Озера.Болота.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Глущенко Оксана Павловна

познакомиться с многообразием озер нашей планеты их происхождением, сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах; в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_ozera_bolota_6_klass.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

1. Организационный.

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

Сегодня мы вместе проведём урок.

 Надеюсь, что наше сотрудничество будет не только приятным, но и плодотворным.

2.Географический диктант

Самый низкий уровень воды в реке (    )

Внезапный кратковременный подъем

уровня воды в реке(    )

Ежегодно повторяющийся в определенный сезон подъем уровня  воды (   )

Граница, разделяющая бассейны рек (  )

Река со всеми своими притоками (  )

Поведение рек во времени (   )

                         Географический диктант выполняется                                              каждым учеником

                                                                                         Взаимопроверка (ученики работают в парах)

Игра «Капелька гидросферы».

(учитель бросает учащемуся маленький ящик  – «капельку» а он должен сказать определение)

-гидросфера

-исток реки

-устье реки

-Самая полноводная река в мире …    АМАЗОНКА

-Самая длинная река в России….        ЛЕНА

-Самая полноводная река России…              Енисей

 

 3.Новый материал

А теперь послушайте загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядят в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядят в него молодые березки.

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды-

В нем все отражается ...

Как это зеркало называется? (озеро) 

Прослушайте текс и ответьте на вопрос о чём писал

 Михаил Пришвин.

« … Кочки под ногами становились не просто мягкими, полужидкими. Ступишь ногой как будто на твёрдое, а нога уходит, и становится страшно: не совсем ли в пропасть уходит нога? Попадаются какие-то вертлявые кочки, приходится выбирать место, куда ногу поставить…»

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Это и будет нашей новой темой.  Тема: Озера и болота.

Цель: познакомиться с многообразием озер и болот нашей планеты и их происхождением

 Задачи урока. 

образовательные: сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах;

развивающие: развитие индивидуальных познавательных интересов у учащихся;

воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине.

Учитель. На протяжении урока мы с вами рассмотрим следующие вопросы по плану.

План урока:

Сравним ,  что написано в учебнике на стр.92,

 « Вы узнаете…»

А) Какие бывают озёра.

Б) Почему озёра мелеют.

В) Как образуются болота.

Учитель. Записи сегодня на уроке мы будем вести ни в тетрадях, а в Маршрутных листах, которые лежат у вас на парте.

  1. Изучение нового материала

Метод «Ассоциация»

Учитель называет слово озеро и предлагает подобрать подобные слова – ассоциации. Включаю музыку(вода)

Слово – вода.

  • Куда можно налить воду? ( в кастрюлю, в стакан, тарелку, водопровод, чашку, ванну, бочку и т.д.)
  • Посуда может быть разной по форме, размерам, глубине, качеству, предназначению.
  • Перейдем к слову озеро.
  • Как вы думаете, что такое озеро? Озеро – это большое по площади замкнутое природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.

Работа с физическими картами по теме «Озёра рекордсмены» Нахождение озёр на карте

  • -Самое большое по площади – Каспийское
  • (40с.ш.50 в.д)
  • -Самое глубокое озеро – Байкал (1620 м)
  • (52с.ш.105в.д)
  • -Самое длинное – Танганьика(5ю.ш30в.д)
  • -Самое высокогорное – Титикака(15ю.ш.70з.д)
  • -Самое солёное – Мёртвое море (30с.ш.35в.д)

- Высыхающее озеро- Аральское море (46с.ш.37в.д)

     - Самое большое озеро Африки -Виктория (3ю.ш.33в.д)

Фильм про озеро Байкал 3 мин.

Как вы думаете, чем или по какому признаку могут различаться друг от друга озёра?

Раскройте в атласе карту полушарий. Мы начинаем путешествие по озерам. Все они разные.

 Вот самое глубокое в мире озеро-Байкал. Слайд № 2. Его глубина 1637 метров. В него впадает более 300 рек и вытекает одна река

Есть крупные озера - это Каспийское море-озеро. Слайд № 3.

Как же попала вода в эти углубления? (ребята высказывают свои предположения)

Слайд № 4,5

Чем же ещё  они отличаются друг от друга? Есть что то, что отличает их друг от друга.

Отличие есть. и это их происхождение.

Слайд  даем определение, что такое озерная котловина.

-Котловины могут быть тектоническими - образованные в результате движения земной коры.

Байкал, Танганьика - образовались в разломах земной коры.

- Вулканические - образовались в кратерах потухших вулканов. 

-Ледниковые - на севере нашей страны, много озер, котловины которых углублены древним ледником. Ладожское, Онежское. Слайд №9 

-Озера-старицы – образуются на месте бывшего русла реки. Они располагаются в пойме рек. Много на Урале,   река Клязьма. -Запрудные – возникают обычно в горах в результате сильных обвалов, которое преграждает русло реки, создавая естественную плотину. Примером может служить Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, преградил путь реке Мургаб, создал плотину, которую река не может размыть. Глубина этого озера 500 метров, длина-70 км.

-Остаточные - остатки от древних морей. Каспийское, Аральское. За свою величину озера называются морями. Кроноцкое на Камчатке, много на острове Ява, Курильских островах. Слайд №12

- Карстовые - расположены в местах, сложенной легкорастворимыми породами. Подземные воды растворяют их. Появляются подземные пустоты, поверхность над которыми начинает проседать. После провала верхнего слоя, получается котловина, заполняющаяся водой. Обычно они не велики по размерам. Их много на севере Европейской части и в Поволжье, на Урале, а также у нас во Владимирской области, знаменитое озеро Кщара, его глубина 70 м.  

Следующий признак, который отличает озера это солёность

- Все озера делятся на сточные и бессточные.

Посмотрите на контуры озер и определите, какое озеро будет сточным, а какое – бессточным.

Зарисуйте в тетрадь схему и подпишите.

-Чем отличается сточное озеро от бессточного. 

1. Из них вытекают реки

1. Из них не вытекают реки.

2. Воды теряются при стоке и испарении   

2. Воды теряются при испарении.

3. Соли выносятся. Воды пресные.

3. Соли накапливаются, из-за этого вода становится соленой.

4. Байкал, Ладожское, Онежское.

4. Иссык-Куль, Каспийское.

Внимание, ребята,  Черный ящик.

Это то, без чего не может обойтись почти ни одно блюдо и то, чего может быть слишком много в организме. С помощью этого мы избавляемся от грязных пятен на одежде.

Что это? (Соль)

Ребята, я предлагаю вам стать волшебниками. Итак, кто желает?

Опыт 1. Залить банку водой на задний план поставить         , когда вода зальет банку,  стрелка повернется

Опыт 2. Приглашаются 2 ребят, которые играют роль волшебников. Им предлагается по указанной инструкции попробовать совершить «чудо» - превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую.   Первому «волшебнику» необходимо превратить водопроводную воду в воду Балтийского моря, а второму – в океаническую.

  Учащиеся должны отмерять мерным стаканчиком и насыпать в банку с водопроводной водой в первом случае – 11 грамм соли, а во втором – 35 грамм соли.  Балтийское море11 промилле

                                                Океаническая вода35 промилле


- Озера отличаются не только по стоку, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на три группы: пресные, соленые, минеральные.

-Если озеро сточное, то вода в нем пресная содержит более 1% солей это Байкал, Онежское.

-Если озеро бессточное, то вода в нем соленая, оно содержит до 47% солей. Каспийское -13%.

-Есть минеральные, которые содержат более 47%. Эльтон, Баскунчак, Чаны.

Физкульминутка

Ручейки

А теперь мы ручейки,

 Побежим вперегонки. (Бег на месте.)

 Прямо к озеру спешим, (Ходьба на месте.)

 Станет озеро большим. (Руки в стороны.)

 С рыбками поплаваем, (Круговые движения руками.),

Отдохнуть пора, дружок.

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

Ребята, как вы думаете, что будет с  озером, если оно начнет загрязняться, и если из него не будет поступать вода из рек? (Болото)

Правильно, молодцы! Но что же такое все таки болото?

Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности с болотистой растительностью и торфом. Запишите.

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу.

Вред болот        

-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

-опасное место для жизни людей.        

Польза болот

-болото – место обитания птиц;

-на болотах образуется торф;

-на болотах растут ценные ягоды;

-болота дают начало многим рекам;

-на болотах идет очистка воды

Вывод: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.

В мире много удивительных мест, среди озер тоже много уникальных озер. (Дополнительный материал о необычных озерах, если позволяет время)

5. Рефлексия.

Наш урок и путешествие в страну озер подходит к концу. Хотелось бы узнать, насколько он был плодотворным. Ответьте на вопросы: что нового вы узнали? чему научились? Свои ответы начинайте со слов… 

Я узнал…

Меня удивило….

Мне не понравилось….

И еще, мне хотелось бы узнать отношение к уроку каждого из вас. Выберете на маршрутном листе тот смайлик, который наиболее ярко отражает ваше настроение. А я в свою очередь вам подарю свои смайлики на память об этом уроке - оценки за урок.

Домашнее задание.

 Параграф 35,

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии ЯНАО по теме: «Реки, озера, болота, подземные воды ЯНАО»

Разработка урока географии Ямало-Ненецкого автономного округа окажется полезной учителям географии ЯНАО. В ходе данного урока учащиеся получают знания о внутренних водах ЯНАО, о размещении крупных рек...

Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."

Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."Данный материал представляет собой подробный план-конспект урока. по курсу "География России"к учебнику по...

Презентация по теме "озера,болота,ледники,подземные воды.

Показана работа учащихся на разных этапах урока....

Разработка урока "Озера, болота, подземные воды России"

РАзработка открытого урока к аттестации "Озера , болота, подземные воды России" (8 кл)....

Озера, болота, подземные воды, ледники

Озера, болота, подземные воды, ледники...

Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища».

Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища»....