Методический семинар "Наглядность в обучении географии"
методическая разработка по географии

Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядность в географии, изучающей конкретные, объекты и явления и свойственные им закономерности, - совершенно необходимое условие для сознательного и прочного усвоения знаний учащихся. Без наглядности, без конкретного восприятия предметов, география как учебный предмет не может существовать. Средства наглядного обучения повышают эффективность урока географии, вызывают интерес учащихся к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

             Методический семинар: « Наглядность в обучении географии»

Введение

1. Принцип наглядности и его значение в обучении географии

2. Наглядные средства обучения географии

2.1 Классификации средств обучения

2.2 Традиционные средства наглядности

2.3 Новые средства наглядности

3. Наглядные методы обучения

Заключение

Введение

Использование наглядности - составная часть учебного процесса.  Не случайно выдающийся советский географ-методист Н. Н. Баранский писал по этому поводу, что проблема наглядности нигде «не приобретает столь важного значения, как в методике географии...» и что «ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности, как география»

Цель семинара: рассмотреть возможности наглядного обучения в реализации школьного географического образования

Задачи:

1) рассмотреть и систематизировать понятия, связанные с наглядным обучением географии

2) познакомиться с различными классификациями средств обучения географии и дать характеристику их основных видов

3) раскрыть сущность наглядных методов обучения географии

1.Принцип наглядности и его значение в обучении географии

Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядность в географии, изучающей конкретные, объекты и явления и свойственные им закономерности, - совершенно необходимое условие для сознательного и прочного усвоения знаний учащихся. Без наглядности, без конкретного восприятия предметов, география как учебный предмет не может существовать. Средства наглядного обучения повышают эффективность урока географии, вызывают интерес учащихся к предмету.

Методическая ценность использования наглядных пособий в географии заключается в том, что благодаря фронтальному зрительному восприятию у всех учащихся создается правильное представление о географическом объекте. Высшей формой наглядности в географии является непосредственное изучение объектов и явлений, но далеко не все из них могут быть наблюдаемы учащимися. Удаленность изучаемых объектов, их огромные размеры требуют вместо них применять копии или изображения, приготовленные для обучения.

2.Наглядные средства обучения географии

Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства обучения воздействуют на эмоции учащихся, активизируют их. Активизация проявляется как непосредственное интенсивное переживание ребенка, которое придает определенную направленность его мышлению, служит стимулом его деятельности, источником уверенности в правильности избранного пути. Поэтому средства обучения нужны не только для решения учебных задач, но и для укрепления интереса к учебной работе, развития познавательной активности. Стимуляция познавательных интересов вызывается, прежде всего, новизной средств обучения.

Значение средств обучения, особенно для формирования географических знаний и умений, трудно переоценить. Они выполняют две основные функции: познавательную и функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

 2.Классификации средств обучения.

Виды средств обучения достаточно разнообразны, на их совершенствование влияет развитие науки и техники. В последние годы получили распространение такие новые средства обучения, как тренажеры, учебное телевидение, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), компьютерная техника и др.

На правильный выбор средств обучения учителями наиболее ориентирует классификация по совокупности двух признаков: поставленной дидактической задаче и способу ее реализации.

Согласно названным признакам выделяют следующие группы средств обучения:

1) учебно-наглядные пособия;

2) вербальные средства обучения;

3) технические средства обучения (ТСО);

4) специальное оборудование;

2.2 Традиционные средства наглядности

К вербальным средствам обучения относится учебник. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьников. Наличие по каждому курсу двух-трех параллельных учебников - экспериментальных, пробных, стабильных - обеспечивает благоприятные условия для выбора той или иной методической концепции, заложенной авторами в каждом из учебников географии.

Учебники нового поколения формируют географическую культуру учащихся, которая включает географические знания и умения, географическое (пространственное) мышление и специфический язык географии, создают яркую и запоминающуюся научную картину мира.
Учебники помогают учителю организовать разнообразную познавательную деятельность учащихся. Они ориентируют учащихся на самостоятельное добывание знаний, развитие творчества, приобретение навыков самостоятельного учебного труда, сочетая при этом обще учебные умения (анализ, синтез, сравнение и др.) с географическими (работа с картой, описание, характеристики и др.). Также нацеливают их на практическое применение полученных географических знаний и умений.

Основу учебников географии составляет текст. При работе с объяснительным текстом учащиеся должны выявить причину развития изучаемого объекта или явления, раскрыть причинно-следственные связи, усвоить теорию, научные понятия, законы, принципы, обобщающие мировоззренческие выводы.

 Известны три уровня работы с текстом:

1) познавательный (главная цель - усвоение);

2) аналитический (главная цель - критика);

3) творческий (главная цель - созидание нового);

Для учащихся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее распространенные приемы работы с книгой:

1) выделение существенного;

2) смысловая группировка;

3) составление плана, тезисов, конспекта;

4) составление схем, графиков, диаграмм;

5) формулирование выводов;

6) чтение поиск;

7) развитие операций анализа и синтеза осуществляется также в процессе записей прочитанного;

Уже делая выписки отдельных фактов, названий, терминов, определений, выводов, цифровых данных и т.п., вдумчивый ученик разбирается в смысле текста, дает им оценку. Учителю следует обращать внимание на умение делать нужные выводы, время от времени проводить соответствующие беседы. Наиболее сложна работа над конспектом, которая требует от ученика разнообразных умений и навыков ведения записей текстов. Проверить понимание содержания текста позволяют многочисленные вопросы и задания учебника различного уровня сложности.

 Карта.

В содержании школьных курсов географии заложены знания об особенностях карты, то есть карта рассматривается как объект изучения, а также знания географического содержания, то есть когда выступает как источник знаний (и как средство наглядности). Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее чем компьютерная. Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового использования. Именно картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения, взаимосвязей между явлениями и объектами.

Работа с  картами способна пробудить активную практическую заинтересованность в изучении природы, населения и хозяйства родного края. В последние годы практике преподавания географии в средней школе широко применяется прием моделирования новых карт. Этот прием позволяет учащимся глубже усвоить причинно-следственную зависимость изучаемых явлений природы.

Таким образом, карта является необходимым источником знаний, а умение работать с картой: читать ее, анализировать, сопоставлять карты различного содержания, создавать модели новых карт - является одним из основных географических умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе обучения географии.

Наглядные пособия.


Наглядность - один из основных принципов преподавания учебных предметов. Создание ярких образов, представлений способствует усвоению знаний. Разумеется, что процесс познания не ограничивается зрительным образом действительности и восприятием модели, картины, условной схемы. Мышление, абстрагируясь от конкретных образов, устанавливает свойства, внутренние и внешние связи объекта или явления с другими объектами или явлениями, вскрывают те их стороны, которые непосредственно зрительно не воспринимаются.

 Учебные картины - это всегда обобщенное воспроизведение реальных объектов и, в отличие от фотографий подчеркивают главные, существенные признаки объекта или явления, что позволяет, с одной стороны, получить достоверную информацию о типичных признаках и особенностях предмета, а с другой - сравнительно легко отделить главное от второстепенного. Учебные картины могут быть использованы в разных дидактических целях: при изучении нового материала, его повторении и закреплении, а также для проверки уровня освоения учащимися полученных знаний.

Таблицы предназначены в первую очередь для создания зрительной интерпретации цифрового материала, для раскрытия физико-географических процессов и явлений, для показа природных и производственных структур, их связей и отношений. Таблицы относятся к группе условно-графических пособий. В зависимости от способа изображения и подачи учебной информации они подразделяются на иллюстрированные, состоящие из ряда рисунков, сопровождаемых кратким пояснительным текстом; графические, изображающие объект или явление в виде диаграмм, чертежей, графиков т.д.; смешанные, представляющие собой сочетание иллюстрированного, текстового материалов. Иллюстрированные таблицы состоят из ряда частей, изображающих тот или иной графический объект.

Особый вид наглядности составляет графическая наглядность, которая объединяет таблицы, рисунки, графики, диаграммы и т.д.

В обучении географии широко применяются различные виды схем. Схему можно построить на любом материале и в любой теме, применять на разных этапах учебного процесса, но преимущественно - при объяснении нового материала и проверке знаний.

Графики - один из простых видов наглядных пособий. Это графическое изображение функциональной зависимости при помощи линии на плоскости.

Одну из групп графических наглядных пособий образуют профили. 

Профиль - это условное изображение размещения объектов или явлений в вертикальной плоскости. Они служат важным дополнением к географическим картам, создавая наглядное представление о вертикальном распределении природных явлений, т.е. представления, которые не отражает наглядно географическая карта в силу того, что на ней все проецируется только на горизонтальную плоскость. По характеру изображений можно условно выделить два вида профилей, применяемых при обучении географии. Первый из них можно условно назвать профилем - рисунком, профилем - эскизом. При создании такого профиля стараются дать обобщенный простейший, графический образ. Очень часто применяются рисунки-разрезы, на которых изображают внутреннее строение гор, вулканов, земной поверхности.

Документальные фильмы, предназначенные для сообщения новых знаний, иллюстрируют слово учителя, подтверждают его зрительным рядом. Некоторые из таких фильмов могут служить самостоятельным источником знаний. Однако большинство из них построены с опорой на объяснительно-иллюстративный метод. Нередко, обладая хорошей информативностью, они превращают учащихся в пассивных зрителей, не способствуя развитию мышления школьников.

2.3 Новые средства наглядности

В последние годы исключительно быстро развиваются информационно-вычислительная и телекоммуникационная техника, и информатизация образования.В отличие от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием - компьютер.

Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний, и обусловливает появление совершенно новых средств обучения.

Можно выделить такие новые средства (рис. 2):

1) компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;

2) обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

3) интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

4) распределенные базы данных по отраслям знаний;

5) средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;

6) электронные библиотеки;

4.Наглядные методы обучения

Методы обучения -это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны кинофрагменты и кинокольцовки. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме.

Роль наглядных методов огромна. Методы обучения должны обеспечить не только приобретение учащимися новых знаний на уроках естествознания, но и приучить их правильно воспринимать, видеть существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых явлениях. Выбор методов обучения зависит от содержания преподаваемого материала, степени знакомства с ним учащихся и их жизненного опыта. Тот или иной метод помогает учащимся, во-первых, овладеть готовыми знаниями, которые излагает учитель, во-вторых, работать самостоятельно под контролем учителя, в-третьих, работать самостоятельно без посторонней помощи. С другой стороны, метод отражает также деятельность учителя, направленную на управление процессом усвоения знаний и развитием познавательных способностей школьников. В ходе этой работы дети учатся учиться, то есть овладевают способами усвоения знаний. Один и тот же метод в зависимости от цели урока, содержания учебного материала и характера познавательной деятельности получает различную направленность и степень изложения.

Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Наглядные методы являются важнейшими инструментами в руках учителя по руководству процессом обучения естествознанию. Они позволяют организовать познавательную деятельность учащихся. Они способствуют формированию у учащихся умения наблюдать, первоначальных понятий, имеющих важное значение в конкретизации знаний. В этом заключается актуальность нашей работы.

Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении - способом практикования знаний. Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте. Изучение натуральных наглядных пособий полезно сочетать с изобразительной наглядностью.

Наглядные и словесные методы тесно взаимосвязаны. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

Основных форм сочетания слова и наглядности:

1) при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

2) при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

3) сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;.

Заключение

Современный урок географии невозможно представить себе без использования средств наглядности. Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география. Поэтому каждый учитель географии должен осознать всю значимость наглядности, знать её разновидности, методику использования на уроках.

Библиографический список:

1. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1960.

2. Бибик А. Е. и др., Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии). - М., «Просвещение», 1968 г.

3. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2107 "География". ---- М.: Просвещение, 1987 г.

4. Матрусова И.С.. Методика обучения географии в средней школе. - М., 1985г.

Интернет-источники

5. Сайт: Школьные знания com география…http://www.cool4student.ru

6. Сайт: Учебные материалы http://works.doklad.ru

7. Сайт: Средства обучения - Википедия http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала.

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала в виед экскурсионной деятельности. КАРСТОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ И ИХ МЕСТО В ШКОЛЬНОМ КУРС...

Методические приёмы и примеры использования ЭОР в обучении географии

Одним из ключевых компонентов информационно-коммуникационных технологий являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР), которые появились в Интернет в конце 2006 года и, на сегодн...

Методическое пособие по теме самообразования"Проектно-исследовательская деятельность в обучении географии"

В данном материале автор пытается ответить на вопросы"Как вызвать у ребёнка потребность в проектно-исследовательской деятельности?Какова цель проектно- исследовательского обучения?Далее в данном ...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»

Выступление на  заседании МО по теме:  «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»

Выступление на заседании МО  по теме:  «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»...