урок на тему:Глобальные проблемы человечества
презентация к уроку по географии (10 класс)
урок. Глобальные проблемы человечества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок в 10 классе . Глобальные проблемы человечества. | 42.68 КБ |
Предварительный просмотр:
конспект урока на тему "Глобальные проблемы современности"
Тема: Глобальные проблемы современности
Цель: создать педагогическую ситуацию при которой обучающиеся смогли бы:
- раскрыть сущность глобальных проблем человечества; показать, что их решение требует усилий, как на международном уровне, так и непосредственно каждого из нас;
- развивать умение анализировать проблемные ситуации;
- вырабатывать навыки работать со специальной литературой.
Оборудование и материалы: мультимедиа (или сброшюрованный из 6 страниц журнал); извлечение из всеобщей декларации прав человека; карточки-задания для моделирования экстремальной ситуации.
Базовые понятия: глобальные проблемы, терроризм, пацифизм, демография.
Тип урока: интегрированный урок (экономическая география + правоведение)
Структура урока:
I.Орг. момент.
II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
III.Изучение нового материала
1.Понятие глобальных проблем
2.Содержание некоторых глобальных проблем
3.Взаимосвязь глобальных проблем
4.Нарушение прав человека – глобальная проблема современности.
IV.Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
V.Итоги урока
VI.Домашнее задание
VII.Организованный конец урока
Интересно такой урок провести в форме устного журнала
Ход урока
Этапы урока
Содержание
I Орг. момент
Приветствие
II Актуализация
Объявление темы, целей и задач урока.
III Новая тема
- XX век уникален в истории человечества, т.к. именно в XX в мир особенно сильно изменился. В 1913г. французский писатель Шарль Пеги заметил: «Со времени Иисуса Христа мир изменился меньше, чем за последние 30 лет.». Понятно, что с 1913 года он менялся ещё стремительнее. Эти изменения связаны с расширением масштабов деятельности человечества.
На планете практически не осталось мест, не тронутых человеком. Даже в космосе, на дне океанов и в глубине Антарктиды сегодня можно обнаружить техногенные частицы.
Именно в XX в. человечество столкнулось с группой проблем, которые получили название глобальные.
- Какие глобальные проблемы вам известны?
Накануне каждая группа получила д\з – раскрыть содержание одной из проблем. Выступление каждой группы оформлено как страница журнала (это либо слайды презентации с использованием мультимедиа, либо формат А 2). Важно: каждая страница имеет свой определенный цвет.
Структура журнала
- Страница первая – голубая, цвета надежды. (рассм. Экологическая проблема. Группа А).
- Страница вторая – Жёлтая – цвета богатства. (рассм. Экономическая и демографическая проблема. Группа Б)
- Страница третья – белая, цвета неизвестности. (рассм. Медицинская проблема – проблема ВИЧ-СПИД, туберкулеза, и др. заболеваний. Гр. В).
- Страница четвертая – черная, цвета безысходности и зла. ( рассм. Проблема современного рабства). Гр. Г
- Страница пятая – фиолетовая – цвета покрова и тайны. (рассм. Проблема современного терроризма.) Гр. Д
- Страница шестая – багрово-красная, цвета спекшейся крови (рассм. Проблема войны и мира ). Гр. Е.
Во время презентаций на доске или слайде моделируется изображение земного шара в окружении глобальных проблем.
- Мы видим, что наша планета как бы в кольце проблем. Существует ли взаимосвязь глобальных проблем?
Группам предлагается задание:
Определить взаимосвязь:
Например
Гр. А. – демографической проблемы и проблемы экономической отсталости с др. проблемами.
Гр. Б. – экологический проблемы с др. проблемами.
Гр. В. – проблемы терроризма с др. проблемами и т.д.
Зависит от контингента аудитории.
Для лучшей демонстрации взаимосвязи глобальных проблем можно показать спектакль «Набат Хиросимы». Учащиеся увидят взаимосвязь проблем экологической, экономической, демографической, проблемы войны и мира, медицинской…)
Или: Провести турнир команд «Наша планета – наше здоровье».
(См. Приложение 1.)
Экстремальные ситуации
В качестве девиза следующего этапа можно взять слова Мюссе: «Из века, не знающего надежд, рождается век, не знающий страха.» Группам необходимо выработать план выживания в экстремальной ситуации.
Например
Гр. А. – условия голода.
Серия извержений вулканов в Мексике привела к выбросу пепла в верхние слои атмосферы такой мощности, что землю окутала тьма. Без необходимого количества солнечного света нет фотосинтеза. Ученые подсчитали, что до очищения атмосферы пройдет около 2-х лет. При существующем уровне потребления вы окажитесь без еды в течение этого года.
Создайте план выживания, который даст вашему народу возможность выжить.
Гр. Б. – эпидемия
Возникший несколько лет назад неизвестный вирус быстро распространился по всему миру. Ваши ученые считают, что вирус передаётся путём контактов с теми, кто купался в морской воде.
Хотя вирус малоизучен, вы знаете, что смерть может наступить через несколько лет после контакта. Лекарство пока не найдено. Десятки тысяч уже заражены.
Создайте план, который позволит вашему народу, пережить кризис.
4. Нарушение прав человека
Мы рассматривали вопросы и убедились, что все глобальные проблемы взаимосвязаны между собой.
А как связаны между собой глобальные проблемы и права человека?
- Мы можем говорить о правах граждан Казахстана, Англии, США, Украины, России,…, которые содержатся в их конституциях. Однако вряд ли они могут быть реализованы, если на нашей планете существуют глобальные проблемы.
Возьмём хотя бы право на жизнь. Без здоровой окружающей среды его невозможно реализовать ни в одной стране.
Жители Земли имеют и документ глобального масштаба, который содержит в себе права граждан, - это Всеобщая декларация прав человека.
Причем права человека отражают и интегрируют все глобальные проблемы.
Работа с Декларацией
Задание. Форму какого конкретного права человека приобретают глобальные проблемы?
Предполагаемые ответы:
- Дефицит демократии, межнациональная проблема.
- Проблема отсталости, кризис культуры и нравственности.
- Итак, анализ показывает, что сегодня на планете нет стран, где все права человека реализуются полностью. Следовательно, мы можем выделить ещё одну глобальную проблему – проблему прав человека.
Обозначим связь схематически.
- Ребята, как вы думаете что необходимо предпринять для решения данных проблем?
- Подводя итоги урока, отмечу, что судьба цивилизации зависит от самого человека. От каждого из нас зависит будущее человечества.
IV Обобщение и систематизация знаний учащихся
- Какие проблемы называются глобальными?
- Классифицируйте их.
- Почему проблему прав человека можно считать глобальной?
V Итоги урока
Комментированное оценивание работы учащихся на уроке.
VII Организованное окончание урока
Мини-сочинение «Каким я вижу будущее человечества».
«Мой вклад в решение глобальных проблем современности».
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Глобальные проблемы современности" »
Тема: Глобальные проблемы современности и права человека
Цель: создать педагогическую ситуацию, при которой обучающиеся смогли бы:
- раскрыть сущность глобальных проблем человечества; показать, что их решение требует усилий, как на международном уровне, так и непосредственно каждого из нас;
- развивать умение анализировать проблемные ситуации;
- вырабатывать навыки работать со специальной литературой.
Оборудование и материалы: мультимедиа (или сброшюрованный из 6 страниц журнал); извлечение из всеобщей декларации прав человека; карточки-задания для моделирования экстремальной ситуации.
Базовые понятия: глобальные проблемы, терроризм, пацифизм, демография.
Тип урока: интегрированный урок (экономическая география + правоведение)
Структура урока:
- Орг. момент.
- Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
- Изучение нового материала
- Понятие глобальных проблем
- Содержание некоторых глобальных проблем
- Взаимосвязь глобальных проблем
- Нарушение прав человека – глобальная проблема современности.
- Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
- Итоги урока
- Домашнее задание
- Организованный конец урока
Интересно такой урок провести в форме устного журнала
Ход урока
Этапы урока | Содержание |
I Орг. момент | Приветствие |
II Актуализация | Объявление темы, целей и задач урока. |
III Новая тема | - XX век уникален в истории человечества, т.к. именно в XX в мир особенно сильно изменился. В 1913г. французский писатель Шарль Пеги заметил: «Со времени Иисуса Христа мир изменился меньше, чем за последние 30 лет.». Понятно, что с 1913 года он менялся ещё стремительнее. Эти изменения связаны с расширением масштабов деятельности человечества. На планете практически не осталось мест, не тронутых человеком. Даже в космосе, на дне океанов и в глубине Антарктиды сегодня можно обнаружить техногенные частицы. Именно в XX в. человечество столкнулось с группой проблем, которые получили название глобальные. - Какие глобальные проблемы вам известны? Накануне каждая группа получила д\з – раскрыть содержание одной из проблем. Выступление каждой группы оформлено как страница журнала (это либо слайды презентации с использованием мультимедиа, либо 1\2 ватмана). Важно: каждая страница имеет свой определенный цвет. |
Структура журнала |
Во время презентаций на доске или слайде моделируется изображение земного шара в окружении глобальных проблем. - Мы видим, что наша планета как бы в кольце проблем. Существует ли взаимосвязь глобальных проблем? Группам предлагается задание: Определить взаимосвязь: |
Например | Гр. А. – демографической проблемы и проблемы экономической отсталости с др. проблемами. Гр. Б. – экологический проблемы с др. проблемами. Гр. В. – проблемы терроризма с др. проблемами и т.д. |
Зависит от контингента аудитории. | Для лучшей демонстрации взаимосвязи глобальных проблем можно показать спектакль «Набат Хиросимы». Учащиеся увидят взаимосвязь проблем экологической, экономической, демографической, проблемы войны и мира, медицинской…) Или: Провести турнир команд «Наша планета – наше здоровье». (См. Приложение 1.) |
Экстремальные ситуации | В качестве девиза следующего этапа можно взять слова Мюссе: «Из века, не знающего надежд, рождается век, не знающий страха.» Группам необходимо выработать план выживания в экстремальной ситуации. |
Например | Гр. А. – условия голода. Серия извержений вулканов в Мексике привела к выбросу пепла в верхние слои атмосферы такой мощности, что землю окутала тьма. Без необходимого количества солнечного света нет фотосинтеза. Ученые подсчитали, что до очищения атмосферы пройдет около 2-х лет. При существующем уровне потребления вы окажитесь без еды в течение этого года. Создайте план выживания, который даст вашему народу возможность выжить. Гр. Б. – эпидемия Возникший несколько лет назад неизвестный вирус быстро распространился по всему миру. Ваши ученые считают, что вирус передаётся путём контактов с теми, кто купался в морской воде. Хотя вирус малоизучен, вы знаете, что смерть может наступить через несколько лет после контакта. Лекарство пока не найдено. Десятки тысяч уже заражены. Создайте план, который позволит вашему народу, пережить кризис. |
4. Нарушение прав человека | Мы рассматривали вопросы и убедились, что все глобальные проблемы взаимосвязаны между собой. А как связаны между собой глобальные проблемы и права человека? - Мы можем говорить о правах граждан Казахстана, Англии, США, Украины, России,…, которые содержатся в их конституциях. Однако вряд ли они могут быть реализованы, если на нашей планете существуют глобальные проблемы. Возьмём хотя бы право на жизнь. Без здоровой окружающей среды его невозможно реализовать ни в одной стране. Жители Земли имеют и документ глобального масштаба, который содержит в себе права граждан, - это Всеобщая декларация прав человека. Причем права человека отражают и интегрируют все глобальные проблемы. Работа с Декларацией Задание. Форму какого конкретного права человека приобретают глобальные проблемы? Предполагаемые ответы: - Дефицит демократии, межнациональная проблема. - Проблема отсталости, кризис культуры и нравственности. - Итак, анализ показывает, что сегодня на планете нет стран, где все права человека реализуются полностью. Следовательно, мы можем выделить ещё одну глобальную проблему – проблему прав человека. Обозначим связь схематически. - Ребята, как вы думаете что необходимо предпринять для решения данных проблем? - Подводя итоги урока, отмечу, что судьба цивилизации зависит от самого человека. От каждого из нас зависит будущее человечества. |
IV Обобщение и систематизация знаний учащихся | - Какие проблемы называются глобальными? - Классифицируйте их. - Почему проблему прав человека можно считать глобальной? |
V Итоги урока | Комментированное оценивание работы учащихся на уроке. |
VIIОрганизованное окончание урока | Мини-сочинение «Каким я вижу будущее человечества». «Мой вклад в решение глобальных проблем современности». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Глобальные экологические проблемы" 10 - 11 классы
Представленный урок разработан на основе Технологии интерактивного обучения (модель Позиционного обучения)[1], с использованием информационных технологий. Обучающимся предложен урок в форм...
Урок по теме Глобальные проблемы современности.
Разработка урока в 11 классе, коллективный способ обучения....
Урок по теме "Глобальная сеть Интернет"
На уроке использованы занимательные задания для обобщения темы урока...
План открытого урока на тему: «Глобальное потепление»
План открытого урока на тему: "Глобальное потепление"...
Серия уроков на тему "Глобальные проблемы человечества"
http://yadi.sk/d/RdPP7rRAC4ZB5...
Интегрированный урок по теме "Глобальные проблемы человечества".
Данный урок проводился в 10-12 классах двумя учителями : учителем географии и учмтелем истории в Дудинской вечерней школе....
Разработка урока по теме: Глобальные проблемы современности
Разработка открытого урока по теме" Глобальные проблемы современности" поможет учителю обществознания в 11 классах...