Урк-основная форма обучения
статья по географии на тему

Урок-основная форма обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-osnovnaya_forma.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - основная форма обучения географии. Определение целей и содержания уроков, отбор методов и средств обучения.

   Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке и определенном режиме. Организационные формы обучения географии объединяются в две группы:

урочные и внеурочные.

К урочной группе относят урок и лекционно-семинарско-зачетную систему обучения, которая развивается в рамках урока.

Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент  учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство.

  Урок — это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания.

В современной школе урок является основной структурной единицей обучения. Важнейшее педагогическое требование к уроку - это его единство в дидактическом, психологическом и логическом отношении. Цели традиционного урока связаны с усвоением школьниками знаний и умений, воспитание при этом осуществляется спонтанно по ходу обучения. Цель современного урока - формирование и развитие личности школьника в опоре на использование всех компонентов образования. Цели современного урока направлены на развитие мотивов учения, мышления и способностей школьников, на развитие восприятия, внимания, памяти, речи, воображения. При постановке целей каждого конкретного урока необходимо ответить на три вопроса: Что должно быть усвоено? Какие функции личности оно должно обеспечить? На какие ценности должно быть ориентировано содержание? Цели урока -это система ценностей, которые надо сформировать у учащихся, стремиться воспитать у них такие качества, как: социальная активность, умение осмысливать события, окружающую действительность в ее разных масштабах, принимать самостоятельные решения, способность к переучиванию и непрерывному самообразованию.

Условия организации современного урока географии:

1. активность познавательной деятельности учащихся (в процессе самостоятельной работы, постановки проблемного вопроса, частично-поисковой и исследовательской деятельности…),

2. усвоение учебного материала должно осуществляться в основном на уроке (объяснение, самостоятельная работа, закрепление изученного, проверка ЗУН),

3. четкая организация урока (начало со звонком, готовность учебного оборудования, включение учеников в работу с первой минуты),

4.осуществление индивидуального подхода.

Требования к уроку.

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований.

2. Грамотное определение типа урока, структуры, его места в теме, разделе, курсе географии (связь урока с предыдущим и последующим), в системе внутри и межкурсовых связей.

3. Учёт межпредметных связей с целью формирования целостной картины мира.

4. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития школьников, последовательная реализация поставленных задач в ходе урока.

5. Оптимальность выбора методов обучения, стимулирования и контроля, применения ТСО и наглядности.

6. Учёт учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности и развития, уровня сформированности классного коллектива.

7. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем обучаемости и отношения к учению, оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

8. Обеспечение доступности, научности, практической направленностиучебного материала, связи урока с жизнью.

9. Общение с учащимися на основе высокой требовательности и уважения

к личности.

10. Выделение главного в содержании обучения, выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

11. Определение содержания и объёма домашних заданий с учётом имеющегося времени, комментированием смысла и рациональной методики выполнения, не допуская перегрузки.

12. Концентрация внимания школьников на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих идей учебного материала.

13. Формирование у учащихся осознанного и активного отношения к учебной деятельности, навыков рациональной организации труда.

14. Обеспечение санитарно-гигиенических и эстетических условий на уроке.

15. Анализ уроков и учёт полученных результатов при планировании следующих.

Подготовка к уроку

Подготовка к уроку начинается с анализа программы, методических пособий, учебника и другой методической и географической литературы. На предварительном этапе осуществляется тематическое планирование. Непосредственно к уроку - поурочное (конспект урока).

I.Определение целей урока (конкретное, чёткое): образовательных (формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию),  развивающих (интеллекта, восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы),  воспитательных (формирования мировоззрения, активной жизненной позиции, готовности к самовоспитанию).

Среди методических умений задачи конструирования целей урока относятся к одним из самых сложных и требуют особого внимания учителя.

Рассмотрим примеры.  Формирование теоретических знаний в целях можно представить так: введение понятия, расширение его объема, конкретизация и закрепление его существенных признаков, углубление или применение понятия; повторение, закрепление научных фактов и т.д.

Задачи формирования умений, опыта творческой деятельности можно отразить в следующих формулировках: раскрыть последовательность действий,обеспечить усвоение (например, приема ориентирования на местности), совершенствовать умение (например, определять географическое положение материка); раскрыть мировоззренческую идею развития географических процессов иявлений во времени и пространстве, способствовать развитию творческогомышления, познавательного интереса; научить школьников определять разрывв связях, выделять проблему в учебной задаче, выдвигать гипотезу, отличатьследствие от причины и т.д.

II. Определение содержания урока.

1. В соответствии с программой, учётом текста учебника, дополнительной литературы, статистических материалов. (Отмечается в конце конспекта или в тематическом планировании).

2. Материал делится на: основной, вспомогательный, воспитывающий.

3. Часть материала выносится на домашнее задание, доля которого растёт свозрастом учащихся.

4. Определение логики изучения. Главное на уроке - применение знаний иумений в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале. Входе их решения осуществляется проверка ранее усвоенного, осмысление и запоминание нового.

На следующем этапе подготовки к уроку учитель отбирает материал содержания урока, выделяет смысловые блоки, четко разграничивает основной, вспомогательный и дополнительный материал. Затем в соответствии с содержанием отбирает средства и методы обучения.

Выбор средств и методов определяется несколькими показателями: целями урока, его содержанием, этапами обучения (местом урока в теме и темы в целом курсе), опорными знаниями и межпредметными связями, уровнем умений школьников, их возрастными особенностями, а также методическим мастерством учителя применять комплекс методов и средств обучения географии.

III. Определение методов и средств обучения. Зависит от содержания учебного материала, целей урока, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и класса, дисциплины, опыта учителя, материально-технической базы.

Вопрос 9:

Классификация методов обучения  географии по характеру познавательной деятельности, по источникам знаний. Уровни познавательной деятельности и усвоения знании школьников.

Методы обучения географии

Методы обучения –способы, взаимосвязанной деятельности учителя иучащихся, направленные на достижение знаний, умений и навыков. Проблема методов обучения является одной из центральных. В современной дидактике существует убеждение о комплексном подходе, который учитывает функции методов и реализацию целей обучения (образовательных, развивающих, воспитательных).

Существует множество классификаций методов обучения:

по способам приобретения знаний,

по общим методам научного познания,

по дидактическим целям…

Исторически сложилась классификация по источникам знаний –словесные методы, наглядные, практические. Она не учитывает уровень познавательной деятельности учащихся.

По характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.), выделяют пять методов обучения:

объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),

репродуктивный,

проблемное изложение,

частично-поисковый, исследовательский.

Под методом обучения понимают (Панчешникова Л.М.) способ вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, формирования их мировоззрения и развития познавательных способностей. И.С.Матрусов определяет методобучения как совокупную деятельность учителя и учащегося, которая обеспе-чивает освоение учащимися учебного содержания и на его основе развитие ивоспитание последнего.

Классификации методов обучения, принятые в методике географии: по источникам знаний и по характеру познавательной деятельности учащихся. Методы обучения географии, различающиеся по характеру познавательной деятельности учащихся:   объяснительно - иллюстративный,  репродуктивный,  проблемное изложение, частично - поисковый  и  исследовательский. Назначение каждого метода, деятельность учителя и учащихся, возможности применения в процессе обучения географии, примеры. Уровни усвоения знаний и познавательной самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения географии. Использование их в процессе подготовки и проведения уроков. Основные понятия проблемного обучения: проблемная ситуация, проблема, гипотеза. Методы обучения в практике школы.

Применение частично-поискового, и исследовательского методов; проблемное обучение как показатель передового опыта учителя географии.

Характеристика методов обучения.

Объяснительно- иллюстративный. Используется для организации усвоения знаний учащихся. Учащиеся запоминают готовую информацию –чтение учебника, прямой информации с карты (например, климатических поясов), устное изложение материала учителем, подбор учащимися необходимых сведений из таблиц и графиков…

Репродуктивный. Используется для применения знаний и умений по образцу. Например, самостоятельные задания, предлагаются школьникам из темы в тему –определение географического положения материка. Это задания с использованием типовых планов, инструкций.

Проблемное  изложение. Метод проблемного изложения используют для показа образца доказательного решения проблемы. Учитель формулирует проблему и сам её решает через научное рассуждение. Например, формирование островных дуг современных Японских островов.

Частично-поисковый. Используется для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен. Основная форма данного метода –эвристическая беседа.

Исследовательский.  Имеет сходную цель с предыдущим, но ученики решают проблему не поэтапно, а в целом. Школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведёт к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания. Большое значение имеет использование в обучении проблемного подхода

Суть проблемного обучения в систематическом включении учащихся в процесс поиска решения новых задач, в результате чего они учатся самостоятельно получать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности. Проблемой называется задание, способ выполнения которого или результат заранее не известен, но ученик обладает исходными ЗУН для того, чтобы осуществить их поиск. В психологии и дидактике существует понятие проблемная ситуация. Это ситуация, вызывающая у учащихся осознанное затруднение, путь решения которого следует искать. Но не всякая проблемная ситуация становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию, Нередко встречаются в практике обучения вопросы учителя, понятные по содержанию, создающие затруднения, но поиск ответа на которые учащимся недоступен. Тем самым создаётся проблемная ситуация не переходящая в проблему. Так, учитель спрашивает учащихся, почему высоко в горах человек заболевает горной болезнью. Если этот вопрос задан до изучения соответствующей темы, то при всей ясности вопроса это будет только проблемной ситуацией, разрешение которой в значительной мере ляжет на плечи учителя. Если же он задаст вопрос после изучения темы, то он явится и проблемой, доступной учащимся. Проблема отличается еще и тем, что для ее решения не указываются точно условия поиска, исходные данные. Поэтому проблема может иметь множество решений. Но всякая проблема принимает форму задачи, хотя не всякая задача носит проблемный характер. Проблемная, или поисковая, задача представляет собой задание, содержащее условие, из которого надо исходить, вопрос или требование, и возможность ее решения на основе имеющегося условия путем самостоятельного поиска. Внедрение проблемного обучения обеспечивает выполнение им трех функций: 1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения, 2) овладение методами познания и научного мышления, 3) овладение опытом, операциями творческой деятельности.

УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ                УРОКА  ГЕОГРАФИИ.

 Методы обучения географии, обусловленные содержанием учебного предмета, призваны обеспечить его усвоение учащимися. Однако они не в состоянии реализовать цели привития навыков самостоятельности в изучении и пополнении знаний, активной познавательной деятельности.

Этой цели служат уровни познавательной деятельности учащихся.

Рецептивный, репродуктивный, эвристический и исследовательский уровни охватывают всю познавательную деятельность учащихся от восприятия информации до построения гипотез, выбора метода изучения и его реализации на практике. Выбор учителем методов обучения должен проходить прежде всего на уровне развития познавательных способностей как класса в целом, так и отдельных учащихся. Уровни познавательной деятельности задаются учителем посредством тех или иных вопросов и заданий и определяют форму организации урока географии. Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке и определенном режиме. Организационные формы обучения географии объединяются в две группы:

урочные и внеурочные.

К первой группе относят урок и лекционно-семинарско-зачетную систему обучения, которая развивается в рамках урока.

Во вторую группу входят учебные экскурсии, практикумы, консультации, олимпиады, экзамены, смотры знаний и т. д. По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и ученика различают фронтальную, индивидуальную и групповую организацию учебной деятельности.

Рецептивный уровень познавательной деятельности характеризуется монологическим выступлением учителя и слушанием его учениками. Это возможно на уроке, только если он организован как рассказ или лекция учителя.

Рассказ играет в обучении ведущую роль на младшей и средней ступенях обучения. Рассказ применим более всего при раскрытии вопросов мало знакомых учащимся, когда для организации беседы у них еще нет достаточных знаний. Рассказ может носить характер описания. Необходимо использовать картины, диапозитивы… Уместно использовать рассказ тогда, когда от учеников требуется не столько понимания тех или иных процессов, сколько их яркое и последовательное описание.

Лекция характеризуется монологическим, систематическим научным изложением темы или отдельного объемного вопроса программы, применяется только на старших ступенях обучения, поскольку восприятие монологической речи учителя со множеством научных терминов весьма ограничено психологическими возможностями учащихся. Однако в высшей школе это уже одна из основных форм организации обучения.

Объяснение носит характер доказательства, происходит вскрытие сущности явлений, причин, взаимосвязей. Объяснение идёт двумя путями:

1. От частного к общему (разные горные системы → понятие горной системы).

2. От общего к частному (горная система → виды горных систем).

Чтение вслух учителем. Даёт яркое, образное описание явлений и объектов, развивает воображение, интерес, способствует запоминанию. Отрывки длячтения должны быть не велики, сопровождаться пояснением незнакомых слов,показом наглядности. К этому методу относят прослушивание звукозаписи.

Репродуктивный уровень познавательной деятельности характеризуетсяналичием обратной связи со стороны учащегося, т. е. организацией вопросно-ответной формы обучения —беседы. В беседе изложение знаний учителем соседствует с постановкой вопросов учащимся, в ходе которых протекает контроль за усвоением изучаемого материала. В беседе репродуктивного уровня преобладают вопросы на воспроизведение знаний. Беседа ведётся с опорой на знания, краеведческий материал, карты, наглядность.

Беседы бывают:

1) Вводные. Цель –восстановить знания для изучения нового материала.

2) Разъяснительные. Цель –направить учащихся на самостоятельное определение признаков объектов и явлений, их сущности, особенностей.

3) Обобщающие. Цель –привести учащихся к выводам и обобщениям. Часто носит повторительно-обобщающий характер. Беседа может иметь проблемный характер → превращается в дискуссию. Беседы-конференции готовятся предварительно.

Эвристический уровень познавательной деятельности характеризуется уменьшением доли активности учителя на уроке. Наиболее сложные моменты учитель разъясняет сам. Среди вопросов, задаваемых учащимся преобладают вопросы: почему? Чем вызвано? Сделайте вывод…

Исследовательский уровень познавательной деятельности характеризуется двумя параметрами:

а) функции учителя сведены к управлению и контролю;

б)учащиеся полностью самостоятельно выполняют учебные задания, приводящие их к новому знанию.

На данном уровне учитель только ставит задачу и контролирует ход ее выполнения. Ученики должны осознать условия задания (задачи),выбрать общий путь ее выполнения, определить необходимые для этого источники знания (следовательно, методы изучения данного вопроса), реализовать общий путь практически, ответив на поставленный учителем вопрос.                    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Урок как основная форма обучения в школе

В данной статье рассматриваются типы уроков, их структура. Материал может быть полезен начинающим педагогам, работающим в школе, так и педагогам, работающим в системе НПО и СПО...

Урок как основная форма обучения

Урок является отправной точкой по изучению русского языка. Урок как основная форма обучения обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала. Некоторые примеры показывают, как активизиров...

Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик

Статья  направлена  на  описание  различных  форм и методов   применяемые  на  уроках, использование   различных  приёмов   работы  с ...

Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик

В презентации  описаны  методы  и  формы  работы  с  обучающимися. Показаны  основные  приёмы  работы  с  обучающимися....

Урок как основная форма обучения

   Данный материал - результат работы по самообразованию. В результате которого была сконструирована таблица, определяющая соотношение тип урока - форма проведения с учетом психофизио...