Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (9 класс)
Решение практических задач по географии
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ « РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС»
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 классов.
Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География», а также углубленное изучение таких вопросов, как история путешествий и исследований, уникальные особенности природы материков Земли и нашей страны, природные и антропогенные комплексы и т.д., а также подготовку учащихся к сдаче экзамена по предмету в формате ГИА.
Актуальность предлагаемого курса определяется и общественно значимой ролью историко-географической картографической культуры в системе образования, необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории географических открытий, их значении, о природе Земли в целом и её отдельных территорий.
Курс рассчитан на 32 часа, по одному часу в неделю.
Цель программы :
Овладение географическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старших классах, изучения смежных дисциплин, применения знаний в повседневной жизни; подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме.
Задачи программы:
Углубить имеющиеся знания путем изучения дополнительных глав.
Развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся.
Определение места и роли учебного курса.
Материал, включенный в программу, интересен и полезен для учащихся, соответствует их развитию, дополняет и расширяет школьный курс предмета.
В основу программы положен системно - деятельностный подход к изучению географии.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения географии совершенствуются общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
С учетом тенденций новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения географии изменяется содержание экзаменационной работы в 9 классах.
Программа составлена с учетом структуры экзаменационной работы по курсу географии и ориентацией на требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Методы работы: предусматривают активное включение учащихся в процесс образовательной деятельности - исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Информация о количестве учебных часов.
На изучение курса отводится 32 часа в год, по 1 часу в неделю.
Формы организации образовательного процесса: уроки изучения нового материала, уроки – практикумы, обобщающие уроки, урок-беседа, урок-лекция.
Технологии обучения:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии коммуникативного общения;
- игровые технологии;
- технология развития критического мышления;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проблемного обучения;
- технология работы с одарёнными детьми.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- работа в парах;
- работа в группах различного состава.
Виды и формы контроля:
Формы контроля: творческие работы, тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал)
Виды:
- индивидуальный;
- фронтальный
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Введение | 1 | |
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия | 1 | |
Источники географической информации | 2 | |
Планета Земля | 1 | |
Природа Земли и человек | 4 | |
Материки, океаны, народы и страны. | 8 | |
Природопользование и экология | 4 | |
Природа России | 5 | |
Население России | 2 | |
Хозяйство России | 4 | |
Итого | 32 |
Содержание рабочей программы
Тема 1. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
(1 час)
Путешественники, совершившие открытия материков Земли и уникальных природных объектов. Ф.Магеллан, ДЖ. Кук, В. Да Гама, Д. Ливингстон, Х. Колумб, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев и др. Исследователи внутренних территорий – А.Никитин, П.П. Семенов-Тяньшанский и др.
Требования к уровню подготовки:
Знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Тема 2. Источники географической информации (2 часа)
Виды географических карт по содержанию, по охвату территории, по масштабу. Работа с различными видами географических карт (топографическими, общегеографическими, синоптическими) Определение координат объектов.
Требования к уровню подготовки:
Знать различия плана, глобуса и географических карт. Уметь читать карты различного содержания. Определять координаты объектов.
Тема 3. Планета Земля (1 час)
Материки и океаны Земли. Размеры, форма, строение Земли. Оболочки Земли.
Требования к уровню подготовки:
Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений.
Тема 4. Природа Земли и человек.(4 часа)
Орбитальное и осевое движение Земли, его следствия, влияние на человека. Влияние спутника Земли – Луны на природу Земли и человека. Часовые пояса Земли.
Требования к уровню подготовки:
Знать географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека. Уметь определять поясное время.
Тема 5 .Материки, океаны, народы и страны. (8 часов)
Уникальные особенности природы материков и океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы Африки, Австралии, Южной и Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Океаны Земли и их особенности. Народы, населяющие разные материки. Религии народов мира, их география. Классификация стран. Уникальные страны мира.
Требования к уровню подготовки:
Знать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли. Различия в хозяйственном освоении разных территорий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий.
Тема 6. Природопользование и экология (4 часа).
Природные ресурсы Земли: виды, особенности образования, география. Последствия использования природных ресурсов человеком. Экологические проблемы.
Требования к уровню подготовки:
Знать классификацию природных ресурсов , особенности их образования и географию распространения различных видов природных ресурсов. Последствия использования природных ресурсов человеком. Экологические проблемы.
Тема 7. Природа России.(5 часов)
Рельеф России, особенности формирования. Климат России. Внутренние воды. Особенности почв, растительного и животного мира. Уникальные природные объекты России. Памятники природы.
Требования к уровню подготовки:
Знать специфику географического положения и особенности природы, природно-хозяйственных зон и районов. Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений разных территорий России.
Тема 8. Население России.(2 часа)
Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Языковые семьи народов России.
Требования к уровню подготовки:
Знать особенности населения России. Уметь находить информацию, работать с таблицами, статистическим материалом.
Тема 9. Хозяйство России.(4 часа)
Экономические районы России, их особенности. Специализация экономических районов. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России.
Требования к уровню подготовки:
Знать особенности географического положения и административно-территориального устройства РФ. Особенности ее экономики. Уметь приводить примеры крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций. Экономические связи РФ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Технические средства обучения:
Компьютер, мультимедийный проектор цифровой фотоаппарат.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на занятиях информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на занятиях географии широко привлекаются также при подготовке проектов.
Список литературы.
- Дронов В.П., Савельева Л. Е., География России 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Дронова В.П. Москва: Просвещение, 2015 год.
- Дронов В.П., Савельева Л. Е. География России 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Дронова В.П. Москва: Просвещение, 2015 год.
- Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2009 год.
- «География. 6 - 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Дрофа», 2008 год.
- Баринова И.И. «Школьный практикум. География России. Население и хозяйство». Москва, «Дрофа», 2001 год.
- Маерова Н.Ю. «Уроки географии 8 - 9 классы». Москва, «Дрофа», 2004 год.
- «Я иду на урок географии. Физическая география России». Москва, «Первое сентября», 2003 год.
- Баринова И.И. «География России 8 - 9 классы. Методическое пособие». Москва, «Дрофа», 2002 год.
- Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. «География животных с основами зоологии». Москва, «Просвещение», 1988 год.
- Лазаревич К.С. «География России. Обучающие вопросы». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
- Перлов Л.Е. «Дидактические карточки-задания по географии. 8 - 9 классы». Москва, «Экзамен», 2010 год.
- Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2010 год.
- Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 - 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.
- Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 - 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.
- Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.
- Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие». Москва, «СФЕРА», 2014 год.
- Лазаревич К.С. «Физико-географические объекты в цифрах». Москва, «Чистые пруды», 2010 год.
- ДроновВ.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Дронова В.П. Москва: Дрофа, 2010 год.
- Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2009 год.
- «География. 6 - 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение», 2011 год.
- Баринова И.И. «Школьный практикум. География России. Население и хозяйство». Москва, «Дрофа», 2010 год.
- Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
2018-2019 учебный год
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. | ||
2 | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. | ||
3 | Источники географической информации. Глобус. Географические карты. | ||
4 | Практикум. Работа с географическими картами. | ||
5 | Планета Земля. | ||
6 | Природа земли и человек. | ||
7 | Виды движения Земли. Практикум. Решение задач. | ||
8 | Часовые пояса Земли. | ||
9 | Практикум. Определение времени по карте часовых поясов. | ||
10 | Африка, Австралия, Южная Америка. Особенности природы. | ||
11 | Евразия, северная Америка. Особенности природы. | ||
12 | Антарктида. Особенности природы. | ||
13 | Океаны Земли, их особенности. | ||
14 | Народы, населяющие разные материки. | ||
15 | Религия народов мира, их особенности и география. | ||
16 | Классификация стран. Практикум. Составление характеристики страны. | ||
17 | Уникальные страны мира. | ||
18 | Природопользование: рациональное и нерациональное. | ||
19 | Понятие о природных ресурсах. | ||
20 | География распространения различных видов природных ресурсов. Практикум. | ||
21 | Практикум Выявление экологических проблем разных регионов страны. | ||
22 | Рельеф России. Практикум. Работа с географическими картами. | ||
23 | Климат России. Уникальные климатические явления. | ||
24 | Внутренние воды России. Практикум. Работа с географическими картами. | ||
25 | Почвы России. Тамбовский чернозем: проблемы наших почв. | ||
26 | Природные зоны России. Уникальные природные объекты России. | ||
27 | Народы, населяющие Россию, их уникальность. | ||
28 | Языковые семьи. Религии. Практикум. Обычаи и традиции народов России. | ||
29 | Особенности экономических районов России. | ||
30 | Крупнейшие промышленные центры России. | ||
31 | Провинциальные города нашей страны. | ||
32 | Подведение итогов. Тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...