта полушарий, презентация.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД;  осознавать себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий; Познавательные УУД:  составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности

Овладение основами картографической грамотности.

Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать.

Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудничество с одноклассниками

Практическая работа №4

20 неделя февраля
05.02-11.02

Природа Земли 14 часов

21

Как возникла Земля

1

Индивидуальная, фронтальная, парная. Объяснительно-иллюстративный. Работа с учебником.

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавателтные УУД:  выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

Объяснять значение понятий: гипотеза.

Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

§ 19, вопросы стр.93

21 неделя февраля
12.02-18.02

22

Внутренне строение Земли

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный.

Плакат Внутреннее строение Земли.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; Познавательные УУД:  уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек

Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера полезные ископаемые. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.

Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде..

§ 20, вопросы стр.98

22 неделя февраля
19.02-22.02

23

Землетрясения и вулканы

1

Индивидуальная, фронтальная. Тестовый контроль по материалу предыдущего урока. Объяснительно-иллюстративный – образный рассказ учителя. Работа с учебником

Физические карты полушарий и России, электронное приложение к учебнику

Коммуникативные УУД: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма

Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, кратер, жерло

Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений  и вулканы. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт.

Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

§ 21  Уметь показать на карте вулканы: Ключевская Сопка, Кракатау.

23 неделя марта
26.02-04.03

24

Материки

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Работа в группах по составлению графического портрета каждого материка. Закрепление знаний в игровой форме: викторина «Самое-самое на моем материке».

Физическая карта полушария.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  уметь характеризовать природу шести материков Земли

Объяснять значение  понятий: материк, остров, архипелаг, часть света.

Уметь показывать на карте полушарий все материки. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.

§ 22

Все материки.

Острова: Гренландия, Сахалин.

Архипелаги: Северная Земля, Земля Франца Иосифа.

24 неделя марта
05.03-07.03

25

Материки

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Работа в группах по составлению графического портрета каждого материка. Закрепление знаний в игровой форме: викторина «Самое-самое на моем материке».

Физическая и к/к карта полушарий.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  уметь характеризовать природу шести материков Земли

Объяснять значение понятий: материк, остров, часть света.

Уметь называть особенности каждого материка. Способность к самостоятельном у приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель).

Работа с картой.

25 неделя марта
12.03-18.03

26

Вода на Земле

1

Индивидуальная, фронтальная.Эвристичес-кая беседа. Работа с учебником и тетрадью.

Использование электронного приложения к учебнику

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов

Объяснять значение понятий: гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

Уметь показывать на карте полушарий все океаны

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

§ 23

Практическая работа №6.

Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

26 неделя марта
19.03-25.03

27

Воздушная одежда Земли

1

Индивидуальная, фронтальная.Объяснительно-иллюстративный.

Презентации и видеофильм

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды»

Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха.

Объяснять причины возникновения ветра.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование

экологического сознания: о необходимости  не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

§ 24 определение направление и силу ветра

екущего дня.

27 неделя апреля
02.04-08.04

28

Погода

1

Индивидуальная, фронтальная.Объяснительно-иллюстративный.

Использование электронного приложения к учебнику

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды»

Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду текущего дня.

Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

 Составлять описание результатов наблюдений

Фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

§ 24,  вопросы стр.124

28 неделя апреля
09.04-15.04

29

Климат

1

Индивидуальная, фронтальная.Объяснительно-иллюстративный.

Использование электронного приложения к учебнику

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды»

Объяснять значение понятий: климат, элементы климата. Типы климата: холодный, умеренный, жаркий.

Отбирать источники географической информации для объяснения причин

Разнообразия климата на Земле.

Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды. Иметь представление о характерных чертах типов климата.

§ 25, вопросы стр.127

29 неделя апреля
16.04-22.04

30

Живая оболочка

Земли

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая Эвристичес-кая беседа.

Использование электронного приложения к учебнику

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере

Объяснять значение понятия

биосфера

Формирование и развитие по средствам   географических знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

§ 26, вопросы стр.130

30 неделя апреля
23.04-29.04

31

Почва – особое природное тело

1

Индивидуальная, фронтальная.Объяснительно-иллюстративный. Работа с учебником и тетрадью.

Использование электронного приложения к учебнику

ПрезентацияПочвенная среда.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  уметь объяснять, что почва – особое     природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных

Объяснять значение понятий:

почва, гумус, плодородие

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

§ 26, вопросы стр.130

31 неделя мая
03.05-06.05

32

Человек и природа

1

Беседа. Индивидуальная, фронтальная, групповая Частично-поисковый.  Поиск ответа на вопрос «Зачем человеку природа?». Работа в группах.

Использование электронного приложения к учебнику

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные УУД:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; Познавательные УУД: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе

Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки

Формирование и развитие по средствам географических

знаний, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

§ 27, вопросы стр.135

32 неделя мая
07.05-13.05

33

Обобщающий урок по теме «Природа земли»

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая Эвристичес-кая беседа. Интеллек-туальные игры. Тестовый контроль.

Электронное приложение к учебнику. Физическая карта полушарий; физическая карта России.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Познавательные УУД:  определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Формирование ответственного отношения к учебе.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности. Формирование основ экологической культуры.

Ответы на вопросы.

33 неделя мая
14.05-20.05

34

Итоговый урок по всему курсу

1

Индивидуальная, фронтальная, групповая Эвристичес-кая беседа. Интеллек-туальные игры. Тестовый контроль.

Электронное приложение к учебнику. Физическая карта полушарий; физическая карта России.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Познавательные УУД:  определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Формирование ответственного отношения к учебе.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности. Формирование основ экологической культуры.

34 неделя мая
21.05-25.05

§

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...

Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...