Конспект урока: "Природопользование"
план-конспект занятия по географии (10 класс) на тему
Цели урока:
- Обучающиеся знают понятия «особо охраняемые природные территории», «заповедник», «национальный парк», «памятник природы», «дендрарий»; знают особенности основных разновидностей особо охраняемых природных территорий и их отличия друг от друга.
- Обучающиеся характеризуют значение особо охраняемых природных территорий для сохранения биологического разнообразия на Земле.
- Обучающиеся умеют готовить краткое информационное сообщение по теме урока и выступать с этим сообщением перед одноклассниками.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.
ІІ. Сообщение темы, цели задач урока и мотивации учебной деятельности.
География изучает географическую оболочку. Ее компоненты образовывают единственный сложный изменяющийся организм – Землю. На протяжении последних столетий на географическую оболочку постоянно возрастало. И сейчас на протяжении одного года человек добывает свыше 100 млрд тонн минеральных ресурсов, вырубает миллионы гектаров леса, использует миллиарды кубических метров воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodopolzovanie.docx | 53.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии 10 класс:
«Природопользование»
Цели урока:
- Обучающиеся знают понятия «особо охраняемые природные территории», «заповедник», «национальный парк», «памятник природы», «дендрарий»; знают особенности основных разновидностей особо охраняемых природных территорий и их отличия друг от друга.
- Обучающиеся характеризуют значение особо охраняемых природных территорий для сохранения биологического разнообразия на Земле.
- Обучающиеся умеют готовить краткое информационное сообщение по теме урока и выступать с этим сообщением перед одноклассниками.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.
ІІ. Сообщение темы, цели задач урока и мотивации учебной деятельности.
География изучает географическую оболочку. Ее компоненты образовывают единственный сложный изменяющийся организм – Землю. На протяжении последних столетий на географическую оболочку постоянно возрастало. И сейчас на протяжении одного года человек добывает свыше 100 млрд тонн минеральных ресурсов, вырубает миллионы гектаров леса, использует миллиарды кубических метров воды.
ІІІ. Изучение нового материала.
С развитием географической оболочки наиболее активным фактором, влияющим на состояние всех ее компонентов, стало возникновение живой мыслящей материи, носителем которой является человек. Человек взаимодействует с компонентами географической оболочки как непосредственно (как компонент биосферы), так и опосредствованно через общественный труд как форму особого обмена вещества с природой. В результате длительного влияния деятельности человека на географическую оболочку возникла географическая среда.
Географическая среда – земная окружающая среда, часть географической оболочки, непосредственно связана с жизнью и деятельностью человека и пребывающая в состоянии постоянного взаимодействия с ним в процессе хозяйственной деятельности.
Социально-экономическая география рассматривает географическую среду, в которой проживает человек, как сферу взаимодействия общества и природы. Она называется «антропосферой».
Окружающая среда в широком смысле – это природный и материальный мир, что окружает человека. Оно включает в себя как природную среду, так и искусственную техногенную среду.
Задание 1.
Давайте вспомним, что такое природные условия и природные ресурсы?
- Природные условия – это совокупность компонентов географической среды (географическое положение территории, климат, рельеф, гидрографические особенности территории и т.д.), влияющие на возможности развития хозяйства и условия жизни человека.
- Природные ресурсы – компоненты природы, которые при данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в хозяйстве. Различают ресурсы минерального сырья, земельные, водные, климатические, биологические, рекреационные.
В природной среде человека есть прежде всего природные ресурсы – это те компоненты окружающей среды, которые используют в производстве, служат его сырьевой и энергетической базой.
Сейчас, давайте запишем себе в тетради схему «Природные ресурсы по степени исчерпаемости».
Рис. 1. Природные ресурсы по степени исчерпаемости
Также изучая географию вы ознакомились с другой классификацией природных ресурсов – по их использованию. И сейчас давайте построим схему «Природные ресурсы по их использованию».
Рис. 2. Природные ресурсы по их использованию.
Человек использует природные ресурсы в процессе природопользования – деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов. При этом природные ресурсы могут выступать или как сырье – естественные материалы, которые человек перерабатывает в соответствии со своими потребностями (минеральные, лесные ресурсы и т.д.), или как средство его получения (земельные ресурсы).
Следствием природопользования являются количественные и качественные изменения природных ресурсов. Особенно сильными они являются в случае нерационального природопользования – такого использования природных ресурсов, которое приводит к очень быстрому ухудшению их качества и полного исчерпания.
При нерациональном природопользовании часть природных ресурсов просто теряется. Это приводит к чрезмерной их добыче. Одновременно значительно ухудшается состояние окружающей среды, что приводит к экологическим кризисам.
Противоположностью нерационального природопользования является рациональное природопользование – изучение, освоение и использование природных ресурсов таким образом, чтобы обеспечить по возможности более длительное время их использования и сохранялось или даже повышалось их качество.
Одним из важных условий рационального природопользования является расчет количества природных ресурсов в стране и времени, на которое хватит этих ресурсов (если они исчерпаемые). Иными словами, нам необходимо иметь данные о ресурсообеспеченности. Под этим понимают количество природных ресурсов на каждого жителя страны или мира в целом или срок (в годах), на который хватит этих природных ресурсов при современном уровне их использования.
Давайте сейчас запишем таблицу «Обеспеченность мировых потребностей запасами полезных ископаемых».
Таблица 1
Полезные ископаемые и категории запасов | Продолжительность возможного потребления, годы |
1.Вполне достаточные Алюминий Железо Титан Хром Марганец Платина Молибден | свыше 200 194 свыше 300 300 185 110 108 |
2.Относительнодостаточные Медь Свинец Олово Кобальт Никель Вольфрам | 54 29 42 44 33 57 |
3.Близки к исчерпанию Цинк Висмут Серебро Ртуть Асбест | 27 30 20 20 22 |
В хозяйственной деятельности важно экономное использование ресурсов, дающее большой экономический эффект. Например, чтобы более эффективно использовать возобновляемые ресурсы, необходимо:
а) рационально добывать и перерабатывать природные ресурсы;
б) заблаговременно вовлекать в эксплуатацию новые неистощенные ресурсы и за счет этого ослабить использование истощенных;
в) искусственно возобновлять ресурсы, что можно делать более интенсивно, чем это делает природа;
г) находить или производить искусственные заменители.
Охраняемая природная территории и акватории – это природные комплексы и объекты, исключённые полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно - просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности .
Основные типы ООПТ:
- Заповедники
- Национальные парки
- Природные парки
- Памятники природы
- Памятники Всемирного наследия
- Санаторно-курортные зоны
- Ботанические сады
УЧ. Ребята вы поделены на группы, перед каждой группой на столах есть задание и каждая группа готовит ответы.
Задание:1 группе.
- Что такое заповедник. Самые известные заповедники мира? Сколько их в России?
- Для каких целей их создали.
Заповедник – главный вид охраняемых территорий, наиболее надежно обеспечивающий охрану природы, полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека. 101 заповедник фед. значения.
Задание:2 группе.
- Что такое заказник? Самые известные заказники мира? Сколько их в России.?
- Чем отличаются заказники от заповедника?
На этой территории менее строгий режим и разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят ущерб охраняемым территориям.. 68 федеральных заказников
Задание:3 группе.
- Что такое национальные парки. Самые известные национальные парки мира? Сколько их в России
- Чем отличается национальный парк
Здесь характерно сочетание задач охраны природы с использованием земель для контролируемого массового отдыха и туризма. В России - нац. парков 35.
Выступление групп.
IV. Закрепление изученного материала.
Задание 1.
«Игровая минутка»
Объясните утверждение: «История человечества есть ни что иное, как эволюция окружающей среды, которая вызвана самой средой» (Э. Реклю).
Задание 2.
Дайте ответы на вопросы
- Что такое природопользование? Каким оно бывает?
- Назовите признаки нерационального и рационального природопользования.
- Сколькими способами и в каких единицах можно определять ресурсообеспеченность?
Задание 3.
Обозначьте на контурной карте страны с высоким уровнем обеспечения разными природными ресурсами. К ним относят Россию, США, Канаду, Бразилию. С определенными ограничениями – Китай, Австралийский Союз.
Задание 4.
Проблемные вопросы.
- Как вы думаете, к какому виду природных ресурсов по степени исчерпаемости можно отнести поваренную соль? Обоснуйте свою точку зрения (обратите внимание на особенности образования этого вида полезных ископаемых).
- Можно ли довольно точно вычислить ресурсообеспеченность лесными ресурсами в годах? Обоснуйте свою точку зрения (обратите внимание на природу этого вида ресурсов).
- Каким образом ресурсообеспеченность страны полезными ископаемыми может возрасти, если население и добыча полезных ископаемых не уменьшится (обратите внимание на внедрение современных средств исследования земных недр)?
V. Обобщение и систематизация знаний.
Задание 1.
«Блицопрос»
- Что такое географическая оболочка?
- Какие компоненты природы вы знаете?
- Что такое антропогенный комплекс?
- Что вы знаете о естественных условиях?
- Как вы понимаете понятие «природные ресурсы»?
Задание 2.
Вычислите ресурсообеспеченность двух стран земельными ресурсами. Полученные данные запишите в таблицу. В каких единицах вы получили ответ?
Страна | Численность жителей, млн чел. | Запасы природных ресурсов | Ресурсообеспеченность | ||
Земельные угодья, млн га | Леса, млн га | земельными ресурсами | лесными ресурсами | ||
США | 307 | 937,3 | 296 | ||
Россия | 144 | 1707,5 | 850 | ||
Бразилия | 198 | 851,2 | 514,5 | ||
Китай | 1338 | 959,6 | 115 | ||
Индия | 1166 | 328,8 | 64 | ||
Австралийский Союз | 21 | 768,7 | 106,7 | ||
Япония | 127 | 37,2 | 25,3 |
Задание 3.
Дайте ответы на вопросы.
- Определите понятие «географическая среда». Как она соотносится с географической оболочкой?
- Расскажите о взаимосвязях основных элементов природы и общества.
- Что такое невозобновляемые и возобновляемые природные ресурсы?
- Что подразумевают под понятием «исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы»?
- Что входит в исчерпаемые природные ресурсы?
Задание 4.
Запишите в виде схемы какие бывают классификации природных ресурсов.
VI. Итог урока.
Прием «Микрофон»
Дети пятью предложениями расскажите, чему вы научились на уроке.
VIII. Домашнее задание.
§ 11 конспект. Приготовить презентацию на тему: «Природные ресурсы моей области».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Природопользование. (Технологическая карта)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Природопользование.Учебник 8 класс. География.Природа и народы России. Н.Н.Петрова,Н.А.Максимова. Издательство «Мнемозина».8. Цель урока:- сформироват...