О возможности изучения территориальных гербов на уроках географии
статья по географии на тему
В статье показана возможность изучения на уроках географии (и во внеурочной деятельности) территорий страны путем анализа их символики (гербов) на примере Республики Алтай, Ханты-Мансийского автономного округа, Кемеровской и Новосибирской областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 121.79 КБ |
Предварительный просмотр:
О возможности изучения территориальных гербов на уроках географии.
Он должен быть у каждого, свой дом,
Простор родных угодий и урочищ.
Познай его любовью и трудом –
Ты мир, как сад украсишь и упрочишь…
…Глубь недр пойму, и сроки углублю,
И с гордостью скажу родному краю:
Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю.
Юрий Ефремов
У каждого человека есть своя малая Родина, и каждый хранит в душе светлые воспоминания об этом уголке страны, в его памяти запечатлены образы родной земли. «Официальным лицом» территории, (города, области, страны), одним из ее символов является герб.
Целью данной статьи является обоснование значимости изучения гербов для «формирования географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства» [1] на уроках географии.
В Большой Советской энциклопедии приводится следующее определение слова «герб» - «(польск. herb, от нем. Erbe — наследство), эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. ...Герб — специфический исторический источник, изучается вспомогательной исторической дисциплиной геральдикой» [2].
Несмотря на то, что герб – «специфический исторический источник», из его изображения можно получить большое количество географической информации.
В определении сказано, что изображениям на гербах придается символическое значение. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даль трактует слово «символ» как «полную картину, сущность в немногих словах или знаках» [3]. Исходя из этих двух определений, можно сделать вывод о том, что герб территории, как части страны и государства – это изображение, в котором отражены сущность (картина) данной территории, этапы ее освоения, формирования и хозяйственного развития (как исторические традиции ее владельца). Сущными признаками любой территории являются природные условия и экономико - географическое положение (как основа ее развития) и хозяйственная специализация. Эти важнейшие географические категории отражены на гербах многих территорий. Рассмотрим несколько примеров, характеризующих это утверждение.
Главной природной особенностью республики Алтай является горный рельеф, важнейшие географические объекты территории: гора Белуха – одна из высочайших вершин Центральной Азии, Телецкое озеро, красивейшие горные реки – истоки Оби – Бия и Катунь. Все они нашли отражение на официальном гербе республики Алтай (рис.1). Белая трехглавая гора в верхней части герба – Белуха, орнаментальное изображение в нижней части – реки Бия и Катунь с притоками, волнистые линии - Телецкое озеро.
Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центре Западно - Сибирской равнины. Именно в Западной Сибири сосредоточены основные массивы кедра (сосны сибирской). «Деревом жизни» было оно для многих поколений коренных народов Сибири. Дань уважения этому дереву отдана в изображении герба Ханты - Мансийского Автономного округа – он обрамлен венком из зеленых кедровых ветвей (рис.2).
Герб Кемеровской области (рис.3) четко отражает хозяйственную специализацию территории. В официальном тексте о символике области читаем: «…В центре щита - треугольник черного цвета, усеченный с боков и окаймленный узкой полосой золотого цвета, - террикон, символизирующий угольную промышленность. В центре террикона расположены перекрещенные кузнечный молот и кирка, обозначающие индустриальную принадлежность Кемеровской области. Из зеленого поля через перекрещенные молот и кирку к вершине террикона устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют также важность для Кемеровской области сельского хозяйства. Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл» [7].
В изображении гербов отражены такие важные географические категории, как экономико-географическое положение территории. Яркий пример - герб Новосибирской области (рис.4). Лазоревый столб символизирует реку Обь, а горизонтальный узкий черный пояс – Транссибирскую железнодорожную магистраль, пересекающую всю территорию Новосибирской области с запада на восток. Пересечение Транссиба с рекой Обь, является основным историческим фактором рождения г. Новосибирска в 1893 г. и как продолжение этого – создания Новосибирской области с центром в Новосибирске в 1937 г.
Конечно, подобное «географическое» прочтение гербов невозможно без глубокого знания природы, хозяйства, истории, культуры и традиций народов, населяющих ту или иную территорию, без специальных геральдических знаний. Но ведь и география не существует сама по себе, без связи с другими науками, а школьная география – без связи с другими предметными областями. Поэтому в обращении к геральдике в школьной географии видится прекрасная возможность для углубления и расширения межпредметной интеграции и, как следствие, - средство повышения познавательной активности учащихся. Изучение гербов, как символов территории, позволяет закрепить в сознании учеников образы Родного края, страны и способствует формированию гражданской идентичности, воспитанию патриотических чувств.
Рис. 1. Герб республики Алтай
Рис. 2. Герб Ханты-Мансийского Автономного округа
Рис. 3. Герб Кемеровской области
Рис. 4. Герб Новосибирской области
Список литературы:
ФГОС – Примерные программы по учебным предметам – География (Электронный ресурс) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2699
- БСЭ – Яндекс. Словари (Электронный ресурс) http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля - Яндекс. Словари (Электронный ресурс) http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F
Ю. П. Иванов. Символика Сибири. (Электронный ресурс) http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=648
- Республика Алтай:: официальный интернет-портал. http://www.altai-republic.com/index.php
- Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра. Официальный веб-сайт органов государственной власти. http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao
- Администрация Кемеровской области. Официальный сайт. http://www.ako.ru/default.asp
- Новосибирская область. Официальный сайт губернатора и правительства. http://www.nso.ru/Pages/default.aspx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОЬРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №93
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Г.КЕМЕРОВО
КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2013»
СТАТЬЯ В ПРЕДМЕТНЫЙ ЖУРНАЛ НА ТЕМУ
« ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГЕРБОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
Учителя географии МАОУ «СОШ№93»
Лазаревой Ольги Александровны
Кемерово 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка «Открытого» урока географии в 6 классе (по программе, не реализующей ФГОС) Тема: «Закрепление изученного материала по теме «Путешественники 13-16 в.в.., продолжение изучения путешествий в период 17-18 в.в. »
Аннотация: урок – путешествие. Заранее класс делится на 5 групп, выбирается капитан. В игровой форме учащиеся закрепляют знания по теме в ходе работы с документальным текстом, изображениям...
Презентация выступления "Формирование познавательного интереса на уроках географии. Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС". .
Выступление на заседании методического объединения учителей географии....
«Реализация деятельностного подхода при изучении темы «Атмосфера» на уроках географии 6 класс»
Деятельностный подход –это обучение при котором знания ученики добывают в процессе собственной учебо-познавательной деятельности .Для реализации деятельностного подхода при изучении темы «Атмосфера»на...
Формирование познавательных УУД при изучении темы «Население» на уроках географии.
В статье говорится о роли УУД, в первую очередь познавательных УУД в географическом образовании и конкретно в изучении темы "Население" во всех классах....
Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52").
Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52")....
Урок географии на тему: Административно-территориальное деление России
Урок географии в 8 классе по учебнику Сферы....
Изучение краеведческого материала на уроках географии
Изучение краеведческого материала на уроках географии...