Транспорт и мировое хозяйство
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пионткевич Лариса Ивановна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №259 городского округа ЗАТО город Фокино»
Учитель географии
Название материала. Конспект урока «Транспорт и мировое хозяйство»
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать любовь к родине, причастность к ее процветанию, развить самостоятельное мышление, повысить интерес к обучению.
Метапредметные: развивать навыки планирования и целеполагания, прогнозирования, развивать творческую активность учащихся, прививать навыки пользования предметной технологией, продолжить формирование умений работать с учебной литературой, анализировать тематические карты, оформлять результаты работы в виде отчета группы, анализировать, синтезировать, обобщать информацию.
Планируемый предметный результат: определить значение транспорта, его место и роль в мировой экономике; охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт; сформировать представление об особенностях транспорта в странах разного типа; познакомить со странами - лидерами по основным видам транспорта; определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР.
Этапы урока
1 Организационный момент
Приветствие, проверка отсутствующих, готовность учащихся. Подготовка к учебной деятельности, отчет дежурного
Учитель: Хочу начать свой урок словами Экзюпери: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”. Вот и мне сегодня выпала такая возможность пообщаться с Вами. Я рада Вас видеть и в двойне буду рада слушать и слышать Вас. Пусть наше общение будет взаимоприятным.
Эпиграфом к уроку возьму такие слова:
Если путь твой к познанию мира ведёт.
Как бы ни был он труден – вперёд!
В эпиграфе есть слова, имеющие отношение к теме нашего урока. Найдите их. А если путь долгий, то, как быстрее его преодолеть? (ответы учащихся). Какая тема урока?
2 Мотивация
Демонстрирует мини-фильм про историю расцвета и упадка города Петры, который стоял на перекрестке транспортных путей (Иордания). Смотрят отрывок видео и делают вывод о том, что потеряв значение как важный транспортный узел, город пришел к упадку.
Сотни лет торговля приносила Петре большое богатство. Но когда римляне открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля пряностями сошла, на нет, и Петра постепенно опустела, затерявшись в песках.
Задает вопрос о том, какая тема урока?
«Что бы было, если бы…» Высказывают предположения о картине мира, в котором отсутствует транспорта.
Для того, чтобы ответить на вопрос: “Почему транспорт – ведущая отрасль материального производства”, давайте представим, с какими проблемами столкнулись бы люди, если бы не было транспорта?
Предполагаемые ответы:
– транспорт – основа ГРТ
– объём и структура транспортных перевозок отражает уровень и структуру экономики.
– транспортная сеть и грузопотоки влияют на размещение производительных сил.
– без транспорта невозможно преодолеть территориальный разрыв между производством и потреблением товаров, услуг, да и преодоление расстояний между людьми.
Учащиеся делают выводы о роли транспорта как «кровеносной системе хозяйства»
Кто не знает куда идёт, вероятно, придёт неверно.
Поэтому важно составить правильный маршрут, то есть определить цели. Сегодня на уроке мы учимся:
– выделять самую главную информацию;
– красиво выражать свои мысли;
– ловить подсказку учителя;
– развивать графические способности;
– слушать друг друга;
– критически оценивать себя.
Планирование урока:
- Познакомиться с мировой транспортной системой.
- Дать характеристику видов транспорта.
- Узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике.
- Знать об особенностях транспорта в странах разного типа.
- Поговорить о проблемах и перспективах развития транспортной системы.
3. Действия для приобретения недостающих знаний:
Актуализация опорных знаний
Предлагает вспомнить материал 9 класса,
Задает вопрос: Что такое транспорт? предлагает кластеры, которые надо дополнить, чтобы ответить на вопросы.
- формулируют понятие, исходя из зрительных образов (на слайде изображение самолета, аэровокзала, взлетной полосы).
К транспортной сети относятся дороги, трубопроводы и каналы и т.п.
К транспортным средствам относятся локомотивы, самолёты, автомобили, речные и морские суда…
Работа со словарем
Транспортную систему (словарь стр. 227) мира образует транспортная система и подвижные транспортные средства.
Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров.
“Транспортная система-это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий”.
Фронтальная беседа на основе слайдов
Учитель:
На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира ( без морских трасс) превышает 42 млн.км.
Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют миллионы единиц транспортных средств.
Учимся систематизировать – индивидуальная работа. По каким признакам группируются все виды транспорта?
Предполагаемые ответы учащихся:
– по значению.
– по уровню развития
– по географическим сферам их применения.
Заполняют схему «Классификация видов транспорта».
Задает вопрос:
Каким образом можно измерить работу транспорта? Поиск определений в словаре стр.223
Предлагает представить работу групп. Каждый рассмотренный вопрос группы сравнивается с эталоном (содержанием учебника)
Проанализируйте показатели перевозочной работы мирового транспорта, находящие отражение в его грузо– и пассажирообороте? Какие изменения в процентном отношении в структуре мирового грузо– и пассажирооборота можно выделить из данных таблицы? Какой вид транспорта занимает первое, второе и третье место в грузообороте? Почему? Свой ответ аргументируйте, используя информационную подборку к таблице.
Виды транспорта | грузооборот | пассажирооборот |
железнодорожный | 12 | 10,5 |
автомобильный | 10 | 79 |
трубопроводный | 13 |
|
морской | 62 | 0,5 |
Внутренний водный | 3 | 1 |
Воздушный | 0,1 | 10 |
Проанализируйте показатели перевозочной работы мирового транспорта, находящие отражение в его грузо– и пассажирообороте? Какие изменения в процентном отношении в структуре мирового грузо– и пассажирооборота можно выделить из данных таблицы? Какой вид транспорта занимает первое, второе и третье место в грузообороте? Почему? Свой ответ аргументируйте, используя информационную подборку к таблице.
Сделайте анализ таблицы «Изменение структуры грузооборота». Рассмотрите темпы роста каждого вида транспорта. Какой вид занимает первое, второе и третье место в грузообороте? Почему?
Виды транспорта | грузооборот | |||
1950 | 1970 | 1990 | 2000 | |
железнодорожный | 30,8 | 18,9 | 16 | 12 |
автомобильный | 7,6 | 8 | 8,3 | 10 |
трубопроводный | 4,2 | 7,3 | 10,8 | 13 |
морской | 51,9 | 62,7 | 62,1 | 62 |
Внутренний водный | 5,6 | 3,0 | 2,7 | 3 |
Воздушный | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
“Транспортная система-это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий”
4. Выявление и освоение способа действий
Организует работу в группах. Предлагает ответить на вопрос: «В чем географические различия в мировой транспортной системе”.
Физкультминутка. При передвижении в любом виде транспорта каждый пассажир находится в сидячем положении, что пагубно сказывается на осанке и дыхании, если находиться в таковом долгое время. Я предлагаю вам занять удобное положение, кто хочет, может немного проехать стоя.
Группа 1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
(учебник стр. 191)
- Немного из истории.
- Страны (первые пять) с наибольшей протяжённостью железных дорог (работа с картой) найдите в интернете - Железнодорожный транспорт – Википедия
Инструкция по нахождению информации: 1. Выйдите на сайт. 2. Найдите содержание. 3. Нажмите на ссылку п.7
- Наибольшая густота железнодорожной сети (работа с картой) найдите в интернете - Железнодорожный транспорт – Википедия
Инструкция по нахождению информации: 1. Выйдите на сайт. 2. Найдите содержание. 3. Нажмите на ссылку п.7
- Преимущества и недостатки транспорта(учебник стр. 191)
Сделайте вывод о технико-экономических особенностях (о роли) железнодорожного транспорта. Приведите примеры влияния НТР на транспорта.
(учебник Максаковского стр. 153 первое предложение )
Группа 2
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
(учебник стр. 192)
- Немного из истории.
- Страны с наибольшей протяжённостью автомобильных дорог, пятёрка стран Наибольшая плотность автодорог (работа с картой) Интернет. Инструкция. 1. Выйти в интернет.2. Набрать - Страны с наибольшей протяжённостью автомобильных дорог.
- В какой стране самый высокий уровень автомобилизации? Какие страны лидируют в автомобилизации? (интернет ресурс). Инструкция. 1. Выйти в интернет.2. Набрать – Автомобилизация - Википедия
- Преимущества и недостатки транспорта.
Сделайте вывод о технико-экономических особенностях ( о роли) автомобильного транспорта. Приведите примеры влияния НТР на транспорта.
Учебник Максаковского стр. 152 курсив.
Группа3
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
(учебник стр. 194)
1.Дайте характеристику внутреннему водному транспорту. Какая его роль сегодня? Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо-и пассажирообо-рота, в %», определите место речного вида транспорта в мировом грузообороте и в мировом пассажирообороте.
2.Что такое дешёвые флаги? (интернет ресурс) Почему многие страны ими пользуются? Назовите пятёрку стран – лидеров по морскому тоннажу (интернет ресурс). Покажите на карте.
4. Назовите три крупнейших морских канала, роль каналов.
(интернет, набрать - крупнейшие морские каналы, в реферате найти ответ). Работа с картой.
3.Преимущества и недостатки транспорта (учебник стр. 192)
Сделайте вывод о технико-экономических особенностях (о роли) водного транспорта
Приведите примеры влияния НТР на транспорта.
Группа 4
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
(учебник стр. 195)
- Немного из истории.
- Какие страны выделяются по пассажирообороту этим видом транспорта?
- Назовите крупнейшие аэропорты мира (интернет http://basetop.ru/samyie-krupnyie-a, eroportyi-mira/, перейдите по ссылке)
- Преимущества и недостатки транспорта.
Сделайте вывод о технико-экономических особенностях (о роли) воздушного транспорта
Приведите примеры влияния НТР на транспорта.
Группа 5
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
(учебник стр. 193)
- Немного из истории.
2. Назовите страны с самой большой протяженностью трубопроводов. Список стран по длине трубопроводов — Википедия, перейдите по ссылке
3. Покажите самые длинные трубопроводы http://svetikya.com/post258790067/
4. Преимущества и недостатки транспорта (учебник стр. 193)
Сделайте вывод о технико-экономических особенностях (о роли) трубопроводного транспорта. Приведите примеры влияния НТР на транспорта.
Группа 6
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА
(учебник стр. 200)
Уровень развития транспорта зависит от многих факторов. Например, от уровня развития производительных сил, размеров и освоенности территории, степени включенности в географическое разделение труда и т.д. Задание: Пользуясь текстом учебника (параграф 30), заполнить таблицу «Транспорт в развивающихся и развитых странах».
Развитые страны | Развивающиеся страны |
- Обобщение и систематизация.
Учитель: без повторений нет глубины.
ТЕСТ:
1. По протяженности автомобильных дорог лидирует
1. Япония 2. Германия 3. США 4. Канада
2. По протяженности железных дорог лидирует:
1. Россия 2.Бразилия 3. Австралия 4. Египет
3. Выберите две страны, лидирующие по тоннажу морского торгового флота:
- США И Китай 2 Индия и Япония 3 Норвегия и Канада 4 Панама и Либерия
4. Какой регион занимает первое место в мире по густоте автомобильных и железных дорог?
1.Западная Европа 2. Южная Азия 3. Северная Америка 4. Австралия и Океания
5. Самый крупный по грузообороту порт мира находится в
1.Германии 2. США 3. Нидерландах 4. Японии
6. Домашнее задание:
1. Параграф 29
2. Сделайте информационную подборку о современных видах транспорта.
3. Учитесь прогнозировать – ваши сообщения “экологически чистый транспорт будущего”.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Оценивают свои достижения на уроке, определяют все ли пункты плана они рассмотрели, какие умения они приобрели, что нового узнали, каким способам деятельности научились: Какова была тема урока? Какова была цель урока? Что узнали нового? Достигли ли мы цели?
- Какой вид транспорта имеет наибольшие перспективы развития в 21 веке и почему?
- Каким требованиям должен отвечать транспорт 21 века??
Приложение
Уровень развития транспорта
Развитые страны | Развивающиеся страны |
высокий технический уровень | несформированность транспортных систем. |
взаимодействие различных подотраслей | преобладание одного-двух видов транспорта. |
обеспеченность транспортной сетью, её густота (плотность), подвижность населения самые высокие. | транспортная подвижность населения в несколько раз ниже среднемировой. |
на эти страны приходиться 75-80% общей длины мировой транспортной сети. | для перемещения грузов ещё широко используется гужевой, вьючный транспорт, носильщики. |
Уровень автомобилизации
Страна | на тысячу жителей |
США | 776 |
Люксембург | 686 |
Малайзия | 641 |
Австралия | 619 |
Мальта | 607 |
Протяжённость автодорог
Страны | Протяжённость автодорог (в км.) | ||||
США | 6506204 | ||||
Китай | 3860800 | ||||
Индия | 3320410 | ||||
Бразилия | 1751868 | ||||
Япония | 1210251 | ||||
№п/п | Страны-лидеры | Длина ж/д в км | №п/п | Страны-лидеры | Плотность покрытия |
1 | США | 226427 | 1 | Германия | 117,35 |
2 | КНР | 93250 | 2 | Польша | 71,36 |
3 | Россия | 87157 | 3 | Великобритания | 67,21 |
4 | Индия | 63327 | 4 | Италия | 65,49 |
5 | Канада | 46688 | 5 | Япония | 62,21 |
Страна | Тоннаж, в млн. т |
1. Панама | 62 |
2. Либерия | 58 |
3. Греция | 29 |
4. Кипр Багамские о-ва | 23 |
5. Кипр | 22 |
Влияния НТР на некоторые виды транспорта, ответ можно оформить в виде схемы.
Интересные факты
- По статистике одной из самых интенсивных транспортных магистралей Европы является туннель под проливом Ла-Манш. Это третий в мире по длине 51 км железнодорожный двухпутный туннель. Каким образом осуществляется безопасность этой транспортной магистрали?
Евротоннель состоит из трёх тоннелей — двух основных, имеющих рельсовый путь для поездов, следующих на север и юг, и одного небольшого служебного тоннеля. Служебный тоннель через каждые 375 метров имеет проходы, объединяющие его с основными. Он разработан для доступа к основным тоннелям обслуживающего персонала и аварийной эвакуации людей в случае опасности.
- Эти государства известны в мире только своими «удобными флагами», опережая по суммарному тоннажу даже такие морские державы как Япония? Либерия и Панама устанавливают льготный режим для регистрации судов и налогообложение
- 23 декабря 2014 года Никарагуа объявила о начале строительства транспортной магистрали длиной 278 км, которая станет конкурировать с таким же объектом в Панаме и выведет страну из бедности. Какая это магистраль? Большой канал Никарагуа, который соединит Атлантический и Тихий океаны.
- Автомобильный транспорт лидирует по пассажирообороту. Автомобильный парк приблизился к 800 млн машин, поэтому безопасности на дорогах уделяют много внимания. Дорожные знаки в Австралии предупреждают о появлении на дорогах кенгуру, бегемотов, вомбатов. А какие знаки с животными можно встретить в Саудовской Аравии даже в центре города? Знак «Уступи дорогу верблюду»
- Этот аэропорт во Франции, в Куршевеле, хорошо известный российским любителям кино ( в фильме «Завтра не умрет никогда» Джеймс Бонд посадил здесь свой самолет), имеет очень короткую взлетную полосу и наклон 18%. А в какую «десятку аэропортов» он входит? Самых опасных в мире.
- Общеизвестные факты: Транспорт может охарактеризовать уровень развития хозяйства. Рейтинг порта определяется по уровню загруженности порта. А как объяснить тот факт, что порты Шанхай, Сингапур, Гонконг имеют рейтинг намного выше, чем бывший рекордсмен порт Роттердам. Китай и азиатские страны становятся лидерами мировой торговли, поэтому в мировой экономике азиатские порты полностью вытеснили европейские из рейтинга самых больших портов планеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лекция и презентация по теме Мировое хозяйство 10 класс
Лекция и презентация к лекции к уроку по теме "Мировое хозяйство" 10 класс...
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 10 КЛАССЕ " ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА"
РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СЛАЙДОВ ДЛЯ ИТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ...
Презентация для 10 класса по теме "Мировое хозяйство"
Презентация ук уроку для 10 класса по теме "Мировое хозяйство". Формируются понятия "мировое хозяйство", "международное географическое разделение труда", международная экономическая интеграция....
Презентация по теме "Мировое хозяйство. МГРТ"
В презентации выделены этапы формирования мирового хозяйства, информация о вкладе Н.Н. Баранского и И.А. Витвера в развитие понятия МГРТ, краткая характеристика МГРТ, международной экономической...
Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)
Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....
Технологическая карта урока по географии: «Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса».
Конспект урока для 9 класса...
Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
Презентация на тему: Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства....