Вода в атмосфере
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Сформировать у учащихся понятия «абсолютная влажность», «относительная влажность», «насыщенный воздух», «ненасыщенный воздух», «конденсация»; выявить зависимость между изменением температуры воздуха и влажностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_v_atmosfere.pptx | 1.84 МБ |
voda_v_atmosfere.docx | 415.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессор, у меня пропала вода! Я вчера налил ее в тарелочку, чтобы она нагрелась, а её теперь нет! Вы её не видели? Нет, Хнося . Я её не трогал. А ты подумай куда она могла деться.
Вода в атмосфере. 6 класс
Влажность воздуха может быть абсолютной и относительной.
??? В каком воздухе водяных паров больше: над океаном или над континентом?
??? В каком воздухе содержится больше водяных паров в теплом или холодном?
Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от температуры воздуха
Определите : Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?
-10°С → 2,5 г/м³ 0°С → 3 г/м³ +30°С → 20 г/м³ +20°С → 17 г/м³ -20°С → 1 г/м³ (если воздух насыщен – правая рука, если воздух ненасыщенный – левая рука, и ответ насыщения)
Относительная влажность - фактическое количество водяного пара в воздухе от максимально возможного при данной температуре.
менее 30% - сухой воздух 30% - 60% - нормальная влажность более 60% - высокая влажность при дожде влажность воздуха 90% и более
АВ ОВ= × 100% АВ max ОВ – относительная влажность, АВ – количество имеющегося водяного пара в воздухе, АВ max - максимальное количество водяного пара, которое может содержать воздух при данной температуре.
Определите относительную влажность, если при температуре +10°С в 1 куб.м воздуха содержалось 1г водяного пара. ОТВЕТ 1г : 9г × 100% = 11%
Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре 0°С составляет 80%. ОТВЕТ 80% × 5г : 100% = 4 г
Профессор!!! Я в лесу. Ранним прохладным утром на траве было много капелек воды, прошло немного времени как они почему то исчезли!!! Что произошло ?
КОНДЕНСАЦИЯ переход воды из газообразного состояния в жидкое или твердое.
Испарение – переход воды из твердого или жидкого состояния в газообразное. Испарение Конденсация
ГИГРОМЕТР (от греч. hygros —влажный и metron —мера), приборы для определения влажности воздуха. ПСИХРОМЕТР (от греч. psychros —холодный и metron —-мера), приборы для измерения абсолютной и относительной влажности воздуха.
1. Туман – это скопление в воздухе: а) водяного пара б ) капелек воды в ) частичек пыли г ) частичек промышленных газов. 2. Количество влаги, которое может содержаться в определенном объеме воздуха, зависит: а) от температуры б ) от давления в ) от влажности. 3. Состояние , когда водяной пар из газообразного перейдет в жидкое или твердое состояние называется … 4. Прибор , измеряющий влажность воздуха называется… а) барометр – анероид б) эхолот в) гигрометр
Предлагает дополнить предложение : Я знаю, что такое … Я могу … Я научился …
Спасибо, ребята! Я понял куда у меня пропала вода! Она ИСПАРИЛАСЬ и превратилась в водяной пар! Молодец, Хнося ! Ну, нам пора. До свидания ребята. До новых встреч. Прочитать § 35, составить к материалу параграфа 2 - 3 вопроса.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 6
Тема урока: Вода в атмосфере.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать представление о влажности воздуха.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятия «абсолютная влажность», «относительная влажность», «насыщенный воздух», «ненасыщенный воздух», «конденсация»; выявить зависимость между изменением температуры воздуха и влажностью.
Развивающие: уметь вычислять абсолютную и относительную влажность, определять причинно-следственные связи в отношении температуры воздуха и влажности.
Воспитательные: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Понимать значимость знаний о водяном паре в атмосфере, для практической жизни людей;
- Осознание необходимости понимать и читать схему насыщения воздуха водяным паром;
- Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные:
- Познавательные: умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; развитие интеллектуальных способностей
- Регулятивные: вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой.
Коммуникативные:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- Умение работать индивидуально и в паре
Предметные:
- «абсолютная влажность», «относительная влажность», «насыщенный воздух», «ненасыщенный воздух», «конденсация», «гигрометр», «психометр»;
- умение работать со схемой насыщенности водяного пара в атмосфере;
- умение выявлять причинно-следственные связи в отношении температуры воздуха и влажности;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование: схема «Насыщенность воздуха»; Дронов В.П., Савельев Л.Е. География. Землеведение. 5-6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. - Дрофа, 2012; презентация.
N п/п | Этап | Время | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | 1 мин. | Диалог: учитель - класс | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха СЛАЙД | Готовят рабочее место. |
2 | Установка познавательной задачи | 2 мин | Устное сообщение учителя Частично – поисковый метод | – Вспомните, какой раздел мы с вами начали изучать? - Из чего состоит атмосфера? - В каких состояниях встречается вода в природе? – При каких условиях вода может переходить из одного состояния в другое?
Нам урок провести сегодня помогут два инопланетянина Профессор и Хнося.. СЛАЙД Профессор, у меня пропала вода! Я вчера налил ее в тарелочку, чтобы она нагрелась, а её теперь нет! Вы её не видели? СЛАЙД Нет, Хнося. Я её не трогал. А ты подумай куда она могла деться. СЛАЙД | Отвечают на вопросы Высказывание учащихся |
3 | Целеполагание | 2 мин. | Диалог | - Определите тему урока. СЛАЙД Сообщается тема урока: Вода в атмосфере. Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: изучить понятия, раскрыть причины влажности воздуха, показать значение водяного пара для природы и человека, познакомить с «насыщенным воздухом» и «ненасыщенным воздухом». | Записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку. |
4 | Изучение нового материала | 10 мин. | Беседа с проблемным вопросом Эвристический (частично-поисковый) | Иначе её называют влажность воздуха. - Что такое влажность воздуха? СЛАЙД Максимальное содержание воды в воздухе получило название – абсолютная влажность В каком воздухе водяных паров больше: над океаном или над континентом? В каком воздухе содержится больше водяных паров в теплом или холодном? СЛАЙД (СХЕМА содержания воды в 1 м³) - Посмотрите внимательно на данную схему и скажите, что вы наблюдаете, какой смысл вложили географы в данную схему. - Мы с вами выяснили, что в теплом воздухе будет содержаться больше водяного пара, чем в холодном. - Но, например, возьмем пустыню. Будет ли там содержаться положенное количество водяного пара? Почему? Какой вывод можно сделать? Обобщение сказанного (Вывод: чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может поместиться в 1 м³.) СЛАЙД Обратите внимание на данную схему и скажите, как вы понимаете насыщенный воздух и не насыщенный? Сколько водяного пара должно содержаться при температуре 0°С → 5 г/м³ 20°С → 17 г/м³ 30°С → 30 г/м³, а если содержится 28 г/м³ (ненасыщенный) | Высказывают свои мнения о данном явлении. Высказывания учащихся. Работа со схемой (доказательство вывода) Высказывания учащихся Работа со схемой |
5 | Первичная проверка понимания | 3 мин. | Работа в парах со схемой | СЛАЙД Задаёт задание, слушает, корректирует ответы - Выберите любое задание из предложенных и решите его. Определите: Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды? | Работа в парах со схемой (приложение 1) |
6 | Физразминка | 2 мин. | Игра «Подумай» | СЛАЙД Даются задания (карточки) о насыщенном и ненасыщенном воздухе (работа со схемой) Например: -10°С → 2,5 г/м³ 0°С → 3 г/м³ (2 г/м³ не хватает до насыщения) 30°С → 20 г/м³ (10 г/м³ не хватает до насыщения) 20°С → 17 г/м³ -20°С → 1 г/м³ Учитель контролирует правильность усвоения материала. | Учащиеся должны поднять руки если воздух насыщен – правая рука; если воздух ненасыщенный – левая рука, и ответ насыщения. |
7 | Изучение нового материала | 14 мин. | Коллективная работа Эвристический (частично-поисковый Объяснительно – иллюстративный | СЛАЙД
СЛАЙД Влажность воздуха определяется по формуле: СЛАЙД И пытаемся решить 2 задачи: на нахождение относительной и абсолютной влажности. СЛАЙД - Ребята, у Хноси опять появился вопрос. Хнося: Профессор!!! Я в лесу. Ранним, прохладным утром на траве было много капелек воды, но прошло немного времени как они исчезли!!! Почему это произошло? СЛАЙД Водяной пар превращается в капельки воды и выпадает на поверхность земли в виде росы, тумана. Но становиться теплее и что происходит? (обратный процесс) СЛАЙД Процесс, когда из водяного пара формируется роса или туман или даже может появиться иней, называется конденсация, тогда воздух становиться перенасыщенный. - Ребята, вам слово конденсация знакомо, а может вы слышали, что – то подобное? - А дома мы можем наблюдать конденсацию? СЛАЙД Для измерить относительную влажность в ХVII веке был изобретен прибор гигрометр. ГИГРОМЕТР (от греч. hygros—влажный и metron—мера), приборы для определения влажности воздуха. ПСИХРОМЕТР (от греч. psychros—холодный и metron—-мера), приборы для измерения абсолютной и относительной влажности воздуха. СЛАЙД | Запись в тетрадь Размышление учащихся, высказывание своей точки зрения. Запись в тетрадь Запись формулу в тетрадь Высказывают свои мнения о значении данного явления. Решение задачи Решение задачи |
8 | Закрепление знаний | 7 мин. | Фронтальный опрос (игра «Эрудит») | СЛАЙД 1. Туман – это скопление в воздухе: а) водяного пара б) капелек воды в) частичек пыли г) частичек промышленных газов. 2. Количество влаги, которое может содержаться в определенном объеме воздуха, зависит: а) от температуры б) от давления в) от влажности. 3. Состояние, когда водяной пар из газообразного перейдет в жидкое или твердое состояние называется… (конденсация) 4. Прибор, измеряющий влажность воздуха называется… а) барометр – анероид б) эхолот в) гигрометр | Дают точные ответы на поставленные вопросы |
9 | Подведение итогов. Рефлексия | 2 мин. | Беседа | СЛАЙД Предлагает дополнить предложение:
| Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя |
10 | Домашнее задание | 2 мин. | Инструктаж | СЛАЙД Предлагает домашнее задание на выбор:
| Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. |
Раздаточный материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
-10°С → 2,5 г/м³
0°С → 3 г/м³
30°С → 20 г/м³
20°С → 17 г/м³
-20°С → 1 г/м³
Тест: ПОДУМАЙ!
1. Туман – это скопление в воздухе:
а) водяного пара
б) капелек воды
в) частичек пыли
г) частичек промышленных газов.
2. Количество влаги, которое может содержаться в определенном объеме воздуха, зависит:
а) от температуры
б) от давления
в) от влажности.
3. Состояние, когда водяной пар из газообразного перейдет в жидкое или твердое состояние называется…
4. Прибор, измеряющий влажность воздуха называется…
а) барометр – анероид
б) эхолот
в) гигрометр
Географический словарь:
Абсолютная влажность – | масса водяного пара, содержащегося в единице объема воздуха (г/м³).
| |||||||
Амплитуда колебания температуры – | это разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха. | |||||||
Барометр – анероид – | прибор для измерения атмосферного давления. | |||||||
Влажность воздуха – | это количество содержащегося в воздухе водяного пара. | |||||||
Гигрометр - | ||||||||
Конденсация – | это переход газообразного состояния воды в жидкое или твердое. | |||||||
Относительная влажность – | фактическое количество водяного пара в воздухе от максимально возможного при данной температуре. | |||||||
Транспирация – | попадание водяного пара в атмосферу через устьица листьев растений. |
Какого слова в нашем словаре не хватает?
Гигрометр – это прибор для измерения относительной влажности.
Вписать самостоятельно!
Определите:
Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?
____________________________________________________________
Определите:
Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?
____________________________________________________________
Определите:
Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?
____________________________________________________________
Определите:
Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?
____________________________________________________________
Определите:
Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?
____________________________________________________________
Определите:
Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?
____________________________________________________________
Определите:
Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?
____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.
Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...
Интеллект-карта по теме "Вода в атмосфере"
Интеллект карта по теме "Вода в атмосфере" создана для учащихся 5-6 классов, обучающихся по программе "Школа 2100"...
Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."
Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...
Презентация "Вода. Вода. Кругом вода..."
Презентация составлена для внеклассного мероприятия "Вода. Вода. Кругом вода...", которое проводилось для учащихся восьмых классов с целью повысить уровень информированности в вопросе защиты воды...
Конспект урока" Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки"
Конспект урока с презентацией по ФГОС...
Вода в атмосфере. Облака
План- конспект урока "Вода в атмосфере. Облака"...
Самоанализ урока в 6 классе.« Вода в атмосфере. Облака»
Самоанализ урока в 6 классе.« Вода в атмосфере. Облака»...