Рабочая программа по географии 7 класс 2018-2019 уч.год
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Кандалова Вера Павловна

Рабочая программа по географии 7 класс 2018-2019 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii7b.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03                                e-mail:cenreab@dszn.ru

Рабочая программа по

Географии

на 2018-2019 учебный год

для 7 «Б» класса

(УО)

Учитель: Кандалова В.П.

Рассмотрено на заседании МО                        «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2018 г.                Зав. образовательного отделения

Т.Е. Максименко

Руководитель МО

 «___»______________________________2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .

Данная рабочая учебная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1 под ред. В.В. Воронковой, «Владос» 2000 год, автор программы Т.М. Лифанова.

  Данная рабочая программа разработана также на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденный 10.04 2002 г., № 29/2065-п.
  3. Примерный региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Вологодской области  от 02.06. 2004 г. № 846 «Об утверждении базисного учебного плана  специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII  видов».
  4. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в ред. Постановлений  Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212 и от  23.12.2002 г. №919.
  5. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.
  6. Концепция «Специального федерального государственного стандарта  общего образования  детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанная  ИКП РАО, 2009 г.

География как учебный предмет в школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ОВЗ об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности  детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные  в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимисяс ОВЗ.

        Обучение географии рассчитано по 2 урока в неделю. В 7 классе – «География России» (68 часов).        В программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.

Проведению практических работ в 7 классе помогут изданные рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приёмов.

7 класс полностью посвящён ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера.

На изучение «Географии России» в данной программе отведён весь год, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

  1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) – 11 часов.
  2. Природные зоны России – 55 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА .

7 класс  «География России» (66 часов)

Особенности природы и хозяйства России        (общая характеристика) 11 часов

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.2. Европейская и Азиатская части России.3. Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск).4. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.5. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.6. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России,7. Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.8. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.9. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли.10. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.11. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

Природные зоны России  (55 ч)

12.Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.13. Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь 

14. Положение на карте. Моря и острова.15. Климат. Особенности природы.16. Растительный и животный мир. Охрана природы.17. Население и его основные занятия.18. Северный морской путь.

 Зона тундры (8 ч)

  1. Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.20. Климат. Водоемы тундры.21. Особенности природы. Растительный мир.22. Животные тундры.23. Хозяйство. Население и его основные занятия. 24-25. Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.26. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

 Лесная зона (18 ч)

  1. Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.28. Климат. Особенности природы.29. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.30. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.31. Смешанные леса.32. Лиственные леса.33. Животный мир лесной зоны.34. Пушные звери.35. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота.36. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.37. Города Центральной России.38. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.39. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.40. Западная Сибирь.41. Восточная Сибирь.42. Дальний Восток.43. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.44. Обобщающий урок по лесной зоне

 Степи (8 ч)

45. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.46. Растения зоны степей.47. Животный мир степей.48-49. Хозяйство. Население и его основные занятия. 50-51. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др. 52. Охрана природы зоны степей.

Полупустыни и пустыни (6 ч)

53. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.54. Климат. Реки. Охрана природы.55. Растительный мир и его охрана.56. Животный мир. Охрана животных.57. Хозяйство. Основные занятия населения.58. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста). Субтропики ( 2 часа)59. Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.60. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. Высотная поясность в горах (6 часов)61. Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.62. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.63. Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)64. Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.65. Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.66. Обобщающий урок по географии России.

Межпредметные  связи

Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного мира,охрана растений (естествознание).Города нашей родины (природоведение). Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).Свойства древесины — лесная зона (столярное дело).  Свойства металлов — полезные ископаемые (слесарное дело). Различение цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические  работы

Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных. Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России). Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости. Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;пояса освещенности, в которых расположена наша страна; природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря; природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне, экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России, правила поведения в природе: расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту; устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;выполнять задания в «Рабочей тетради по «Начальному курсу физической географии» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся);делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.  

Минимальный уровень:

представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;

выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;

сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;

использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень:

применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;

ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

нахождение в различных источниках и анализ географической информации;

применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.

   

                                         


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

Тема урока

Тип урока

Форма урока

Дата

Географическое положение России на карте мира.

сообщение новых знаний

Практическая работа Нахождение на карте сухопутных и морских границ, географического положения карты.

Европейская и Азиатская часть России

сообщение новых знаний

Заочное путешествие по карте.

Административное деление России

сообщение новых знаний

Нахождение федеральных округов на карте

Разнообразие рельефа: острова, полуострова.

комбинированный

Практическая работа Нахождение на карте островов, полуостровов.

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

комбинированный

Практическая работа Заполнение таблицы «Полезные ископаемые», нахождение основных месторождений полезных ископаемых

Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

комбинированный

Практическая работа Заполнение таблицы «Климатические пояса. Животные разных поясов освещённости»

Водные (гидро-энергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

комбинированный

Самостоятельная работа.  Практическая работа

«Воды России»

Численность населения России. Размещение по территории России.

сообщение новых знаний

Практическая работа Нахождение на карте народов России, заполнение таблицы «Народы России»

 Промышленность — основа хозяйства России, ее отрасли.

комбинированный

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

комбинированный

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

 Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

сообщение новых знаний

Беседа  с практическими заданиями.

«Особенности природы и хозяйства России».

Обобщение изученного

Деловая игра

Природа и хозяйство Россиии.

Контроль и оценка знаний.

Проверочная работа

Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.

Сообщение новых знаний

Беседа  с практическими заданиями.

Положение на карте. Моря и острова зоны арктических пустынь.

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов .

Климат. Особенности природы Арктики.

комбинированный

Практическая работа Заполнение таблицы «Климат Арктики».

Растительный и животный мир. Охрана природы зоны арктических пустынь.

Обобщение знаний

Практическая работа Заполнение таблицы «Растения и животные Арктики».

18

Население  Арктики и его основные занятия. Северный морской путь.

Сообщение новых знаний

Практическая работа Нахождение на карте главных портов Северного морского пути

19

Положение на карте. Острова и полуострова. Полезные ископаемые природной зоны тундры.

комбинированный

Практическая работа Заполнение таблицы «Полезные ископаемые тундры».

19

Климат. Водоемы тундры.

комбинированный

Практическая работа Нахождение на карте рек и озёр тундры.

20

Особенности природы. Растительный мир.

комбинированный

21

 Животные тундры.

комбинированный

Практическая работа «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных» Рассказ с демонстрацией медиафайлов .

22

Хозяйство. Население и его основные занятия.

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов .

23

Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.

комбинированный

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций. Практическая работа «Нанесение на к/ городов тундры»

24

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

комбинированный

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме.

25

Природная зона-тундра.

Обобщение знаний

Беседа  с практическими заданиями.

26

Положение на карте, поверхность, полезные ископаемые  лесной зоны.

Сообщение новых знаний

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме.

27

Климат. Особенности природы лесной зоны.

комбинированный

Беседа  с практическими заданиями.

28

Реки, озера, каналы.    Экологические проблемы водных ресурсов.

комбинированный

Практическая работа Заполнение таблицы Особенности природы лесной зоны»

29

Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.

комбинированный

Практическая работа Нахождение на карте рек и озёр лесной зоны.

30

Природная зона тундры и тайги.

Контроль и проверка знаний.

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

31

Тундра и тайга -природные зоны России.

Коррекция знаний

Тестовые задания

32

Деловая игра

33

 Смешанные леса.

комбинированный

Практическая работа Заполнение таблицы «Растения смешанных лесов»

34

 Лиственные леса.

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов .

35

 Растительность лесной зоны.

Закрепление изученного

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме.

36

Животный мир лесной зоны.

комбинированный

Практическая работа. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

37

Пушные звери.

комбинированный

38

Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота.

Закрепление знаний

Беседа  с практическими заданиями на интерактивной доске.

39

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

Сообщение новых знаний

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

40

Города Центральной России.

комбинированный

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме.

41

Особенности развития хозяйства и города Северо-Западной России.

Сообщение новых знаний

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

Практическая работа «Нанесение на к/ городов лесной зоны»

42

Западная Сибирь.

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов .

43

Восточная Сибирь.

комбинированный

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

44

Дальний Восток.

комбинированный

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме.

45

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

Обобщение знаний

Беседа  с практическими заданиями.

46

Лесная зона

Контроль и проверка знаний

Проверочная работа

47

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые, климат природной зоны степи.

Сообщение новых знаний

Практическая работа. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

48

Растения зоны степей.

комбинированный

 Беседа  с практическими заданиями.

49

 Животный мир степей.  

комбинированный

Практическая работа. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для зоны степей растений и животных.

50

Хозяйство.  Население и его основные занятия.

комбинированный

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме.

51

Города степной зоны.

Применения знаний

Самостоятельная работа Практическая работа «Нанесение на к/ городов зоны степей»

52

Охрана природы зоны степей.

Обобщения знаний

Устный журнал

53

Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

Сообщение новых знаний

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме.

54

Климат. Реки. Охрана природы зоны пустынь и полупустынь.

комбинированный

Беседа с моделированием  объектов и ситуаций.

55

Растительный мир  зоны пустынь и полупустынь и его охрана.

комбинированный

Практическая работа. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений.

56

Животный мир. Охрана животных.

комбинированный

Практическая работа. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны животных.

57

Хозяйство. Основные занятия населения.

комбинированный

Беседа  с практическими заданиями.

58

Города зоны полупустынь и пустынь .

комбинированный

  Практическая работа «Нанесение на к/ городов пустынь и полупустынь»

59

Пустыни и полупустыни.

Контроль и проверка знаний

Тестовые задания

60

Субтропики. Положение на карте. Поверхность. Климат.

Сообщение новых знаний

 Практическая работа. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

61

Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.  

комбинированный

 Практическая работа.  Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

62

Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты.

Применения знаний

  Практическая работа. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

63

Высотная поясность в горах  

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

Сообщение новых знаний

   Практическая работа. Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

64

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный.

Применения знаний

 Практическая работа. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

65

Хозяйство, города, экологические проблемы Урала .

Применения знаний

  Практическая работа. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

66

Алтайские горы. Население. Хозяйство. Города.

Применения знаний

 Практическая работа. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

67

Природные зоны России.

Контроль и проверка знаний

Проверочная работа за год. Практическая работа «Изготовление из картона несложных макетов природных зон»

68      

Путешествие по России. Итоговый урок

Обобщения знаний

Заочное путешествие


Ресурсное обеспечение рабочей программы

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2000, под редакцией В. В. Воронковой.
  2. Лифанова, Т. М.,   Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 7 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2011.-176 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.)
  3. Е.А.Жижина Поурочные разработки по географии «Природа России». М. «ВАКО», 2004
  4. И.И.Баринова Методические разработки уроков по курсу «География России». М. Школьная пресса», 2003
  5. Н.А.Касаткина Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям по географии в 6-8 классах. Волгоград: Учитель, 2004
  6. Н.В. Болотникова География: Уроки-игры в средней школе. Волгоград: Учитель, 2004
  7. В.В.Климанова География в цифрах. 6-10 кл.: Справочное пособие. М. «Дрофа», 2001

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кто есть кто в мире. – М.: Олма-Пресс, 2003.
  2. Пивоваров  Г.П  По страницам занимательной географии. -М.: Просвещение, 1990.
  3. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+,2000.
  4. Энциклопедия для детей. Геология. – М.: Аванта+,2000.
  5. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф. Трешников. - М.: Советская энциклопедия, 1988.
  6. Пармузин Ю.П. Живая природа. - М.: Просвещение, 1993.
  7. Задачи по географии/Под редакцией А. Наумова. -М., МИРОС,1993.
  8. Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – Л.: Детская литература, 1983.
  9. Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. –М.: Аванта+
  10. Детская энциклопедия: География. Я познаю мир. /Автор В.А. Маркин.-М.: ООО Фирма издательство  АСТ, 1998.
  11. Города России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.
  12. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. - М.: Мысль, 1985.
  13. Народы России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.
  14. Полный универсальный информационный справочник. Страны мира.  –М.: Олма-Пресс, 2004.

Сайты Интернет:

  1. География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам)
  2. Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps
  3. Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
  4. История географии http://traditio.ru/wiki/География
  5. Географические карты http://www.planetolog.ru/
  6. Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml
  7. Путешествия и открытия http://pyty.ru/
  8. http://www.geo2000.nm.ru/   Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - "географии".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике на 2018-2019 уч.г.

Рабочая программа на 2018-2019 уч.г....

Рабочая программа по татарскому языку 2018-2019

Рабочая программа 10-11 классов...

Рабочая программа по литературе на 2018-2019 учебный год.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературедля 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднегго образования Министерства образования РФ: Сборник программ по литературе ...

рабочие программы по математике за 2018-2019 учебный год

рабочая программа по математике 5 класс к учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. к Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС....

Рабочие программы по математике на 2018-2019 уч. год

Рабочие программы по математике на 2018-2019 учебный год, заочная форма обучения...

Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019

Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019...