программа элективного курса "Экология и мы"
материал по географии (9 класс)
Преддлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В ней представлено календарно-тематитческое плпнирование , описание содержания занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_my.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
Программа утверждена на педагогическом совете.
Протокол № от
Элективный курс « Человек и экосистемы»
Для учащихся 9х классов.
Составитель : Сергеева Н.Н. учитель географии.
ст. Абадзехская - 2018.
Пояснительная записка
Данный курс является необходимым для изучения в общеобразовательных учреждениях т.к. на современном этапе развития общества всё острее проявляются проблемы глобального характера, а одной из острейших проблем является экологическая. В школьной программе,
к сожалению, нет предмета « Экология» поэтому недостаток экологических знаний необходимо восполнять за счёт дополнительных занятий.
Программа предназначена для учащихся, выбирающих профиль обучения в старшей школе, связанный с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла. При изучении реализуются межпредметные связи с биологией, географией, социологией, что важно для развития познавательного интереса у школьников. Развиваются навыки работы с разными источниками информации: картографическими (тематические карты), текстовыми (дополнительной литературой, газеты, журналы) наглядными ( рисунки, картины), электронными (сеть Интернет), статистическими (цифровой материал), графическими (диаграммы, схемы).
Курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Призван способствовать реализации следующих целей :
- ознакомление с типичными экосистемами своей страны;
- овладение системой знаний об экологических проблемах современности;
- формирование экологического мышления и экологической сознательности;
- способствовать осознанию единства природы и общества;
- развитие познавательного интереса, путём постановки проблемной ситуации;
- понимание места и роли каждого человека в решении экологических проблем.
Для реализации данных целей, необходимо вести систематическую работу по экологическому образованию и воспитанию и не только в рамках предложенного курса.
Рассчитан курс на 13 часов
Материал для занятий подбирается с учётом уровня познавательного интереса у учащихся, не перегружая статистической информацией т.к. это вызывает переутомление. На занятиях применяются разные формы и методы путём чередования. Содержание тем предполагает самостоятельную работу и практические задания. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Формой контроля являются : практические задания, ответы на вопросы, создание проектов, тестирование, игровые занятия. По изучению курса ученик может написать реферат, защитить проект, составить вопросник .
Учебно – тематический план.
№ | тема | Всего часов | В том числе Лекции | Практич. Работы. | Форма Контроля |
1 | Введение | 1 | 1 | Семинар | |
2 | Естественные экосистемы России и их использование | 2 | 1 | 1 | Защита проектов |
3 | Городские и промышленные экосистемы | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
4 | Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы) | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
5 | Охраняемые территории России | 2 | 1 | 1 | Дискуссия |
6 | Охраняемые территории Адыгеи | 2 | 1 | 1 | Создание проектов |
7 | Экологический мониторинг | 1 | 1 | Проверочная работа | |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Дискуссия | |
итого | 13 | 7 | 6 |
Содержание программы
Тема1 Введение.
Знакомство со структурой курса, его примерным содержанием, с формами и видами работы. Обсуждаются критерии оценивания работ.
Что изучает экология. Структура экологии. Основные экологические законы.
Тема 2 Естественные экосистемы России и их использование.
Типы экосистем (лесные, луговые, тундровые, пустынные, горные, болотные, морские, пресноводные).
Основные нарушения принципов рационального использования экосистем.
Рациональное использование.
Практическая работа №1 «Составление схем косвенного воздействия человека на окружающую среду»
Тема 3 Городские и промышленные экосистемы.
Общая характеристика экосистем. Промышленное загрязнение среды. Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. Очистные сооружения. Автомобильный транспорт. Квартира как экосистема. Состояние человека как отражение состояния экосистем.
Практическая работа №2 « Учёт бытовых отходов загрязняющих природу в своей семье» ( за определённый промежуток времени).
Тема 4 Сельскохозяйственные экосистемы.
Общее представление об агроэкосистеме. Почва – главный ресурс агроэкосистемы. Прочие ресурсы системы. Контроль сорняков, насекомых вредителе и болезней. Сельскохозяйственное загрязнение.
Практическая работа №3 « Учёт сорняков на пришкольном участке на единицу площади . Изготовление гербариев сорных растений своей местности».
Тема 5 Охраняемые территории России.
Охрана природы и рациональное природопользование. Особо охраняемые территории : биосферные заповедники, заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Практическая работа №4 «Составление картосхемы охраняемых территорий России»
Тема дискуссии: Выполняют ли охраняемые территории свои функции. Обсуждение эпизода фильма «Маршрут» (охота на зубра ).
Тема 6 Охраняемые территории Адыгеи.
Уникальность природы Адыгеи. Реликты и эндемики нашей местности. Кавказский Государственный Биосферный природный заповедник.. Заказники и памятники природы.
Практическая работа №5 «Составление списка животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения в республике».
Д\з. Предложите проект природоохранной территории в нашей местности.
Тема 7 Экологический мониторинг.
Виды и службы мониторинга, его задачи. Биоиндикация. Значения мониторинга в разработке прогнозов.
Тема 8 Итоговое занятие.
Анализ степени выполнения целей и задач курса поставленных на первом занятии.
Дискуссия «Возможно ли решение экологических проблем. Зависит ли что – нибудь от меня?»
Список литературы:
Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова «Экология России» М., «Устойчивый мир» 2001
И.В. Жерноклев, Е.И. Жерноклева «Майкопский район» п. Тульский 1988
П.И. Калачев «Природа Адыгеи» Майкоп Адыгейское республиканское книжное издательство 2001
Ю.В. Новиков «Природа и человек» М., Просвещение 1999.
А.П. Горин «Энциклопедический словарь. География России» М., Научное издательство большая Российская энциклопедия 1998.
Б. Гршимек «Экологические очерки о природе и человеке» М., Прогресс 1988.
А.Е.Чижевский «Экология» М., Артель 1965.
Ю.К.Ефремов «По Кавказскому зоповеднику» М., Советская Россия , 1984.
Ред. В.Е.Соколов, Е.С. Сыроечковский «Заповедники СССР» М., Мысль, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.
Элективный курс "Visio" по информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...