Вода в атмосфере
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Гараева Ольга Николаевна

Сформировать у учащихся понятия «абсолютная влажность», «относительная влажность», «насыщенный воздух», «ненасыщенный воздух», «конденсация»; выявить зависимость между изменением температуры воздуха и влажностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_v_atmosfere.pptx1.84 МБ
Файл voda_v_atmosfere.docx415.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!

Слайд 3

Профессор, у меня пропала вода! Я вчера налил ее в тарелочку, чтобы она нагрелась, а её теперь нет! Вы её не видели? Нет, Хнося . Я её не трогал. А ты подумай куда она могла деться.

Слайд 4

Вода в атмосфере. 6 класс

Слайд 5

Влажность воздуха может быть абсолютной и относительной.

Слайд 6

??? В каком воздухе водяных паров больше: над океаном или над континентом?

Слайд 7

??? В каком воздухе содержится больше водяных паров в теплом или холодном?

Слайд 8

Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от температуры воздуха

Слайд 10

Определите : Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?

Слайд 11

-10°С → 2,5 г/м³ 0°С → 3 г/м³ +30°С → 20 г/м³ +20°С → 17 г/м³ -20°С → 1 г/м³ (если воздух насыщен – правая рука, если воздух ненасыщенный – левая рука, и ответ насыщения)

Слайд 12

Относительная влажность - фактическое количество водяного пара в воздухе от максимально возможного при данной температуре.

Слайд 13

менее 30% - сухой воздух 30% - 60% - нормальная влажность более 60% - высокая влажность при дожде влажность воздуха 90% и более

Слайд 14

АВ ОВ= × 100% АВ max ОВ – относительная влажность, АВ – количество имеющегося водяного пара в воздухе, АВ max - максимальное количество водяного пара, которое может содержать воздух при данной температуре.

Слайд 15

Определите относительную влажность, если при температуре +10°С в 1 куб.м воздуха содержалось 1г водяного пара. ОТВЕТ 1г : 9г × 100% = 11%

Слайд 16

Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре 0°С составляет 80%. ОТВЕТ 80% × 5г : 100% = 4 г

Слайд 17

Профессор!!! Я в лесу. Ранним прохладным утром на траве было много капелек воды, прошло немного времени как они почему то исчезли!!! Что произошло ?

Слайд 18

КОНДЕНСАЦИЯ переход воды из газообразного состояния в жидкое или твердое.

Слайд 19

Испарение – переход воды из твердого или жидкого состояния в газообразное. Испарение Конденсация

Слайд 21

ГИГРОМЕТР (от греч. hygros —влажный и metron —мера), приборы для определения влажности воздуха. ПСИХРОМЕТР (от греч. psychros —холодный и metron —-мера), приборы для измерения абсолютной и относительной влажности воздуха.

Слайд 22

1. Туман – это скопление в воздухе: а) водяного пара б ) капелек воды в ) частичек пыли г ) частичек промышленных газов. 2. Количество влаги, которое может содержаться в определенном объеме воздуха, зависит: а) от температуры б ) от давления в ) от влажности. 3. Состояние , когда водяной пар из газообразного перейдет в жидкое или твердое состояние называется … 4. Прибор , измеряющий влажность воздуха называется… а) барометр – анероид б) эхолот в) гигрометр

Слайд 23

Предлагает дополнить предложение : Я знаю, что такое … Я могу … Я научился …

Слайд 24

Спасибо, ребята! Я понял куда у меня пропала вода! Она ИСПАРИЛАСЬ и превратилась в водяной пар! Молодец, Хнося ! Ну, нам пора. До свидания ребята. До новых встреч. Прочитать § 35, составить к материалу параграфа 2 - 3 вопроса.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: география

Класс: 6

Тема урока: Вода в атмосфере.  

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать представление о влажности воздуха.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятия «абсолютная влажность», «относительная влажность», «насыщенный воздух», «ненасыщенный воздух», «конденсация»; выявить зависимость между изменением температуры воздуха и влажностью.
Развивающие: уметь вычислять абсолютную и относительную влажность, определять причинно-следственные связи в отношении температуры воздуха и влажности.

Воспитательные: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Понимать значимость знаний о водяном паре в атмосфере, для практической жизни людей;
  2. Осознание необходимости понимать и читать схему насыщения воздуха водяным паром;
  3. Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

  1. Познавательные: умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; развитие интеллектуальных способностей
  2. Регулятивные: вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой.

Коммуникативные: 

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  2. Умение работать индивидуально и в паре

Предметные:

  1. «абсолютная влажность», «относительная влажность», «насыщенный воздух», «ненасыщенный воздух», «конденсация», «гигрометр», «психометр»;
  2. умение  работать со схемой насыщенности водяного пара в атмосфере;
  3. умение выявлять причинно-следственные связи в отношении температуры воздуха и влажности;
  4. использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование: схема «Насыщенность воздуха»; Дронов В.П., Савельев Л.Е. География. Землеведение. 5-6 кл. Учебник для  общеобразовательных учреждений. - Дрофа, 2012; презентация.


N п/п

Этап

Время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

1 мин.

Диалог:

 учитель -  класс

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

СЛАЙД

Готовят рабочее место.

2

Установка познавательной задачи

2 мин

Устное сообщение учителя

Частично – поисковый метод

– Вспомните, какой раздел мы с вами начали изучать?

- Из чего состоит атмосфера?

- В каких состояниях встречается вода в природе?

 – При каких условиях вода может переходить из одного состояния в другое?

 

Нам урок провести сегодня помогут два инопланетянина Профессор и Хнося..

СЛАЙД

Профессор, у меня пропала вода!

Я вчера налил ее в тарелочку, чтобы она нагрелась, а её теперь нет!

Вы её не видели?

СЛАЙД

Нет, Хнося. Я её не трогал.

А ты подумай куда она могла деться.

СЛАЙД

  Отвечают на вопросы

Высказывание учащихся

3

Целеполагание

2 мин.

Диалог

- Определите тему урока.

СЛАЙД

Сообщается тема урока: Вода в атмосфере.  

Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: изучить понятия, раскрыть причины влажности воздуха, показать значение водяного пара для природы и человека, познакомить с «насыщенным воздухом» и «ненасыщенным воздухом».

Записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

4

 Изучение нового материала

10 мин.

Беседа с проблемным вопросом

Эвристический (частично-поисковый)

Иначе её называют влажность воздуха.

- Что такое влажность воздуха?

СЛАЙД

Максимальное содержание воды в воздухе получило название – абсолютная влажность

В каком воздухе водяных паров больше:

над океаном или над континентом?

В каком воздухе содержится больше водяных паров в теплом или холодном?

СЛАЙД (СХЕМА содержания воды в 1 м³)

- Посмотрите внимательно на данную схему и скажите, что вы наблюдаете, какой смысл вложили географы в данную схему.

- Мы с вами выяснили, что в теплом воздухе будет содержаться больше водяного пара,  чем в холодном.

- Но, например, возьмем пустыню. Будет ли там содержаться положенное количество водяного пара?

Почему?

Какой вывод можно сделать?

Обобщение сказанного (Вывод: чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может поместиться в 1 м³.)

 СЛАЙД

Обратите внимание на данную схему и скажите, как вы понимаете насыщенный воздух и не насыщенный?

Сколько водяного пара должно содержаться при температуре

0°С → 5 г/м³                  20°С → 17 г/м³

30°С → 30 г/м³, а если содержится 28 г/м³ (ненасыщенный)

Высказывают свои мнения о данном явлении.

Высказывания учащихся.

Работа со схемой

(доказательство вывода)

Высказывания учащихся

Работа со схемой

5

Первичная проверка понимания

3 мин.

Работа в парах со схемой

СЛАЙД

Задаёт задание, слушает, корректирует ответы

- Выберите любое задание из предложенных и решите его.

Определите:  

Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?        

Работа в парах со схемой (приложение 1)

6

Физразминка

2 мин.

Игра «Подумай»

СЛАЙД

Даются задания (карточки) о насыщенном и ненасыщенном воздухе (работа со схемой)

Например:

-10°С → 2,5 г/м³

0°С → 3 г/м³ (2 г/м³ не хватает до насыщения)

30°С → 20 г/м³ (10 г/м³ не хватает до насыщения)

20°С → 17 г/м³

-20°С → 1 г/м³

Учитель контролирует правильность усвоения материала.

Учащиеся должны поднять руки если воздух насыщен – правая рука; если воздух ненасыщенный – левая рука, и ответ насыщения.

7

Изучение нового материала

14 мин.

Коллективная работа

Эвристический (частично-поисковый

Объяснительно – иллюстративный

 СЛАЙД

  

СЛАЙД

Влажность воздуха определяется по формуле:

СЛАЙД

И пытаемся решить 2 задачи: на нахождение относительной и абсолютной влажности.

СЛАЙД

- Ребята,  у Хноси опять появился вопрос.

Хнося: Профессор!!! Я в лесу. Ранним, прохладным утром на траве было много капелек воды, но прошло немного времени как они исчезли!!! Почему это произошло?

 СЛАЙД

Водяной пар превращается в капельки воды и выпадает на поверхность земли в виде росы, тумана. Но становиться теплее и что происходит?

(обратный процесс)

СЛАЙД

Процесс,  когда из водяного пара формируется роса или туман или даже может появиться иней, называется конденсация, тогда воздух становиться перенасыщенный.

 - Ребята,  вам слово конденсация знакомо, а может вы слышали, что – то подобное?

- А дома мы можем наблюдать конденсацию?

СЛАЙД

Для измерить относительную влажность в ХVII веке был изобретен прибор гигрометр.

ГИГРОМЕТР (от греч. hygros—влажный и metron—мера), приборы для определения влажности воздуха. 

ПСИХРОМЕТР (от греч. psychros—холодный и metron—-мера), приборы для измерения абсолютной и относительной влажности воздуха. 

СЛАЙД

Запись в тетрадь

Размышление учащихся, высказывание своей точки зрения.

Запись в тетрадь

Запись формулу в тетрадь

Высказывают свои мнения о значении данного явления.

Решение задачи

Решение задачи

8

Закрепление знаний

7 мин.

Фронтальный опрос

 (игра «Эрудит»)

СЛАЙД

1. Туман – это скопление в воздухе:

а) водяного пара

б) капелек воды

в) частичек пыли

г) частичек промышленных газов.

2. Количество влаги, которое может содержаться в определенном объеме воздуха, зависит:

а) от температуры

б) от давления

в) от влажности.

3. Состояние, когда водяной пар из газообразного перейдет в жидкое или твердое состояние называется…

(конденсация)

4. Прибор, измеряющий влажность воздуха называется…

а) барометр – анероид

б) эхолот

в) гигрометр

Дают точные ответы на поставленные вопросы

9

 Подведение итогов. Рефлексия

2 мин.

Беседа

СЛАЙД

Предлагает дополнить предложение:

  1. Я знаю, что такое …
  2. Я могу …
  3. Я научился …

  Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

10

 Домашнее задание

2 мин.

Инструктаж

СЛАЙД

Предлагает домашнее задание на выбор:

  1. § 35, составить к материалу параграфа 2 - 3 вопроса.
  2. Составить сказку о насыщенном и ненасыщенном воздухе.
  3. Нарисовать рисунок по теме «Водяной пар в воздухе»

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.


Раздаточный материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

-10°С → 2,5 г/м³

0°С → 3 г/м³

30°С → 20 г/м³

20°С → 17 г/м³

-20°С → 1 г/м³

Тест: ПОДУМАЙ!

1. Туман – это скопление в воздухе:

а) водяного пара

б) капелек воды

в) частичек пыли

г) частичек промышленных газов.

2. Количество влаги, которое может содержаться в определенном объеме воздуха, зависит:

а) от температуры

б) от давления

в) от влажности.

3.        Состояние, когда водяной пар из газообразного перейдет в жидкое или твердое состояние называется

4. Прибор, измеряющий влажность воздуха называется

а) барометр – анероид

б) эхолот

в) гигрометр


Географический словарь:

Абсолютная влажность –

масса водяного пара, содержащегося в единице объема воздуха (г/м³).    

                                       

Амплитуда колебания температуры –

это разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха.

Барометр – анероид –

прибор для измерения атмосферного давления.

Влажность воздуха –

это количество содержащегося в воздухе водяного пара.

Гигрометр -

Конденсация –

это переход газообразного состояния воды в жидкое или твердое.

Относительная влажность –

фактическое количество водяного пара в воздухе от максимально возможного при данной температуре.

Транспирация

попадание водяного пара в атмосферу через устьица листьев растений.

Какого слова в нашем словаре не хватает?

Гигрометр – это прибор для измерения относительной влажности.

Вписать самостоятельно!

Определите:

Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?

____________________________________________________________

Определите:

Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?

____________________________________________________________

Определите:

Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?

____________________________________________________________

Определите:

Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?

____________________________________________________________

Определите:

Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?

____________________________________________________________

Определите:

Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?

____________________________________________________________

Определите:

Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?

____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по  программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

Интеллект-карта по теме "Вода в атмосфере"

Интеллект карта по теме "Вода в атмосфере" создана для учащихся 5-6 классов, обучающихся по программе "Школа 2100"...

Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."

Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...

Презентация "Вода. Вода. Кругом вода..."

Презентация составлена для внеклассного мероприятия "Вода. Вода. Кругом вода...", которое проводилось для учащихся восьмых классов с целью повысить уровень информированности в вопросе защиты воды...

Вода в атмосфере. Облака

План- конспект урока "Вода в атмосфере. Облака"...

Самоанализ урока в 6 классе.« Вода в атмосфере. Облака»

Самоанализ урока в 6 классе.« Вода в атмосфере. Облака»...