Ветер 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)
Разработка урока по географии для 6 класса по теме "Ветер" , презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veter.ppt | 2.05 МБ |
urok_geografii_6_klass_veter.docx | 57.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЕТЕР
Цели урока: Сформировать представление о причинах образования ветра Познакомить с видами ветров Научить анализировать и чертить розу ветров
ВЕТЕР –это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности
30 м 760 мм.рт.ст ? 757,1 мм.рт.ст м
Главная причина образования ветра- разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер дует из области высокого давления в область низкого ВД НД
Причины образования ветра
Ветер, меняющий направление в течение суток Б Р И З БРИЗ- прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки
Ветер, меняющий направление по сезонам года Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую
Чем больше разница в давлении, тем сильнее будет ветер 760 и 763 736 и 770
Флюгер- прибор для измерения направления и скорости ветра
Сила ветра определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 г. БАЛЛЫ НАЗВАНИЕ ВЕТРА ПРИЗНАКИ 0 Штиль Дым из трубы идет вверх, почти вертикально 3 Слабый Небольшой наклон дыма, чуть шевелятся листья 6 Сильный Листья и ветки срываются, свистит около домов 9 Шторм Тополя и толстые сучья гнутся , сдвигает с места легкие предметы 12 Ураган Сильные повреждения, срывает крыши домов, опустошает все
Физминутка Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише Деревцо все выше, выше
Направление ветра Кол-во дней северный 1 северо-восточный 4 восточный 9 юго-восточный 3 южный 1 юго-западный 3 западный 4 северо-западный 3 штиль 0 Постройте розу ветров по следующим данным за февраль 2014 г. для г. Ростов-на-Дону
Значение ветра Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью. Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов. Вырабатывает электроэнергию. Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин. Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
Домашнее задание. § 39, № 4 стр. 120 учебника в раб. тетрадях, подготовить стихи, сказки в которых говорится о ветре
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме: «Ветер»
Педай Лариса Витальевна, учитель географии муниципального казённого общеобразовательного учреждения Тутурской средней общеобразовательной школы
Цели урока: сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров
Задачи урока:
Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации; развивать творческие способности учащихся, логическое мышление; способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных
Репродуктивный уровень:
Знать, что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме
УУД
Познавательные:
Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.
Регулятивные:
Планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем
Личностные:
Знать, что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.
Ход урока.
- Организационный момент.
-эпиграфом к нашему уроку я взяла следующее выражение «Ученик на уроке – не пассивный исполнитель, а активный участник» и чтобы слово не расходилось с делом, вы на уроке должны активно поработать
- Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним тему нашего прошлого урока, о чем мы говорили на предыдущем занятии (Атмосферное давление)
- Что же такое атмосферное давление (это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы)
- как называется прибор для измерения давления, какие вы знаете виды (барометр, ртутный, анероид)
- Переход к изучению новой темы.
Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете, разгадав загадку:
Завывает, подвывает,
Злым и добрым он бывает.
Злым, когда всерьез дичает
И о прежних днях скучает.
Страшный, словно гад ползучий,
В небесах гоняет тучи
И с надрывом в вихрях стона
Волны гонит выше дома,
И ломает, почем зря
В море мачты корабля
Добрым он бывает чаще,
Добрый, значит настоящий
Движется как звук струны
Гостем с южной стороны.
В темноте, при свете дня-
Солнца яркого огня-
То дыханием ласкает,
Подналяжет, отпускает,
То стеной стоит тугой.
Отгадай, кто он такой?
(ветер)
Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?
Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров
- Изучение нового материала.
I.Ветер
- а что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию
Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности
II. Ветер, причины образования ветра.
-А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, решив задачу:
В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нём самолет, но безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая имела высоту 30 метров. Листовки кружились в воздухе и медленно опускались на землю, из них люди узнавали правду о военных действиях Советской Армии.
-Объясните, какую закономерность использовал мальчик?
На экране рисунок с изображением заводской трубы.
-Давайте еще раз вспомним, как изменяется давление с высотой, определите атмосферное давление на вершине трубы.
1) 30:10,5=2,9
2) 760-3=757,1 мм рт. ст.
-Какую закономерность использовал Саша? (Движение воздуха)
-Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого- показать стрелкой на схеме)
-Аналогично воздух движется и в горизонтальном направлении. Так в чем же причина ветра (разница в атмосферном давлении)
-А почему возникает разница в давлении над земной поверхностью (из-за разницы в температуре) (давайте вспомним теплый воздух какой (легкий), что с ним происходит (поднимается вверх), область какого давления образуется (НД), наоборот холодный воздух какой (тяжелый), что с ним происходит (скапливается внизу), что он делает (давит на земную поверхность), область с каким давлением образуется (ВД)
Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре
-А почему воздух различный по температуре? Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей ил высоты солнца)
- А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли)
- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать эти причины, давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.
III. Виды ветров.
Сейчас вы разобьетесь на 3 группы, каждая группа получает схему. Опираясь на полученные знания, вы определите, как изменяется направление ветра 1 и 2 - группа в течение суток, 3 группа - по сезонам года.
Работа в группах, объяснение схем
Под схемами соответственно учитель вешает таблички «бриз», «муссон». Каждой группе дается возможность дать определение новым понятиям
Словарная работа:
Бриз - прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки
Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)
Группа №3 Сезонные ветры – муссоны.
1. Дайте определение понятие муссонам. |
2. Как образуется летний муссон? |
3. Как образуется зимний муссон? |
Группа №1,2 Суточные ветры – бризы.
1. Дайте определение понятие бризам. |
2. Как образуется дневной бриз? |
3. Как образуется ночной бриз? |
Сообщение о ветрах, их видах (опережающее)
Есть две разновидности горных ветров - фен и бора, отличаются они тем, что фен- теплый воздух, дующий с гор, а бора- холодный, сильный порывистый ветер, так же дующий с гор в долины.
У нас в Ростовской области летом бывают иногда суховеи. Это продолжительные ветры, дующие с юго-востока, несущие жаркую, сухую погоду.
Песчаная буря в пустыне называется самум.
IV. Скорость, направление и сила ветра
Работа в группах:
Раздать карточки: две с числами, одну со стрелкой. Каждая тройка выходит к доске и составляет схему, в которой стрелкой указывает направление ветра
-В каком случае ветер будет сильнее?
Подумайте и определите, в каком направлении будет дуть ветер?
И какой из них будет сильнее?
А. 730 мм. рт. ст. 756 мм. рт. ст.
Б. 765 мм. рт . ст 744 мм. рт. ст.
В. 720 мм. рт. ст. 775 мм. рт. Ст
А. 775 мм. рт. ст. 761 мм. рт. ст.
Б. 753 мм. рт . ст 760 мм. рт. ст.
В. 748 мм. рт. ст. 758 мм. рт. ст
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее будет дуть ветер.
-посчитайте в каждой паре разницу в давлении, встаньте все в направлении от сильного ветра к слабому.
-А кто знает, как называется прибор для определения направления ветра?
Флюгер - прибор для измерения направления и скорости ветра.
На метеорологических станциях флюгер устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (Демонстрация прибора.)
- Как вы думаете, где ветры сильнее - у поверхности земли или на высоте? (На высоте - они постоянны и дуют со скоростью 20-25 м/с.)
-Ветер характеризуют по следующим показателям: направление, скорость и сила
-Направление ветра - это направление, откуда дует ветер .
-Давайте вспомним направления горизонта: основные и промежуточные. (Основные: север, юг, восток, запад. Промежуточные: с-в, ю-в, с-з, ю-з)
-Точно также существуют и главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). (показать по схеме)
-Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Боффорт в 1805 г.
-Рассмотреть форзац учебника.
Работа в парах.
Перед вами распечатка. О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)
А.С. Пушкин.
И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)
С. Михалков.
Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)
М.Ю. Лермонтов.
Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)
Н.А. Некрасов.
Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)
А.Н. Плещеев.
V. Физминутка.
Дети встают, вслух произносят стихотворение и делают соответствующее движение.
Ветер дует нам в лицо (вращают руками),
Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),
Ветерок все тише, тише (приседают)
Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).
VI. Практическая работа «Построение розы ветров»
- Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому розой ветров. Работа с учебником стр. 118 рис. 75
- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
- Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления ветров?
- А теперь постройте розу ветров по следующим данным за февраль 2014 г. для г. Ростов-на-Дону
Направление ветра | Количество дней |
Северный | 1 |
Северо-восточный | 4 |
Восточный | 9 |
Юго-восточный | 3 |
Южный | 1 |
Юго-западный | 3 |
Западный | 4 |
Северо-западный | 3 |
Штиль | 0 |
-какой можно сделать вывод?
Сообщение (опережающее)
Для Ростовской области характерны частые ветры. Среднегодовая скорость ветра составляет 4-5 м/с. Преобладают на территории района восточные ветры. В зимнее время ветры сдувают снег в понижения местности, в овраги и к лесным насаждениям. Летом ветры нередко являются причиной образования пыльных бурь. В среднем за год в районе наблюдается 7-8 дней с пыльными бурями
VII. Значение ветра.
Ветер - великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
- Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.
- Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
- Вырабатывает электроэнергию.
- Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
- Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в
- Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
- Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
5. Рефлексия.
-возвращаемся к началу урока, дополните схему «ЗНАЮ и УЗНАЛ»
-подведем итог сегодняшнему уроку
- Оценки.
- Домашнее задание.
§ 39, № 4 стр. 120 учебника в раб. тетрадях, подготовить стихи, сказки в которых говорится о ветре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме Ветер в 6 классе
Изучение новой темы, использование стихов....
Урок по теме "Ветер" в 6 классе
В материале представлены: конспект урока, презентация к уроку ...
6 класс Атмосферное давление и ветер. Конспект урока.
Развёрнутый конспект урока по теме: Атмосферное давление и ветер....
урок презентация по 6 классу"Ветер"
На данном уроке рассматриваются особенности образования ветра, виды ветра...
Презентация по теме Ветер 6 класс
Презентация предназначена к уроку в 6 классе по теме ветер. слайды оформлены как сопровождение к уроку, а также можно использовать для самостоятельного изучения учащимися....
Презентация к уроку по теме " Ветер" 6 класс
Презентация была создана для открытого урока по теме " Ветер" география 6 класс...
Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"
1. Знакомство с понятием «ветер».2 Сформировать представление об образовании ветра, роль ветра, познакомить с видами ветров ( с местными ветрами ) 3. Развивать умения чертить розу ве...