Рабочая программа "География. Начальный курс" 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа "География. Начальный курс" 5 класс. ФГОС Летягин А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_letyagin_a.a.docx | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Булыкская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО: _________ ________/Бутакова Г.Н../ Протокол № _________ от ____________20___г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР: ______________/БалдановаД.В./ «__»____________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет География Класс 5 Количество часов 34 Учитель Тугаринов А.С. Категория I (первая) Стаж работы 22 года 2018-2019 г. | «Утверждено» Директор школы: _________ ________ /Тугаринов А.С./ Приказ № 42 от «03.09.»2018г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с 1.Федеральным законом «Об образовании в РФ», №273 от 29.12.2012 г.;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3.Примерной программой по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией В.П. Дронова, издательство «Вентана-Граф» 2012 год;
4.Учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 03.09.2018 год. №41;
5.Федеральным перечнем учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 (с изменениями и дополнениями);
6.Положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ» утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 27.08.2011 г. № 71.
Концепция программы:
География — учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественно-научного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.
Основная цель географии:
Основная цель географии в системе общего образования — познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Место в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для учреждений Российской Федерации вводит 34 часа для обязательного изучения предмета «Начальный курс географии» из расчёта 1 учебный час в неделю.
Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает решение следующих задач:
- понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;
- приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;
- формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
География в основной школе — учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий; формирования географических регионов в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и рациональном природопользовании;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии ;
• воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
Методы обучения географии
Объяснительно-иллюстративный. Используется для организации усвоения знаний учащихся. Учащиеся запоминают готовую информацию – чтение учебника, прямой информации с карты, устное изложение материала учителем, подбор учащимися необходимых сведений из таблиц и графиков.
Репродуктивный. Используется для применения знаний и умений по образцу. Например, самостоятельные задания, предлагаются школьникам из темы в тему – определение географического положения материка. Это задания с использованием типовых планов, инструкций.
Проблемное изложение. Метод проблемного изложения используют для показа образца доказательного решения проблемы. Учитель формулирует проблему и сам её решает через научное рассуждение.
Частично-поисковый. Используется для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен. Основная форма данного метода – эвристическая беседа.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется следующими способами: устная проверка, письменная проверка (тестовый контроль результатов обучения, фронтальная письменная проверка знаний с целью обобщения знаний, а также закрепление умений; задания по нанесению объектов на контурную карту, задания графического характера по составлению схем, картосхем и таблиц; географические диктанты).
Распределение учебных часов
№ Раздела | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы |
1 | Введение. Географическое познание нашей планеты. | 3 | |
2 | Земля – как планета Солнечной системы | 4 | 1 |
3 | Геосферы Земли | 27 | |
Литосфера | 8 | 2 | |
Атмосфера | 5 | 1 | |
Гидросфера | 7 | 1 | |
Биосфера | 7 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 6 |
Содержание тем учебного курса «География. Начальный курс».
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа).
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы (4 часа)
Планета земной группы. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел 3. Геосферы Земли (27 часов).
Тема 1. Литосфера (8часов).
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.
Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.
Тема 2. Атмосфера (5 часов).
Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Тема 3. Гидросфера (7 часов).
Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Тема 4. Биосфера (7 часов).
Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Перечень географических объектов (номенклатура).
Тема «Литосфера».
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера».
Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.
Календарно-тематическое планирование.
№ П/П | Перечень разделов и тем | Всего часов | Количество часов практических занятий | Количество часов контрольно-диагностических занятий | Дата |
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа) | |||||
1 | География - одна из наук о планете Земля. | 1 | 04.09 | ||
2 | Зарождение географии. | 1 | 11.09 | ||
3 | Наблюдение-метод географической науки. | 1 | 1 | 19.09 | |
Раздел 1. Земля – как планета Солнечной системы (5 часов) | |||||
4 | Земля среди других планет Солнечной системы. | 1 | 25.09 | ||
5 | Движение земли по околосолнечной орбите. | 1 | 02.10 | ||
6 | Смена времён года на Земле. | 1 | 1 | 09.10 | |
7 | Пояса освещённости. Суточное вращение Земли | 1 | 16.10 | ||
8 | Обобщающее повторение по теме «Планета земля». | 1 | 1 | 23.10 | |
Раздел 2. Геосферы Земли (27 часов) | |||||
Литосфера (8 часов) | |||||
9 | Слои «твёрдой Земли». | 1 | 30.10 | ||
10 | Вулканы Земли. | 1 | 13.11 | ||
11 | Из чего состоит земная кора. | 1 | 20.11 | ||
12 | Образование горных пород. | 1 | 1 | 27.11 | |
13 | Строение земной коры. Землетрясения. | 1 | 04.12 | ||
14 | Рельеф земной поверхности. | 1 | 11.12 | ||
15 | Относительная высота форм рельефа. | 1 | 18.12 | ||
16 | Человек и литосфера. | 1 | 1 | 25.12 | |
Атмосфера (5 часов) | |||||
17 | Воздушная оболочка Земли. | 1 | 15.01 | ||
18 | Погода. | 1 | 22.01 | ||
19 | Метеорологические наблюдения. | 1 | 29.01 | ||
20 | Человек и атмосфера | 1 | 05.02 | ||
21 | Составление прогноза погоды. | 1 | 1 | 12.02 | |
Гидросфера (7 часов) | |||||
22 | Вода на Земле. | 1 | 19.02 | ||
23 | Круговорот воды на Земле. | 1 | 26.02 | ||
24 | Мировой океан - главная часть гидросферы. | 1 | 05.03 | ||
25 | Воды суши. Реки. | 1 | 1 | 12.03 | |
26 | Озёра. Вода в «земных кладовых». | 1 | 19.03 | ||
27 | Ледники. Подземные воды. | 1 | 02.04 | ||
28 | Человек и гидросфера. | 1 | 1 | 09.04 | |
Биосфера (7 часов) | |||||
29 | Оболочка жизни. | 1 | 16.04 | ||
30 | Жизнь в тропическом поясе. | 1 | 23.04 | ||
31 | Растительный и животный мир умеренных лесов. | 1 | 1 | 30.04 | |
32 | Жизнь в полярных поясах. | 1 | 07.05 | ||
33 | Жизнь в океане. | 1 | 14.05 | ||
34 | Природная среда. | 1 | 21.05 | ||
35 | Охрана природы. | 1 | 1 | 28.05 | |
ИТОГО | 34 | 6 | 4 |
Результаты изучения предмета
Личностные результаты:
Обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
Освоения основной образовательной программы по географии являются:
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков
международного общения; - овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Учебно – методический комплект
1.Учебник: Летягин А.А.География. Начальный курс . 5 класс. - М.: Вентана–Граф, 2015.
2.Примерная программа основного общего образования по географии. Автор программы Летягин А.А.., М.: Вентана-Граф, 2015
3.Рабочая тетрадь Дневник географа-следопыта к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс» М.: Вентана- Граф, 2015
4.Комлект таблиц «География. Начальный курс.»
5.Географические карты.
Список используемой литературы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Летягип А.А. География : начальный курс : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Интернет-ресурсы:
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...
Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...
Рабочая программа по математике1 класс Перспективная начальная школа
Перспективная начальная школа...
Рабочая программа для 1 класса, Коновалова Татьяна Николаевна - учитель начальной школы
Рабочая программа для 1 класса, Коновалова Татьяна Николаевна - учитель начальной школы...
Рабочая программа для 1 класса, Жукова Ирина Анатольевна - учитель начальной школы
Рабочая программа для 1 класса, Жукова Ирина Анатольевна - учитель начальной школы...
Итоговый контроль по географии за курс5 класса по ФГОС
Контрольное тестирование по географии 5 класс ФГОС. Задания для двух вариантов, базового, повышенного и высокого уровня....
тест по предлогам за курс5 класса по учебнику Биболетовой
материал полезен для повторения предлогов...