Регионы России в лицах. Святыни и святые Европейского Севера
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Макшаева Ирина Ивановна

Цель урока: Рассмотреть основные святыни и подвижничество некоторых святых Русской православной церкви, которые подвизались на территории Европейского Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок мини- конференция в 9 классе «Регионы России в лицах. Святыни и святые Европейского Севера»

Актуальность темы.

Освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока – ключевой пункт русской истории и один из предметов нашей законной исторической гордости. Россия вообще северная страна, а 20% территории России сейчас лежит за Полярным кругом, а 60% - в зоне вечной мерзлоты. Две трети нашей нынешней земли - за Уралом, а вместе с северными областями европейской части России это уже три четверти её. Освоение северных и восточных пространств началось, по сути, тогда же, когда началась сама Русь.

Кто же изучал наш Север до возникновения системы регулярных научных исследований и наблюдений? На ум приходят новгородские ушкуйники и рыбаки - поморы, ещё в XI-XII вв. изучившие северное побережье Кольского полуострова, побывавшие на Шпицбергене, Новой Земле и на севере Западной Сибири. Позже эту задачу решали землепроходцы, большей частью – из казаков, за 100 лет, с середины XVI до середины XVII века прошедшие огромную территорию от Урала до Тихого океана. Самые громкие имена – Ермак, Семён Дежнев, Ерофей Хабаров.

И, конечно же, открыли и своим путём освоили Север коренные его жители, пришедшие туда сотни и тысячи лет назад, приспособившиеся к жизни в экстремальных условиях и создавшие свои уникальные культуры.

Но есть и ещё один отряд исследователей Севера, ещё один фактор его освоения и развития, который обычно выпадает из поля зрения. Это православные монахи и миссионеры. Монастыри, скиты, православные миссии в северных областях нередко появлялись даже раньше, чем деревни и, тем более, города.

Большинство людей, посвятивших себя служению Богу, конечно же, не ставило перед собой исследовательских и, тем более, предпринимательских задач. Чаще они уходили в глушь от мирской суеты.

Но дальнейшее течение жизни делало эти форпосты веры «точками роста» хозяйства и опорой местной инфраструктуры.

Цель урока: Рассмотреть основные святыни и подвижничество некоторых святых Русской православной церкви, которые подвизались на территории Европейского Севера.

Задачи:

1) Вспомнить особенности географического положения и природные условия региона.  

2) Оценить вклад святых людей, подвизавшихся  на территории Русского Севера, в духовное развитие населения нашей страны.

Д.С. Лихачев о Русском Севере

«Русский Север Мне трудно выразить словами мое восхищение, мое преклонение перед этим краем. Когда впервые мальчиком тринадцати лет я проехал по Баренцеву и Белому морям, по Северной Двине, побывал у поморов, в крестьянских избах, послушал песни и сказки, посмотрел на этих необыкновенно красивых людей, державшихся просто и с достоинством, я был совершенно ошеломлен

В Русском Севере удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого, современности и истории (и какой истории – русской! – самой значительной, самой трагической в прошлом и самой философской), человека и природы, акварельной лиричности воды, земли, неба и грозной силы камня, бурь, холода снега и воздуха.

1. Географическое положение и особенности природы.

Особенности и географическое положение территории Европейского Севера довольно интересное, выгодное с точки зрения торговли. Именно это и привлекало всегда мореплавателей, стремящихся попасть на эти земли. В состав Европейского Севера входят  такие территории, как Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Карелия, Коми, Ненецкий автономный округ.(показать на карте) Район находится в северной части Русской равнины, характеризующейся чередованием возвышенностей и равнинных участков. На Кольском полуострове есть горы Хибины, которые образовались благодаря выходу на поверхность кристаллической основы Русской платформы. На протяжении длительного промежутка времени на данном участке периодически поднимались и опускались разные части платформы. При попадании осадочных пород во впадины образовывались ровные участки. Ледники внесли свою лепту в данный процесс. Именно благодаря им был сформирован окончательный вид территории Русского Севера.

Европейский Север отличается степенью освещенности и прогрева поверхности в зависимости от времени года. Северный район находится за пределами Полярного круга, поэтому здесь есть полярная ночь. Она длится в зависимости от широты от 1 до 64 суток. На протяжении данного периода солнце не всходит, поэтому здесь холодно и темно. Территория района отличается суровыми зимами. Например, в Архангельске температура воздуха может опускаться до –45 градусов. Лето на данной территории короткое, довольно прохладное. Вода в Белом море, расположенном на территории Архангельской области, прогревается до +23 градусов. Причиной таких низких температур является холодный арктический воздух. В летний период осадки преобладают во второй половине лета, в августе в данном регионе наступает осень.  Исходя, из всего этого мы можем себе представить, какие сложные условия складываются здесь для проживания людей.

2. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.

Соловецкий архипелаг, Северная Фиваида, или Северный Афон, как еще принято называть эти заповедные места  – группа островов у входа в Онежский залив, в юго-западной части Белого моря, единственного внутреннего моря Северного Ледовитого океана. Белое море, которое в старину называли еще морем Студеным, Гандвиком, пучиной Соловецкой, – одно из самых интересных по своему происхождению, фауне и флоре. Почти полгода его покрывают дрейфующие льды, зато, когда оно освобождается от них, здесь можно ежедневно любоваться приливами и отливами, наблюдать тюленей и белух, а порой и подивиться миражам, превращающим реальность в таинственную сказочную страну.

Недолгое северное лето очаровывает белыми ночами и прекрасными закатами, гладью многочисленных озер и зеленью лесов, которые осень расцвечивает пестрыми красками; зима покрывает острова белоснежным ковром, а деревья – пушистым искрящимся инеем, ясными морозными ночами расцвечивая небо всполохами северного сияния.

Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности. Основанный в 1436г. Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями. Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения.

В мае 1920 года монастырь был закрыт, и вскоре на Соловках были созданы две организации: лагерь принудительных работ для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы, и совхоз «Соловки». На момент закрытия монастыря в нем проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушника и 171 трудник).

За 16 лет существования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные ученые самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты. Соловки стали местом ссылки многих иерархов, священнослужителей, монашествующих Русской Православной Церкви и мирян, пострадавших за веру Христову. В лагере они были примером истинного христианского милосердия, нестяжательства, доброты и душевного спокойствия. Даже в самых тяжелых условиях священники до конца старались исполнить свой пастырский долг, оказывая духовную и материальную помощь тем, кто находился рядом.

На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников – узников Соловков. Многие их них скончались на островах от болезней и голода или были расстреляны в Соловецкой тюрьме, другие погибли позднее. На Юбилейном Соборе 2000 года и позднее, около 60 из них были прославлены для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Среди них такие выдающиеся иерархи и деятели Русской Православной Церкви, как священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский († 1937), Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский († 1929), Петр (Зверев), архиепископ Воронежский († 1929), Прокопий (Титов), архиепископ Одесский и Херсонский († 1937), Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий († 1937), священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский († 1962), мученик Иоанн Попов, профессор Московской духовной академии († 1938) и многие другие.

1988 год стал поворотным в истории нашего Отечества. В том году Русская Православная Церковь вступила во второе тысячелетие своего исторического бытия. Юбилейные торжества, прошедшие в начале июня во всех епархиях Русской Православной Церкви, положили начало созданию религиозных общин в самых разных уголках страны, возрождению церковных приходов и монастырей. После 70 лет, в течение которых безбожная власть вела войну с Православием, верующие люди тогда еще огромного Советского Союза начали подниматься с колен.

Летопись возрождения Соловецкого монастыря тоже начинается с 1988 года.

3. Валаамский монастырь.  Валаамские преподобные   Сергий и Герман.

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными. Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.

Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Валаамский монастырь упоминается в житии СавватияСоловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год. К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

На XIX век пришёлся наибольший подъём обители. Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему монастырь номинально сохранялся, но, оказавшись церковью национального меньшинства (основная религия Финляндии — лютеранство), он испытал на себе усиливающуюся дискриминацию со стороны финских властей. Во время Советско-финской войны 1939—1940 годов монастырь попал в зону боевых действий, и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, в начале февраля 1940 года покинули острова, увезя с собою всё самое ценное, включая подлинник Валаамской иконы Божией Матери, другие святыни и колокола (межцерковные переговоры о возвращении подлинника Валаамской иконы Божией Матери в Валаамский монастырь ведутся между РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет). 18 марта над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора, возвестивших о прекращении жизни обители. Монахи осели в местечке Хейнявеси в Финляндии и основали  там Ново-Валаамский монастырь.

Конец 80-х годов стал первым этапом в восстановлении обители, бывшей когда-то столпом православной веры на севере России. По инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил "передать в пользование" Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть перешел в непосредственное ведение священноигумена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

4. Хибиногорский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в г.Кировске Мурманской области.

        Прежде самым северным женским монастырем у нас считалась Скоропослушническая обитель в Приполярье, в г.Печоре Республики Коми. Теперь на Русском Севере появилась обитель и за Полярным кругом. 20 апреля  2005 года решением Священного Синода учрежден Хибиногорский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в г.Кировске Мурманской области.

        Возглавила  обитель м. Акилина (Энгельман), принявшая постриг незадолго до открытия монастыря. Новый монастырь призван продолжить традиции женского благочестия в этом суровом крае. До сих пор мурманчане помнят о подвижничестве схимонахини Херувимы (Александры Куршевой), много лет подвизавшейся в Свято-Никольском соборе г. Мурманска и препятствовавшей его закрытию в советское время. Помнят и монахиню Евдокию (Волкову) из ссыльных, которая была первой старостой Казанского храма Кировска. Именно этот храм и стал престольным для нового монастыря.

        Открытие обители стало возможным после того, как в конце 2004г. в Кировске освятили церковь Спаса Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Редкий случай - появилась она здесь в самый пик гонений на православие, 90 лет назад. В ту пору сюда, в Хибинские горы, со всей страны согнали десятки тысяч репрессированных. Возводя знаменитый ныне индустриальный гигант «Апатит», они построили для себя и каменную церковь. Власти молиться в нем не разрешили, и верующим приходилось ездить за 23 километра в деревянный Казанский храм. Теперь же надобность в этом отпала, просторные его помещения займут монахини. Кировск находится в самом центре Кольского полуострова. Несмотря на длинные зимы (до 9 месяцев в году) и непроглядные полярные ночи, климат здесь из-за близости Гольфстрима довольно мягкий. Растут столетние сосны, много черники, морошки и прочих ягод, водятся глухари, тетерева, а так же экзотические птицы - орланы и полярные куропатки. Так что «заполярность» обители, как ожидается, не отпугнет будущих насельниц.

        Символично, что в советское время в здешних горах, кроме апатита, открыто более ста новых минералов, многие из которых пока не обнаружены нигде на земном шаре - ринколит, юкспорит, астрофиллит, ферсманит, эгирин, эвдиалит и т.д. Ради этих блестящих камешков сгоняли сюда невинно осужденных, и они умирали в копях.

5. Преподобный Александр Свирский.(Просмотр видео)

https://www.youtube.com/watch?v=RC8BtN5LtqQ

Итог урока: Через географию подвижничества святых людей можно изучать  географию своей страны.

Изучение житий святых – это изучение культуры и обычаев своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Европейский Север и Европейский Юг"

Европейский Север и Европейский Юг...

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

Географический лабиринт "Европейский Север России"

Географический лабиринт предназначен для проверки знаний учащихся по теме "Европейский Север России"...

конспект интегрированного урока биологии и географии на тему "Экологические проблемы Европейского Севера России"

В рамках проводимой мной методической работы на тему "Реализация межпредметного содержания экологического образования через систему интегрированных уроков" представляю Вашеу вниманию конспек...

"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс

Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...

Опорный конспект для учащихся и итоговое тестирование по теме "Население и хозяйство Европейского Севера России" 9 класс

Опорный конспект  и итоговое тестирование по теме "Население и хозяйство Европейского Севера России" предназначен для систематизации знаний учащихся 9 класса при подготовке к ОГЭ по гео...